Фото 14.01.2013:
Храм Архистратига Михаила
Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Октябрьская, д. 125
Храм Архистратига Михаила (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»)
Архангельская деревянная церковь в Ельце построена на рубеже XVI-XVII веков. Находилась она на Красной площади, на месте нынешнего сквера. Первое упоминание о ней в документах относится к началу XVII века. Священник церкви Архангела Михаила «поп Козма» 17 декабря 1617 года к обыскным речам елецких казаков по делу о краже денег из царской казны «прихожен своих места и в детей духовных места руку приложил», то есть заверил своей подписью показания прихожан. А 28 декабря заверили показания елецких торговых лавочных людей «Михайловский поп Прокофей» и Козма. 16 января 1618 года «поп Прокофей» и «поп Козма в прихожен своих вместа елецких пушкорей и затинщиков руку приложил».
Храм, находившийся в стенах крепости, упоминается в документах 1628 года, а в писцовых книгах 1646 года указан его размер — 8 х 5 саж. В окладных книгах 1676 года церковь называется Архангельской «внутри города на посаде», а у «тое церкви двор попа Димитрия, двор попа Лукьяна, двор дьячков, двор просвирницин. Церковные земли двадцать четвертей, сенного покосу на тритцать копен», в приходе 100 дворов служилых людей.
Писцовые книги Тихона Камынина 1691-1693 годов сохранили для нас описание храма: «Церковь Архистратига Михаила и колокольня деревянная. Строение мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью восемь сажен бес трети, поперег пять сажен. И круг той церкви огорожено вновь кладбище по наезду в переднем конце поперечника по восточной стране подле проезжей дороги осмнадцать сажен, в заднем конце по заподной стороне семнатцать сажен, по северной стороне дватцать один сажен. А от церкви мерою до городбы от олтаря один сажен от паперти на юг три сажени с третью, от паперти на север девять сажен, на запад адиннацать сажен, а у той церкви служит поп Кирилл…».
В 1703 году на средства елецкого помещика стольника Евсевия Бехтеева храм был заменён новым каменно-деревянным, на второй деревянный этаж которого переведён престол из сгоревшей Воскресенской соборной церкви. Около 1720 года Архангельско-Воскресенский храм был обновлён — второй деревянный этаж на средства помещика Алексея Дмитриевича Свишинского заменён каменным.
Причты обоих храмов первое время были самостоятельны и независимы друг от друга. Но в 1748 году распоряжением епископа Воронежского Феофилакта Архангельская церковь была переведена в разряд придельных при Воскресенской, что в верхнем этаже, «и того ради священнику Архангельской церкви Афонию Космину с дьяком пономарём быть в указанном штате при той же соборной Воскресенской церкви и приходские дворы Архангельской церкви и церковную дань причислить к приходским той же Воскресенской соборной церкви дворам, и тем приходам с церковными доходами, также землею и всякими угодиями, если таковые при тех церквях имеются, владеть и церковную дань платить вообще при той Воскресенской церкви протопопу с братиею, а не одному попу Афонию с причетники».
В 1772 году указом Воронежской духовной консистории Елецкому духовному правлению прежнюю Архангельскую церковь велено было «…отныне и впредь именовать и писать Воскресенскою». Так закончилась история «городского» храма Архистратига Михаила, престол которого остался в старом Воскресенском соборе в качестве придельного. Причт же его был переведён в новую каменную Архангельскую церковь, сооружённую, согласно «Топографическому описанию Орловского наместничества 1787 года» прихожанами в 1778 г. на нынешнем месте — «за городом», взамен пришедшего в ветхость деревянного храма Казанской иконы Божией Матери с приделом Архангела Михаила, который стал главным престолом новой церкви. Возможно, что каменный пятиглавый храм с главным престолом во имя Архистратига Михаила начал строиться уже в 1772 году, так как документы Воронежской духовной консистории упоминают в это время «Архангельскую церковь, что за городом». Подтверждают это и «Материалы для истории и статистики г. Ельца» Н.А. Ридингера, в которых указывается на построение каменной «о 5 главах» Архангельской церкви «около 1775 г.».
В 1823 году трапезная Архангельской церкви была распространена и в ней устроены два придельных алтаря — св. Илии с правой стороны и свв. Иоакима и Анны с левой стороны, посвящённые согласно желанию его строителя Иоакима Ал. Зотова. Одновременно и в главном храме были устроены два придела — свв. апп. Петра и Павла (правый) и св. Николая Чудотворца (левый).
В 1844 году прихожане Архангельской церкви ввиду тесноты храмовой части и придания ей размера, соответствующего новой трапезной, просили епархиальное начальство разрешить перестройку церкви. В апреле того же года доношение о том епископа Орловского было получено в канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. Проект на распространение Архангельской церкви был направлен на рассмотрение в Департамент проектов и смет, а в ноябре 1844 года его утвердил император Николай I. Однако позднее выяснилось, что назначенная в проекте длина в 28 саженей приведёт к тому, что церковь займёт часть улицы. Поэтому в Главном управлении проектов и публичных зданий был выполнен новый проект «в меньшем противу первого размере» и «оный Высочайше утверждён» в июне 1845 года.
В сентябре 1845 года епископ Орловский Смарагд докладывал в Синод, что для распространения Архангельской церкви сделано следующее: место очищено, разобран прежний старый храм, привезён камень на весь бут и цоколь, закуплено извести 800 четвертей, закуплено 400 тыс. кирпича, одна десятина строевого леса, нанят подрядчик по контракту для кладки цоколя, бута и стен, для возки воды и песка наняты государственные крестьяне. С городским архитектором Померанцевым 12 ноября 1845 года был заключён договор, по которому «…он обязан произвести и отделать новый строящийся храм по Высочайше утверждённым рисункам, выдавать все детали … иметь должное заведывание до самого окончания работ с получением за то денег 285 рублей».
«Доброхотное» участие в постройке храма принял елецкий купец Иван Васильевич Шапошников, пожертвовавший необходимый для строительства «каменный материал». Строительством руководил ктитор храма купец Александр Иванович Самохотов.
В 1845-1846 годах велись работы по устройству фундаментов. В 1847-1849 годах из-за недостатка средств на строительство работы были остановлены. Лишь в следующем 1850 году необходимая сумма была собрана, и 21 мая т.г. государственный крестьянин села Нового Владимирской губернии и уезда Николай Максимович Максимов заключил с прихожанами договор на продолжение строительства.
Желая завершить в том же году постройку храмовой части, и прихожане, и подрядчик спешили с производством работ. При этом архитектор Померанцев требовал установки новых лесов и перекладки внутренних столбов. Однако его требования не выполнялись, и Померанцев пытался остановить строительные работы на храме, жалуясь елецкому городничему. В доношении от 25 сентября 1850 года он просил снять с себя всю ответственность за возможные последствия такого строительства. По жалобе елецкого городского архитектора в город приехал инженер подполковник Зубов, но к этому времени уже были завершены и покрыты четыре малые главки, а центральная осталась недостроенной и непокрытой до весны.
Выстроенное до сводов здание обрушилось ночью 20 октября 1850 года от неустойчивости внутренних столбов. 22 октября Померанцев сообщал в губернскую строительную комиссию: «В ночь завалилась одна глава, разрушив до основания один столб, остальные три в опасном положении». Причт храма сообщил, что рухнул столб, а вместе с ним малая главка и центральная, в остальных столбах значительные повреждения.
Обследовавший строящийся храм инженер Зубов нашёл причину в некачественном материале, плохой кладке и неправильно выполненных люнетах. Как выяснилось, столбы клал государственный крестьянин с. Поречского Владимирской губернии и уезда Семён Петрович Тумаков под присмотром архитектора Померанцева из старого кирпича, без связи железом. Из-за падения некачественно выложенного столба произошли разрушения и в новой кладке. В какой мере был виновен в произошедшем архитектор Померанцев, скончавшийся вскоре после этого, и городничий, разрешивший строительство, установить тогда было трудно. Однако несколько лет спустя 8 декабря 1855 года губернское правление решило «…оставить на ответственности бывшаго архитектора Померанцова убытки, произошедшие от падения главы и столба».
На следующий год после обрушения, 28 августа 1851 года священник Пётр Острогорский и староста храма Зот Трофимович Неделин подали прошение в Орловскую строительную и дорожную комиссию о разрешении разобрать три главки и столбы. Строительство было продолжено, но теперь уже без спешки и под наблюдением нового городского архитектора титулярного советника Ефимова. К 1859 году строительство в основном было окончено, а в 1860 году освящён главный престол «в прежнее храмонаименование» — в честь Архистратига Михаила. Приделы в храмовой части сохранились те же и были устроены уже после 1862 года иждивением и стараниями ктитора, елецкого купца второй гильдии Николая Фёдоровича Добрианова.
Так Архангельский храм принял свой настоящий вид, характерный для господствовавшего в то время русско-византийского академического стиля. Копируя по сути культовые постройки середины XVII века, Архангельский храм несёт в себе и отголоски классицизма, угадывающиеся в сухой правильности фасадов и полуциркульных завершениях окон.
Композиция церкви традиционна: с востока — кубический объём пятиглавого храма, пониженная трапезная, и с запада — вертикаль трёхъярусной колокольни. Необычность церкви в том, что у храмовой части отсутствуют апсиды, и роль алтарной части выполняет восточный неф, отделённый двумя из четырех столбов, между которыми располагался иконостас. Необходимость принятия такого решения при строительстве нового храма в 1845 году оправдано условием участка: новый храм занял место старого вместе с его апсидами, и в случае устройства новых апсид они перекрыли бы Соборную (Октябрьскую) улицу.
Храм пятиглавый, четырёхстолпный, имеет одну световую главу и четыре ложных, дощатых и обшитых металлом. Сложен он из маломерного кирпича и отделан белокаменными поясами, карнизами и блоками в виде стилизованных капителей. Стены членятся вертикальными, в два яруса парными трёхчетвертными колонками, разделяются междуэтажным фризом, имеющим одинаковую трактовку в завершении четверика. Над пряслами стен поднимаются кокошники в виде ложных закомар: большого посередине и двух малых боковых; каждый со щипцом в завершении, повторяющим щипцы оконных наличников. Средние прясла в завершении южной и северной стен украшены полуциркульным завершением и красивыми крыльцами с сенью и традиционными «гирьками» в формах XVII века. Для симметричного решения профиль-отпечаток такого же крыльца в виде ниши с фреской Архангела Михаила украсил и восточную стену.
Таким образом, все три фасада имеют одинаковое решение с тем лишь различием, что восточная стена несколько шире южной и северной. Впечатление позакомарного покрытия ложно, так как храм перекрыт на 4 ската. Пять одинаковых по рисунку восьмигранных глав, завершающих храмовую часть, имели восьмигранные луковичные завершения.
В целом храмовая часть производит впечатление построенной с помощью циркуля и линейки, но сухость эту смягчают украшения основных кокошников-закомар в виде лепных раковин и цветочного орнамента из гипса, а также изображения святых в больших круглых иконах-таблетках, написанных на металле и размещённых в центре четырёх больших кокошников.
При перестройке храмовой части окна на существующей трапезной растесали и повторили в размерах и оформлении аналогично нижним храмовым, и трапезная потеряла классический облик, приобретённый в 1823 году. Прежние окна её имели лучковое завершение и были несколько ниже.
Плоские пилястры посредине трапезной указывают на то, что с южной и северной стороны находились два четырёхколонных портика. Судя по сохранившимся фотографиям, трапезная завершалась куполом, аналогично Владимирской церкви.
В целом памятник интересен сочетанием разновременных объёмов, которые архитекторы периода XIX века удачно объединили в единую архитектурную композицию.
Внутренне убранство Архангельской церкви также отличалось богатством и благолепием. В 1869-1878 годах на средства ктитора елецкого купца второй гильдии Н.Ф. Добрианова и пожертвования ельчан были приобретены серебряные с позолотой ризы на иконы, великолепная плащаница, шитая жемчугом, люстры, церковные облачения и различная утварь. Сохранившееся описание 1910 года даёт нам некоторое представление об иконостасах: «Иконостасов 5 … главный … высота 20 арш., ширина 16 арш. У придельных алтарей свв. апп. Петра и Павла и св. Николая каждый 10 аршин высоты и 6 арш. длины; в трапезной у алтарей во имя св. пророка Илии и пр. Иоакима и Анны, каждый высоты 6 1/2 арш. и 17 арш. длины, считая боковые стороны». Общая стоимость иконостасов составляла 13 тысяч рублей. Часть пола в храме (сохранились пороги на входе. — Прим. авт.) была выстлана чугунными плитами с красивым травным орнаментом.
В 1880 году Архангельский храм обнесён чугунной оградой из решёток и столбов, в которой были устроены двое чугунных ворот и калитка.
11 июня 1899 года храм пострадал из-за возникшего в 7 часов вечера пожара. «Церковь была заперта, кто-то из проходящих увидал в церкви дым, сделали тревогу, сбежался народ, в народе оказался, к счастью, сельский священник (с. Вороново Елецкого уезда Владимир Переверзев — Прим. авт.), который за своей ответственностью приказал сбить замок, и тогда уже приступили к тушению пожара, беда бы, если бы этот пожар да ночью, могла бы сгореть вся церковь, а то ограничилось только алтарями; сгорел престол в левом приделе и средний и на них дорогие одежды, по бархату шитые золотом, оба престола разобраны, потом обгорел шкаф, сильно, с облачениями… подгорел пол и часть сзади иконостаса, лицевая сторона иконостаса осталась цела и невредима…». После пожара 1899 года был произведён ремонт на средства ктитора храма Н.Ф. Добрианова — замощены полы, обновлена живопись, поштукатурены стены, и в октябре того же года церковь вновь освящена. Стоит отметить, что староста Добрианов очень многое сделал для окончания строительства храмовой части и дальнейшего украшения храма. Заслуги его на этом поприще были высочайшим образом отмечены в 1872 году золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее.
Величественность и красоту Архангельского храма Ельца выразительно запечатлел великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин: «…звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышающейся надо всеми в таком величии, в такой роскоши, какие не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса».
Из колоколов храма выделялся большой колокол весом 500 пудов, отлитый в 1863 году на заводе Криворотовых стараниями елецкого купца и ктитора храма Н.Ф. Добрианова.
До революции ежегодно в день св. пр. Илии 20 июля (по ст. стилю) в Архангельский храм совершался крестный ход из Вознесенского собора.
Причт в храме Архангела Михаила в начале XX века состоял из двух священников, диакона и псаломщика. Из священников храма самым известным и почитаемым впоследствии был Иоанн Борисович Жданов, переведённый к Архангельской церкви в 1779 году из Воронежа, а из настоятелей более позднего времени особо уважаем прихожанами был протоиерей Пётр Николаевич Острогорский, прослуживший в храме более полувека и скончавшийся в 1906 году.
К достопримечательностям Архангельского храма принадлежали местночтимая икона Божией Матери «Млекопитательница» в резном вызолоченном киоте у столба холодной церкви, списанная с иконы Пантелеимонова монастыря, напрестольные Евангелия 1694 года (украшенное серебряными изображениями) и 1717 года.
С 24 августа 1897 года к Архангельской церкви города Ельца была приписана Никольская церковь села Лавы, где позднее открыт самостоятельный приход. К храму были также приписаны 2 каменные часовни: первая в ограде церкви, к северо-востоку от неё, построенная в 1860 году, вторая — в двух кварталах от храма на Кузнечной улице, построенная в 1801 году.
По сведениям Н. Ридингера, в 1860-е годах храм владел двумя лавками и 40 десятинами земли. Перед революцией Архангельской церкви принадлежала кирпичная лавка размером 16 x 8 x 4 арш., построенная ещё в 1783 году. Общая страховая оценка построек, принадлежащих Архангельскому храму в 1910 году, составляла 72 400 рублей.
В 1922 году представителями местных властей из храма Архангела Михаила была изъята серебряная утварь общим весом 31 фунт 61 золот.
Церковь Архистратига Михаила была закрыта около 1930 года, а в 1930-е годы она лишилась кровли, четырёх ложных глав, а также завершения основной главы на храме и на колокольне. Чугунная ограда и часовня были разобраны.
Согласно документам 1962 года, здание храма использовалось как складское помещение — в нём хранилась бумага, а в подвале находился склад горпродторга. Архангельский храм пережил пожар, рухнул свод его трапезной, в результате автомобильной аварии в начале 1980-х годов было разрушено северное крыльцо.
В таком обезображенном виде в 1993 году храм был передан Вознесенскому собору Ельца, силами причта которого и начались реставрационные работы — восстановлены 4 главки на храмовой части, на всех главах устроена кровля, поштукатурен и побелён главный барабан. В самом храме был отслужен первый молебен. Но на полномасштабные реставрационные работы пока не хватает средств, и окончательное восстановление одного из самых интересных архитектурных памятников Ельца — храма Архистратига Михаила — ещё впереди.
Храм Архангела Михаила (по материалам книги «Елец: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов, Д.А. Нарциссов. — Липецк, 2015. — 72 с.»):
Архангельская деревянная церковь в Ельце построена на рубеже XVI-XVII веков. Находилась она на Красной площади, на месте нынешнего сквера. В 1703 году на средства елецкого помещика стольника Евсевия Бехтеева храм был заменён новым каменно-деревянным, на второй деревянный этаж которого переведён престол из сгоревшей Воскресенской соборной церкви. Причты обоих храмов первое время были самостоятельны и независимы друг от друга.
В 1772 году прежнюю Архангельскую церковь переименовывают в Воскресенскую, причт её переводят в новую каменную Архангельскую церковь, сооружённую на нынешнем месте — взамен пришедшего в ветхость деревянного храма Казанской иконы Божией Матери с приделом Архангела Михаила, который стал главным престолом новой церкви. Композиция храма традиционна: с востока — кубический объём пятиглавого храма, пониженная трапезная и с запада — вертикаль трёхъярусной колокольни. Необычность церкви в том, что у храмовой части отсутствуют апсиды, и роль алтарной части выполняет восточный неф, отделённый двумя из четырёх столбов, между которыми располагался иконостас.
В июне 1899 году храм горел, но пострадали лишь живопись и обгорел левый престол, после проведённого ремонта в октябре того же года церковь вновь освящена.
В 1922 году представителями местных властей из храма Архангела Михаила была изъята серебряная утварь и его закрыли, а чугунную ограду и часовню разобрали.
В таком обезображенном виде в 1993 году храм был передан Вознесенскому собору Ельца, силами которого и начались реставрационные работы.