Санкт-Петербург. Александро-Невская лавра

Фото 22.07.2011:

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1

На территории Александро-Невской лавры расположены:

  • Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
  • Церковь Праведного Лазаря Четверодневного
  • Благовещенская Александро-Невская церковь
  • Церковь Сошествия Святого Духа
  • Свято-Троицкий собор
  • Фёдоровская церковь
  • Исидоровская церковь
  • Церковь Святителя Николая Чудотворца
  • Духовской корпус (братский)
  • Фёдоровский корпус (братский)
  • Северный (Просфорный) корпус
  • Митрополичий корпус
  • Южный (Семинарский) корпус
  • Северо-Западная башня (Ризничная)
  • Юго-Западная башня (Библиотечная)
  • Здание консистотории и кладбищенской конторы
  • Библиотечный корпус
  • Митрополичий сад
  • Поклонный Крест в Митрополичьем саду
  • Памятник «2000 лет от Рождества Христова»
  • Памятник «За Веру Христову пострадавшим»
  • Некрополь мастеров искусств
  • Некрополь XVIII века
  • Никольское кладбище
  • 1-й Лаврский мост
  • 2-й Лаврский мост

Александро-Невская лавра (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

Основав город и обезопасив его сооружением мощной крепости, Петр I взялся за создание духовного центра. Царь лично выбрал место для него за Смоляным двором, в месте, где Черная речка (сегодня Монастырка) впадает в Неву. Здесь он и повелел заложить монастырь во имя Александра Невского. По преданию, именно на этом месте новгородский князь в 1240 г. одержал победу над шведами (на самом деле это произошло в устье реки Ижоры). Канонизированный церковью и причисленный в 1545 г. к лику святых, князь был объявлен небесным покровителем Санкт-Петербурга. В новый монастырь Петр и решил перенести мощи защитника русской земли.

Александро-Невский монастырь в дальнейшем стал главным в новой столице русского государства. К созданию архитектурного ансамбля привлекли лучших русских зодчих.

Первые постройки были деревянными. В 1715 г. Д. Трезини представил Петру I проект сооружений монастыря, включающий несколько корпусов различного назначения, выстроенных в виде каре, и здание большого собора. Царь одобрил проект, который и был осуществлен позднее с некоторыми изменениями.

Первая церковь монастыря, Благовещенская (освященная в 1713 г.), первоначально была деревянной. В 1717-1722 гг. Д. Трезини и Т. Швертфегер перестроили ее в камне. Это трехэтажное сооружение относится к типу «восьмерик на четверике». Верхняя часть посвящена Александру Невскому, нижняя — Сергию Радонежскому. В храме находятся могилы членов царской семьи, видных государственных и военных деятелей России, в частности, полководца А. Суворова. Многие из надгробий — настоящие произведения искусства. В 1939 г. в Благовещенской церкви разместился городской музей скульптуры, основу экспозиции которого составили надгробия эпохи классицизма.

В конце 1710-х гг. Д. Трезини выстроил также северный корпус монастырских келий.

Петр I придавал Александро-Невскому монастырю особое значение: по его замыслу, он должен был готовить для церковных учреждений России священнослужителей, лояльных к власти в условиях существования церкви как одной из структур сложного государственного аппарата. Монастырь был наделен вотчинами, отобранными у других обителей; некоторые из них полностью перешли в его подчинение.

В 1720 г. здесь организовалась типография и стала действовать Словенская школа для детей священнослужителей, а в 1726 г. — Славяно-греко-латинская семинария, затем преобразованная в Духовную академию.

В 1724 г., к трехлетней годовщине победы России в Северной войне, в Благовещенскую церковь по распоряжению Петра I из Владимира перенесли останки Александра Невского.

Второй этап строительства монастыря был не очень удачным. В 1720-1723 гг. руководил работами архитектор Т. Швертфегер. Он построил новый корпус братских келий. Главным детищем зодчего должен был стать монументальный собор, задуманный в стиле немецкого барокко. Строительство храма затянулось на несколько десятилетий. Инженерные просчеты привели к тому, что в здании появились трещины. В итоге в 1755 г. недостроенный собор разобрали до основания.

В 40-60-х гг. XVIII в. в Александро-Невском монастыре работал архитектор П. Трезини. Он подготовил проект Федоровского храма (1745-1767), посвященного Федору Новгородскому. Архитектурные формы этого здания аналогичны формам Благовещенского храма. Архитектор М. Расторгуев построил Митрополичий дом (1755-1758), Семинарский и Просфорный корпуса (соответственно 1756-1761 и 1761 -1771). Особенность Митрополичьего дома — обильный декор не только снаружи, но и внутри здания.

В последней трети XVIII в. весомый вклад в формирование архитектурного ансамбля Александро-Невского монастыря внес известный русский архитектор И. Старов. Он построил главный храм — Свято-Троицкий собор, Святые ворота монастыря с надвратной церковью иконы Богоматери «Всех скорбящих радость».

Свято-Троицкий собор выдержан в стиле раннего русского классицизма; он является одним из самых замечательных архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Здание, выстроенное в 1776-1790 гг., в плане представляет собой латинский крест размерами около 40×70 м. Главное украшение его западного фасада — две двухъярусные колокольни. Они в плане квадратные, высотой около 40 м. Колокольни собора симметричны и богато декорированы капителями, карнизами, полуколоннами. Вход в храм оформлен И. Старовым как паперть с шестью колоннами. Массивный цилиндрический барабан служит основанием для огромного купола (высота собора вместе с куполом — более 20 м). Барабан имеет большие окна, обеспечивающие доступ света в здание. Внутреннее пространство собора разделено сдвоенными коринфскими колоннами на три нефа. В скульптурном оформлении его интерьера участвовал известный русский скульптор Ф.И. Шубин.

В Свято-Троицком соборе долго находилась рака с мощами Александра Невского (перенесена из Благовещенской церкви сюда в 1790 г., в настоящее время хранится в Эрмитаже). Она изготовлена из чистого серебра, впервые добытого на Колыванском месторождении.

И. Старов в 1783-1789 гг. осуществил также реконструкцию прилегающей к монастырю территории по левому берегу реки Монастырки. Он разбил на ней площадь в память об Александре Невском, что позволило связать в единое целое ансамбль Александро-Невской лавры и Невский проспект — главную магистраль города.

В Александро-Невской лавре в разное время возводился и перестраивался целый ряд храмов: церковь-усыпальница Воскрешения Лазаря над могилой царевны Натальи Алексеевны, любимой сестры Петра I; церковь Святого архангела Михаила при настоятельских покоях; церковь Сошествия Святого Духа — место погребения Санкт-Петербургских митрополитов; церковь Тихвинской иконы Богоматери; церковь Успения Богородицы; Никольская церковь.

Несколько поколений русских зодчих за два столетия создали уникальный и цельный архитектурный ансамбль. Они органично сочетали в нем новаторские и традиционные приемы планировки зданий, светскость и церковность архитектуры. Хотя ансамбль лавры имеет как черты барокко, так и классицизма, он воспринимается как единое целое.

В 1797 г. Александро-Невский монастырь получил статус лавры и стал считаться третьим по значимости в стране после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой обителей. Большая часть его территории занята кладбищами и Митрополичьим садом. В Некрополе XVIII в. (бывшее Лазаревское кладбище) похоронены М. Ломоносов, Д. Фонвизин, И. Старов, Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Захаров, К. Росси, Ф. Шубин, Ж. Тома де Томон, М. Козловский, В. Боровиковский, И. Мартос.

Некрополь мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) послужил местом захоронения многих деятелей русской культуры: Н. Карамзина, И. Крылова, Ф. Достоевского, В. Жуковского, В. Демут-Малиновского, С. Пименова, Б. Орловского, П. Клодта, М. Глинки, М.П. Мусоргского, П. Чайковского, В. Стасова, А.А. Иванова, А. Куинджи, И. Крамского, Б. Кустодиева, Н. Римского-Корсакова и ряда других.

Александро-Невская обитель обладала большим историческим архивом и библиотекой, где находились книжные раритеты и рукописи из древних монастырей. В ризнице хранились драгоценности, а соборы украшали ценные полотна. В 1909 г. в лавре образовали музей — Древнехранилище.

В 1918 г. Александро-Невская лавра была упразднена, а все находящиеся в ней ценности (в первую очередь рака Александра Невского) конфискованы.

Традиция захоронения на территории монастыря выдающихся лиц продолжалась и в годы Советской власти: с 1918 г. начало формироваться кладбище, где на протяжении нескольких десятилетий хоронили участников Гражданской войны, государственных и общественных деятелей, героев Великой Отечественной войны.

В 1960-1970 гг. в лавре провели обширные реставрационные работы: реконструировали набережную Невы и прилегающие к монастырю кварталы. В 1956 г. возвратили православной церкви отреставрированный Свято-Троицкий собор. В 1988 г. здесь торжественно праздновалось 1000-летие крещения Руси.

В середине 1990-х гг. православной церкви передали также несколько корпусов братских келий, а в 1997 г. в лавре окончательно восстановили мужской монастырь.

Александро-Невская Свято-Троицкая лавра (по материалам книги «Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+ , АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил.»):

Александро-Невская Свято-Троицкая лавра создавалась по указу Петра I. Июльским днём 1710 г. он указал место, где надлежало стоять первому петербургскому монастырю во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского. И имя святыни, и место были выбраны не случайно. Для Петра, придававшего большое значение символике, казалось важным поддержать связь Санкт-Петербурга и Новгорода, историческим преемником которого выступала новая столица, одним и тем же патрональным святым. Это могло бы подтвердить исконное право России на невский берег как на территорию бывшей новгородской пятины. Пётр полагал, что закладывает монастырь там, где произошла знаменитая битва со шведами (в действительности сражение состоялось выше по течению, около устья реки Ижоры).

Около 1712 г. заложили деревянную Благовещенскую церковь. В 1713 г. её освятили. Этот год стал официальной датой основания монастыря.

Проект составил незаменимый Д. Трезини. К 1716 г. он сделал модель обители, очень понравившуюся императору. Монастырский ансамбль выглядел торжественным и строго-нарядным, а его главное сооружение напоминало дворец, растянувшийся на 85 окон и дверей. Главный фасад монастыря отделяли от Невы высокая балюстрада и партерный цветник. На плане Трезини в центре монастыря возвышался собор Святой Троицы, а справа и слева от него располагались двухэтажные корпуса с открытыми галереями, обращенными на внутренний двор. Полностью осуществить этот крупномасштабный проект не удалось: в нём были отступления от православного канона, что не понравилось духовенству. Нашлись и другие причины.

Александро-Невский монастырь строили с перерывами 73 года, т.е. на протяжении всего XVIII в. Зодчие — Т. Швертфегер, П.А. Трезини, П.М. Еропкин, М.Д. Расторгуев, И.Е. Старов и др. — в значительной мере отошли от первоначального замысла. В сущности, от проекта Трезини остались только корпуса по обе стороны собора и Благовещенская церковь. И всё же основная идея сохранилась: создать не просто монастырь, а резиденцию митрополита, государственное учреждение и дворец вместе взятые. В 1797 г. по указу Павла I монастырь получил название Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и стал не только духовным центром столицы, но и одним из её крупнейших архитектурных ансамблей.

Монастыря ещё не было, когда Пётр отдал приказ перевезти в Санкт-Петербург мощи святого благоверного князя Александра Невского: новая столица нуждалась в своих священных реликвиях. В 1724 г. мощи святого внёс в Благовещенскую церковь сам император; здесь они и покоились до завершения строительства величественного Свято-Троицкого собора, возведённого в духе раннего классицизма по проекту И.Е. Старова. Так Санкт-Петербург обрёл своего небесного покровителя.

До Октябрьской революции в лавре хранились величайшие духовные и исторические ценности. После революции монастырь разграбили, Троицкий собор в 1930-х гг. закрыли, а мощи Александра Невского оказались в Музее религии и атеизма. В 1960-х гг. собор возвратили верующим. Начались реставрационные работы. В 1989 г. священную реликвию монастыря торжественно внесли в родные стены.

В архитектурный ансамбль лавры входят более десяти храмов, кельи, монастырские постройки разного назначения и несколько кладбищ. Ансамбль лавры живописно замыкает Невский проспект.

Некрополь Александро-Невской лавры

Со времени своего основания Александро-Невская лавра считается первой по значению усыпальницей императорской России, где покоятся члены императорской фамилии, священнослужители, полководцы и выдающиеся государственные деятели. На трёх старых кладбищах: Лазаревском, возникшем ещё в Петровскую эпоху; Тихвинском, открытом в 1823 г.; Никольском, появившемся в 1861 г., — погребены многие известные писатели, поэты, скульпторы, композиторы. В 1939 г. эти кладбища, а также Благовещенская и Лазаревская церкви вошли в Музей городской скульптуры, где собраны наиболее ценные надгробия. На месте Тихвинского кладбища создали Мемориальный некрополь мастеров искусств. Здесь погребены современники А.С. Пушкина В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, М.И. Глинка и многие другие деятели культуры. По окончании перепланировки здесь разбили парк с аллеями, цветниками и фонтанами. Поблизости расположился Некрополь XVIII в., где сосредоточено около 1000 мемориальных сооружений.

Монастыри г. Санкт-Петербурга, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *