Мичуринск. Троицкий мужской монастырь

Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь

Адрес: Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. ЦГЛ, д. 10А

Козловский Троицкий монастырь (по материалам книги «Мичуринск: прогулки с краеведом / О. Сазонов. — Липецк, 2018. — 60 с.»):

В 1627 году, за несколько лет до основания Козлова, старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Нашедший близ реки Лесного Воронежа пустынное, покрытое в то время густым лесом место, он несколько лет жил уединённо. Со временем его уединённая и благочестивая подвижническая жизнь стала известна, и к нему присоединились ещё несколько человек, его сподвижников. До нас дошли имена трёх из них, старцев Пафнутия, Агафоника и Нифонта. В 1636 году жители новой пустыни испросили у Рязанского Архиепископа Антония благословение на сооружение храма во имя Живоначальной Троицы, с приделом во имя Успения Богоматери. При получении от преосвященного Антония грамоты, церковь была освящена в 1638 году 18(28) и 22 мая (1 июня) самим старцем Иосифом, поставленным в игуменский чин. В новой обители было всего пять небольших братских келий. Икон и церковных книг было очень мало. Колоколов же не было вообще, а для призыва к церковной службе ударяли в доску. По милости царя Михаила Феодоровича обитель хотя и была снабжена различными угодьями, но средства содержания так были скудны и притеснения соседних жителей так были тяжелы, что иноки около 1645 года хотели оставить монастырь, и ему грозило запустение. Но новые милости царя поддержали обитель; он дал ей новые средства к существованию и защитил её от притеснений. Мало-помалу началось строительство монастыря. В 1652 году при старой деревянной церкви была построена колокольня с колоколами. Вокруг монастыря стояла ограда, и на воротах стоял Деисус. В храме уже было достаточно много церковной утвари: сосудов, книг и икон. Всё это устроено было частью на монастырские средства, а частью усердием вкладчиков. Был вклад и царя Алексея Михайловича: два пролога, фелонь и стихарь. В монастыре в девяти кельях жило, вместе с настоятелем, 17 человек, десятая келья была для больных. Под монастырём была слободка, в которой жило около двадцати монастырских служителей. В этом же году, после пожара уничтожившего старую церковь, была построена новая деревянная церковь, также во имя Живоначальной Троицы, с приделом во имя Усекновения честные главы Иоанна Предтечи. По благословению Рязанского Архиепископа Мисаила, новая церковь была освящена 4(14) октября 1652 года. (Архиепископ Мисаил прославлен 12 января 1987 года как священномученик в лике местночтимых Рязанских святых. Прославлен в Соборе Тамбовских святых в 1988 году. Память 9/22 апреля, в Соборах Рязанских, Липецких и Тамбовских святых. В феврале 1655 года святитель отправился на проповедь в Шацкий уезд. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился к этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя. Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово. где после 11 дней страданий он мирно отошел ко Господу 9(19) апреля 1655 года, в четверг на Светлой седмице).

20(30) сентября 1662 года монастырю отведено подворье в Козлове «поконец Стрелецкой н Посадской слободы, едучи из слобод к Кузнецкой слободе на Крестце, и при подворьи порозжей земли в длину 49 сажень, а поперек 19 сажень». Документы XVIII века рассказывают нам о том, что на территории монастырского подворья в городе Козлове существовала деревянная церковь. Дословно в них говорится: «Оного монастыря в городе Козлове при торгу монастырский двор, на нем вновь отстроена деревянная церковь во имя Живоносного Источника Иоанна Воина теплая» (1748 г.), в другом документе: «Оного Троицкого монастыря в помянутом городе Козлове расстоянием от монастыря в трех верстах подворье. На том подворье церковь Живоносного источника деревянная одноглавая. На той церкви крест железной позлащенной, крыта тесом» (1764 г.). В марте 1765 года эта церковь сгорела. Сегодня, место, где находилось подворье Троицкого монастыря, точно не определено.

В 1670 году настоятель монастыря Игумен Кирилл испросил благословение у Преосвященного Илариона Митрополита Рязанского на сооружение каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. В надписи на чугунной литой плите, вложенной в углубление западной стены Успенской церкви, было изображено: «Построена сия двухэтажная каменная церковь, в верхнем — Успения Пресвятыя Богородицы, в нижнем Зосима Савватия 1670 года: в бытность настоятелем игумена Кирилла Башуринова (Батурина)». Освящена новая каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была в 1672 году.

3 апреля 1682 года Архимандриту Козловского Троицкого монастыря Дорофею была дана Жалованная грамота Питирима Епископа Тамбовского на сооружение каменного храма Живоначальной Троицы. Храм Живоначальной Троицы был окончен строением в 1692 году. В новоустроенный храм, 19(29) августа 1692 года Преосвященный Питирим положил от себя образ Живоначальной Троицы в окладе, «венцы и гривны златые». Его келейник, старец Василий, дал вкладу в обитель Виленский образ Богоматери. Обе эти иконы стояли за левым клиросом у столба в киоте.

В 1750 году окончено строительство кирпичной ограды около Козловского Троицкого монастыря. В 1801 году в Козловском Троицком монастыре построен двухэтажный каменный настоятельский дом. В нижнем этаже дома устроено семь братских келий и кухня. Одним из замечательных событий начала XIX века в Троицком монастыре было устройство новой каменной колокольни. Устроена она была в западной стороне монастырской ограды о четырёх ярусах, вышиною в 70 аршин. Новая колокольня в Троицком монастыре находилась на значительном расстоянии от церквей, в стене монастырской ограды. Прежде этой колокольни была другая, при Успенской церкви, которая была сломана в 1844 году по тому случаю, что готова была уже новая колокольня. Её строительство было начато 14(26) июля 1818 года и окончено 23 октября (4 ноября) 1820 года при Архимандрите Анастасии на добровольные пожертвования, главным образом, жителей Козлова. Козловскому Троицкому монастырю принадлежали две часовни: одна находилась к северу на расстоянии 1/4 версты от монастыря, а другая на таком же расстоянии от монастыря к востоку. Назначение первой часовни состояло в следующем. Из города Козлова три раза в год совершались в монастырь крестные ходы: первый в день Святой Троицы, второй — в день Успения Пресвятыя Богородицы, третий — в 9 неделю по Святой Пасхе. Ходы эти совершались торжественно. Все священно-церковнослужители города Козлова при колокольном звоне, с иконами и при огромном стечении народа, в означенные дни, из Козловского собора отправлялись в монастырь в 8 часов утра, чтобы прийти в монастырь к литургии, которая тотчас же начиналась по совершении крестного хода вокруг монастыря и совершалась в присутствии всех пришедших с ходом. Но когда ход из Козлова выходил из города, тотчас же, из монастыря при колокольном звоне выходили все монашествующие тоже с иконами и шли навстречу первому ходу; дошедши до этой часовни, останавливались и дожидались хода из Козлова; таким образом, назначение этой часовни состояло только в том, что она служила местом встречи двух крестных ходов — из Козлова и монастыря. Вторая часовня находилась в роще, на берегу реки Воронежа, и стояла над колодцем. Колодезь этот получил название Капитонова, от имени Капитона, монаха Троицкого монастыря, выкопавшего его своими руками. Сведений о Капитоне совершенно нет, хотя он и пользовался в городе большим уважением. В перечне монахов значилось два Капитона, живших один от другого лет на 50 (первый в 1720, а другой в 1770 году), но который из них вырыл колодезь неизвестно. По словам некоторых, этот Капитон жил не в самом монастыре, а на том месте, где колодезь. Капитон вёл жизнь благочестивую и будто бы иногда являлся в монастырь в такое время, когда ворота все бывали заперты.

Впрочем, у многих козловцев можно было услышать название «Капытного колодезя», но объяснений такого названия никто не знает. О происхождении этого названия колодезя рассказывают следующее: ехал какой-то крестьянин на лошади. Вдруг лошадь одною ногою провалилась, и из отверстия потекла вода. Скоро обратили на это внимание, вырыли колодезь, и слух о новооткрывшемся колодце распространился на далёкое пространство; с разных концов стал приходить народ с разными приношениями. В 1869 году вместо деревянной обветшалой часовни старанием купца Николая Епифановича Анисимова, мещан Ивана и Михаила Александровичей Дёминых, Алексея Дионисьевича Иванова и других жертвователей была заложена новая каменная часовня «в память события спасения 4 16) апреля 1866 года от руки злодея драгоценной для блага и счастья России священной жизни Государя Императора Александра Николаевича». В наши дни к святому источнику Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы приезжает множество верующих. Территория благоустроена, к роднику ведёт деревянная лестница, вода выходит на стенки, выложенной из природного камня, рядом построены деревянные часовня и купальня с купелью, дорожки и место набора воды замощены. Установлены лавочки для отдыха, небольшой иконостас.

Два раза в год, в главные праздники обители — в Троицын и Успеньев день, многочисленные толпы народа стекались под стены монастыря на ярмарки, которые так и назывались: Троицкая и Успенская.

Троицкий и Успенский храмы монастыря были окружены деревянными решётчатыми оградами, в этих оградах и погребали как монашествующих, так и мирян, в основном благотворителей обители, известных Козловских фамилий: Князей Кугушевых, Рахманиновых, Вырубовых, Колтовских, Сумароковых, купцов Кожевиковых, Баранниковых, Каньшиных, Вороновых, Силантьевых, Богатырёвых, Гладышевых, Придорогиных. Настоятелями монастыря в разное время были известные иерархи русской православной церкви: архимандрит Николай (Соколов) — епископ Калужский и Боровский, Агапит (Вознесенский) — епископ Томский и Енисейский, Платон (Фивейский) — архиепископ Костромской и Галичский, Феофилакт (Праведников) — епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, Серафим (Аретинский) — архиепископ Воронежский и Задонский, Феоктист (Попов) — архиепископ Рязанский и Зарайский, Геннадий (Левицкий) — епископ Сумской, Иоанникий (Москвин) — епископ Козловский, Серафим (Жемчужников) — епископ Аксайский, викарий Донской епархии, Священномученик Владимир (Богоявленский) — митрополит Киевский и Галицкий — прославлен Русской Православной церковью в 1992 году, Феофилакт (Клементьев) — епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии, Нафанаил (Троицкий) — митрополит Харьковский и Ахтырский, Григорий (Яцковский) — архиепископ Екатеринбургский и Ирбитский, Зиновий (Дроздов) — архиепископ Тамбовский и Шацкий.

Как и все монастыри в России, Козловский Троицкий был официально закрыт в 1918 году. Однако обе монастырские церкви после ликвидации Троицкого монастыря со всем находящимся в них имуществом были оставлены в пользование группы верующих граждан, проживающих в городе Козлове и частью в окрестных сёлах. Причём служителями этих церквей остались три монаха бывшего монастыря.

В 1920 году в Козловском Уездном исполнительном комитете рассматривался вопрос о занятии Троицкого монастыря под концентрационный лагерь Отделом Управления. Однако против этого выступила группа творческой интеллигенции, объединённая в секцию по охране памятников старины и искусства.

В том же 1920 году монастырские строения (кроме церквей) были переданы детскому дому «Революция». В августе-сентябре 1923 года все занимаемые детским домом постройки бывшего Троицкого монастыря были переданы Козловским коммунальным отделом Опытно-гибридизационному рассаднику бывшему «И.В. Мичурина».

В 1925 году Козловский Троицкий монастырь, Покровский собор, Ильинская и Сторожевская церкви были внесены в список архитектурных памятников города Козлова, находящихся под охраной государства. В мае 1925 года обе церкви Троицкого монастыря были закрыты.

В сентябре 1925 года помещение бывшей Успенской церкви было передано в распоряжение питомника имени Мичурина. Вторая (Троицкая церковь) бывшего Троицкого монастыря была передана питомнику имени Мичурина в июне 1928 года.

Постановлением президиума Мичуринского Горсовета от 3 апреля 1936 года было удовлетворено ходатайство ЦГЛ имени Мичурина о разрешении разобрать колокольню, стоящую на территории ЦГЛ и давшую трещины. Два верхних яруса колокольни вместе с крышей были разобраны. Оставшаяся часть колокольни, постепенно разрушаясь под действием атмосферных явлений, простояла до 1952 года. В соответствии с решением Тамбовского облисполкома №446 от 28.04.1952 Мичуринский горисполком принял следующее решение: «Разрешить ЦГЛ имени И.В. Мичурина разобрать, находящиеся на территории ЦГЛ, остатки колокольни бывшего Троицкого монастыря. Полученный кирпич и половняк использовать на строительство ЦГЛ, а стоимость его по прейскурантным ценам за вычетом стоимости разборки по единым тарифам, согласно актов оприходования перечислить в доход городского бюджета по окончании разборки».

31 июля 1957 года на основании акта осмотра Троицой церкви Мичуринский горисполком вынес следующее решение: «Означенное здание никакой архитектурной, исторической или художественной ценности не имеет», и церковь была разобрана. Успенская церковь избежала такой участи, поскольку в её здании был размещён музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина. 5 апреля 1999 года Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания Успенской церкви со своего баланса на баланс Тамбовской епархии. Началось возрождение монастыря. 27 декабря 2007 года Священный Синод благословил открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Мичуринске.

Монастыри г. Мичуринска, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.