Воронеж. Памятник святителю Митрофану
Фото 10.08.2013:
Памятник первому епископу Воронежскому святителю Митрофану был открыт в городе Воронеже 23 мая 2003 года. Расположен на территории Первомайского сада рядом с Благовещенским собором. Авторами памятника являются скульпторы И.П. Дикунов и Э.Н. Пак, а также их сыновья Максим и Алексей.
Памятник святителю Митрофану (по материалам книги «Воронеж: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов. — Липецк, 2016. — 84 с.»):
23 мая 2003 года во время празднования Дня славянской письменности и культуры, около Благовещенского собора был открыт памятник святителю Митрофану. Он выполнен семьёй известных архитекторов Дикуновых (И.П. Дикунов, Э.Н. Пак и их сыновья).
Епископ Митрофаний (1623-1703) стал первым главой Воронежской епархии после основания её в 1682 году, в 1832 году был причислен к лику святых. Дни памяти: 7 августа (Обретение мощей), 4 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября.
В бытность владыки Митрофана епископом Воронежским были окончательно определены и расширены границы епархии. Вместо ветхого Благовещенского собора в Воронеже был построен новый, каменный пятиглавый, также освящённый в 1692 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и бывший в то время самым большим зданием города. Число храмов в епархии увеличилось до 239. Были основаны два новых монастыря, один скит преобразован в монастырь. Епископ Митрофан активно боролся с влиянием старообрядчества, много проповедовал, открывал в сёлах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Малороссии. Много занимался благотворительностью, по словам биографа владыки, «…дом его архиерейский был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения.». Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696 году. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им, по ходатайству епископа Митрофана, были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой). 23 ноября 1703 года святитель Митрофан скончался, при его погребении 4 декабря того же года присутствовал царь Петр I, который планировал посетить воронежскую верфь, но ускорил свой приезд, узнав о кончине епископа. После заупокойного богослужения Пётр I сказал всем присутствующим: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак вынесем его тело сами». Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближённым, сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Владыка Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе Воронежа (который находился на месте современной Университетской площади). Нынешний храм имеет внешнее сходство с утраченным. Здесь находится одна из почитаемых святынь Воронежской области — мощи Св. Митрофания Воронежского.
Открытие памятника святителю Митрофану (по материалам книги «Благовещенский кафедральный собор / под общей редакцией архимандрита Андрея (Тарасова). — Воронеж: издательский отдел Воронежской и Борисоглебской епархии, 2011. — 104 с., илл.»):
23-24 мая 2003 года Воронеж стал столицей Дней славянской письменности и культуры. Торжества в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, ознаменовались открытием 23 мая на территории Благовещенского собора памятника святителю Митрофану.
В торжествах приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (Немцов), архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук), епископ Задонский и Елецкий Никон (Васин), епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских), священнослужители, представители городской и областной администрации.
23 мая 2003 года после пения тропаря святителю Митрофану с памятника было снято покрывало. Взорам присутствующих предстал Воронежский святитель в окружении четырёх ангелов.
Архитектурное решение памятника приннадлежит Владимиру Петровичу Шевелеву. Над композицией работали скульпторы Иван Павлович Дикунов, Эльза Николаевна Пак, их сыновья Максим и Алексей.
Рассказывает скульптор Иван Павлович Дикунов:
— Несколько лет я вынашивал идею установки на площади у Покровского собора 6-7-метрового гранитного креста с бронзовым изваянием святителя. Композиция заметно «оживила» бы площадь, привлекала внимание не только верующих, но и всех, кто проходит мимо храма. Люди невольно бы замедляли шаг, останавливаясь, чтобы подумать о вечном. Эта идея так и не воплотилась в камне и металле, а желание преподнести в дар Воронежской епархии, а значит, и всем верующим одну из своих работ у меня осталось. И вот когда в Первомайском саду началось строительство кафедрального собора, мои устремления и идея епархии установить рядом с храмом памятник святителю Митрофану совпали.
Наша семья создавала памятник Воронежскому первосвятителю более двух лет. Вся творческая часть работы — лепка в глине, изготовление рабочей гипсовой модели — это наш безвозмездный дар Воронежу. Идея создать не просто памятник на высоком постаменте, а многофигурную композицию возникла уже на первом этапе эскизной проработки замысла.
Особую роль в скульптурном ансамбле играют фигуры четырёх ангелов, они придают ему объём. Памятник открывается взору не только фасадной частью, но и со всех сторон.
Один из драматичных моментов работы связан со спорами о фигурах ангелов. Возникли разговоры о том, что они излишни, возрастёт стоимость работ… Конечно, для нас было очень досадно это слышать. Точку в спорах поставил Владыка. Однажды он заехал в нашу мастерскую и ободрил меня: «Иван Павлович, делайте то, что задумали…»
Особый этап был связан с отливкой деталей памятника. Единственным предприятием в Воронеже, где технологически возможно выполнить такую работу, является завод им. Коминтерна. Дело в том, что на определённом этапе восковую модель необходимо выжигать в специальных печах. Таких печей, кроме как на заводе им. Коминтерна, на других производствах нет. И руководство предприятия неизменно на протяжении многих лет идёт нам навстречу, за что мы выражаем им сердечную благодарность.
Замысел и воплощение фигур ангелов принадлежит моему сыну Максиму. Когда завершалась отливка фигур ангелов в бронзе, произошло событие, которое я иначе как чудом назвать не могу. Обычно готовая фигура или деталь, которую только что достали из печи, выглядит не очень эстетично. Она тёмная, в окалине, покрыта копотью. Главы ангелов — они изготовлялись отдельно — обработки не требовали, они сияли, как золотые. На них не было даже пятнышка окалины!
…Когда работа была завершена (все фигуры собирались из отдельных деталей в нашей мастерской), предстояло установить памятник на постаменте. Торжественная церемония открытия была намечена на 23 мая 2003 года. Памятник установили в ночь с 22-го на 23-е.
Бронзовая скульптура святителя Митрофана высотой 3,6 метра установлена на высоком постаменте. Общая высота памятника с постаментом — 8,5 метра, вес — 8 тонн. На постаменте установлены четыре бронзовые таблички. На фасадной и тыльной табличках указано, что памятник воздвигнут в память 300-летия со дня преставления святителя Митрофана в год от Рождества Христова 2003.
Правая и левая таблички представляют барельефное изображение святителя Митрофана и императора Петра I.
Четыре ангела держат: первый — раскрытую книгу с заповедью святителя «Употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержанно пий, мало яждь — здрав будеши», второй — копьё, третий — парусник, четвёртый — Петропавловский собор Санкт-Петербурга.
Добавить комментарий