Елец. Введенский храм

Фото 14.01.2013:

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы

Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Шевченко, д. 10А

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»):

Введенская церковь в Ельце не только самая древняя из сохранившихся каменных построек, но и самая благодатная по духовному воздействию, а потому и самая притягательная… Все, кто бывал в Ельце, обязательно упоминают с особой душевной теплотой древний храм на Введенском спуске! Василий Васильевич Розанов, проживший несколько лет в Ельце, писал некогда К.Н. Леонтьеву: «Православным я стал лишь недавно, помолившись несколько раз в церкви Введения, познакомившись с дьяконицей Рудневой … внучкой Иннокентия Таврического». Введенский храм Ельца философ называл своей нравственной Родиной: «Храм навсегда для меня милый, моя нравственная Родина. Около его стены хотел бы я быть похороненным». Введенскую церковь легко узнать и в произведениях И.А. Бунина: «После отъезда отца с матерью … И почему-то часто уезжали они в субботу, так что в тот же день вечером я должен был идти ко всенощной … в эти темные и глухие вечера, проводив отца с матерью и войдя истинно как в отчую обитель под её низкие своды, в её тишину, тепло и сумрак… чудотворная икона Божьей Матери, и доныне пребывающая в самой старой из всех наших церквей, что стоит над рекой как раз против Аргамачи — тот древний образ, перед которым горят неугасимые лампады и всегда молится на коленях какая-нибудь женщина в тёмной шали, крепко прижав щепоть ко лбу».

Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной книге 1615-1616 гг.», а построена она, возможно, одновременно с крепостью. Размеры храма были невелики — 8 саж. длины и 3 ширины (16,5 х 6 м). Введенский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Александровской казачьей слободы. При нём находилось и кладбище.

В 1617 году священник Введенской церкви «поп Панкрат в прихожен своих места руку приложил» к обыскным речам елецких торговых и лавочных людей и елецких казаков по делу о краже денег из царской казны, то есть заверил своей подписью показания прихожан.

Описания Введенской церкви имеются во многих документах XVII века. В переписной книге Фёдора Барятинского 1646 года: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Введение… что за городом в Кузнецкой слободе. А церковной землей и с доходом овладеет просвирница вдова Дарьица. А та Агафонниковская жена Гаврилова да дочь её вдова Окулиница попа Лаврентьевская жена Васильева. А в той церкви служит поп Дементий Прокофьев на время. А на церковном месте живут бобыли». В писцовой книге Василия Сухотина 1678 года: «Да за городом церковь Введение Пресвятые Богородицы. У той церкви двор попа Леонтия…».

Более подробное описание Введенского храма даётся в писцовой и межевой книге Тихона Камынина 1691-1693 годов: «Церковь Введения Пресвятыя Богородицы в Олександровской же слободе древянная. А в той церкви Царские Двери и Деисус, и праздники, и месные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение попа Леонтия. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью восемь сажен, поперег три сажени, и около той церкви кладбище огорожено вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 9 сажен, по заподной стороне двенатцать сажен, а длины по южной стороне 11 сажен бес трети, да во вдовине дворе три сажени, по северной стороне 19 сажен. А от церкви мерою от олторя на восток 6 сажен с третью, на юг 5 сажен, на север 4 сажени, на запад 4 сажени с полусаженью. Да той же церкви на церковной земле живут дьячок Евдокимко Леонтьев, а по скаске ево ж, дьячка, на церковной земле живут дворами посацкие люди, 14 дворов…».

К середине XVIII века старый деревянный храм пришёл в ветхое состояние и был начат постройкой новый каменный. Ещё до окончания строительства, 15 февраля 1759 года «поп Иосиф Фёдоров сын Леонтьев … ночным временем, без венечной памяти и в неосвященной вновь строющейся в г. Ельце каменном зданием церкви Введения Пресвятой Богородицы под алтарем в палате» повенчал крепостную девку Катерину с ландмилиционером Курского полка Семеном Быкановым и взял за это рубль. Жалуясь в своей челобитной на священника в Елецкую провинциальную канцелярию, жёны елецких купцов Вавилова, Сафонова и Ростовцева сохранили для истории ряд обстоятельств строительства каменного Введенского храма. Палата, где повенчали беглянку, и сейчас находится под апсидой-алтарём церкви. Ещё два года после этого возводили мастера стены и купола с крестами каменного храма, прежде чем по древнему обычаю установить под престолом крест с надписью, что настоящий храм, построенный старанием помещика, канцелярского секретаря Осипа Данилова, «освящён в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году».

Введенский храм построен по древнерусскому образцу «восьмерик на четверике». Так строили в глубокой древности деревянные шатровые церкви и башни крепостей, укладывая на сруб в четыре стены («четверик») сруб в восемь стен («восьмерик»). Позже стали так же строить и похожие на них, но каменные церкви. Такая конструкция особенно широко применялась с середины XVII века, только перекрывали храмы уже не шатром, а куполом. Пышное оформление окон и дверей, спаренные угловые пилястры на восьмерике и конструкция самого Введенского храма — вспарушенный купол и световой барабан, говорят о том, что памятник принадлежит к расцвету барокко, когда опыт зодчих позволял придавать своим постройкам праздничность, характерную русской архитектуре. И хотя расцвет стиля барокко в архитектуре пришёлся на начало и первую половину XVIII века, а на смену ему с середины столетия уже пришёл классицизм, Введенскую церковь новый архитектурный стиль не затронул.

Церковь Введения за её долгую историю не раз перестраивали и ремонтировали. В начале XIX века храм распространили двумя приделами — северным и южным, во имя трёх святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, а также св. апостола Иоанна Богослова. Несмотря на господство в архитектуре того времени классического стиля, мастера при этом тактично подошли к перестройке храма, сохранив в оформлении приделов барочные наличники старой трапезной. Позже с юга и севера храма пристроили полукруглые паперти — боковые всходы.

Последний крупный ремонт храма состоялся в 1902 году, когда на пожертвованную прихожанином купцом Николаем Петровичем Череновым сумму в 30 тысяч рублей здание было оштукатурено снаружи, с запада возведены две пристройки к трапезной и крыльцо с сенью — к колокольне, настелены новые полы, вставлены новые оконные рамы с витражами, устроены двухъярусные золочёные по розовому фону иконостасы в приделах, сделаны ризы на иконах и вызолочена церковная утварь, внутри стены украшены живописью по образцу киевского Владимирского собора. Тогда же было устроено духовое отопление, для чего с северной стороны храма возвели печную трубу, разрушенную в 2006 г. К сожалению, ремонт 1902 года принёс Введенской церкви не только улучшения. Церковь несколько изменила свой первоначальный облик — были срублены богатые кирпичные наличники, растёсаны оконные проёмы, а фасад поштукатурен.

Николай Петрович Черенов, устроивший на свои средства в Ельце в 1898 году «Дом трудолюбия», выделил дополнительно 50 тысяч рублей на устройство около Введенской церкви приюта для круглых сирот и 150 тысяч рублей для содержания его на проценты.

Согласно листкам страховых оценок Введенского храма 1910 года главный четырёхъярусный иконостас, золочёный по розовому фону, имел высоту 15 арш., а ширину — 10 арш. Устроен он был вновь в середине XIX века. Два придельных имели высоту 4,5 арш., а длину 12 арш., считая южную и северную боковые стороны.

Достопримечательности храма: местночтимые древние иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (почитаемая верующими как чудотворная), Господа Вседержителя и св. Николая Чудотворца, перешедшие, по преданию, в храм из упразднённого Троицкого монастыря, а также напрестольное Евангелие 1703 года и древний хрустальный напрестольный крест.

На трёхъярусной с внутристенной лестницей храмовой колокольне выделялся большой колокол весом 151 пуд, с надписью: «1818 г. ноября 15 дня. Божиею милостию вылит сей колокол в г. Ельце ко храму Введения Пресвятыя Богородицы при священнике Василии Климентове, старанием ктитора купца Семена Родионова Деева».

Причт Введенской церкви в начале XX века составляли священник, диакон и псаломщик. Диаконом храма в 1788-1797 гг. состоял Алексей Борисович Борисов — отец знаменитого церковного деятеля и богослова архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. Священник о. Василий Фёдорович Климентов, бывший настоятелем Введенской церкви в 1810-1841 годах, был некоторое время учителем Иоанна Борисова, будущего архиепископа, занимался с ним латинским языком и риторикой. Святитель Иннокентий навсегда сохра­нил благодарную память об о. Василии, урокам которого придавал большое значение в своём развитии. Посещая Елец, он всегда навещал своего наставника, которому в период 1822-1855 годов адресовал письма, опубликованные в 1881 году в журнале «Русская старина».

Более 50 лет, с 1842 по 1896 годы, настоятельствовал в Введенской церкви протоиерей Иоанн Иосифович Вуколов, снискавший любовь и уважение верующих не только своего прихода, но и всего города как «опытный в духовной жизни старец и мудрый советчик». Скончался он в возрасте 82 лет 22 октября 1896 года и был погребён на городском кладбище в присутствии 10 тыс. человек. Многие ельчане считают своим долгом, бывая на кладбище, отслужить по о. Иоанну панихиду и помолиться на его могиле.

В приходе Введенской церкви в начале XX столетия состояло 872 человека обоего пола, храму принадлежала 51 дес. земли.

Приписным к храму являлся каменный столб-часовня с Нерукотворным образом Христа Спасителя в медной посеребрённой ризе и неугасимой лампадой у дома Деевых на углу Торговой и Орловской улиц, где, по преданию, стояли ворота Елецкой крепости. Здесь ежегодно вечером 15 августа причтом Введенской церкви совершалось всенощное бдение с чтением акафиста Спасителю.

После революции храм стал рассматриваться местными властями как памятник и хранилище культурных ценностей. Обследовавший его 14 декабря 1921 года директор музея Кириллов составил следующий перечень храмовых достопримечательностей, достойных внимания:

«1. Три старинные иконы, сохранившиеся от древнего Троицкого монастыря: а) Господа Вседержителя, б) св. Николая, в) Божией Матери «Взыскание погибших». 2. Холщовый антиминс 1740 г. без мощей. 3. Деревянный барельеф святителя… Рекомендовано передать в музей».

В 1922 году из Введенской церкви изъята серебряная утварь весом 2 фунт. 46 золот. В 1923 году в Елецкий музей из Введенского храма была передана картина художника Калмакова XIX века размером 156 х 124 см «Страшный суд».

Закрытие Введенского храма произошло в 1938 году. Обстоятельства этого эмоционально иллюстрирует семейная переписка ельчан Ростовцевых, одна из представительниц которых была в храме материально ответственным лицом: «Введенскую церковь берут под военные нужды… Лёля сдает имущество, страшно убита … принимает финотдел … сколько ей горя, так она всё берегла…». «Лёля сдала имущество по описи в финотдел и горсовет на хранение… все сложили в главный алтарь… поставили часовых, всё опечатали… С Лёлей от всего виденного и пережитого было очень плохо. Сколько слёз и рыданий! Да и теперь она очень переживает — у неё нет аппетита — говорит, ничего не хочет… и никого видеть не хочет…».

Согласно документам 1962 года, Введенский храм использовался как складское помещение, а в подклете алтарной части находилась керосиновая лавка.

Решением Липецкого облисполкома №874 от 02.11.1971 Введенская церковь поставлена под охрану как памятник архитектуры республиканского значения, в это время храм был лишён кровли, полуразрушен и требовал срочных ремонтно-восстановительных работ. Включение его в число памятников дало возможность начать реставрацию этой церкви, первой в Ельце за советский период. Руководила разработкой проекта московский реставратор из Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината М.И. Кулакова. Восстановительные работы начались в 1979 г. с составления акта, из которого следовало, что своды трапезной и колокольни были разрушены на 80%, остальные своды — на 30%, стены по фасадам — на 30%, в интерьерах — на 20%, кирпичный декор — на 100%, решётки — на 80%, кровля — на 100%, паперти — почти на 100%. В 1979 году в результате автомобильной аварии было разрушено крыльцо с сенью. В январе 1985 года начались работы по восстановлению шпиля на колокольне, а в 1986 году, к 840-летнему юбилею Ельца, завершилось устройство медной кровли, починка стен колокольни и восьмерика храмовой части, восстановление утраченного декора фасада. В 1987 году была устроена кровля на трапезной, завершены столярные работы, в 1988 году продолжался ремонт цокольной части апсиды, устройство папертей и отмосток. Работы в храме продолжались до конца 1990 года. Росписи стен внутри храма проводили елецкие художники Галина и Владимир Марченко, Геннадий Адаев. Храм передан Русской Православной Церкви в 1992 году, а в 1998 году в Введенской церкви состоялась первая после шестидесятилетнего перерыва служба.

Церковь Введения во храм Богородицы (по материалам книги «Елец: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов, Д.А. Нарциссов. — Липецк, 2015. — 72 с.»):

Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в 2011 году исполнилось 250 лет. Она была построена на бывшей улице Нижняя Введенская (Шевченко) на месте, где ранее был Троицкий мужской монастырь, существующий теперь на западной окраине города. К середине XYIII века эта церковь настолько обветшала, что прихожане решили построить каменный храм. Здание выполнено по древнерусскому образцу «восьмерик на четверике» — пышное оформление окон и дверей, спаренные угловые пилястры придают постройкам особую праздничность.

Церковь Введения за её долгую историю не раз перестраивали и ремонтировали. В начале XIX века храм распространили двумя приделами — северным и южным, во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, а также святого апостола Иоанна Богослова. Позже пристроили полукруглые паперти.

После революции Введенская церковь рассматривалась представителями советской власти как хранилище культурных ценностей, а в 1938 году закрылась и использовалась в качестве складского помещения. В 1971 году храм был объявлен памятником архитектуры, но следы разрушения уже успели его коснуться. Самая древняя церковь Ельца стала первой, отреставрированной ещё в советское время. После многих лет духовного кризиса во Введенском храме сохранилась почитаемая чудотворной икона Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших». Ежегодно 15 августа причтом Введенской церкви совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю.

Храмы г. Ельца, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *