Елец. Преображенский храм

Фото 14.11.2012:

Фото 27.04.2014:

Храм Преображения Господня

Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Октябрьская, д. 135А

На храме размещена памятная доска:

Святитель Иннокентий Херсонский.

Храм Преображения Господня (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»):

Деревянная Преображенская церковь между 1678 и 1691 годами заменила более древний храм во имя св. Параскевы Пятницы, стоявший у Ливенских ворот, и была в числе других четырёх храмов, расположенных внутри рубленого города-крепости. Престол древней Пятницкой церкви был перенесён во вновь построенный Преоб­раженский храм в качестве придельного.

Писцовая и межевая книга 1693 года стольника Тихона Камынина даёт следующее описание храма: «Церковь Преображение Господне, да придел святой великомученицы Прасковьи, нареченной Пятницы, и колокольня деревянная старинная. А в той церкви Двери Царские, и Деисус, и ризы, и книги, а на колокольне колокола. Строение попа Силуяна и мирское, мерою вокруг церкви в длину с олтарем и с трапезой пять сажен с третью, поперег три сажени, и круг той церкви огорожено кладбище по наезду в переднем конце поперечнику по восточной стороне девятнадцать сажен, в заднем конце по западной стороне двадцать одна сажень с третью, а длину того кладбища по южной стороне 23 сажени, по северной 17 сажен. Да у попа на дворе кладбища 3 сажени. А от церкви мерою до городбы от олтаря на восток 11 сажен, на запад 18 сажен…».

К середине XVIII века деревянный Преображенский храм весьма обветшал и его прихожане — елецкие купцы Стефан Васильевич Шапошников, Косьма Леонтьевич Сергеев и Стефан Яковлевич Шапошников в 1761 году ходатайствовали перед Воронежским епископом Кириллом о разрешении на строительство нового храма. В том же году 17 июня из Воронежской духовной консистории была выдана шнуровая книга для сбора денег, а 20 июня Преосвященный Кирилл издал указ на построение нового храма, которое и началось в скором времени. Окончена постройкой каменная Преображенская церковь и освящена в 1771 году.

Как и многие постройки, возводимые русскими мастерами того времени, Преображенская церковь строилась по «образцу», и прототипами её можно считать церковь Иоанна Воина в Москве. Следуя конструктивным и декоративным аналогиям, елецкие мастера создали совершенно оригинальный тип культового сооружения, который был повторён в ряде елецких церквей — Владимирской-Сергиевской (1779 г.), Рождества Богородицы (1789 г.), Предтеченской (1809 г.). Подобный тип бесстолпного храма «восьмерик на четверике» начал развиваться на Елецкой земле гораздо раньше, и местная архитектурно-строительная школа берёт основы от широко известных памятников XVI века, а черты её своеобразия видны уже в постройках середины XVIII века, таких как Казанская церковь в Талице и церковь Введения в Ельце.

Церковь Преображения неоднократно перестраивалась. Первоначально был выстроен сам храм с алтарем в стиле барокко. Классицизм в зодчестве делал тогда ещё робкие шаги, поэтому он совершенно не затронул ни композицию храма, ни его декоративное оформление. Стены Преображенского храма были выбелены, а выступающий декор окрашен в желтый, красный и зеленые цвета, что совершенно необычно для построек того времени, окрашивавшихся, как правило, в два цвета, но очень характерно для периода XVI-XVII веков, когда фасады богато расписывались и для их оформления часто применялся многоцветный изразец.

Наступил век XIX, и пришло время исправлять ветхости Преображенского храма, распространять небольшую церковь и по-новому её украшать. Уже в 1808 году почитаемый ельчанами за благочестивую и подвижническую жизнь священник Иоанн Борисович Жданов испрашивал у Преосвященного Досифея, епископа Орловского и Севского, разрешение о замене иконостаса и полов в храме. На что резолюцией Владыки было дозволено «…из текущих сборов ветхости исправить и для того благочинному елецкому протоиерею Василию Алексеевскому престол снять, и по утверждении пола устроить и освятить по чиноположению».

Однако осуществлено задуманное тогда не было по той причине, что прихожане храма — елецкие купцы Иван Васильевич Шапошников и Алексей Диомидович Талдыкин — выразили желание на собственные средства расширить главный алтарь, увеличить трапезную часть храма с устройством в ней второго придельного алтаря во имя св. Иоанна Предтечи и соорудить все три новых иконостаса. Вновь поданное о. Иоанном в том же году прошение на имя правящего архиерея было удовлетворено, а в 1810 году все указанные работы завершены. При этом на средства о. Иоанна храм внутри был расписан живописцем Алексеем Прохоровичем Щучкиным сюжетами из жития святых.

Все работы по перестройке Преображенской церкви проводились в стиле русского провинциального классицизма: сбит декор наличников, а приделами с выступающими четырёхколонными портиками с южной и северной стороны закрыты окна второго света.

В 1866 году по ходатайству церковного старосты купца Петра Александровича Сергеева архитектором Синкевичем был составлен проект на «увеличение трапезной и построение вновь колокольни». После этого по благословению епископа Орловского Поликарпа в 1867-1868 годах на средства ктитора Сергеева, пожертвовавшего на эти цели 20 000 руб., трапезная храма была распространена и перекрытие выполнено с использованием чугунных колонн, храм оштукатурен снаружи и внутри, перестроена и украшена главкой алтарная часть, в приделах устроены новые иконостасы, а главный в 1871 году подновлён и позолочен.

Проект сооружения трёхъярусной колокольни, равной по высоте с церковью, рассматривался 26 июля 1868 года строительным отделением Орловского губернского правления. В 1871 году, в год столетия окончания строительства храма, было завершено возведение колокольни, и Преображенская церковь приняла в основном свой теперешний вид.

Документы 1866 года на перестройку церкви воспроизводят обмерный чертёж и план постройки. На первом чертеже видна старая колокольня начала XIX века, а рядом — церковь с новой колокольней, «предполагаемой постройкой». Новая колокольня на плане отодвинута на запад на 4 сажени от прежней и своими формами совершенно изменила все прежние стилевые особенности храма. Сказалось отсутствие определённых стилевых устоев второй половины XIX века, поэтому в сумбурную композицию колокольни намешаны и мавританский стиль портала, и готика стрельчатых арок, и новгородские каменные кресты, и стилизованные кокошники Московской архитектуры XV века. В сравнении с этим калейдоскопом форм по-иному воспринимается раскрытый и восстановленный в наше время реставраторами первоначальный декор храмовой части, где крупные формы полукруглых тимпанов между четвериком и восьмериком многократно повторяются такими же, но меньшей формы в декоре окон этих же ярусов.

Однако более крупная по объёму колокольня отнесена дальше от храма и имеет с ним хорошие соотношения. Проработана и главка колокольни с завершающейся частью, повторяющей храмовую, что позволяет сегодня со многих районов города воспринимать завершения храмовой части и колокольни Преображенской церкви очень цельно и соразмерно.

В 1891 году часть колокольни и крыши церкви были повреждены ударом молнии, выбившей из кладки 400 кирпичей. В 1892-1893 годах был проведён крупный ремонт храма, во время которого сделана новая крыша, восстановлена колокольня, устроена новая ограда, а на церкви исправлена штукатурка и покрыта масляной краской. Церковь вся была оштукатурена цементным раствором, в то время только входившим в моду. Реставраторы по праву смогли оценить качество и прочность этой работы, с трудом сбивая слой штукатурки. Кирпичная облицовка за 90 лет значительно пострадала от цементного раствора, который разрушил кирпичную кладку стен на глубину в 5 сантиметров.

В 1895 году придельные иконостасы заменены новыми, стены и потолок трапезной покрашены и расписаны живописью, деревянные полы в ней заменены цементными. Одновременно для трапезной церкви приобретена новая позлащённая утварь.

Страховые оценки 1910 года сохранили описание иконостасов Преображенского храма. Высота главного иконостаса — 15 арш. и ширина 10 арш. Размеры иконостасов в приделах: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — высота 8,5 арш., ширина, считая с боковым, — 14,5 арш.; св. мученицы Параскевы — высота 8,5 арш., ширина, считая с боковым, — 13,5 арш. Иконостасы оценены в 17 тыс. руб.

Прихожане Преображенской церкви до революции весьма почитали ряд икон, поступление которых в храм связывалось с именем о. Иоанна Борисовича Жданова. Прежде всего это образ Тихвинской Божией Матери размером 1 х 3/4 арш., украшенный в 1809 году сребропозлащённою ризой с жемчужным убру­сом и надписью «Изображение с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Тихвинския, которая в городе Волхове в Оптине Троицком монастыре копировал живописец Пётр Образцов в 1801 году месяца января». Святыней храма была икона Богоматери «Троеручица» размером 2,5 х 2 арш. в сребропозлащённой ризе и жемчужном убрусе. Из записи, сделанной о. Иоанном, следовало, что икона написана живописцем города Тулы Григорием Белоусовым в начале XIX века. В церковной летописи Преображенского храма отмечалось: «К сей иконе прибегают за помощью по молитвам Божией Матери страждущие болезнями рук и ног».

По заказу о. Иоанна Жданова были написаны для Преображенской церкви и две живописные иконы «Спасителя (размером 5 арш. х 8 вершков), изображённого стоящим на облаках и херувимах с благословляющей десницей и скипетром в левой руке, и Божией Матери, на левой руке которой благословляющий Богомладенец, к которому она склонилась Пречистою Своею главою». По сохранявшемуся между ельчанами преданию, перед этими иконами, находившимися на колоннах старой трапезной церкви, о. Иоанн молился в ночное время и слышал голос о приятии его молитвы. Во время работ по распространению трапезной в середине XIX века части этих колонн с иконами были бережно вырезаны и помещены в новые стены тёплой Преображенской церкви. Образ Спасителя — в правом приделе, на южной стене, а икона Божией Матери — в левом приделе, на северной стене. Пред этими образами, освящёнными памятью ельчан об о. Иоанне, горели неугасимые лампады.

Кроме этих икон, над Царскими Вратами придела св. Иоанна Предтечи помещалась икона Спасителя в терновом венце, присланная в Преображенскую церковь в 1874 году бывшим Нижегородским Преосвященным Иеремией (Соловьёвым), духовным другом святителя Иннокентия (Борисова), во свидетельство прозорливости священника Иоанна Жданова, предрекшего некогда жертвователю иконы архиерейство.

Обращал внимание своею древностью образ Воскресения Христова и Сошествия Христа во ад, украшенный сребропозлащённою с эмалью ризой, стоимостью 1 500 рублей.

Другая часть святынь храма была связана с памятью о святителе Тихоне Задонском. Это икона Божией Матери, данная Святителем о. Иоанну Жданову, пользовавшемуся особым расположением архипастыря. При входе на колокольню Преображенской церкви была закреплена цепь с надписью: «Сия цепь прибита повелением Тихона 1-го, Епископа Воронежского и Елецкого». Сделано это было по велению о. Иоанна, который с дозволения святителя Тихона хотел таким способом воздействовать на «…неблагоговейно стоящих в храме, особенно мальчиков-шалунов». 16 декабря 1922 года эта цепь с ошейником была передана в Елецкий пролетарский музей, а с 1928 года она экспонировалась в Елецком антирелигиозном музее. Цепь состояла из 6 звеньев, кончалась двумя полукольцами для заковывания шеи. В антирелигиозный музей передали также и ризу о. Иоанна.

Самый большой колокол на звоннице храма весил 200 пудов. По свидетельству Н. Ридингера надпись на нём «…вроде старинной скорописной; он перелит из старого колокола усердием прихожан на елецком заводе братьев Криворотовых в 1830 г.».

С северной и восточной стороны церкви располагалась ограда длиной до 30 саженей с чугунными столбами и решётками, двумя воротами и двумя калитками. С других сторон храм ограждали кирпичные стены домов А.Д. Малечкина и Т.Г. Богомолова. До 1868 года в ограде церкви находился дом о. Иоанна Жданова, перенесённый в этот год в Троицкий монастырь.

Настоятель Преображенской церкви Иоанн Борисович Жданов был одним из самых почитаемых ельчанами пастырей и прославился своей подвижнической жизнью далёко за пределами города. Родился он в 1750 году в семье настоятеля Вознесенской церкви города Воронежа. Будучи семинаристом, Иоанн Жданов испытал огромное духовное влияние Воронежского епископа Тихона, будущего святителя Задонского. Наставления и проповеди епископа Тихона, уделявшего большое внимание воспитанию будущих священников, общение архипастыря с семинаристами, способствовали укреплению в Иоанне стремления посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. По окончании в 1770 году курса Воронежской семинарии он вступил в брак с девицею Дарьею из духовного сословия, а в 1772 году был рукоположен в диакона к Вознесенскому храму. В 1779 году Иоанн Жданов рукоположен в иерея и около года служил священником в одном из приходских храмов Воронежа. В том же году он был переведён к Архангельской церкви города Ельца, а вскоре назначен священником храма Преображения Господня, в котором прослужил до конца своей жизни. Все свои дни о. Иоанн посвящал церковному служению, уединенной молитве, обустройству и украшению ставшего уже тесным и ветхим Преображенского храма. Как истинный пастырь, он стремился к воспитанию в своих прихожанах всяческих добродетелей, обличая их недостатки и призывая к благочестию и смирению. В быту подвижник отличался поразительной скромностью, употребляя почти все свои скромные доходы на благоустройство храма и в помощь всем нуждающимся. Известны случаи духовной прозорливости о. Иоанна, предсказывавшего многие события в жизни своих прихожан. Скончался пастырь 20 декабря 1824 года и был погребён при огромном стечении жителей Ельца, почитавших его за праведную жизнь. С тех пор день его поминовения в Ельце считался у горожан днём праздничным — тысячи ельчан стекались в Елецкий Троицкий мужской монастырь, где находилась могила о. Иоанна, чтобы присутствовать при отправлении соборной панихиды над его гробом и помолиться угоднику Божию. Документы Елецкого антирелигиозного музея свидетельствуют, что в 1917 году ельчане ставили вопрос перед епархиальным начальством о канонизации о. Иоанна Борисовича Жданова.

После о. Иоанна настоятелем Преоб­раженского храма долгое время состоял сын его о. Иоанн Иоаннович Жданов, иногда подписывавшийся в метрических книгах под фамилией Преображенский. В XIX столетии церковный штат составляли один священник и один диакон, в начале XX века к ним прибавился ещё и псаломщик. В приходе Преображенской церкви перед революцией числилось 1 741 человек.

Ежегодно 9 августа (по ст. стилю) в церковь совершался крестный ход из Вознесенского собора, неизвестно когда и по какому случаю установленный.

С 1882 года к Преображенской церкви указом Орловской духовной консистории от 27 сентября за №1416 была приписана часовня на Успенской улице, выстроенная Обществом елецких ремесленников в память событий 1 марта 1881 года.

С 1797 года церкви принадлежала пожертвованная купцом Иваном Васильевичем Шапошниковым лавка в гостином ряду размером 7 х 6 и высотой 4,5 арш.

В 1922 году из Преображенской церкви была изъята серебряная утварь весом 7 фунтов 76 золотников. До этого года в храме находилось скульптурное изображение распятия из дерева в натуральную величину.

В 1929 году властями Ельца была развёрнута кампания по закрытию городских церквей. Рабочие и служащие предприятий и учреждений города стали дружно требовать прекращения в них церковных служб и переоборудования храмов под «культурные нужды». Летом 1929 года при обсуждении строительной пятилетки рабочие лесопильного завода, госмельниц №107 и 108, кожзавода имени Ленина и ряда других предприятий потребовали закрыть Преображенскую церковь и оборудовать в ней киноустановку.

Учитывая «массовые пожелания трудящихся» в количестве около 5 тыс. подписей, «наличие в Ельце 13 других церквей … нужду в помещении для культурно-просветительных учреждений», 11 апреля 1930 года власти закрыли Преображенскую церковь

В 1936 году церковь обследовалась на предмет пригодности к эксплуатации, а с 1937 года здание арендовалось складом Заготзерно.

После открытия в начале 1943 года Казанской кладбищенской церкви верующие стали просить возвращения и других елецких церквей. 3 июля 1943 года ельчане обращались в горсовет с просьбой о передаче им Преображенской церкви для богослужения, но получили отказ.

А в 1946 году по решению Елецкого горисполкома №270 от 29.08.1946 была снесена алтарная апсида храма как «мешавшая уличному движению».

По документам, в 1962 году храм пустовал. Затем в трапезной располагался тир. В результате кирпич в местах установки мишеней был выбит на значительную глубину. В 1960-е годах при разборке конструкций крыши трапезной шесть колонн чугунного литья упали и раскололись.

Лишь в 1971 году решением Липецкого облисполкома №874 от 2 ноября Преображенская церковь города Ельца поставлена под охрану как памятник архитектуры, что позволило в 1983 году приступить к проектно-реставрационным работам. Целью реставрации стояла задача максимально раскрыть участки памятника, относящиеся к XVIII веку, показать наглядно все слои перестроек XIX века, сохранив композиционную цельность этого разновременного, но очень интересного памятника елецкого зодчества.

Активные реставрационные работы в Преображенской церкви начались в 1986 году. Тогда в субботниках по восстановлению храма принимали участие липецкий общественный клуб реставраторов «Русь», елецкий клуб «Вече».

В 1997 году постановлением главы администрации Липецкой области №41 от 20 января и распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом №114/580 от 9 июля 1997 года здание Преображенского храма было передано приходу Вознесенского собора Ельца. Восстановительные работы были продолжены, а в престольный праздник Преображения Господня в храме прошла первая служба и крестный ход среди груды строительных материалов. Престол храма освящён иерейским чином.

В настоящее время реставрационные работы подходят к завершению. В помещении трапезной планируется разместить церковную библиотеку и читальный зал, а в храмовой части, где уже установлен иконостас, по праздничным и торжественным дням совершаются богослужения.

Церковь Преображения Господня (по материалам книги «Елец: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов, Д.А. Нарциссов. — Липецк, 2015. — 72 с.»):

Церковь Преображения Господня расположена на углу улиц Октябрьской и Льва Толстого. Время сооружения — 1771 год. Здание возведено на месте существовавшей ранее деревянной церкви и неоднократно реставрировалась. Построена она была по образу московского храма Иоанна Воина — «восьмерик на четверике». В 1810 году к церкви пристроен придел в честь Иоанна Предтечи, в 1871 году выстроена колокольня, и здание приняло свой окончательный нынешний вид. Однако спустя 20 лет церковь постигло несчастье — от удара молнии из кладки выпали 400 кирпичей, поэтому ей потребовался срочный ремонт.

После революции из храма изъяли церковную утварь, а в 1930 году его закрыли для «культурно-просветительских» целей, затем использовали как зерновой склад. В 1960-е годы это здание пустовало, позже его заняли тиром.

В 1971 году Преображенская церковь взята под охрану как памятник архитектуры, но к восстановительным работам приступили лишь через 12 лет. В 1997 году храм определён к приходу Вознесенского собора, что позволило продолжить возрождение древней церкви: были разобраны апсида, выходящая на тротуар улицы Октябрьской, четырёхколонные портики с фронтонами с северной и южной сторон, что в значительной мере обеднило общую композицию. И тем не менее, занимая выгодное место на бровке высокого левого берега реки Быстрая Сосна, Преображенская церковь входит в неотъемлемую часть исторически сложившейся панорамы города, создаёт своеобразный неповторимый облик древнего Ельца.

Храмы г. Ельца, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.