Skip to content

Menu

  • Главная
  • Категории
  • Список городов
    • Дальневосточный федеральный округ
    • Приволжский федеральный округ
    • Северо-Западный федеральный округ
    • Северо-Кавказский федеральный округ
    • Сибирский федеральный округ
    • Уральский федеральный округ
    • Центральный федеральный округ
    • Южный федеральный округ
  • Новости
  • Статьи
  • Фильмы
  • Потери
  • Пригороды
  • Контакты
  • Алексин
  • Анапа
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Бахчисарай
  • Белгород
  • Бобров
  • Богородицк
  • Богучар
  • Бологое
  • Борисоглебск
  • Брянск
  • Буй
  • Бутурлиновка
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Волоколамск
  • Воронеж
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гагарин
  • Галич
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горячий Ключ
  • Грязи
  • Данков
  • Дербент
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Железноводск
  • Задонск
  • Зарайск
  • Зеленогорск
    (Санкт-Петербург)
  • Казань
  • Калач
  • Калининград
  • Каменск-Шахтинский
  • Кириллов
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клинцы
  • Коломна
  • Колпино
  • Котельнич
  • Краснодар
  • Красное Село
  • Кронштадт
  • Крымск
  • Кудрово
  • Куровское
  • Лебедянь
  • Ливны
  • Ликино-Дулёво
  • Липецк
  • Лиски
  • Ломоносов
  • Мантурово
  • Миллерово
  • Мичуринск
  • Моршанск
  • Москва
  • Мурино
  • Муром
  • Невинномысск
  • Невьянск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новороссийск
  • Новохопёрск
  • Острогожск
  • Павловск
    (Воронежская обл)
  • Павловск
    (Санкт-Петербург)
  • Петергоф
  • Плавск
  • Почеп
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Россошь
  • Ростов-на-Дону
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сертолово
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Сириус
  • Смоленск
  • Сочи
  • Стародуб
  • Суздаль
  • Тамбов
  • Тосно
  • Туапсе
  • Тула
  • Усмань
  • Чаплыгин
  • Чудово
  • Шарья
  • Шлиссельбург
Города РоссииИсторико-краеведческий фотоблог
  • Главная
  • Категории
  • Список городов
    • Дальневосточный федеральный округ
    • Приволжский федеральный округ
    • Северо-Западный федеральный округ
    • Северо-Кавказский федеральный округ
    • Сибирский федеральный округ
    • Уральский федеральный округ
    • Центральный федеральный округ
    • Южный федеральный округ
  • Новости
  • Статьи
  • Фильмы
  • Потери
  • Пригороды
  • Контакты

Елец. Владимирский храм

Фото 04.05.2014:

Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
Елец. Владимирский храм
1 2 3 ►

Храм Владимирской иконы Божией Матери

Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Пионеров

Храм Владимирской иконы Божией Матери (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»)

Владимирская церковь в Чёрной слободе — один из самых любимых ельчанами храмов города. Первая деревянная Владимирская церковь была построена вместо храма св. Сергия Радонежского в 1680-х годах, и её описание встречается в писцовых и межевых книгах 1691-1693 годов стольника Тихона Камынина: «Церковь Пресвятые Богородицы Владимерские, да в пределе Преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца Михаила Молеина, что в слободке. И в той церкви, и в пределе Царские Двери, и Деисусы, и праздники, и пророки, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение той церкви бывшего попа Якова, что ныне архимандрит Иокинф, и мирское. А мерою церкви в длину с олтарем, и с трапезою, и с папертью 10 сажен, поперег, и с пределом 7 сажен бес трети. И круг той церкви огорожено кладбище вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне дватцать сажен, по заподной стороне 17 сажен, а длин по южной 17, по северной 27, а от церкви мерою до городбы от олторя на восток 4 сажени, на юг одна сажень, на север 15, на запад 5 бес трети. Да той же церкви на церковной земли живут поп Степан Никифоров да вдовой поп Тимофей Григорьев сын Макавкин, дьячок Василей Иванов, да три места дворовых пустых: дьяконово, пономарёво, просвирницыно».

Владимирский храм являлся «наследником» Сергиевской церкви, что видно и по наличию в нём южного придела во имя преподобного Сергия Радонежского и потому, что строителем его был священник прежнего храма о. Иаков. Другой, северный придельный алтарь Владимирской церкви был вновь посвящён св. Михаилу Малеину. Этот последний придел со времён Н.А. Ридингера часто считался самостоятельным храмом. Но как показывают документы, отдельно стоящей церкви во имя св. Михаила Малеина в Ельце никогда не было. Причина, по которой придел Владимирского храма стал впоследствии считаться самостоятельным храмом, заключалась, по-видимому, в том, что он некоторое время имел свой причт и считался самостоятельным. Ни один из приделов городских и слободских церквей Ельца, кроме св. Михаила Малеина, не имел самостоятельного земельного участка. При межевании ему выделялась земля за Сосной, отдельно от Владимирской церкви, при которой он тогда находился: «Межа церковной земли церкви Михаила Молеина, что в Чёрной слободе у Сергия Радонежского Чудотворца. Почин за рекою за Сосною меж козачьих земель Беломестной слободы за каменною горою подле земли Вознесения Христова и Николая Чудотворца у реки Сосны поставлен столб дубовой…».

Владимирский храм, по преданию, чудесным образом уцелел во время сильного пожара 1769 года, спалившего весь Елец. По рассказам старожилов, кто-то непрестанно звонил на колокольне храма посреди бушующего вокруг огня и не прекращал до тех пор, пока не затихла огненная стихия.

Простоявший около ста лет деревянный храм было решено заменить каменным, место которому отвели в 10 саженях севернее старой церкви. Прежний же храм после построения нового был продан за незначительную цену в село Злобин Воргол Елецкого уезда, а на его месте по древней традиции установлен каменный столб, напоминавший ельчанам о существовании некогда в Чёрной слободе Сергиевской церкви.

Новая каменная Владимирская церковь начата постройкой в середине 1770-х годов. В 1779 году был освящён Сергиевский престол, в 1784 году — главный. Антиминс на него выдал 17 апреля 1784 года. Преосвященный Тихон III (Ступишин-Малинин), епископ Воронежский и Елецкий, благословивший освящение храма. Придельные алтари были устроены в трапезной. Южный — в честь св. Сергия Радонежского, а северный, освящённый ввиду недостатка средств только в 1811 году, — во имя св. Феодосия Тотемского. Для сохранения незабвенной памяти о царе Михаиле Фёдоровиче на местной храмовой иконе придела св. Феодосия вместе с ликом преподобного Феодосия помещено было изображение и преподобного Михаила Малеина.

Главными жертвователями на строительство храма были его прихожане — елецкие купцы Конон Никитич Кожухов, Мартын Ульянов, Ермил Никитин, Калабины, Н.В. Игнатов, Я.К. Гаврилов, Конон Шеламов, Валуйские. Постройка храма обошлась в 150 тысяч рублей.

Объёмно-пространственная композиция храма — восьмерик на четверике была традиционна для Ельца того времени. На восьмерике высокий купол, по форме близкий к шатру, с небольшой световой главкой в завершении. Четверик двусветный. Переход от четверика был в виде полукруглых тимпанов, с двумя окнами с южной и северной сторон. Весь декор первого яруса храма был выполнен в древнерусских формах, более свойственных концу XVII столетия.

В 1809 году построена четырёхъярусная колокольня высотой 19 саж. 1 арш. (около 40 м), проект и фасад которой утвердил Преосвященный Досифей (Ильин), епископ Орловский и Севский, причём предполагаемую по проекту высоту шпиля на колокольне Владыка собственной волею уменьшил втрое только лишь потому, что в «таком-то виде устроена колокольня со шпилем на моей родине». Проектная высота шпиля в 37 арш. была возвращена колокольне Владимирского храма только в 1870 году по рисунку настоятеля о. Павла Бутягина.

В 1820-х годах стала очевидной необходимость распространения приходского храма Чёрной слободы, для чего были составлены чертежи, представленные священником Владимирской церкви Иоанном Очкиным в Орловскую духовную консисторию 11 июня 1828 года. По неизвестной причине проект этот не был утверждён, и в начале следующего года началась работа над другим проектом, обмерные чертежи для которого в 1829 году выполнил елецкий городской архитектор Вак. На основании этих чертежей архитектор И.И. Шарлемань сделал проект двух приделов к храмовой части Владимирской церкви, а также надстройки её с приданием всему комплексу храма классического вида.

Работы по распространению храма выполнены в 1841-1844 годах Распространены на север и юг храмовая часть и трапезная, значительно расширена алтарная часть, в трапезную устроено три входа. При этом у южной стены храма оказался «небольшой каменный столб», указывавший место бывшего прежнего деревянного храма. В 1842-1844 годах внутренние стены Владимирской церкви расписаны художником Мягковым священными изображениями.

Главный престол во имя Владимирской иконы Божией Матери освящён Преосвященным Евлампием (Пятницким), епископом Орловским и Севским, 23 июня 1844 года. В 1853-1857 годах наружные стены храма украшены лепниной и расписаны. Лепной орнамент почти сплошь покрывал фасады.

В середине 1860-х годов к храмовой части были пристроены ещё два придела. С южной стороны — во имя святителя Тихона Задонского, устроенный иждивением потомственного почётного гражданина Николая Васильевича Валуйского в благодарение святителя за исцеление повреждённого зрения сына его Мелитона. Иконостас нового придела был заказан 25 июня 1864 года Никифору Васильевичу Соколову, а 12 января 1865 года художник Александр Иванович Лялин по заказу Валуйских начал писать для придела иконы. В иконостасе Тихоновского алтаря были иконы святых, имена которых носили родственники Н.В. Валуйского. А 13 августа 1865 года после всенощного бдения, совершённого накануне, состоялось торжественное освящение придела в честь св. Тихона Задонского.

Северный придел храма, сооружённый на средства мещан Якова Климовича Гаврилова и его жены Фёклы Ивановны, освящён 17 июля 1866 года в честь св. Михаила Малеина. Образа для его иконостаса также выполнил художник А.И. Лялин.

В 1885-1888 годах усердием прихожан Игнатовых, Киреевых, Калабиных, Валуйских, Гавриловых и Шеламовых росписи внутри храма обновили, а прежние иконостасы заменили новыми. В 1895 году иконостасы вновь позолочены.

По страховым оценкам 1910 года главный иконостас Владимирской церкви имел высоту 25 арш., ширину 19 арш. Придельные св. Тихона и Михаила Малеина — 8 арш. в высоту и 8 арш. в ширину. В трапезной при алтарях св. Сергия и св. Феодосия иконостасы имели высоту 10 арш., а ширину 19 арш., считая боковые северную и южную их стороны. Иконостасы были оценены следующим образом: три в храмовой части — в 19 тыс. руб., а два в трапезной — в 9 тыс. руб. Вся церковь с иконостасами оценена в 74 тыс. руб.

Купол Владимирского храма был покрыт листами алюминия, трапезная — железом, окрашенным светлой краской. Северные и южные двери храма украшали медные листы с рельефными изображениями апостолов Петра и Павла, преподобных Михаила Малеина и Феодосия Тотемского, а также изображениями земной жизни Христа. Трапезную часть храма венчал круглый купол и главка.

Елец. Владимирская церковь, XX в.

Так, к концу XIX столетия в основном сложился облик одного из самых интересных в архитектурном отношении храмов Ельца. Любопытно, что если бы было неизвестно точное время создания храма, то по первоначальному архитектурному облику Владимирский храм можно было бы смело отнести к концу XVII века — так ярко во всех его деталях прозвучал «нарышкинский» стиль. Видно, очень крепкими оказались в Ельце прежние строительные традиции, да и руководил стройкой судя по всему опытный мастер. Возведённая по излюбленному древнерусскими зодчими конструктивному приёму «восьмерик на четверике», Владимирская церковь церковь имела красиво обработанные окна с характерными для конца XVII столетия полуколонками и разорванными фронтонами, причём с южного и северного фасадов они имели разный рисунок. Северный фасад — в традиции древних мастеров был решён асимметрично.

Во времена классицизма храм надстроили, растесали и приподняли окна восьмерика, закрыли новым полусферическим куполом древний, имеющий шатрообразную форму, восходящую к XVI веку, и главку шатра с богатым профилем окон и полуколонок. При обследовании храма под более чем метровым слоем мусора над поздними приделами обнаружились древние окна второго света четверика с первоначальным декором.

При раскопках выяснилось и первоначальное цветовое решение храма — он был оштукатурен известковым раствором и побелен. Все эти находки позволяют утверждать, что стилистически этот памятник является одним из самых древних среди зданий, сохранившихся до наших дней в Ельце.

Наконец, что касается росписей наружных стен и украшения их лепниной. Эти работы, поражавшие мастерством исполнения, впоследствии стали приписывать французам, оставшимся в России навсегда после 1812 года. Но архивные документы свидетельствуют о том, что в 1853 году иностранцы в Ельце не проживали, следовательно, лепные работы выполнены были русскими мастерами. Декоративное убранство фасадов выполнено просто и торжественно, лепной растительный и геометрический орнамент покрывал почти сплошь стены фасадов и словно лёгким белым кружевом вился по стенам изумрудного цвета.

Лепная работа как бы соревновалась в выдумке рисунка с народными елецкими кружевницами, перекликаясь и повторяя движение тонких линий кружев. Прямых аналогов такому декорированию в XIX веке нам не известно. Корнями эта традиция восходит к зодчеству древнего Владимира с его памятниками мирового значения — Дмитриевский собор, а также Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. По словам исследователя архитектуры Г.И. Гунькина, Владимирский храм, если бы он сохранил весь свой первоначальный убор, можно было бы считать памятником елецким кружевницам, так как он был по-народному красив, ярко наряден, так профессионально был выполнен его орнамент, щедро разбросанный по фасадам. Теперь, к сожалению, большая часть этого кружевного узорочья осыпалась.

Следует отметить удачное с градостроительской точки зрения расположение колокольни. Старомосковская улица (ныне Маяковского) шла через Чёрную слободу на гору, где была одна из четырёх городских застав — Московская. Подъезжающему к заставе со стороны столицы путнику открывалась панорама Ельца, и первое, что его встречало, — стоящая по оси улицы, посреди Владимирской площади высокая колокольня.

Впечатляла Владимирская церковь и своим внутренним убранством, обладая значительным числом подлинных святынь, почитаемых всеми ельчанами. В храме находились «замечательные своею древностью иконы» и другие святыни, тщательно «зафиксированные» елецкими историками в XIX — начале XX века:

1. Владимирской Божией Матери (8 х 10 верш.), украшенная тяжеловесной сребропозлащённою ризой и убрусом, шитая крупным жемчугом и усыпанная бриллиантами. Риза устроена ельчанами Калабиными после смерти их матери Александры Алексеевны, завещавшей употребить свой жемчужный и алмазный фермуар на украшение иконы. Икона вложена в другую икону, представляющую содержание акафиста Божией Матери. Данная икона обложена серебряною гравированною ризою работы известного московского художника Сазикова. Риза на иконе стоила более 3 тыс. руб. серебром.

2. Икона Богоматери «Утоли моя печали» (1 арш. 6 верш. х 1 арш. 4 верш.), древнего письма, в киоте в левом приделе Михаила Малеина главного храма, близ северных дверей. Украшена сребропозлащённою художественною ризой. Почитание иконы возросло во время Русско-Японской войны.

3. Нерукотворный образ Спасителя (7 х 5 верш.), украшенный сребропозлащённою ризой. По преданию, сей образ вывезен из Москвы после 1812 г., где найден был в пепле невредимым после московского пожара.

4. Иконы Божией Матери Елецкой, св. Николая Чудотворца и св. преподобного Сергия Радонежского.

5. Сребропозлащённый ковчег и три таких же сосуда.

6. Неповреждённый антиминс 1784 г., освящённый Преосвященным Тихоном III, епископом Воронежским, а также антиминсы 1811, 1855, 1865 и 1866 гг.

7. Большой колокол весом 716 пудов, названный «Тихоном» в честь открытия мощей св. Тихона Задонского в 1861 г.

8. Евангелие, напечатанное во времена царя Фёдора Алексеевича в конце XVI в.

Ежегодно 25 сентября в день памяти св. преподобного Сергия Радонежского из Вознесенского собора во Владимирскую церковь совершался крестный ход.

Заметным событием в жизни прихода Владимирского храма стали торжества 1911 года, связанные с 50-летием прославления святителя Тихона Задонского, который весьма почитался духовенством и прихожанами и во имя которого в храме был освящён придельный алтарь. 19 июня житель Чёрной слободы купец Иван Данилович Мамонтов передал Владимирской церкви в дар икону-портрет святителя Тихона, которая несколько поколений хранилась в его роду и считалась чудотворной. По семейному преданию, написана она была с живого святителя и с его благословения для любимой им семьи ельчан. Размер иконы — 1,5 арш. в высоту и 5 четв. в ширину. Пожертвованная Мамонтовым икона была торжественно, с крестным ходом перенесена в храм.

Само здание церкви в преддверии празднования полувекового юбилея открытия мощей святителя Тихона было приведено в порядок — исправлена кое-где штукатурка, наружные стены побелены, обновлены иконостасы приделов св. Тихона и св. Михаила Малеина усердием ктитора храма Михаила Алексеевича Меркулова.

Накануне торжеств 12 августа 1911 года в храме состоялось всенощное бдение с чтением акафиста Святителю. На следующий день после ранней литургии с акафистом, водосвятия, поздней литургии и проповеди в память Задонского чудотворца начался крестный ход из Владимирского храма по Чёрной слободе с хоругвями и иконой святителя Тихона. На площади перед Воскресенским кладбищем был отслужен молебен, после которого крестный ход вернулся в храм по разным улицам слободы. В заключение состоялся «торжественный акт» и благотворительный обед для бедных прихожан.

Воскресенская кладбищенская церковь считалась приписной к Владимирскому храму, священнослужители которого по особым дням совершали в ней богослужения.

Штат священно- и церковнослужителей храма Владимирской иконы Божией Матери состоял в XIX веке из двух священников, диакона и дьячка с пономарём. В конце XIX — начале XX века — из двух священников, диакона и псаломщика.

Из служившего во Владимирском храме духовенства особенно замечательны два протоиерея, которые навсегда вписали свои имена в церковную летопись Ельца — Лука Васильевич Ефремов (1789-1877) и Павел Николаевич Бутягин (ок. 1824-1908).

Лука Ефремов родился 14 октября (по ст. ст.) 1789 года в семье священника Предтеченской церкви города Ельца Василия Фёдорова. По окончании курса наук в Орловской духовной семинарии в 1809 году он рукоположен в священника елецкой церкви св. Иоанна Предтечи на место своего больного отца. В 1816 году о. Лука Васильевич перешёл к Владимирской церкви, в которой, за исключением двух лет, прослужил до 1847 года. Около 1820 года на свои средства он выкупил близ Владимирской церкви участок огородной земли, на которой по благословению о. Иоанна Борисовича Жданова построил одноэтажное здание для богадельни из четырёх покоев, служившей приютом для бедных и престарелых ельчан до самой революции 1917 года. Кроме того, протоиерей Лука Ефремов был автором нескольких десятков сочинений на религиозно-нравственную и историческую темы, став самым известным духовным писателем Ельца. Его перу принадлежат такие известные сочинения, как «Уроки из жизни святителя Митрофана, или Поучительная для нас жизнь его», «Пути промысла Божия в моей жизни», «Воспоминание об о. Иоанне Борисовиче, священнике Елецкой градской Преображенской церкви», «Житие Татьяны Борисовны Потёмкиной», «Нравоучительные басни», «Ревность о Господе Бозе Моем» и др. Отец Лука был дружен с известным елецким подвижником о. Иоанном Борисовичем Ждановым, а супруга о. Луки — Прасковья Семёновна, урождённая купеческая дочь Перекалина, пользовалась особым расположением затворницы Мелании, часто удостаивавшей её духовными беседами. Последние годы жизни о. Лука Ефремов прожил в Воронеже в семье своей дочери Александры — супруги священника Пятницкой церкви Николая Скрябина. Там он скончался в 1877 году и погребён на новостроящемся Всесвятском кладбище.

Более полувека — 58 лет — прослужил во Владимирском храме о. Павел Николаевич Бутягин. Он родился в семье священника соборного храма города Карачева Николая Иоанновича Бутягина, бывшего впоследствии протоиереем кафедрального собора Орла. По окончании курса Орловской духовной семинарии П.Н. Бутягин был определён преподавателем 1-го Орловского духовного училища, а в 1846 году рукоположен в священника к Владимирской церкви города Ельца на место своего тестя — священника Павла Иоанновича Очкина. Кроме исполнения обязанностей вначале приходского священника, а затем и настоятеля Владимирского храма, о. Павел Бутягин долгие годы состоял законоучителем городского приходского училища, женской прогимназии, а впоследствии гимназии. Отец Павел отличался неутомимым трудолюбием и был знаменитым проповедником. Именно ему выпала честь представлять елецкое духовенство на торжествах по случаю открытия честных мощей святителя Тихона Задонского в 1861 году. На его средства была устроена каменная ограда вокруг Чернослободского кладбища. Авторитет этого пастыря в Ельце был велик и непререкаем, подтверждаемый практически всеми церковными наградами, возможными для белого духовенства. Он был отмечен скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом (1867), орденом св. Анны III степени (1872), саном протоиерея (1876), орденом св. Анны II степени (1881), орденом св. Владимира IV степени, палицей. В 1904 г. ввиду преклонности лет протоиерей Павел Николаевич Бутягин вышел за штат, уступив своё место сыну — священнику Тихону Павловичу Бутягину. Скончался протоиерей П.Н. Бутягин 9 октября (по ст. ст.) 1908 года.

Владимирскую церковь многократно посещали орловские архипастыри: 23 июня 1844 года — епископ Евлампий; 26 августа 1856 года — архиепископ Смарагд; 4 июня 1863 года — епископ Поликарп; весной 1868 года — епископ Макарий; в 1888 года — епископ Симеон; 19 июня 1892 года — епископ Мисаил; 18 мая 1897 года — епископ Митрофан; 18 августа 1899 года и 25 июля 1900 года — епископ Никанор, 13 февраля 1911 года — епископ Григорий.

С 1865 года Владимирской церкви принадлежала деревянная лавка и 40 дес. земли. В приходе храма в начале XX века числилось 2 587 человек.

Прихожане Владимирской церкви одними из первых в Ельце откликнулись на призывы духовных властей о создании при городских и сельских храмах церковно-приходских попечительств. 19 марта 1867 года в доме старосты храма купца Д.В. Валуйского состоялось торжественное собрание, на котором в присутствии городского полицмейстера H.A. Ридингера, благочинного и священнослужителей после прочтения высочайшего положения о приходских попечительствах и воззвания Преосвященного Поликарпа, епископа Орловского и Севского, собравшиеся прихожане приступили к выборам председателя и членов приходского попечительства. Главой его был избран староста Владимирской церкви Д.В. Валуйский, а членами — священники П.Н. Бутягин и И.Л. Ефремов, диакон А.А. Бекетов, а также многие «именитые» граждане Ельца — Пётр Николаевич Ростовцев, Иван Иванович Калабин, Мелитон Николаевич, Алексей Дмитриевич и Платон Дмитриевич Валуйские, Николай Васильевич Игнатов, Василий Михайлович Шеламов, Василий Александрович Кожухов и другие.

При храме действовала приходская богадельня, основанная протоиереем Лукой Ефремовым около 1820 года. Находилась она в одноэтажном каменном здании размером 23 х 9 арш., высотой 7,5 арш. и тесовыми сенями 12 x 4 арш. В начале XX века в богадельне проживали до 30 лиц женского пола из духовного звания. При богадельне в 1900 году купцом Константином Алексеевичем Гавриловым построено деревянное здание, в котором разместилась больница. В 1905 году построено двухэтажное смешанное здание столовой длиной 23 арш., шириной 8,5 арш. В 1908 — кирпичное здание для воскресной школы длиной 21 арш., шириной 8,5 арш. и высотой 8 арш.

В 1866 году потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Мелитон Валуйский основал при Владимирской церкви церковно-приходское училище, за что в следующем году получил благословение Святейшего Синода. Законоучителем в нём долгие годы состоял Павел Николаевич Бутягин.

Именем протоиерея П.Н. Бутягина была названа приходская библиотека-читальня, открытая 21 ноября 1907 года в каменном одноэтажном здании, построенном на средства бывшего ктитора Владимирской церкви Сергея Васильевича Кожухова. 27 апреля 1908 года здесь же, в пристройке к библиотеке, было открыто Владимирское Чернослободское общество трезвости, насчитывавшее 450 человек и руководимое священником Тихоном Павловичем Бутягиным.

Сложно переоценить роль семьи Валуйских в судьбе Владимирского храма и в жизни всего Ельца. Представители этого купеческого рода более 100 лет были его постоянными благотворителями, многие годы несколько представителей рода Валуйских выполняли обязанности старосты Владимирской церкви. Так, Николай Васильевич Валуйский потратил на украшение храма в 1860-х годах 3 275 рублей, на работы по всему храму — 580 рублей, на иконостасы в трапезную — 1 000 рублей, на колокол — 1 150 рублей, на две ризы для икон: 1-я Сергия Радонежского, св. Николая, св. Димитрия Ростовского и Иоанна Воина, 2-я св. Феодосия Тотемского и св. Михаила Малеина — 1 000 рублей. Всего же благотворитель пожертвовал на Владимирскую церковь 8 898 рублей. Дмитрий Васильевич Валуйский более 30 лет был ктитором церкви, отдавая много сил и средств на благоукрашение приходского храма. Будучи старостой храма, Д.В. Валуйский заказал на заводе Криворотовых колокол весом 716 пудов в честь открытия в 1861 году мощей св. Тихона и назвал его «Тихоном». Дважды — в 1867 и 1868 годах — он получал благословение Святейшего Синода, а 14 марта 1877 года награждён медалью «За усердие» на Аннинской ленте.

Мелитон Николаевич Валуйский с 1866 по 1885 годы содержал на свои средства приходское училище при Владимирской церкви, в котором обучалось 110 человек. Училище располагалось в доме, принадлежавшем Валуйским, а с 1878 года — в построенном для него доме по улице Глухой. Директор Елецкой гимназии ходатайствовал о награждении М.Н. Валуйского орденом св. Анны 3-ей степени за деятельность в области просвещения. В начале XX века в училище было 250 учащихся и три учительницы. В 1868 году М.Н. Валуйский был награждён благословением Святейшего Синода за пожертвования в пользу Владимирской церкви.

С 1871 по 1879 годы старостой был Платон Дмитриевич Валуйский. С 1879 до 1887 годы — Николай Мелитонович Валуйский. До самой революции Валуйские продолжали оставаться главными попечителями храма, который их трудами и заботами в начале XX века стал подлинной жемчужиной древнего Ельца.

За годы же советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные, взывающие к совести руины. Начало этому было положено в 1922 году ограблением церкви. Тогда из неё изъяли серебряную утварь весом 1 фунт 43 золот. Ещё ранее — летом 1918 года — был убит священник Владимирской церкви Михаил Тихомиров. В мае он был арестован властями и заключён в тюрьму по обвинению в сопротивлении властям и контрреволюции. На самом деле он просто воспротивился конфискации имущества своей тёщи — купчихи В.П. Кулагиной. При этом прихожане активно выступили на стороне своего батюшки, в том числе и многочисленные рабочие кожевенного завода. В самый разгар конфликта прозвучал набат, и к храму стал стекаться народ, возмущённый попыткой ареста о. Михаила. Впро­чем, священник всё равно был арестован, но через несколько дней выпущен из тюрьмы. Что произошло впоследствии, пока не известно, но уже следующий номер «Орловских епархиальных ведомостей» сообщил об убийстве в Ельце священника Михаила Тихомирова.

В конце 1920-х годов Владимирский храм стал елецким символом противостояния внутри Русской Православной Церкви, вызванного декларацией митрополита Сергия 1927 года. Главой «иосифлян» — сторонников митрополита Иосифа (Петровых), отвергнувших саму декларацию и всякое общение с поддержавшим митрополита Сергия духовенством, в нашем регионе стал епископ Козловский Алексий (Буй), назначенный управляющим Воронежской епархией. Запрещённый вскоре в служении и отстранённый от управления епархией епископ Алексий в начале 1928 года нашёл поддержку в Ельце, в лице священника Владимирской церкви Сергия Бутузова. Тот ещё 17 марта 1928 года переписал в Воронеже все воззвания и послания митрополита Иосифа и, получив в поддержку игумена Питирима (Шумских), взялся за организацию при храме монашеской общины из насельниц Знаменского монастыря, ориентированных на отделение от митрополита Сергия. В это время епископ Алексий часто и подолгу проживал в Ельце и служил во Владимирском храме. Таким образом, в 1928 году причт и приход Владимирской церкви встали в открытую оппозицию советской власти и лояльному ей священству. К общине Владимирской церкви примкнула часть монахинь Знаменского монастыря. Некоторые из них даже переселились из монастырских стен поближе к Владимирской церкви. После этого о. Сергий Бутузов 12 сентября 1928 года был выслан из Ельца. На его месте ещё некоторое время служил опальный епископ Алексий, который уже 7 марта 1929 года был арестован в Москве.

Владимирская церковь оставалась в центре событий до 1929 году. В этом году в местной газете «Красное знамя» появилась статья «Святые закройного цеха» о верующих рабочих Елецкого госкожзавода. Среди высмеиваемых ельчан, не порвавших связи с «церковниками» и даже активно участвующих в церковной жизни, автор называет и А.П. Потанина — члена церковного совета Сергиевской церкви и ктитора Воскресенской кладбищенской церкви. Одно из самых серьёзных обвинений, выдвигаемых в его адрес на страницах газеты, — «обе церкви украшает цветами своего сада».

Служба во Владимирском храме продолжалась до 1937 г. В этот год в ней служил о. Иосиф Афанасьевич Булгаков, расстрелянный в том же году за антисоветскую деятельность. После ареста последнего священника храм был закрыт и вскоре занят военным ведомством, что в какой-то мере спасло его от разрушения.

Община Владимирского храма была создана ельчанами вновь в 1943 году. Верующие пригласили двух престарелых священников — протоиерея Афанасия Сипягина (81 год) и протоиерея Иоанна Красовского (75 лет) и начали ходатайствовать об открытии храма, к тому времени находившемуся в хорошем состоянии. 25 июля 1943 года верующие обратились в Верховный Совет СССР с просьбой о возвращении для богослужения собора или Владимирской церкви. Первая подпись на заявлении принадлежит М.Н. Крыловой, проживавшей в Ельце в доме №30 по ул. Литейной.

28 февраля 1944 года верующие — члены церковного совета Гриднев, Зотова, Поляков, Каратеев, Федоркина, Шилова, Пыльникова, Кокоткина, Боровкова вновь ходатайствовали об открытии пустующей Владимирской церкви, в которой полностью «сохранился иконостас с Царскими Дверями, а также престол и жертвенник». До этого церковь использовалась как складское помещение лётной частью и, согласно обследования инженерами горкомхоза, была в хорошем состоянии. Требовался лишь частичный ремонт полов (50 кв. м) и кровли (100 кв. м). Но хлопоты об открытии церкви взял в свои руки энергичный обновленческий священник, и многие прихожане откачнулись от храма под влиянием мысли: «Если будет в церкви обновление, то не надо лучше никакой церкви». Открытие Владимирского храма так и не состоялось, а уже в декабре 1944 года из церкви начали растаскивать полы. За тем последовало частичное разрушение храма.

В 1950 году городские власти приняли решение о разборе Владимирской церкви, которому постарались придать вид законности, предварительно составив акт технического состояния, который явно готовился по заказу, так как специальных обследований не проводилось, о чём говорит текст составленного документа: «Произведён осмотр церкви Сергия … колокольня … высотою до 50 метров … наклон в северо-западную сторону 1,5-2 м. Северо-восточный угол церкви имеет высоту 9-10 м, имеет отклонения в наружную сторону до 20 см. …кирпич на сводах вследствие неисправности крыши потерял прочность … колокольня стесняет проезд». Далее следовала рекомендация — «разобрать»…

Одновременно власти попытались провести необходимые согласования. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Орловской области Н. Зверев ответил на соответствующий запрос: «…Исторической и архитектурной ценности церковное здание (Сергиевской церкви) не представляет … разрешить разобрать». Совершенно неожиданно в защиту церкви выступил начальник областного отдела по делам архитектуры Новиков: «…указанные церкви не состоят на учёте памятников архитектуры области, тем не менее … отдел не рекомендует разбирать колокольню Сергиевской церкви, представляющей самостоятельный архитектурный интерес и высотное значение в ансамбле Ельца».

Но здравый смысл так и не победил. На основании «заключения» Елецкий городской Совет принял решение за №200/18 от 08.05.1950 г. о сносе: «Здание бывших церквей Сретенской и Сергия … разобрать на слом. Поручить произвести слом церквей начальнику строительного участка объекта 112 т. Капустину… Вывезти весь мусор и спланировать площадки». Вскоре верхние ярусы колокольни были разобраны, но снос церкви по каким-то причинам отложили.

А в 1971 году решением Липецкого облисполкома №874 от 2 ноября Владимирская церковь Ельца поставлена под охрану как памятник местного значения. В таком виде и дошла до наших дней Владимирская церковь. Сам храм — древнейшая часть церкви — ещё крепок, целы его своды, но колокольня и трапезная полуразрушены и ждут помощи реставраторов и общественности.

Храмы г. Ельца
Елец, Липецкая область, православие, храм, церковь

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярное сегодня

Поиск по сайту

Фото из наших галерей

Шарья. Паровоз П-36-0147 tuapse-dvorec-kultury-07 tuapse-pamyatnik-gorkomu-03 spb-mendeleevskaya-liniya-02 tosno-skver-50-letiya-g-tosno-03 Зеленогорск. Приморское шоссе lomonosov-mihajlovskij-sobor-21 ekaterinburg-memorial-chyornyj-tyulpan-11 sankt-peterburg-kazanskaya-ploshhad-05

Последние записи

  • Вокзал Рыбинск – 120 лет: хранитель купеческих традиций и символ города
  • Грязи. Памятник Всем труженикам Грязинской земли
  • В Петербурге появился памятник Исааку Дунаевскому
  • Сочи. Памятник Петру I
  • Сочи. Несебрская улица
  • В Петербурге открыли мемориальную доску легендарному тренеру «Зенита» Юрию Морозову

Последние новости

  • Вокзал Рыбинск – 120 лет: хранитель купеческих традиций и символ города
    12.11.2025
  • В Петербурге появился памятник Исааку Дунаевскому
    05.11.2025
  • В Петербурге открыли мемориальную доску легендарному тренеру «Зенита» Юрию Морозову
    01.11.2025

Последние комментарии

  • Владимир к записи Екатеринбург. Улица Белинского, дом 20
  • Юрий Этингоф к записи Мурино. Мемориал «Авиаторам Балтики»
  • Сергей к записи Елец. Казанское кладбище
  • Администратор к записи Москва. Богоявленский храм

© ® Города России, 2012-2025

Права на материалы, опубликованные на данном сайте принадлежат их авторам. Использование авторских материалов сайта возможно при установке гиперссылки https://rus-towns.ru, при использовании иных материалов указание источника обязательно. О замеченных ошибках сообщайте по электронной почте rus-towns@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru