Санкт-Петербург. Невский проспект

Фото июль 2011 г.:

Фото 16.05.2015:

Невский проспект — главная улица города Санкт-Петербурга. Проходит от Адмиралтейства до площади Александра Невского. Протяжённость проспекта составляет 4,5 км. Отрезок от площади Восстания до площади Александра Невского неофициально называется Старый Невский.

На Невском проспекте расположено множество памятников архитектуры и достопримечательностей:

Невский проспект (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

Наиболее выразительная в архитектурном плане магистраль города — Невский проспект — стала таким же символом города, как Петропавловская крепость, Адмиралтейство или Дворцовая площадь. Её протяжённость 4,5 км, ширина — от 25 до 60 м.

Уже в первые годы существования Петербурга на левом берегу Невы сложились два градообразующих центра — Адмиралтейство и Александро-Невский монастырь. Возникла необходимость связать их между собой и с ведущим на юг новгородским трактом. В 1710-е годы от них через заболоченный лес прорубили к тракту просеки. Участок, начавшийся от Адмиралтейства (до места, где сейчас находится площадь Восстания), получил название Большой першпективной дороги, т.е. прямой трассы. С 1738 года дорога стала называться Невской перспективой, т.к. направлена была к Александро-Невскому монастырю (хотя окончательно пути от Адмиралтейства и монастыря соединились лишь в 1760-е годы). Образовалась единая улица с изгибом в районе современной площади Восстания. Императрица Анна Иоанновна повелела возводить на проспекте только каменные строения, а потому здесь стали селиться самые именитые и богатые люди. Так широкая и просторная улица заполнилась дворцами знати и крупнейшими храмами. В 1783 году она, наконец, получила своё нынешнее название — Невский проспект*.

Булыжная мостовая сохранялась здесь до начала XIX века, однако была чрезвычайно неудобной: езда в экипажах сопровождалась тряской, а колёса с металлическими ободами сильно грохотали. В 1834 году мостовую уложили деревянными брусками. Кареты и повозки передвигались теперь почти бесшумно. В 1930-х годах появилось покрытие из асфальта.

Невский проспект оказался первой улицей в России, где применили регулярное освещение. В 1723 году здесь установили масляные фонари, в 1830-е годы их заменили газовыми, а в конце XIX века — электрическими.

Игравший первоначально роль транспортной артерии, проспект стал активно застраиваться в 1730-1780 годах. По обе его стороны возвели здания, сыгравшие определяющую роль в формировании современного облика Невского: Строгановский и Аничков дворцы, дом Чичерина, здания иноверческих церквей, «Серебряных рядов», Гостиного двора. В начале XIX века, с появлением Казанского собора, оформление архитектурного облика центральной части Невского проспекта в основном завершилось. Возводимые позже и перестраивающиеся здания лишь дополняли и обогащали его. Каждая постройка Невского проспекта имеет свой неповторимый вид и историческую судьбу.

* Участок от монастыря до площади Восстания иногда считают самостоятельной частью и именуют Старо-Невским проспектом.

Невский проспект (по материалам книги «Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с.»):

Главная магистраль города, соединяющая Дворцовую площадь с площадью Александра Невского. Первое её название, зафиксированное в указе Петра I от 2 октября 1718 года, — дорога к Невскому монастырю. Дорога была платной, о чём и говорилось в указе. До конца XVIII века встречаются наименования перспективная дорога к Невскому монастырю, прешпективая к Невскому монастырю и просто — Невская дорога.

Другой вариант, возникший в 1730-е годы, — Большая перспективая или Большая дорога, также Большая прешпективая дорога, просто перспективая дорога, Большая улица либо Перспективая улица. Появившееся уже в 1780-е название Большой проспект держалось вплоть до 1820 года.

Официально же указом от 20 апреля 1738 года магистрали было присвоено имя Невская Проспективая улица, опять же по Александро-Невскому монастырю, а вовсе не по реке Неве. Тем указом назывались только улицы Адмиралтейской части, поэтому формально улица доходила только до Мойки. Следующим указом, от 20 августа 1739 года, её продлили до современной площади Восстания, а вскоре название распространилось на весь проезд. Обычно, впрочем, употреблялся сокращённый вариант — Невская или Большая Невская перспектива.

В середине XVIII века возник план спрямить магистраль и перенести её на новое место — туда, где сейчас проходят Гончарная и Тележная улицы. Этот проезд на картах стали обозначать как Новая Першпективная улица, а соответствующий участок Невской перспективы между будущими площадями Восстания и Александра Невского — как Старая Невская Першпективая улица или Старая Невская перспектива. Проект не был осуществлён, но до сих пор в народе эта часть Невского называется Старо-Невским проспектом. Вопреки распространённым легендам, официальным это имя не было никогда, и собственной нумерации домов этот участок тоже не имел.

В 1770-е годы слово «перспектива» или «проспектива» превратилось в «проспект». Название Невский проспект впервые появляется на плане 1776 года.

В конце XVIII столетия существовало ещё несколько вариантов: Большой Невский проспект, 1-я Адмиралтейская перспектива и 1-я Адмиралтейская улица. 2-й и 3-й Адмиралтейскими считались Гороховая улица и Вознесенский проспект. На плане 1812 года Невский проспект обозначен как Знаменский. Знаменскими в то время были современные улица и площадь Восстания.

В октябре 1918 года, к первой годовщине революции, Невский переименовали в проспект Двадцать Пятого Октября в честь дня (по старому стилю) победы большевиков. 13 января 1944 года, в первый день операции по снятию блокады, проспекту вернули историческое название.

«След сгоревшей звезды — этот самый проспект» (Б. Гребенщиков)

Улицы г. Санкт-Петербурга, , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.