Елец. Улица Ленина, дом 91 (Женская гимназия)

Елецкая женская гимназия (1878 г.)

Елецкий Государственный университет им. И.А. Бунина

Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Ленина, д. 91

Женская гимназия (по материалам книги «Елец. Прогулка с экскурсоводом. Книга первая: дыхание веков / Е. Елецкая. — Липецк: Издательство «Гравис», 2013. — 208 с.»):

Редко какому из старинных елецких зданий посчастливилось быть столь детально изображённым в художественных текстах И.А. Бунина, как этой казённой гимназии — сейчас учебному корпусу Елецкого государственного университета, единственного в России вуза, удостоенного имени И.А. Бунина, писателя, ставшего всемирно известным Нобелевским лауреатом.

В 1879 году в Ельце открылась женская гимназия. Она давала педагогическое образование, выпускницам давалось звание учительницы начальных училищ и право заниматься обучением на дому. Известно, что для получения звания учителя после окончания 7 класса гимназии выпускницам, решившим посвятить себя педагогической деятельности, давалось право учиться ещё год. Среди изучаемых предметов в женской гимназии были как обязательные, так и необязательные. Среди обязательных были предметы:

  1. Закон божий.
  2. Русский язык, церковнославянский и словесность.
  3. Сочинение на русском языке.
  4. Математика.
  5. География всеобщая и русская.
  6. li style=»margin-left: 20px;»>Естественная история. История всеобщая и русская.

  7. Физика.
  8. Математическая география.

Необязательные предметы: французский язык, немецкий язык, педагогика, рисование.

Те гимназистки, которые оставались после 7 класса гимназии для специальной педагогической подготовки ещё на год, можно сказать в 8 класс, проходили своеобразную педагогическую практику. Они посещали приюты для сирот, находившиеся на попечении какого-либо купца, обучали детей грамоте, вязанию, вышиванию. Кроме этого гимназистки проводили уроки под наблюдением преподавателя в начальных классах гимназии. Лучшие ученицы награждались золотыми и серебряными медалями за «Благонравие и успехи в науках». C золотой медалью закончила женскую гимназию в конце ХIХ века первая любовь И.А. Бунина — Варвара Пащенко. Выпускницы гимназии после её окончания направлялись учителями в сельские школы. Многие из них стали впоследствии прекрасными педагогами.

B каникулы, особенно в Рождественские праздники и под Новый год, в женской гимназии устраивались вечера на которые приглашались мальчики из мужской гимназии. Перед балом зал украшался гирляндами из еловых веток, оборудовались специальная эстрада и киоск, в котором продавались программы бала, художественно оформленные и заполненные текстом, написанным каллиграфическим почерком. Кисок возглавляла обязательно красивая барышня. На эстраде помещался духовой оркестр. Танцами руководил распорядитель танцев, кавалер с большим розовым бантом. Танцующие были в парадной форме и белых перчатках. Команды распорядителя выполнялись беспрекословно.

И.А. Бунин с неизменным тёплым чувством описывал женскую гимназию, мимо которой проходил ежедневно по пути на занятия или возвращаясь домой и в которой иногда танцевал на её великолепных балах: «…мне вспоминается бал в женской гимназии, — первый бал, на котором я был. Дни стояли тоже очень морозные. Возвращаясь после ученья домой, мы с Глебочкой нарочно шли по той улице, где была женская гимназия, во дворе которой уже выравнивали сугробы по бокам проезда к парадному крыльцу и сажали в них два ряда необыкновенно густых и свежих ёлок. Солнце садилось, всё было чисто, молодо и всё розовело — снежная улица, снежные толстые крыши, стены домов, их блестящие золотой слюдой стекла и самый воздух, тоже молодой, крепкий, веселящим эфиром входивший в грудь. А навстречу шли из гимназии гимназистки в шубах и ботинках, в хорошеньких шапочках и капорах, с длинными, посеребренными инеем ресницами и лучистыми глазами. И некоторые из них звонко и приветливо говорили на ходу: «Милости просим на бал!» — волнуя этой звонкостью‚ будя во мне первые чувства к тому особенному, что было в этих шубах, ботинках и капорах, в этих нежных возбуждённых лицах, в длинных морозных ресницах и горячих быстрых взглядах, — чувства, которым суждено было владеть мной с такой силою… После бала я долго был пьян воспоминаниями о нём и о самом себе: о том нарядном, красивом, лёгком и ловком гимназисте в новом синем мундирчике и белых перчатках, который с таким радостно-молодецким холодком в душе мешался с нарядной и густой девичьей толпой, носился по коридору, по лестницам, то и дело пил оршад в буфете, скользил среди танцующих по паркету, посыпанному каким-то атласным порошком, в огромной белой зале, залитой жемчужным светом люстр и оглашаемой с хор торжествующе-звучными громами военной музыки, дышал всем тем душистым зноем, которым дурманят балы новичков, и был очарован каждой попадавшейся на глаза лёгкой туфелькой, каждой белой пелеринкой, каждой чёрной бархоткой на шее, каждым шёлковым бантом в косе, каждой юной грудью, высоко поднимавшейся от блаженного головокружения после вальса…».

B Елецкой женской гимназии бывал Бунин и уже признанным писателем. В январе 1896 года, возвращаясь к семье в Огнёвку (ныне деревня Становлянского района) из Петербурга, где он выступал на собрании литераторов в пользу переселенцев с чтением рассказа «На край света» и завоевал успех, отдал в печать сборник рассказов под тем же названием, он остановился в Ельце и попал на гимназический бал «уже знаменитостью». Через год он вёз из Петербурга только что вышедший сборник своих произведений и вновь оказался на традиционном гимназическом балу в январе 1897 года. Бунин, давным-давно вышедший из гимназии в 4-м классе, без аттестата зрелости, принёс в гимназию и вручил директору, учителям свою серьёзную книгу, наглядно свидетельствовавшую, что он по-своему достойно завершил гимназический курс и по праву получил признание гимназического начальства: «Вы — наша гордость!».

После революции в 1919 году молодое советское государство ввело общеобразовательные учебные заведения под сокращенным названием рабфак (рабочий факультет). Они готовили молодёжь и даже более зрелых людей к поступлению в вузы. В них обучались рабочие и крестьяне. Желающие учиться заполняли специальные опросные листы. Интересен пункт опросного листа: Социальное положение родителей: a) рабочий, батрак — колхозник; в) единоличник и какой именно социальной группы (бедняк, середняк, кулак); г) служащий; д) специалист научный работник, инженер, агроном, врач, учитель и т.д.; е) кустарь; ж) торговец.

Только в связи с недобором в рабфаках учились и дети бывших нэпманов. На рабфак для преподавания учебных дисциплин были приглашены наиболее опытные и сильные педагоги. В годы репрессий несколько преподавателей были арестованы как «враги народа». Был среди них и Хренников Николай Николаевич (брат Хренниковa Тихона Николаевича). Тихону Николаевичу, уже тогда знаменитому композитору, с трудом удалось спасти брата от неминуемой кары.

При формировании в 1939 году Елецкого учительского института лучшие преподавательские силы были взяты из рабфака, а также из педучилища. Поначалу в его составе было три отделения: историческое, филологическое и физико-математическое. В годы Великой Отечественной войны многие студенты с преподавателями ушли на фронт. Не всем из них посчастливилось вернуться в стены института, чтобы завершить педагогическое образование. Само строение, внутренняя архитектура оригинального здания: большой вестибюль с гранёными колонками, оканчивающимися вверху красивыми лепными украшениями, со старинными высокими зеркалами, широкая ажурная металлическая лестница с площадкой, разделяющаяся в два крыла продолжениями на второй этаж — эта красота смогла уцелеть в годы Великой Отечественной войны, когда Елец в течение двух лет находился в прифронтовой зоне и перенёс огромное количество бомбёжек.

В послевоенные годы в стране остро ощущалась нехватка педагогических кадров. Поэтому на всех факультетах института открываются заочные отделения. В 1953 году учительский институт реорганизовали в педагогический. Начали открываться новые факультеты. Укреплялась материальная база института: построили общежитие, добавили новые учебные корпуса. Построили и ввели в действие физкультурно-оздоровительный комплекс. В 2000 году Елецкому государственному педагогическому институту присвоен статус государственного университета.

Женская гимназия (по материалам книги «Елец: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов, Д.А. Нарциссов. — Липецк, 2015. — 72 с.»):

Красивое дореволюционное здание с элементами готики, неплохо сохранившееся в наши дни на улице Ленина (бывшая Манежная), построено в 1878 году. Там располагалась Елецкая женская гимназия, которая была признана одной из лучших в российской дореволюционной провинции. Она давала гимназисткам педагогическое образование, звание учительницы начальных училищ и право заниматься обучением на дому. А те из них, которые оставались после 7 класса гимназии для специальной подготовки ещё на год, проходили своеобразную педагогическую практику. Они посещали приюты для сирот, находившиеся на попечении какого-либо купца‚ обучали детей грамоте, вязанию, вышиванию, проводили уроки под наблюдением преподавателя в начальных классах гимназии.

За «благонравие и успехи в науках» лучшие ученицы награждались золотыми и серебряными медалями. Например, с золотой медалью закончила женскую гимназию в конце ХIХ века первая любовь И.А. Бунина — Варвара Пащенко. В русской литературе её образ он запечатлел в романе «Жизнь Арсеньева» и рассказе «Лёгкое дыхание». Сам писатель, будучи гимназистом, не раз бывал в этом здании на балах.

Ныне здесь располагаются факультеты Елецкого Государственного университета им. И.А. Бунина.

Здания г. Ельца, , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *