Елец. Великокняжеский храм

Фото 15.01.2013:

Фото 22.06.2014:

Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского — Великокняжеский

Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Советская, д. 90А

Рядом с храмом расположены:

Великокняжеский храм (По материалам книги: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»):

Великокняжеский храм — один из самых своеобразных по архитектуре и красивых в Ельце. Вместе со стоящим рядом Домом призрения он является настоящим символом купеческой благотворительности. Сооружением этого комплекса Елец обязан своему знаменитому гражданину — купцу первой гильдии, потомственному почётному гражданину, коммерции советнику Александру Николаевичу Заусайлову, взявшему на себя все расходы по строительству. Храм сооружён в память посещения в 1909 году Ельца великим князем Михаилом Александровичем — братом императора Николая II.

Инициатива возведения храма принадлежала Елецкому обществу хоругвеносцев. Освящён он во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского — небесных покровителей великого князя Михаила Александровича и строителя храма — Александра Николаевича Заусайлова.

Елецкое общество хоругвеносцев было учреждено в сентябре 1907 года «По указу Его императорского Величества, самодержца Всероссийского за №16652…» с целью «…достижения и поддержания благолепия, во время крестных ходов и общественных молений, в городе Ельце совершаемых». В состав его входили до 500 членов из разных слоев городского населения, которые стремились окружить «должным благоговением свои святыни и общими усилиями их оберегать». Первым почётным председателем общества был избран Преосвященный Митрофан (Афонский), епископ Елецкий, почётным членом — Орловский губернатор Сергей Сергеевич Андреевский, первым старшиной — Глеб Дмитриевич Фёдоров. Почётные и действительные члены общества для торжественных случаев имели кафтан русского покроя из темно-синего сукна с бархатным того же цвета воротником и обшлагами, обложенными серебряным галуном. Общество хоругвеносцев имело специальный нагрудный знак.

В сентябре 1909 года Елецкое общество хоругвеносцев решило отправить депутацию в город Орёл с целью представления великому князю Михаилу Александровичу, командовавшему там 17-м Черниговским гусарским полком, и Преосвященному Александру (Головину), епископу Орловскому и Севскому. Был подготовлен краткий отчёт о деятельности общества с 1 января 1908 года по 16 сентября 1909 года и адрес великому князю. Депутатами для поездки были избраны елецкий городской голова — потомственный почётный гражданин Николай Петрович Ростовцев, генерал-майор Николай Константинович Парамонов, протоиерей Василий Рязанов, старшина общества Глеб Дмитриевич Фёдоров, его помощники — Дионисий Фёдорович Рощупкин и Николай Гаврилович Быстров, казначей общества Иван Константинович Орлов, регент хора Сретенской церкви Пётр Ильич Астахов и хоругвеносец Аргамаченской слободы Василий Яковлевич Поваляев.

Владыка Александр, которого 16 сентября первым посетила елецкая делегация, преподал каждому из членов в отдельности своё архипастырское благословение и передал свое святительское благословение всем елецким хоругвеносцам и всем православным жителям города Ельца. После этого депутация отправилась к великому князю Михаилу Александровичу. В приёмном зале ельчане во главе с Преосвященным Митрофаном и встретили брата императора, который приехал прямо с кавалерийского учения в гусарской форме. Встреченный низким поклоном депутации, он приветствовал всех поклоном и выслушал речь Владыки Митрофана, представившего елецких хоругвеносцев. После этого протоиерей Василий Рязанов прочитал адрес, а в заключение попросил великого князя изъявить согласие на принятие общества под августейшее покровительство. Михаил Александрович принял адрес, устав и знак общества, а затем икону святителя Тихона Задонского, освящённую 29 августа 1909 года. на мощах Задонского чудотворца во время паломничества ельчан в Богородицкий монастырь. Великий князь с благоговением приложился к поднесённому образу и подошёл к епископу Митрофану под благословение.

На просьбу же ельчан покровительствовать обществу он ответил следующее: «Я изъявляю свое согласие быть покровителем Елецкого общества хоругвеносцев, но утверждение меня в этом звании зависит от Государя Императора; поэтому я буду просить моего Любезного Брата, Моего и вашего Государя утвердить Меня в этом звании, и надеюсь, что Моё и ваше желание будет исполнено». Сделав общий поклон, его императорское высочество на прощание удостоил рукопожатия всех членов депутации. После аудиенции депутация посетила губернатора — Сергея Сергеевича Андреевского, который обещал содействовать полезной деятельности общества и согласился сфотографироваться вместе с депутатами.

По возвращении делегации в Елец 20 сентября т.г. в зале Елецкой городской думы прозвучало сообщение о поездке, после чего была отправлена благодарственная телеграмма великому князю Михаилу Александровичу с приглашением посетить Елец.

Приглашение было принято на удивление быстро, и город стал готовиться к приезду августейшего гостя. В 9 часов утра 2 октября 1909 года его высочество великий князь Михаил Александрович прибыл в Елец на главный вокзал. Оттуда он сразу отправился в Вознесенский собор, где настоятельницею Елецкого Знаменского монастыря игуменьей Рафаилою ему была преподнесена икона Знамения Пресвятой Богородицы, а обществом хоругвеносцев — альбом с фотографическими снимками всех елецких городских храмов, монастырей и часовен. Для отдыха великий князь остановился в доме Александра Николаевича Заусайлова, потом посетил гимназии — мужскую и женскую, приют, дом офицерского собрания и присутствовал на молебне по случаю пожалования государем императором Нежинскому гусарскому полку серебряных Георгиевских труб за отличие в военных действиях против японцев.

Приезд великого князя всколыхнул в Ельце волну верноподданнических чувств, результатом которой и стало сооружение прекрасного храма. Но вначале 9 октября 1909 года Елецкая городская дума решила переименовать улицу Орловскую в Великокняжескую. Затем общество хоругвеносцев возбудило ходатайство перед городскими властями о передаче ему часовни на Успенской улице. Часовня была выстроена обществом елецких ремесленников в память императора Александра II и указом Орловской духовной консистории от 27.09.1882 за №14163 приписана к Преображенской церкви. Хоругвеносцы попросили также передать им прилегающий к часовне участок земли для сооружения на нём храма в память приезда в Елец великого князя Михаила Александровича. Инициатива эта встретила столь единодушную поддержку ельчан, что уже 9 октября постановлением Елецкой городской думы обществу хоругвеносцев была передана усадьба, а 17 октября представители городской думы передали обществу и здание часовни.

Через месяц — 10 ноября 1909 года — было опубликовано объявление о закладке в 12 часов 15 ноября т.г. храма в честь свв. Михаила Тверского и Александра Невского. При этом проект храма, заказанный орловскому епархиальному архитектору Э. Вильфарту, ещё не был готов.

Торжества, связанные с закладкой храма, стали настоящим событием в жизни не только города. Вот как писали об этом «Орловские епархиальные ведомости»: «15 ноября 1909 г. в городе Ельце произошло событие, может, пока единственное в истории русских хоругвеносцев. В этот день состоялась закладка собственного храма Елецкого общества хоругвеносцев во имя святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. Слухи о том, что елецкие хоругвеносцы собираются строить свой храм в память посещения 2 октября 1909 года Ельца Его Императорским Высочеством, Великим Князем Михаилом Александровичем, носились ещё в начале октября 1909 года; всех сильно интересовало, как хоругвеносцы возьмутся за такое важное дело, на какие средства… справятся ли хоругвеносцы с таким делом, когда исторический Иверский храм строится уже 14 лет и никак не достроится». Но опасения были напрасными — все финансовые затраты намеревался взять на себя Александр Николаевич Заусайлов, а организационную сторону дела и многочисленныe хлопоты взвалил на свои плечи старшина общества хоругвеносцев Глеб Дмитриевич Фёдоров.

Накануне закладки храма были «разостланы ковры для высокопоставленных особ, заборы и прилегающие строения задрапированы полотнами национальных цветов, колышется множество флагов, рабочие с фонарями спешно заканчивают свои дела, разбрасывают хвойные ветки, сколачивают барьеры».

На торжество по пригласительным билетам собралось около 1 500 человек. Прибыли также эпископ Митрофан (Афонский) и орловский губернатор С.С. Андреевский.

К 9 часам утра к Вознесенскому собору начали стягиваться хоругвеносцы церквей — Покровской, Введенской, Преображенской, Сретенской, Успенской, Иверской с хоругвями и со святынями хоругвеносцев — иконами святителя Тихона Задонского и благоверной Анны Кашинской.

По окончании литургии из собора двинулся крестный ход к месту закладки, впереди 8 пар лучших хоругвей, святые иконы, 18 пар священников, за ними Владыка Митрофан, далее начальник губернии Андреевский, генералитет, чиновники Ельца, а замыкал шествие взвод гусар с хором военной музыки. По обеим сторонам от крестного хода «толпились густые стены народа». На месте будущего храма двор до тесноты уже был наполнен богомольцами, крестный ход с трудом вошёл под шатёр, разбитый над местом будущего алтаря, и начался величественный чин основания храма. Безвозмездно пел хор регента-хоругвеносца П.И. Астахова. «Основывается церковь сия во славу Великого Бога и Спаса нашего Иисуса в честь и память святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского», — громко возглашает Владыка, полагая первый камень в основание храма. После этого Владыка Митрофан обошёл вокруг будущего храма, призывая Божие благословение и окропляя основания будущих стен святою водою. По окончании чина Преосвященный Митрофан сопровождал крестный ход обратно в собор.

На торжественном завтраке, состоявшемся после закладки храма, губернатор от имени великого князя Михаила Александровича передал благодарность Преосвященному председателю общества епископу Митрофану, строителю храма А.Н. Заусайлову и всему обществу елецких хоругвеносцев, пожелал успешного окончания задуманного. На это Александр Николаевич Заусайлов поспешил ответить, что он «употребит всё свое умение и силы, чтобы оправдать высокое доверие Его Высочества».

Присутствовавшие отправили телеграммы с выражением верноподданнических чувств государю императору и великому князю Михаилу. В ответ были получены телеграммы от царя и великого князя: «Елец. Господину Орловскому губернатору. Из Орла. №1016. 15 ноября 1909 года. Благодарю Вас за телеграмму и прошу Вас передать мою сердечную благодарность Его Преосвященству, строителю храма Александру Заусайлову и всем собравшимся за выраженные чувства, меня искренне тронувшие. От души желаю полного успеха начатому сооружению храма и ещё раз сердечно благодарю щедрого жертвователя. Михаил».

Великокняжеский храм задумывался как продолжение Царской часовни. Проект его был выполнен орловским епархиальным архитектором Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом, который состоял в этой должности с 1903 года.

Следует отметить те сложности, с которым столкнулся архитектор при проектировании храма. Церковь была задумана как домовая, соединённая с рядом стоящим домом, принадлежавшим обществу хоругвеносцев. Участок под храм имел небольшие размеры: по красной линии 13 саж. 2 арш. и в глубину квартала 17 саж. С юга к церкви примыкал участок священника Архангельского, куда должна была стекать вода с крыши храма. Всё это наложило свой отпечаток на проект. Храм получился асимметричным. Южная его стена была продолжением стены часовни, а северная сильно выдавалась.

Вильфарт закончил выполнение проекта 24 ноября 1909 года, а 31 декабря он был уже представлен на рассмотрение в строительный комитет МВД. Почётный председатель Елецкого общества хоругвеносцев епископ Елецкий Митрофан ходатайствовал перед комитетом о скорейшем утверждении представленного проекта.

Проект был рассмотрен 21 января 1910 года, а 29 числа подготовлено письмо с замечаниями. В нём отмечалось, что церковь не может быть домовой, так как по размерам и площади «значительно превышает величину дома, к которому примыкает». Несимметричность плана по продольной оси делала некрасивым иконостас и, самое главное, вызывала «неодинаковое давление на северную и южную части» фундамента, что предполагало неравномерную осадку и разрушение стен. Признана была недостаточной и 2-х аршинная ширина винтовых лестниц на хоры, на звонницу и в подвал. Показались недостаточными и размеры алтаря — «нужна ризница». Рекомендовалось отказаться от боковых окон на втором ярусе храма, уменьшить толщину сводов до 2,5 кирпичей и убрать лишние связи, изменить неудобный подход по чердаку к звоннице, разработать систему отопления и вентиляции.

В тот же день общество хоругвеносцев обратилось к своему августейшему покровителю — великому князю Михаилу Александровичу с просьбой о содействии в ускорении утверждения проекта. И в тот же день комитет возвратил проект орловскому губернатору, признав его «подлежащим исправлению» и рекомендовав епархиальному начальству «войти с представлением в Св. Синод об испрошении Высочайшего соизволения». Об этом же 6 февраля комитет сделал доклад управляющему делами великого князя Михаила Александровича.

Выполнение всех требований строительного комитета привело к сносу старого здания общества хоругвеносцев и незначительным изменениям объемно-пространственной композиции храмового комплекса: звонница перенесена с алтарной части в северо-западный угол храма, несколько упростился каменный декор, исчезли украшения из майоликовых плиток с геометрическим орнаментом на фризе и надписи на подпружных арках «Да будут очи твоя отверсты на сей Храм» и «Приидите ко мне все трудящиеся и обремененные аз упокою вас», завершения в виде корон на малых главках заменили на простые. Управляющий делами великого князя, которому тот поручил согласование проекта, потребовал от заместителя министра внутренних дел А.И. Лыкошина ускорить его принятие строительным комитетом. В докладе комитета на имя Лыкошина все замечания были представлены и определено, что строительство храма возможно лишь минуя нормы по высочайшему соизволению. Такое разрешение вскоре было дано и стало возможно начинать строительство храма.

Был разобран стоящий севернее часовни дом, расчищена площадь для строительства, и начато рытье котлована. Над местом строительства был сооружён деревянный отапливаемый «шатёр», что позволило вести работы без остановки всё зимнее время 1909-1910 годов.

В субботу 20 февраля 1910 года, в Елец вновь прибыли великий князь Михаил Александрович, его сестра великая княгиня Ольга Александровна с мужем — принцем Петром Александровичем Ольденбургским. Целью их приезда был осмотр строительной площадки, где ускоренными темпами возводился Великокняжеский храм. Высокие гости сначала направились в Вознесенский собор, где их встретил епископ Елецкий Митрофан и при «огромном стечении публики и учащихся всех учебных заведений» Ельца был отслужен молебен.

В 4 часа пополудни высокие гости прибыли на строительную площадку, где великого князя встретили хлебом-солью с золотой пластиной и надписью на ней: «Своему августейшему покровителю», а Заусайлов подарил великой княгине Ольге Александровне и принцу Ольденбургскому иконы Елецкой Божией Матери и красивую папку с уставом, отчётами и брошюрой о деятельности Общества хоругвеносцев. Затем гости осмотрели постройку, где великому князю Михаилу Александровичу были представлены архитектор и первый строитель Царской часовни Охотников, которому исполнилось уже 84 года. На обеде в доме А.Н. Заусайлова гости расписались в специальной книге посетителей строящегося храма, а местный фотограф Кунце поднёс великому князю Михаилу Александровичу альбом с фотографиями, запечатлевшими первое его посещение Ельца в октябре 1909 года. После этого гости присутствовали на спектакле в 17-ом Нежинском гусарском полку и поездом уехали в Орёл.

Первоначально планировалось закончить кладку храма к 1 марта 1910 года, а отделку к августу того же года. Художнику Васнецову было заказано несколько икон для строящегося храма.

Желая получить для нового храма святыню, 31 января епископ Елецкий Митрофан обратился к архиепископу Тверскому и Кашинскому Алексию с просьбой подарить для строящегося храма иконы с частью мощей св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского.

В Тверь отправилась депутация общества хоругвеносцев в составе протоиерея Василия Рязанова, священника Николая Фёдоровича Протасова, диакона Бориса Федотовича Шаповалова, старшины общества хоругвеносцев Глеба Дмитриевича Фёдорова и хоругвеносца Николая Сергеевича Боева.

Проездом через Москву они побывали в магазине Оловянишникова, где взяли давно заказанную икону св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского, «художественной живописи на кипарисной доске, размером 13 вершков ширины и 17 вышины в дубовом киоте», более 20 икон и 100 картин с изображением св. благоверного кн. Михаила для освящения их на мощах, серебряный вызолоченный ковчежец в виде звезды для вложения святых мощей, молебные крест, Евангелие и пелену. Для приношения в Твери к раке св. благоверного князя Михаила Ярославича была заказана серебряная с позолотой и эмалевыми изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя лампада. На ней славянскими буквами написано: «Святый Благоверный княже Михаиле, моли Бога о граде Ельце», а внизу по ободку надпись: «Сооружена Елецким обществом хоругвеносцев».

В Твери, где в первый день Пасхи 1759 года небесный покровитель Ельца святитель Тихон Задонский получил чрез архиепископа Тверского Афанасия указание на своё архиерейство, состоялась торжественная служба и вложение полученной частицы святых мощей в икону, о чём ельчанами было получено свидетельство: «Свидетельство. 1910 г. марта 13 дня в Тверском соборе вложена частица святых мощей св. Благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского в икону сего святого для Михайло-Александровской церкви Елецкого общества хоругвеносцев, состоящего под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества великого князя Михаила Александровича, что удостоверяется…» Ельчане в свою очередь в торжественной обстановке подарили к раке святого лампаду, и депутация отбыла в Елец.

В день прибытия в Елец на вокзале икону встречали гусары с оркестром. В зале 1-го класса состоялся первый молебен, после которого крестный ход проследовал к храму. У Сретенской церкви его встретил Преосвященный епископ Митрофан. По главным улицам Ельца в третьем часу крестный ход прибыл к Царской часовне, где воздвигался храм во имя благоверных князей. Ещё ранее, в июле 1909 года, из гороша Кашина ельчане привезли икону с частицей мощей св. княгини Анны (супруги великого князя Михаила Тверского). До завершения строительства Великокняжеской церкви икона хранилась в Иверском храме.

К весне 1910 года работы по возведению стен и сводов Александро-Михайловского храма были завершены, и началась отделка фасадов и интерьера специально изготовленной модульной майоликовой плиткой, а также устройство майоликового иконостаса.

12 марта 1910 года состоялось торжественное водружение кpeстa на сооружаемый храм. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью и тщательно пропаяна. Чердачное помещение отапливалось. А 18 августа 1910 года на звонницу был поднят главный колокол весом в 100 пудов.

К началу февраля 1911 года храм был полностью готов. При его сооружении были использованы все технические новинки начала XX века: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод. С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах. Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм. По завершении строительства на месте снесенного дома по красной линии Успенской улицы была установлена чугунная решетка с одними воротами и двумя калитками.

Сооружённый в рекордные сроки храм производил очень необычное впечатление своей архитектурой, конструкцией и внутренним убранством. По замыслу автора проекта — архитектора Э. Вильфарта Великокняжеский храм пристраивался к существующей Царской часовне с восточной стороны и сохранял те же русско-византийские черты, что и часовня. Однако эти русско-византийские мотивы использованы не вслепую, а переработаны творчески. Композиция самого храма повторяет композицию часовни, лишь развивая её: над четвериком храма размещён большой восьмерик, что неожиданно напоминает храмы XVIII века. От полного повторения композиции старых елецких храмов, строившихся за полтора столетия до Великокняжеской церкви её отличает то, что в углах перехода от четверика к восьмерику устроены четыре небольшие восьмигранные главки. Завершение храма повторяет завершение часовни, с той лишь разницей, что на храмовой части полусфера купола чуть вытянута, что напоминает о влиянии модерна. В северо-западном углу храма, над узким притвором, соединяющим его с Царской часовней и служащим во втором ярусе хорами, устроена квадратная в плане колоколенка с полуциркульными открытыми проёмами звонов в стенах, завершённых килевидными закомарами. Венчает колокольню низкий шатер с луковичной главкой. Задуманное архитектором Вильфартом роскошное, насыщенное деталями убранство фасада при строительстве было несколько упрощено, но всё же оставляет впечатление богатства и праздничности во многом благодаря применению полихромных изразцов, как отдельных вставок, так и больших по площади заполнений фризов и стен над окнами первого и второго ярусов с текстом молитвы и травными орнаментами.

Ещё большее впечатление оставляет внутреннее убранство храма, стены и своды которого полностью покрыты майоликовой плиткой, имитирующей мозаику, с изображением на западной стене «процветшего креста», а на парусах символов евангелистов. Архитектура иконостаса также выполнена из майолики. Вместе с цветными витражами интерьер, особенно в ночное время, когда зажжены свечи в храме, мерцает и переливается огнями сказочной красоты.

На своде алтаря и на западной стене трапезной вмонтированы стеклянные в латунном обрамлении кресты с электрической подсветкой. В майоликовом иконостасе, Царские Врата были серебряными, а иконы выполнены в технике масляной живописи. Жертвенник и престол в алтаре из чеканной меди. Пол был паркетный, а панели стен отделаны дубовой рейкой.

Освящение храма свв. благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского состоялось 11 февраля 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича, орловского губернатора и трёх архиереев — вновь назначенного епископа Орловского и Севского Григория (Вахнина), епископа Елецкого Митрофана (Землянского) и епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана (Афонского) — особо дорогого гостя, который прежде был в Ельце епископом и положил первый камень в основание храма.

После торжества освящения начался крестный ход к Вознесенскому собору. Вслед за пастырями шёл великий князь Михаил Александрович. По завершении крестного хода уполномоченные общества хоругвеносцев поднесли храмоздателю Александру Николаевичу Заусайлову, затратившему на строительство храма около 200 тыс. руб., прекрасную икону святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского.

В тот же день храмоздатель Александр Николаевич Заусайлов был избран помощником старосты Великокняжеского храма, а обязанности почётного ктитора согласился возложить на себя великий князь Михаил Александрович, получивший на это разрешение императора 10 января 1913 года. Государь пожертвовал от своего имени в Александро-Михайловской храм хоругви, ныне возвращённые из Елецкого краеведческого музея на своё историческое место. Александро-Михайловская церковь своего прихода не имела и считалась приписной к Покровской церкви.

Александр Николаевич Заусайлов, для которого Александро-Михайловский храм стал по-настоящему делом жизни, обязался построить при храме какое-либо «благотворительно-просветительное учреждение» и сразу после завершения строительства принялся за постройку дома призрения, посвятив его предстоящему 300-летию царствующего дома Романовых.

Закладка состоялась 25 апреля 1912 года. Накануне в Великокняжеской церкви прошло всенощное бдение в сослужении Преосвященного Григория, епископа Орловского и Севского, и епископа Елецкого Митрофана. Утром на следующий день в 9 часов началась литургия, после которой в присутствии орловского губернатора С.С. Андреевского состоялась торжественная закладка дома призрения. Под юго-западным углом стены будущего здания был вложен продолговатый стеклянный цилиндр с пергаментом, на котором написан акт совершения закладки. Епископ Григорий, окропив святой водой угол и вложив цилиндр, положил первый кирпич, второй — Владыка Митрофан, третий — орловский губернатор, четвёртый — Александр Николаевич Заусайлов, пятый и шестой — «две дамы Заусайловы», седьмой — председатель окружного суда Языков.

С апреля 1912 года развернулись строительные работы. Одновременно началось обустройство под Великокняжеской церковью пещерного храма, задуманного как копия иерусалимского храма Гроба Господня, в память исцеления цесаревича Алексея Николаевича, и посвящённого небесным покровителям государя императора и наследника — святителям Николаю Чудотворцу и Алексию, митрополиту Московскому.

Освящение пещерного храма и дома призрения приурочивалось к празднованию 300-летия дома Романовых, но здание дома призрения было в основном закончено уже к новому 1913 году. Вот как описывает новогодний праздник, проводившийся Обществом хоругвеносцев, елецкая газета: «…После церковного торжества внутри храма все молящиеся вышли на церковную площадку между храмом и вновь выстроенным домом призрения в память 300-летнего царствования дома Романовых. Это прекрасное здание, построенное в строго выдержанном стиле боярских палат XVII столетия, увенчанное государственным гербом, является украшением города рядом с богатым храмом, отделанным с редким искусством и красотою. Вся церковная площадка была освещена электричеством, двери, ведущие в дом, задрапированы и здесь размещены большие портреты Их Величеств — Государя Императора и Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и Великого Князя Михаила Александровича. Всё крыльцо было покрыто коврами. Стояла тихая морозная ночь. Ещё ярко освещенный храм, залитая электричеством площадка и главный фасад, украшенный мозаичной майоликой с картинами Московского Успенского собора, Красного крыльца и Царского терема…». Кроме того, майоликовое панно с цветочным орнаментом украшало главный фасад дома, а на щипце красовалась надпись:

Дом
Призрения
в память 300 летия
царствования дома
РОМАНОВЫХ
Елецкого Общества Хоругвеносцев
состоящего под августейшим
покровительством
Его Императорского Высочества
Великого Князя
МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА
1613-1913

На боковых фасадах майоликовые панно с растительными орнаментами украшали фриз и очелья наличников, а над входом в дом на фронтоне крыльца было хорошо сохранившееся до настоящего времени изображение двуглавого орла с символами царской власти. Майоликовый фриз и красивая черепичная кровля до настоящего времени украшают примыкающую к дому башню — повалушу. Крупные композиции на фасадах дополняют отдельные вставки изразцов, яркими акцентами выделяющиеся на красно-кирпичной кладке.

Весной 1913 года заканчивались отделочные работы в пещерном храме. Он был перекрыт сводами Монье по металлическим рельсам и освещён электричеством. Иконостас в нём установлен был 28 мая 1913 года. Планировавшееся первоначально освящение дома призрения и пещерного храма на 2 мая — день празднования встречи царя Михаила Фёдоровича в Москве в 1613 году — пришлось перенести на начало июня.

Когда всё было готово к освящению, в Елец стали съезжаться почётные гости. 3 июня в 10 часов прибыл епископ Орловский Григорий. Вместе с ним архимандрит Чудова монастыря в Московском Кремле Арсений и депутация Елецкого общества хоругвеносцев, ездившая в Орёл. На торжество были привезены святыни: Фёдоровская икона Божией Матери, подаренная Елецкому Обществу хоругвеносцев Сводным конногвардейским Его Императорского Величества полком, икона св. Ермогена, частица от гроба и в ковчежце частица мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Образ святителя Алексия пожертвовал в пещерный храм Ельца государь император Николай Александрович.

С вокзала крестный ход двинулся к храму Общества хоругвеносцев. У Сретенской церкви полковой оркестр играл «Коль славен». К крестному ходу присоединился хор певчих почётного члена общества действительного статского советника Александра Николаевича Заусайлова. Крестный ход прошел по Мясницкой, Торговой, Кладбищенской и Успенской улицам. Потом состоялся молебен с провозглашением многолетия царской семье и августейшему покровителю Елецкого общества хоругвеносцев. В шесть часов вечера была отслужена панихида в пещерном храме.

На следующий день — 4 июня состоялось освящение пещерного храма и дома призрения Преосвященным Григорием в сослужении с архимандритом Арсением и елецким духовенством. На торжестве присутствовали губернатор С.С. Андреевский и представитель императора — флигель-адъютант граф Александр Николаевич Граббе, который согласился на просьбу А.Н. Заусайлова принять звание почётного члена Елецкого общества хоругвеносцев.

После освящения и крестного хода, в только что освящённом храме Владыкой Григорием была совершена торжественная литургия, а затем освящён дом призрения, призванный стать приютом для «всех сирых и убогих». Открытое вскоре богоугодное заведение согласился взять под своё августейшее покровительство великий князь Михаил Александрович.

По завершении строительства и после всех торжеств Александр Николаевич Заусайлов продолжал заботиться о Великокняжеской церкви и её благолепии, на собственные средства содержал прекрасный хор, который приходили послушать ельчане со всех концов города. A.H. Заусайлов строил планы на будущее — он говорил о своём желании построить церковь для мужской гимназии. Однако этому не суждено было сбыться — 15 июня 1915 года Александр Николаевич скоропостижно скончался от холеры. Отпевание его состоялось в храме, им построенном, и здесь же в специально устроенном склепе под главным алтарём пещерной церкви он нашёл свой последний приют. Состоявшиеся 20 июня похороны Заусайлова, смерть которого буквально потрясла весь Елец, собрали множество людей. Похоронная процессия, растянувшаяся на два квартала, свидетельствовала о том уважении, которое питали ельчане к своему знаменитому земляку, так много сделавшему родному городу. На погребение Заусайлова прислал венок из живых цветов великий князь Михаил Александрович. Присутствовал на похоронах и епископ Елецкий Павел.

Со временем с восточной стороны храма на алтарной стене над склепом было установлено искусно выполненное майоликовое надгробие с рельефными травными полихромными орнаментами.

После кончины строителя и последовавшей революции круто изменилась яркая судьба Великокняжеской церкви. В 1922 году из неё изъяли всю ценную утварь весом 2 фунта 94 золотника.

26 августа 1923 года храм вновь обследовала комиссия «на предмет установления и соответствующей регистрации находящихся там памятников искусства и старины». Комиссия осмотрела и пещерный храм, найдя в нём «очаг всё губящей сырости: все церковные ценности немедленно удалить из этого помещения, а хранящийся там медный складень — памятник старины, передать в Елецкий пролетарский музей». В верхнем храме комиссией отмечена была особая ценность двух местных икон — «Христа и Божией Матери», которые «представляют собою богатые памятники художественного творчества позднейших времен». Эти иконы оставили под «особую ответственность» в храме.

Великокняжескую церковь, представлявшую до революции оплот патриотов и монархистов Ельца, закрыли одной из первых в городе. В 1929 году последовало распоряжение местных властей о расторжении договора с группой верующих Александро-Михайловской церкви: «Принимая во внимание, что здание и культовое имущество церкви находится на учёте наркомпроса, что верующие могут исполнить свои религиозные потребности и в близлежащих церквах, что религиозная община данной церкви по своему социальному положению является враждебной по отношению советской власти, и учитывая требования рабочих, у коих рядом с церковью функционирует клуб, поручить начальнику окр. адмотдела совместно с зав. окр. ОНО, в соответствии с ст. 30 РКПр РСФСР от 18 мая №35 составить на имя Президиума облисполкома о закрытии церкви обстоятельную докладную записку». Эти документы, призванные придать некий вид законности действиям властей в отношении Великокняжеской церкви, готовились, когда храм был фактически уже закрыт. Произошло это в 1927 году, а в 1928 году в нём был создан антирелигиозный музей.

В музее в 1931 году, находились изъятые из Задонского Богородицкого монастыря мощи святителя Тихона, портрет затворницы Мелании, риза о. Иоанна Борисовича Жданова, Царские Врата из Рождественской церкви, цепь из Преображенской, некогда закреплённая там по приказу святителя Тихона, и другие православные реликвии. Здесь же хранилось знамя «Союза русского народа». Интерьеры храма и внутреннее его убранство, к счастью, были сохранены как фон для ведения экскурсий. Во время экскурсий сотрудники музея сопровождали демонстрацию экспозиции примитивными комментариями антирелигиозной направленности. Так, риза о. Иоанна именовалась «грязной тряпкой» или ризой «елецкого попа, попавшего в святые по дружбе с Тихоном Задонским». Небылицы рассказывали о жизни священно- и церковнослужителей и монашествующих Ельца.

Интерьер пещерного храма сохранялся до 1928 года. По воспоминаниям Николая Александровича Кремышева, посетившего в этот год пещерную церковь Великокняжеского храма вместе с Елецким епископом Николаем, ему запомнился «…маленький иконостас. Царские Врата от долгого неиспользования скрипели и открывались с трудом. Алтарные двери были узкие, в них можно было пройти только боком. В алтаре запомнился небольшой престол. Электрического освещения уже не было, и осмотр производили со свечами в руках. В храме ещё были венки, оставшиеся после похорон A.H. Заусайлова. Его гробница находилась за горним местом, под алтарем Великокняжеской церкви».

К сожалению, в советские времена могила мецената была разграблена и осквернена, а надгробие — настоящее произведение искусства — просто разбито. Останки храмоздателя были выброшены из склепа. По воспоминаниям старожилов, кости были прикопаны во дворе, черепом его играли в футбол. Склеп использовали как выгребную яму для туалета.

Антирелигиозный музей просуществовал в стенах Великокняжеской церкви до Великой Отечественной войны, а затем уже не возобновлялся. 1 марта 1944 года верующие Ельца ходатайствовали об открытии храма свв. Михаила Тверского и Александра Невского, но в официальном ответе им было сказано, что церковь «используется под антирелигиозный музей».

В январе 1956 года церковное здание по улице Советской арендовал горторг. В 1962 году Великокняжеская церковь «безвозмездно» передана «на баланс Елецкому горпромторгу по фактически оценочной стоимости» и использовалась как складское помещение.

Дом призрения поделили на коммунальные квартиры. Сразу же после революции царский герб над уличным фронтоном и надписи на фасаде дома призрения были сбиты, выведена из строя отопительная система.

По ходотайству Елецкого городского отделения ВОПИиК решением Елецкого горисполкома №79 от 21.02.1990 храм был освобождён и решением Липецкого областного Совета народных депутатов №303 от 18.07.1991 передан Русской Православной Церкви. На основе этого решения издано постановление главы администрации Ельца №528 от 30.12.1992. Решением городского собрания представителей Ельца №113 от 16.07.1996 общине храма был передан дом призрения, а также здание по ул. Советской, 90 (бывший дом священника Архангельского).

Весь комплекс Великокняжеского храма представлял собой заброшенный квартал с грудами мусора и грязи. Храм был без кровли, а купола залиты гудроном, окна забиты щитами, сильно пострадала майоликовая плитка на южном фасаде. На иконостасе головки херувимов и ангелов были срублены, иконостас имел многочисленные мелкие утраты. Несколько сохранившихся икон — святитель Николай, святая Великомученица Варвара, святой благоверный князь Александр Невский и святой благоверный князь Михаил Тверской — все в рост имели стёртые лики. Сами иконы, написанные на металле, лужёным свинцом влитые в стены храма, были исковерканы, но не вынуты из киотов стен. Деревянным настилом храм по высоте был поделен на два этажа. На втором этаже храма был устроен переход в соседнее здание, служившее складским помещением. Пещерная церковь от сырости сильно пострадала и являлась складом пустой тары.

В 1991 году начались восстановительные работы в Великокняжеском храме. Финансирование велось из нескольких источников. В 1993 году 17,5 миллионов. рублей вложила в реставрацию храма дирекция программы «Возрождение». Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области заказала на заводе в Гусь-Хрустальном крест. Основные хлопоты по возрождению комплекса взял на себя благочинный Елецкого округа, настоятель Вознесенского собора протоиерей Василий Яковлевич Романов. Его трудами к настоящему времени храм приведён в свой первоначальный вид. Возрождён и дом призрения. Частично восстановлено и надгробие на могиле великого гражданина Ельца Александра Николаевича Заусайлова. Бронзовый бюст А.Н. Заусайлова работы скульптора В.Л. Челядина, увековечивший память строителя Великокняжеского храма, установлен по инициативе Владимира Александровича Заусайлова и открыт 7 сентября 2003 года.

В настоящее время комплекс храма свв. князей Михаила Тверского и Александра Невского с домом призрения вновь является украшением города, наполняет ельчан гордостью за своих предков, век назад сотворивших такое чудо, и привлекает тысячи гостей города полюбоваться им.

Великокняжеская церковь (по материалам книги «Елец: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов, Д.А. Нарциссов. — Липецк, 2015. — 72 с.»):

Церковь Михаила Тверского и Александра Невского, или Великокняжеская церковь, расположенная на Успенской улице (Советская, 90) — одна из архитектурных жемчужин Ельца. Храм был сооружён Елецким обществом хоругвеносцев на средства купца Александра Николаевича Заусайлова в память посещения города великим князем Михаилом Александровичем. Его закладка состоялась в 1909 году. Здание строилось по проекту архитектора Э. Вильфарта как продолжение царской часовни, воздвигнутой в память императора Александра II. Торжественное освящение церкви было приурочено к 50-летию освобождения крестьян от крепостной зависимости. На торжествах присутствовал великий князь Михаил Александрович Романов. Брат царя Николая II подарил церкви хоругвь (православное знамя) и икону Спасителя.

Александр Николаевич и дальше продолжал заботиться о Великокняжеской церкви и её благолепии, на собственные средства содержал прекрасный хор, который приходили послушать ельчане со всех концов города.

Под Великокняжеской церковью в 1913 году был устроен пещерный храм, а возле неё открыт Дом призрения в память 300-летия царствующего дома Романовых. Фасады этих построек украшены многоцветным панно с символическим изображением г. Ельца, российского герба и растительного орнамента. На главном куполе церкви установлен хрустальный крест. Интерьер храма декорирован разноцветной майоликовой плиткой, его украшают иконостас и витражи.

Храмы г. Ельца, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *