Лебедянь. Старо-Казанский собор
Старый соборный храм Казанской иконы Божией Матери
Адрес: Липецкая обл., г. Лебедянь, ул. Ленина, д. 8
Старый соборный храм Казанской иконы Божией Матери (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I / А.И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2009. — 416 с.»):
При въезде в Лебедянь со стороны Казённого моста открывается вид на кручу правого берега Дона, над которой за зеленью деревьев возвышается краснокирпичная церковь екатерининской эпохи. Это так называемый старый Казанский собор, стоящий ныне на том самом месте, где некогда находилась Лебедянская крепость. И основание этому храму было положено в самые последние годы существования деревянного острожка на Тяпкиной горе.
Писцовая книга Лебедянского уезда «письма и межевания» стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного 1685-1686 годов так сообщает о предстоящем строительстве храма с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери: «В городе Лебедяни в Большом остроге церковь соборная древяная во имя Святаго великаго чюдотворца Николая, да место церковное, на котором по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев и по благословению преосвещеннаго Павла митрополита Резанского и Муромского велено построить вновь тёплую церковь и с трапезою во имя Пресвятыя Богородицы Казанские».
Вскоре после этого деревянный храм был построен, и в описи 1702 года о нём говорится следующим образом: церковь «Казанские Пресвятыя Богородицы, тёплая, древянна, об одной главе». В ней «…месных святых икон: Образ Всемилостиваго Спаса, Образ Казанские Пресвятыя Богородицы, Образ Пророка и Предтечи крестителя Господня Иоанна, венец и гривенка серебреные резные вызолочены, Образ Николая Чюдотворца, Образ Пресвятыя Богородицы Владимерские, осмилистовой, Образ Иоанна Воиственника. Царские двери с евангелисты старинного письма. Деисусов один пояс. В олтари на престоле Благословенной крест деревянной. Запрестольной Образ Пресвятыя Богородицы Владимерские. Сосуды оловянные. Воздух тафтяной жаркой, обложен кумачем. Покров отласной полосатой, обложен кумачем. Покров обьеринной зеленой, ветх».
В храме были следующие священные одежды: «Ризы тафтяные зеленые, оплечье бархотное цветное. Подольник тафтяной двоеличной. Ветхи. Ризы выбойчетые, оплечье полосатое. Ризы тафтяные зеленые, оплечье отласное. Ветхи. Ризы кумачные красные, оплечье выбойчетое полосатое. Ризы, подризник полотняные белые. Ризы киндяшные желтые, оплечье кушачетое полосатое. Ризы тафтяные желтые, оплечье тафтяное полосатое. Подольник тафтяной красной. Стихарь кежевои полосатой, оплечье кушачетое полосатое. Оларь бархотной красной, ветх. Епатрахиль тафтяная полосатая, обложена тафтою желтою. Епатрахиль кушачетая полосатая шёлковая, ветха. Епатрахиль киндяшная алая, пороги камчатые рудожелтые, шесть пуговиц серебреных. Поручи камчатые желтые с травы, обложены тафтою желтою. Пелена тафтяная желтая. Пелена тафтяная желтая. Пелена изорбафная красная с травы, обложена камкою дымчетою, два пояса нитных».
В эти годы соборная Никольская и Казанская церкви стояли рядом, на территории лебедянской крепости. Церковная утварь и клир у них также были общие. После пожара, уничтожившего деревянную Лебедянь в 1703 году, сначала была построена новая соборная церковь, освящённая , как сказано в переписной книге коменданта Ивана Домогацкого 1710 года, «во имя Пресвятые Богородицы Казанские».
Около 1715 года рядом с соборной церковью «во имя Казанские Пречистые Богородици» построена была деревянная церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца.
Оба храма, имевшие общий причт, сосуществовали рядом до 1768 года, пока совсем не пришли в ветхость. Тогда-то «…вкладчики пожелали вместо оных соборных ветхих деревянных церквей построить с колокольней одну во имя Казанския Пресвятые Богородицы церковь, с приделом Николая Чудотворца, каменным зданием». Вскоре после этого началось возведение нового собора. Каменная Казанская церковь завершена строительством к 1771 году и в том же году освящена. Первоначально была выстроена только храмовая часть с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней. И только через несколько лет, в конце того же XVIII столетия, их соединили, расширив на запад трапезную часть. Особенностью нового храма стало отклонение его продольной оси и алтаря на 20 градусов к северу, в отличие от большинства других церквей, имевших более чёткую ориентацию восток-запад.
Длина Казанской церкви с колокольней составила 48 арш., ширина — 11 арш., высота храмовой части до верха карниза — 8 арш., высота колокольни до верхнего карниза — 37 арш. В 1846 году к колокольне были пристроены кирпичная кладовая и караулка. Первая, размером 11×4 арш. и высотой 3,5 арш., примыкала к притвору с южной стороны, караулка, 4×11 арш. и высотой 3,5 аршина, — с северной. В каждой из пристроек было по два окна. И сторожка и кладовая в настоящее время разобраны.
Храмовая часть Казанской церкви была покрыта железом. Венчала её двенадцатигранная глава, также покрытая железом и «крашеная поясами в белый и бирюзовый цвета, с позолоченными украшениями». Крест на главе был деревянный, шестиконечный, обложенный железом.
В трапезной части собора с южной стороны устроен был придел во имя св. Николая Чудотворца, в XIX веке его сделали тёплым. Он отделялся «…от главной церкви глухою стеной с пролётом в виде арки в середине, свод восьмигранный в виде круговой дуги». Пол в храме был деревянный.
Прежние иконостасы, устроенные при основании храма в 1771 году, в XIX столетии заменили новыми: в 1839 году — иконостас главного престола, а в 1868 году — придельного в трапезной. Размеры главного иконостаса: длина 11 арш., высота 12 арш. Придельный иконостас был двусторонний. Размеры лицевой стороны: длина 4 арш. 10 верш., высота 4 арш., боковая сторона: длина 4 арш. 14 верш., высота 4 арш. Деревянные, с вызолоченной резьбой по белому полю, иконостасы украшали колонны, полуколонны и пилястры. А вот описание иконостасов и внутреннего убранства храма из метрики Казанского собора 1887 года: «Резьба изображает цветы и разные священные предметы из Ветхого и Нового Заветов — скрижали, дискос и пр. В главной церкви — об одном ярусе, но над ним не в один уровень в рамах разных форм развешены ещё несколько образов. В трапезной тоже в один ярус, но по верхушке ещё несколько икон в клеймах. Царские двери из двух створок, резные, с цветами и полукруглыми верхушками Помост алтаря выше на 2 ступени, в трапезной — на 1. Престолы деревянные. Солея устроена деревянная, в главной отделена на 2 ступени выше, в придельной — на одну, в главной отделена чугунными решётками, выкрашенными под бронзу. Амвоны пред алтарями в уровень с солеями. Клиросы в уровень с солеями, в храмовой части они отделены решёткой». Вся соборная церковь внутри «оштукатурена и окрашена масляной краской». В храмовой части стены были расписаны живописным письмом, равно как и купол.
На звоннице Старо-Казанского собора в конце XIX века находилось 5 колоколов, на самом большом из которых читалась следующая надпись: «1796 года октября дня слит сей колокол в городе Лебедянь к соборной Казанския церкви куплен старанием старостою церковным Кондратием Алексеевым Булгаковым и купцом Сидором Проскуриным и священником Михаилом Проскуриным и всех той церкви прихожан. 105 п. 11 ф. Лил мастер чебокзаренин Михаил Зубков».
В 1840-х годах достопримечательностью старособорного храма считался «крест медный с чеканными изображениями, на нём» и надписью: «…месяца декабря… дня построен сей крест во святую церковь в городе Лебедяне во имя престола Николая Чудотв. По обещанию Домны Судейкиной ради поминовения мужа ея воево Петра Судейкина». В ризнице хранилось Евангелие, напечатанное в 1744 году.
Казанской церкви в начале XIX века принадлежало 30 дес. пашни, 103 дес. 1 200 саж. сенокоса, 28 дес. леса и 1 дес. 2 379 саж. неудобной земли. Всего: 163 дес. 1 179 саж. Однако в начале XX столетия причт старособорного храма земли не имел вовсе, что объясняется, возможно, передачей всего земельного надела во владение новособорной Казанской церкви после её построения и перевода туда всего причта старого собора.
Штат Казанского собора первоначально составляли два священника, диакон, два дьячка и пономарь. С 1836 года, поле окончания постройки и освящения Ново-Казанского собора, Старо-Казанский был сделан одноштатным с причтом в составе священника, диакона и псаломщика.
Важное значение в жизни любого прихода играл церковный староста, в обязанности которого входило и личное участие в благоукрашении храма, и привлечение для этих целей средств прихожан и различных жертвователей. По меньшей мере с 1880-х и до 1906 года старостой Старо-Казанского собора состоял потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Пётр Иванович Игумнов, ко дню Святой Пасхи 1908 года награждённый за заслуги по духовному ведомству золотой медалью «За усердие» на Владимирской ленте. С 1907 года и вплоть до революции 1917 года старостой храма был бывший директор Лебедянского городского банка купец Иван Афанасьевич Чурилин. В 1902-1903 годах он пожертвовал на ремонт старого собора 4 000 рублей.
После устройства в тюремном замке, находящемся поблизости от Старо-Казанского собора, домового храма во имя прославленного в 1903 году в лике святых преподобного Серафима Саровского, он был приписан к старому собору, клир которого совершал в тюремной церкви богослужения и окормлял заключённых.
Как и для любого храма, расположенного в уездном городе или сельской местности, для Старо-Казанского собора значительным событием становились посещения его правящими архиереями. Одно из последних таких посещений состоялось 3 ноября 1911 года, когда в Лебедянь приехал Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий. В тот же день Владыка посетил и старособорную церковь, впечатления от которой сопровождавший архиерея протоиерей Тихон Поспелов изложил следующим образом: «Церковь зданием не обширна, но весьма благолепна и чистая, особенным благолепием отличается иконостас в главном алтаре, красивого рисунка и с художественными иконами». Собравшимся в храме прихожанам Владыка Кирилл сказал поучение «о жизни по учению и руководству Святой Церкви».
В приходе Старо-Казанского храма в конце XIX века насчитывалось 278 дворов с проживавшими в них 734 мужчинами и 805 женщинами. В канун революции 1917 года в приходе было 287 дворов с 824 мужчинами и 852 женщинами.
Богослужения в Старо-Казанском соборе продолжались и в советское время. А 19 января 1929 года верующие обращались к местной власти за разрешением проведения крестного хода от храма на реку Дон. В 1932 году Старо-Казанский храм упоминается в документах как действующий и принадлежавший общине так называемой «тихоновской» ориентации. В это время в нём служили о. Николай Преображенский и бывший насельник Лебедянского Троицкого мужского монастыря иеромонах Феодосии (Седов). Богослужения в храме посещали и некоторые бывшие монахини Сезёновского и Троекуровского монастырей, проживавшие в Лебедяни после закрытия этих женских обителей в 1930 году.
После ареста в марте 1932 года о. Феодосия (Седова), сосланного вскоре в Северный край на три года за антисоветскую деятельность, а через год, в марте 1933 года, о. Николая Преображенского, старый собор получили в своё распоряжение обновленцы, поскольку священник Иван Вишневский, служивший до этого в обновленческом Ново-Казанском соборе, упоминается в документах 1933-1934 годов как священник Старо-Казанской церкви.
Закрытие храма произошло во второй половине 1937 года после ареста обновленческого причта старого собора — священника М.Л. Виноградского и В.И. Мещерякова, а также диакона Н.П. Крылова.
После этого здание храма передали на баланс райбольнице, которая использовала его как склад. В дальнейшем старый собор также использовался местными властями для различных хозяйственных нужд, а в конце 1950-х — начале 1960-х годов в нём содержали скот перед отправкой его на бойню, чем не раз возмущался историк П.Н. Черменский, поскольку Старо-Казанский соборный храм был поставлен на учёт Главмузея как памятник архитектуры ещё в 1920-е годы. В одном из своих писем в декабре 1967 года историк писал: «На днях еду в Липецк на собрание по охране памятников истории и культуры. У нас такое безобразие продолжается. Лет 5-6 назад горсовет отдал церковь старого собора больнице. А главный её врач развёл в ней свиней, и мы бессильны выгнать их из церкви».
Решением Липецкого облисполкома №874 от 02.11.1971 Казанская церковь вновь внесена в списки памятников архитектуры. Здание храма по-прежнему находилось на балансе лебедянской районной больницы, расположенной вблизи. Однако «хозяевам» не было особенного дела до памятника, да и средств на поддержание здания в достойном состоянии никто бы больнице не выделил, поэтому к началу 1980-х годов старый Казанский собор практически полностью лишился кровли, что грозило его постепенным разрушением.
Лишь в 1985-1986 годы на памятнике силами местной строительной организации начались восстановительные работы, но далее установки деревянных лесов и устройства новой кровли из оцинкованного железа дело, к сожалению, не пошло. Планировалась и реставрация росписей конца XVIII столетия, сохранившихся в интерьере храма, но в конце 1980-х годов все работы на памятнике и вовсе остановились.
В настоящее время Старо-Казанский собор, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, используется приходом Ново-Казанского собора, силами которого в 2008 году на храме заменена кровля, но богослужения в нём пока не возобновлены, а впереди предстоит ещё провести целый комплекс реставрационных работ.
Старо-Казанский собор (по материалам книги «Лебедянь: прогулки с краеведом / В.В. Акимов. — Липецк, 2015. — 48 с.»):
Крутой подъём вверх на Тяпкину гору ведёт в то место, откуда начиналась Лебедянь в начале XVII века. Здесь на территории бывшей лебедянской крепости несколько веков располагалась главная городская площадь — Сенная или Старобазарная. Во все века здесь стоял главный городской храм. В 1771 году место двух обветшалых деревянных Казанской и Никольской церквей начала XVIII века занял каменный храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Дошедший до наших дней почти в первозданном виде, Старый Казанский собор является одним из лучших на территории Липецкой области культовых сооружений в стиле позднего барокко.
Колокольня, построенная позднее в псевдорусском стиле, была соединена с храмовой частью с помощью удлинённой трапезной уже в конце XVIII века. В трапезной освятили придел во имя св. Николая Чудотворца.
После строительства в Лебедяни в 1836 году нового Казанского собора, Старый собор уступил свою роль главного городского храма. Тем не менее, многие известные лебедянские купеческие роды оставались его прихожанами, делали щедрые вклады на его украшение и подновление. На рубеже XIX-XX веков старостой храма был потомственный почётный гражданин Пётр Иванович Игумнов, после смерти которого в 1907 году сменил богатейший лебедянский купец Иван Афанасьевич Чурилин. Только в 1902-1903 годах он пожертвовал на ремонт собора 4 000 рублей.
Неудивительно, что посетивший Лебедянь в ноябре 1911 года епископ Тамбовский и Шацкий, Преосвященный Кирилл что «церковь зданием не обширна, но весьма благолепна и чистая, особенным благолепий отличается иконостас в главном алтаре, красивого рисунка и с художественными иконами».
В советские годы церковь была закрыта и использовалась в хозяйственных целях, колокольня служила водонапорной башней. В 1980-х, признавая архитектурную ценность постройки, власти освободили церковь и даже начали её реставрацию, но закончить её не смогли. Возрождение Старого собора стало возможным только в 2014 году, когда храм передали в ведение общины Лебедянского Свято-Троицкого монастыря, силами которой храм активно восстанавливается в настоящее время.
С середины XX века Старо-Казанский сбор оказался отделён от площади зелёным сквером. Тем не менее, находясь в самом начале Почтовой (бывшей Казанской) улицы, собор прекрасно просматривается, удачно замыкая перспективу этой городской магистрали.
Добавить комментарий