Санкт-Петербург. Большой Гостиный двор
Большой Гостиный двор (1761-1785 гг., 1886-1887 гг., 1955-1967 гг.)
Станция «Гостиный двор» (1967 г.), входит в состав Невско-Василеостровской линии (линия 3) Петербургского метрополитена
Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский просп., д. 35 / ул. Садовая, д. 17
Здание построено в 1761-1785 годах (архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), в 1886-1887 годах изменён главный фасад (архитектор Альб. Н. Бенуа), разрушено в 1941-1944 годах, восстановлено в 1947-1948 годах, реконструировано в 1955-1967 годах (архитекторы И.А. Вакс и Л.С. Катонин, инженер М.И. Юношев). Является объектом культурного наследия федерального значения (рег. №781510201050006). Охраняется государством.
Гостиный двор (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
В течение почти 220 лет крупнейшим торговым предприятием Петербурга является Гостиный двор. Невский проспект стал средоточием петербургской торговли во второй половине XVIII века. В 1730-х годах на правой его стороне возникли деревянные торговые ряды, на месте которых в 1748 году императрица Елизавета Петровна предписала построить каменный Большой Гостиный двор. Разработку проекта поручили Б. Растрелли. Зодчий задумал создать великолепное здание, по пышности мало чем отличающееся от дворца. Он предложил украсить его скульптурами, обильной лепниной, а в центре возвести трёхъярусную башню с часами, завершённую куполом со скульптурой бога торговли Меркурия. Финансировать строительство государыня обязала купцов, пришедших в отчаяние от неминуемых огромных убытков. Торговые воротилы не торопились раскошеливаться, и начало строительства всё откладывалось. Наконец, в 1761 году проект Растрелли заменили другим, менее дорогостоящим. Архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот сохранил рациональную компоновку, предложенную предшественником, — замкнутый четырёхугольник здания, по периметру которого расположена аркада торговых рядов. Но фасады он оформил проще, без особых украшений, кроме пилястр между арками. И лишь центр фасада, выходящего на проспект, и входы на углах здания имели четырёхколонные портики. Работа, длившаяся почти четверть века, завершилась созданием грандиозного торгового комплекса (площадь 52 тыс. кв. м, общая протяжённость фасадов — более 1 км). В нём разместилось около ста торговых лавок.
Гостиный двор скоро приобрёл огромную популярность у петербуржцев. В конце XVIII — начале XIX века сюда приходили не только делать покупки, здесь устраивали деловые встречи, обменивались новостями. Крытые галереи аркад позволяли прогуливаться даже в ненастную погоду.
Станция «Гостиный двор» (по материалам книги «Путеводитель по улицам и истории Петербурга: Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро / А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2015. — 447 с.»):
Дата открытия: 3 ноября 1967 года
Архитекторы: С.Г. Майофис, Э.С. Белят, В.Э. Шевеленко (подземный зал); А.К. Андреев, Я.Е. Москаленко (наземный вестибюль)
Инженеры: Ю.А. Скобенников (подземный зал), С.П. Щукин (наземный вестибюль)
Витраж, посвящённый революционным событиям 1917 года, — художник А.Л. Королёв
Переход на станцию «Невский проспект» 2-й (Московско-Петроградской) линии
Выход на Невский проспект и Садовую улицу
Станция построена в здании крупнейшего в Ленинграде торгового комплекса — «Гостиного двора». Её строительство сопровождалось реконструкцией универмага. Вход на станцию решили организовать из-под колоннады Невской линии. Для удобства пассажиров (читай: покупателей) из вестибюля можно сразу попасть в торговые ряды.
Стены наземного вестибюля на всю высоту облицованы светлым мрамором. Отсюда вниз спускается первый в нашем метро наклонный ход с четырьмя эскалаторами. Над ним помещён витраж. Он изображает один из наиболее трагических эпизодов революционной борьбы пролетариата — демонстрацию 3 июля 1917 года, расстрелянную по приказу Временного правительства на перекрёстке Садовой улицы и Невского проспекта.
Эскалаторный тоннель был сооружён в неблагоприятных инженерно-геологических условиях в водонасыщенных грунтах. Его конструкция представляет собой чугунную тюбинговую обделку. Уже через сорок лет она дала сбой, и летом 2008 года на полтора года наклонный ход закрыли для замены водоотводящих зонтов.
В перронном зале «Гостиного двора» стены облицованы светлым мрамором. Белые стены и серебристые карнизы контрастируют с чёрными дверями из анодированного алюминия, утопленными в ниши, и тёмно-серым полом из гранита. Из двух торцов подземного зала станции выходят два эскалаторных тоннеля. Один ведёт к выходу в здание «Гостиного двора», а другой — на набережную канала Грибоедова (последний выход у метрополитеновцев зовётся отчего-то «Невским проспектом-2»). В западной стороне платформы размещаются также и два малых наклонных хода к станции «Невский проспект» Московско-Петроградской линии, находящейся на нижнем горизонте самого напряжённого пересадочного узла.
«Гостиный двор», наверно, — самый известный в Петербурге универмаг. Гостями в Древней Руси называли приезжих купцов, для которых строились специальные гостиные дворы, где они могли не только торговать, но и жить.
Предыстория восходит к петровской эпохе. Первый Гостиный двор возник на Петербургской стороне, в районе Троицкой площади, затем — на Васильевском острове.
Часть здания старинного Гостиного двора, построенного Доменико Трезини, сохранилась. Её адрес — Тифлисская улица, 1.
А нынешний «Гостиный двор» имеет сразу четыре адреса: Невский проспект, 35, Садовая улица, 17, улица Ломоносова, 3, и Перинная улица, 2. Универмаг занимает целый квартал.
В Петровское время, по свидетельству первого историка Петербурга Андрея Ивановича Богданова, на его месте «была великая роща берёзовая; но по некоторому случаю оную рощу стали рубить на дрова, несмотря, что оныя под запрещением». Разгневанный царь приказал отыскать виновных и «из оных по жеребью десятого человека вешать, а протчих жестоко наказать».
Заступничество его жены Екатерины Алексеевны спасло порубщиков от повешения. История сохранила имя главного виновника нарушения — воеводы Ивана Феофилатьева. 9 февраля 1720 года он был бит кнутом и сослан на десять лет с конфискацией поместий.
Через пятнадцать лет после этого события и через десять — после смерти Петра в 1735 году появилась идея построить здесь Гостиный двор. Инициатива возведения его на этом месте принадлежала купцам. Всю торговлю сосредоточить на Васильевском острове было для них неудобно из-за оторванности острова от Адмиралтейской части, а на Городском острове, то есть на Петербургской стороне Гостиный двор пришёл в ветхое состояние. Поэтому купцы и обратились в Сенат с просьбой обустроить торговые лавки «на новоотведенном… месте на 180 лавок», имея в виду ту территорию, на которой и возник в итоге Гостиный двор.
Через четыре года, 18 июля 1739 года, появилось распоряжение Коммерц-коллегии: «Купцов, которые построили близ нового деревянного Гостиного двора на рынке лавки и торгуют в них такими товарами, какими и на Гостином дворе, ввесть с теми товарами в Гостиный двор, дабы тем торгом купцам Гостиного двора помешательства не было, а в построенных близ Гостиного двора лавках торговать такими мелочными товарами, которые и Гостиному двору неприличны».
Так Коммерц-коллегия пыталась упорядочить торговлю в молодой российской столице. «Деревянный Гостиный двор в два яруса, с бесчисленными мелкими арками, как стойлами» — так охарактеризовал этот центр торговли периода правления Анны Иоанновны писатель Иван Лажечников в романе «Ледяной дом». В этом же романе даны и торговые приёмы лавочников: «К концу большой першпективы, около Гостиного двора, русский торговый дух оживляет ее. Бойкие сидельцы, при появлении каждого прохожего, скинув шапку и вытянув руку, будто загоняют цыплят, отряхнув свою масляную головку, остриженную в кружок, клохчут, лают, выпевают… как докучливые шавки… Что вам угодно? Барыня, сударыня, пожалуйте сюда! Что покупаете? Господин честной, милости просим! Что потребно? Железо, мед, бахта, платки, бархат, парча, деготь, бумага!.. Ко мне, сударыня, у меня товар лучший!.. Уступлю за бесценок… с убытком, только для почину…»
Такая докучливость многих раздражала. Баснописец Иван Крылов, живший напротив Гостиного двора на Садовой улице, часто прогуливался вокруг него, порой по несколько раз в день, чтобы подслушать характерные разговоры, шутки торговцев, которые ему могли пригодиться в творчестве. Известен случай, когда торговцы едва ли не силой затащили его в лавку, в которой продавали дорогие меха, и Иван Андреевич долго всё рассматривал, прося показать что-нибудь получше. После долгого осмотра он поблагодарил лавочников и распрощался, а удивлённым торговцам, выразившим недоумение, зачем же он всё рассматривал и хвалил, ответил, что просто по обыкновению прогуливался, а они насильно его затащили.
Потом его затащили и в другую лавку, где подобная история повторилась. В итоге торговцы запомнили Ивана Андреевича Крылова и более не приставали к нему с предложениями.
Но это приключение случилось с баснописцем, когда существовал уже современный «Гостиный двор», построенный по проекту Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота.
А до него двое выдающихся архитекторов — Антонио Ринальди и Франческо Бартоломео Растрелли — составляли свои проекты. В 1750-х отклонили проект Ринальди. Проект же Растрелли, хоть и был утверждён — в 1758 году последовал указ «о строении каменного Гостиного двора по плану обер-архитектора Растреллия» — но по разным причинам, в основном финансового характера, оставался нереализованным. В конце концов императрица Елизавета Петровна, хоть и высоко ценившая Растрелли, в мае 1761-го отвергла и его проект: нарядный и вычурный стиль барокко, который предлагал архитектор, вышел из моды.
Датой рождения «Большого Гостиного двора» считается 1785 год, когда весь комплекс был построен и освобождён от строительных лесов.
Сегодня трудно себе представить, что «Гостиный двор» был подлинным центром торговли не только мануфактурой, но и книгами! Кстати говоря, именно здесь, в лавке купца Герасима Зотова, продавались первые двадцать пять из шестисот пятидесяти напечатанных книг «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева. Книга, которая вызвала гнев Екатерины II, опалу автора и сделала этот труд знаковым произведением в истории русской литературы.
В первой половине XIX века предпринимались попытки возвести торговые ряды перед гостинодворским фасадом, выходящим на Невский проспект. Они не имели успеха. Но в годы правления Александра III изменился облик здания. По проекту Альберта Бенуа в 1886-1887 годах фасад, обращённый к главному проспекту города, получил новую декоративную отделку. На нём появились вычурные украшения, различные аллегорические фигуры, а над центром появился большой купол. Пышность декора, то есть то, что купечество времён Елизаветы не хотело принять в проекте Растрелли, теперь пришлось практически всем по вкусу. Исключением стали купцы Ильины, которые 6 июня 1885 года, в год, когда «Гостиный двор» отмечал столетие, обратились с письмом в комитет по управлению «Гостиным двором». В нём они протестовали против проекта, который «есть не что иное, как проект искажения памятника старины».
Их письмо и сегодня звучит злободневно: «Все цивилизованные народы стремятся к сохранению своих исторических зданий в их первоначальном виде, а не извращать их стиль праздными измышлениями досужих техников».
Примечательна резолюция Александра III. Спасши в своё время Императорский фарфоровый завод (см. станцию «Ломоносовская». — Прим. авт.), в данном случае император «умыл руки». В резолюции от 1 августа 1885 года сказано: «…Мне все равно, как они хотят, пусть так и делают».
Мне удалось установить имя одного из купцов — защитников старины. Им был купец 2-й гильдии Дмитрий Иванович Ильин, торговавший обувью в лавке №48.
В 1931 году архитекторы Александр Гегелло и Давид Крический разработали проект внутренней перепланировки «Гостиного двора». Однако до внедрения их в жизнь дело не дошло, а во время Великой Отечественной войны универмаг регулярно обстреливался. 21, 22 и 24 сентября в здание универмага попали фугасные авиабомбы, которые привели к значительным жертвам среди людей и крупным разрушениям здания. Страшный пожар возник после авиационного налёта 12 января 1942 года. Последнее попадание в «Гостиный двор» произошло 5 января 1944 года.
После окончания войны встал вопрос о восстановлении универмага либо о строительстве на его месте другого объекта. Предлагалось, например, возведение Дворца молодёжи. Но было решено восстановить историческое здание в таком виде, в каком его построил Валлен-Деламот. В 1955 году по проекту Иосифа Вакса и Леонида Катонина началась реконструкция «Гостиного двора». Именно в ходе этой реконструкции появились сплошные галереи, по которым можно пройти практически весь универмаг, не выходя на улицу.
Добавить комментарий