Санкт-Петербург. Невский проспект, дом 30 (Дом Энгельгардта)
Фото 21.03.2017:
Дом В.В. Энгельгардта (1759-1761 гг., 1829 г., 1944-1948 гг.)
Станция «Невский проспект» (1963 г.), входит в состав Московско-Петроградской линии (линия 2) Петербургского метрополитена
Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский просп., д. 30 / наб. канала Грибоедова, д. 16
Дом Энгельгардта (Каменная летопись Санкт-Петербурга):
- Памятник истории и культуры
- Охраняется государством
Построен в 1759-1761 годах для фельдцеихмейстера А.Н. Вильбоа архитектором Ф.-Б. Растрелли. Перестроен в 1829 году для В.В. Энгельгардта архитектором П.П. Жако. Реконструирован в 1895-1896 годах для Учётного и ссудного банка. В 1941 году центральная часть дома разрушена авиабомбой. Восстановлен в 1944-1948 годах и реконструирован в 1966 году.
В XVIII-XIX веках здесь устраивались публичные балы и маскарады, проходили концерты Филармонического общества, вечера Дворянского и Малого Мещанского собрания, Купеческого клуба. С домом связано действие драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
Выступали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, М.И. Глинка, Ф. Лист, А.Г. Рубинштейн. В начале XIX века жил мастер музыкальных инструментов И.А. Батов. В 1823-1828 годах находилась книжная лавка И.В. Слёнина. В ней бывали А.С. Пушкин, Ф.В. Булгарин, П.А. Вяземский, Н.И. Гнедич, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, декабристы К.Ф. Рылеев, А.А. и Н.А. Бестужевы, В.И. Штейнгель.
В 1929-1937 годах жил конструктор танка Т-34 М.И. Кошкин. В 1949 году открылся Малый зал им. М.И. Глинки Ленинградской государственной филармонии.
Дом В.В. Энгельгардта (по материалам информационного стенда «Европейский Маршрут», информация подготовлена Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга):
Дом В.В. Энгельгардта (1759-1761 гг., архитектор Ф.-Б. Растрелли), перестройка (1829 г., архитектор П.П. Жако), реконструкция (1946-1948 гг.).
Здесь в концертах Филармонического общества выступали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, М.И. Глинка, Ф. Лист, А.Г. Рубинштейн, И. Штраус; находилось Дворянское собрание (наб. кан. Грибоедова, 16; Невский просп., 30).
Ирландский композитор Джон Фильд в Петербурге
Джон Фильд (1782-1837) — ирландский композитор, пианист-виртуоз, педагог. Он дебютировал в Петербурге в зале Филармонического общества дома Энгельгардта. Д. Фильд быстро завоевал славу лучшего петербургского пианиста. Россия стала второй родиной талантливого музыканта, здесь к нему пришла мировая слава композитора и одного из первых представителей романтизма в музыкальном исполнительстве. Это время называют «фильдовским этапом» в русском пианизме.
Он вошёл в историю музыки как создатель нового жанра фортепьянной музыки «ноктюрна». Д. Фильд написал семь концертов для фортепьяно с оркестром, квинтет, два дивертисмента, четыре сонаты, фантазии, рондо, несколько циклов вариаций, восемнадцать ноктюрнов, романсы на стихи русских поэтов.
Д. Фильд был самым знаменитым преподавателем музыки в Петербурге первой четверти XIX века. Он оставил после себя целую пианистическую школу. Наиболее выдающимся продолжателем деятельности Д. Фильда как педагога стал А.Г. Рубинштейн, основатель Петербургской консерватории.
Станция «Невский проспект» (по материалам книги «Путеводитель по улицам и истории Петербурга: Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро / А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2015. — 447 с.»):
Дата открытия: 1 июля 1963 года
Архитекторы: С.Г. Майофис (подземный зал); А.К. Андреев, А.С. Гецкин, В.П. Шувалова (вестибюль)
Переход на станцию «Гостиный двор» 3-й (Невско-Василеостровской) линии
Выход на канал Грибоедова, Невский проспект, Думскую улицу, Михайловскую улицу
Первой станцией, которая не имеет наземного вестибюля, в Ленинграде стал «Невский проспект». Котлован для кассового зала вырыли под пересечением Невского проспекта, Михайловской и Думской улиц. Для строительства потребовалось также снести исторические здания — портик (архитектор Луиджи Руска) и Перинные ряды (архитектор Джакомо Кваренги).
Метровокзал открыли в 1963-м и только потом начали воссоздавать разрушенные объекты (в 1972 году — портик с несколько изменёнными пропорциями, а в 2004 году — торговый центр, который совершенно не похож на предыдущие торговые ряды).
Из старейшего в городе подземного перехода, названного в народе «тёплой трубой», под землю спускается первый наклонный тоннель, свод которого отделан пластиком. Это было необходимо, чтобы ликвидировать постоянные протечки. Перронный зал спроектировал известный архитектор Соломон Майофис. Форма пилонов в композиции с оформлением среднего зала напоминает очертания тоннеля. Своды и пилоны, нижние части которых обработаны горизонтальными рёбрами из полированного алюминия, оштукатурены. Стены покрыты новым на тот момент отделочным материалом — красной стеклянной плиткой. Кроме того, здесь впервые применили «оранжевое» освещение.
Станция «Невский проспект» имеет два выхода. В 1971 году был открыт вестибюль в первом этаже практически заново отстроенного дома Энгельгардта, что на углу набережной канала Грибоедова и Невского проспекта. «Невский проспект-2» в народе нередко называют «Канал Грибоедова». На самом деле этот выход нельзя с полной уверенностью отнести к «Невскому проспекту». Дело в том, что он поднимается от перрона «Гостиного двора» (третья линия). Обе станции связаны двумя малыми эскалаторными ходами. На метровокзал Невско-Василеостровской линии есть и второй переход. Он отходит от центральной части платформы «Невского проспекта», где свод намного выше. Действует он только в одну сторону: от «Гостиного двора» к «Невскому проспекту». В переходе над лестницей помещён текст Указа Президиума Верховного Совета СССР «О награждении Ленинградского метрополитена имени В.И. Ленина орденом Ленина» (отсюда и пошло перенасыщенное идеологией название нашего метро, которое сменилось лишь в июле 1992 года).
За «Невским проспектом» идёт второй в городе тоннель под Невой, причём в самом широком её месте — у Петропавловской крепости. Его прокладка проходила неспокойно. Под Невой в районе Марсова поля строители обнаружили ранее не выявленную впадину в дне. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном.
Выход из станции на канал Грибоедова расположен в доме №30 по Невскому проспекту. Это здание вошло в историю как дом Энгельгардта. И сейчас в Малом зале Петербургской государственной филармонии имени Глинки, расположенном здесь, есть зал Энгельгардта.
Однако небезынтересно вспомнить предыдущего хозяина — купца Михаила Кусовникова, тем паче он имеет к дальнейшей судьбе дома самое непосредственное отношение. Кусовников отличался некоторыми странностями, которые отметил в своей книге «Замечательные чудаки и оригиналы» Михаил Пыляев. Например, переодевшись в длиннополый крестьянский зипун, лапти, с берестяным лукошком, наполненным овощами и яйцами, он любил разгуливать по Невскому проспекту. Дойдя до одного из ювелирных магазинов, Кусовников проходил в зал и пытался уговорить служащих показать ему какое-либо украшение. После бурных попыток выпроводить из магазина сего посетителя купчина вытаскивал из-за пазухи толстую пачку ассигнаций и наблюдал за реакцией продавцов. Приняв извинения, купец покупал одну из самых дорогих вещей и шёл далее к другому магазину.
Практически сразу после приобретения здания на углу Невского проспекта и Екатерининского канала Кусовников передал дом своей дочери Ольге Михайловне, которая стала сдавать помещения образовавшемуся Петербургскому Филармоническому обществу. В доме устраивались концерты.
Впоследствии Ольга Кусовникова вышла замуж за богатого барона Василия Васильевича Энгельгардта. В 1829-1832 годах для семьи Энгельгардт дом перестраивался по проекту Павла Жако. Он был надстроен ещё одним этажом. Архитектор изменил не только фасад, но и планировку особняка. Среди новых помещений особо выделялся концертный зал с прекрасной акустикой, который и стал залом Энгельгардта.
Василий Васильевич, слывший меценатом, друживший с Александром Сергеевичем Пушкиным, Василием Андреевичем Жуковским, Михаилом Ивановичем Глинкой, Петром Андреевичем Вяземским, который сравнивал его дом «с публичными увеселениями, кофейнями, ресторанами» с парижским Пале-Роялем, продолжал устраивать в доме музыкальные вечера и балы-маскарады.
Действие драмы Михаила Лермонтова «Маскарад» происходит как раз в доме Энгельгардта.
Рассеяться б и вам и мне не худо.
Ведь нынче праздники и, верно, маскарад,
У Энгельгардта…-
говорит князю Звездичу Арбенин.
В 1846 году Ольга Энгельгардт продала этот дом, через восемь месяцев случился пожар, а вскоре в заново отстроенном здании открылось Купеческое собрание. На первом этаже открывались книжные лавки, в доме иногда устраивались собрания, дворянские вечера.
В 1869-1900 годах здесь работал Учётно-ссудный банк, для которого помещения реконструировал Леонтий Бенуа, оставивший фасады такими, какими их создал Павел Жако.
После Октябрьской революции в доме располагались различные советские учреждения, в 1934-м открылся НИИ «Гипроникель», работавший здесь до середины 1980-х годов. С 1929 по 1937 год в доме жил конструктор Михаил Кошкин — создатель легендарного танка Т-34.
В ноябре 1941 года в здание попала бомба, дом был сильно разрушен. После войны его восстановили одним из первых, а 15 мая 1949 года в нём открыли Малый зал Ленинградской филармонии.
В 1967-1968 годах западную часть дома разбирали для устройства выхода из метро.
Дворянское собрание, Дом Энгельгардта, метро, Петербургская филармония, Петербургский метрополитен, Санкт-Петербург, филармония
Добавить комментарий