Санкт-Петербург. Казанский собор

Фото 18.07.2011:

Фото 19.12.2019 (проекция Казанской иконы Божией Матери на куполе собора, источник фотографий vk.com/spbnanevskom):

Казанский кафедральный собор

Адрес: г. Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2

Казанский собор построен в 1801-1811 гг. Является памятником архитектуры, собравшим в своих стенах уникальные произведения искусства, культуры и истории. Охраняется ЮНЕСКО.

Казанский собор (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

На просторной площади — там, где Невский проспект пересекается с каналом Грибоедова, — высится величественное здание с изящным куполом, обрамлённое торжественным полукругом колоннады, — знаменитый Казанский собор.

В XVIII веке вдоль главной магистрали столицы расположились храмы различных христианских вероисповеданий: лютеранской, католической, армянской, а также русской православной — церковь Рождества Богородицы. На её месте император Павел I решил возвести кафедральный собор и объявил конкурс на лучший проект. Победителем оказался малоизвестный тогда архитектор А.Н. Воронихин.

27 августа 1801 года состоялась закладка собора, названного Казанским в честь почитаемой в православии иконы Казанской Божьей Матери. Легенда гласит, что она была найдена на месте сгоревшей в Казани в 1579 году церкви и прославилась как чудотворная, а в 1612 году освящала русское воинство — ополчение Минина и Пожарского, освободившее Москву от захватчиков-поляков, после чего на царском престоле и утвердилась династия Романовых.

Проект Воронихина предполагал возведение грандиозного сооружения с общей высотой более 70 м, длиной 72,5 м и шириной 56 м, способного вместить до 6 тысяч человек и увенчанного единственным куполом с пролётом в 17 м. Задача, стоявшая перед архитектором, осложнялась требованием православной традиции: собор полагалось ставить алтарём на восток, а главным входом — на запад. Это означало, что к Невскому проспекту здание будет обращено левым боковым фасадом, а не наиболее выгодным для восприятия фасадом главного входа. Зодчий блестяще разрешил проблему. Он предложил устроить три украшенных портиками входа, причём к левому портику с обеих сторон пристроить изогнутую в плане колоннаду, образующую полукруг. Таким образом, церковный канон не нарушался, но боковой фасад становился фактически главным. Кроме того, колоннада создавала иллюзию ещё большей протяжённости здания и удачно вписывала его в ансамбль окружающей застройки.

Строительство собора длилось целое десятилетие. Строители — тысячи крестьян, отправившихся в столицу на заработки, — трудились от зари до зари летом и зимой. Кладку стен вели из кирпича. В качестве облицовочного материала и для колонн использовали так называемый пудостский камень — известняк, добывавшийся у деревни Пудость, близ Гатчины.

К январю 1806 года кладка стен и установка 56 гранитных колонн внутри здания были завершены и 1600 каменщиков начали выводить своды. В 1809 году приступили к возведению купола, состоявшего из трёх оболочек: двух каменных и одной из кованого железа. Это был первый в мире металлический купол!

В ходе строительства Воронихин предложил с южной стороны здания соорудить ещё одну полукруглую колоннаду, а перед западным фасадом разбить небольшую площадь. Тогда собор приобрёл бы совершенно законченный вид. К сожалению, этот замысел не осуществился. Власти не нашли денег на возведение второй колоннады. А площадь перед западным входом Воронихин всё-таки оформил. В 1811-1813 гг. он отделил её от близлежащих зданий полукруглой оградой, укреплённой на 14 гранитных столбах, завершённых гранитными шарами. Эта ограда — один из великолепных образцов русского художественного литья.

К отделочным работам Воронихин привлек лучших мастеров и скульпторов. Над созданием икон и настенной росписи трудились известные художники В. Боровиковский, А. Иванов, О. Кипренский и другие.

Главную святыню собора — икону Казанской Божьей Матери, в окладе из золота, украшенную 3097 алмазами, 638 рубинами, — установили на пьедестале из малахита.

Северный вход собора, ставший главным, украшают четыре бронзовые скульптуры: князя Владимира — Крестителя Руси, Александра Невского, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя.

Двери с десятью рельефами на библейские сюжеты отлиты из бронзы. Это копия дверей флорентийского баптистерия, названных великим Микеланджело «Вратами Рая».

Обычно православные храмы слабо освещены. Воронихин же разместил по всему периметру здания 40 больших окон в два ряда и прорезал также окна в барабане и основании купола.

Пространство собора разделено на три части двухрядными колоннами, на которые опирается полуцилиндрический свод, декорированный кессонами.

Весь комплекс скульптурно-декоративного убранства воспринимается в тесной связи с архитектурой здания, подчёркивает его благородную простоту, торжественность и стройность. Казанский собор — один из первых памятников классицизма в России, заслуженно ставший предметом национальной гордости.

15 сентября 1811 года состоялась торжественная церемония освящения Казанского собора.

Случилось так, что возведённый накануне Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал памятником русской военной славы и победы над Наполеоном. Перед отъездом к войскам М.И. Кутузова, назначенного главнокомандующим русской армией, здесь состоялась торжественная служба. Позже в соборе неоднократно проводились молебны о даровании победы русскому воинству. В декабре 1812 года под его своды торжественно внесли первые 27 французских знамён и штандартов — военные трофеи России. Тогда же Кутузов передал в дар отбитые у врага оклады икон из серебра, украшенные драгоценными камнями, общим весом 812 кг. (В 1836 году по проекту архитектора К.А. Тона из этого серебра был исполнен иконостас Казанского собора.)

М. Кутузов умер 16 апреля 1813 года, и император Александр I распорядился похоронить фельдмаршала в Казанском соборе. Прощание с полководцем стало ярким свидетельством признания его заслуг перед Отечеством. 13 июня 1813 года гроб и серебряный сосуд с набальзамированным сердцем полководца опустили в склеп, устроенный в северном приделе. Надгробную мраморную плиту обнесли бронзовой решёткой-оградой, отлитой по проекту Воронихина. В стену над могильной плитой вмурована доска с надписью золочёными буквами: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский. Родился в 1745 г., скончался в 1813 г. в городе Бунцлау». На стенах собора развесили французские знамена и поместили ключи от взятых городов и крепостей, а также жезл маршала Даву.

В 1837 году к 25-летию Отечественной войны перед собором установили памятники М. Кутузову и М. Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. Орловского. Фигуры военачальников возвышаются на пьедесталах, сделанных по проекту В. Стасова каменных дел мастером С. Сухановым. Памятники обнесены невысокой оградой из цепей, укреплённых на чугунных столбах.

После революции 1917 года Казанский собор был закрыт, в 1932 году под его сводами разместился музей истории религии и атеизма. В 2000 году Казанский собор передали Русской православной церкви. Икона Казанской Богоматери снова заняла в храме своё место.

Храмы г. Санкт-Петербурга, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.