Липецк. Соборный храм Рождества Христова

Фото 14.05.2012:

Кафедральный собор Рождества Христова

Адрес: г. Липецк, Соборная пл., д. 5

У входа в храм размещена мемориальная доска:

Храм сей во имя Рождества Христова созижден в 1791 году октября 20 дня повелением Благостивейшей императрицы Екатерины Алексеевны, а освящен 1801 года мая 25 дня, при Благоверном императоре Александре Первом

(Установлена 2 ноября 1991 года, в день 200-летия сооружения)

Соборный храм Рождества Христова (по материалам книги "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007. — 384 с."):

Кафедральный собор Рождества Христова по праву считается духовным центром Липецка, одним из его символов, архитектурной жемчужиной и доминантой. Занимая вершину Соборной горы, он возвышается над центральной частью города и позволяет любоваться своими величественными классическими формами со многих точек Липецка. Став визитной карточкой города, местом паломничества тысяч православных верующих и всех его гостей, соборная церковь Рождества Христова продолжает оставаться главным храмом Липецка, объединяя в соборной молитве прихожан, чьи предки почти четыре столетия назад строили и украшали деревянную Христорождественскую церковь — предшественницу современного собора.

Согласно традиционной точке зрения, постройка каменной соборной церкви Рождества Христова была начата в 1791 г. Это же следует из надписи, сохранявшейся до середины 1950-х годов на хорах собора: "Сей храм Бог Отец созда, Сын утверди. Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Нашея Императрицы Екатерины Алексеевны Благословением же Святейшаго Правительствующего Синода и Преосвященнаго Иннокентия, епископа Воронежского, храм сей во имя Рождества Христова созижден в 1791-м году октября 20-го дня, а освящён 1807-го года мая 25-го дня, при благословенном Государе императоре Александре Первом". То же самое читаем и во многих изданиях и документах. Казалось бы, все ясно. Однако в архивном документе 1797 г. храм упомянут как "вновь зачетая нынешним летом немалой обширности церковь". Такую же датировку мы находим в клировой ведомости собора 1918 г., описании храма и прихода за 1919 г. Кроме того, известный знаток и любитель искусств А. Бенуа в одной из своих статей упоминает проект этого храма, датированный 1796 г. Возможно, причина такого разногласия кроется в неправильном прочтении надписи на хорах — спутать в ней цифры 1 и 7, особенно после неоднократных "поновлений" в XIX — начале XX в., не так уж и сложно.

Встречаются разночтения и относительно заказчика и строителя Христорождественского собора. Так, князь Н.М. Кугушев, побывавший в Липецке в 1804 г., называет его строителем помещика Липецкого уезда капитана Петра Лукича Вельяминова, который "старанием своим и суммою доброхотных дателей по плану и работе одного италианца привёл почти к концу сие великолепное здание — имея в сердце веру, усердие, а в виду благодарность и славу. Господин Вельяминов соорудил себе тем вечный памятник в сердцах добрых граждан Липецка". Восторгаясь почти построенным храмом, князь Кугушев писал: "Не токмо в степном городке, каков сей, но и во всяком другом большом городе, может обратить всегда на себя внимание эта постройка, выполненная с таким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей подобных".

В книге "Путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 г.", изданной в Москве в 1804 г., неизвестный автор, говоря о церкви, вторит князю Кугушеву: "Она построена с толиким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей подобных… представляется как изнутри, так и снаружи древним греческим храмом… Липецк обязан сим украшением здешнему дворянину П.Л.В., руководством которого и пособием доброхотных дателей она строится". Деньги на построение храма собирали у моста через реку Воронеж. Особенно активно во время проходивших здесь ярмарок.

В упоминаемой уже статье А. Бенуа, работавшего с архивом семьи Адамини в Италии, приводится надпись на проекте храма, выполненного архитектором Томазо Адамини для "illustro signore Pietro Veliaminoff" и построенного в Липецке Тамбовской губернии. Из чего также следует, что П.Л. Вельяминов заказал проект храма и был организатором его сооружения.

Между тем, в других источниках, датируемых 1812 г., строителем храма называется другой липецкий помещик — Николай Иванович Лодыгин. Можно лишь предполагать, что Н.И. Лодыгин, женатый к тому же на сестре П.Л. Вельяминова Елене Лукиничне, много жертвовал на новый соборный храм и активно помогал своему родственнику в его постройке. Кроме того, Пётр Лукич Вельяминов подолгу бывал в отъездах по делам других своих имений, да и скончался он в 1804 г., не дождавшись освящения собора. А если принять во внимание, что Николай Иванович Лодыгин постоянно проживал невдалеке от Липецка, а значит, мог часто бывать здесь на заключительном этапе строительства и контролировать ход работ, то нет ничего удивительного в том, что именно Лодыгин наравне с Вельяминовым упоминается как главный храмоздатель липецкого собора.

Рано пока ставить окончательную точку и в вопросе, кто является архитектором — автором проекта собора, его храмовой части и колокольни. В литературе сложилось устойчивое мнение, что Христорождественский собор проектировал известный итальянский зодчий Томазо Адамини. Основано оно, вероятно, на утверждении Г.К. Лукомского, что Томазо Адамини строил в Липецке в 1796 г. Однако неизвестно, на чём основывал своё утверждение сам Лукомский. Может быть, на словах того же Кугушева, писавшего, что Вельяминов строит храм "по плану итальянца" (без упоминания всякого имени. — Прим. авт.), или на статье в журнале "Старые годы" в 1909 г. Впрочем, сам Бенуа не утверждал, что Адамини проектировал именно Христорождественский собор в Липецке, а всего лишь храм "…с курьёзнейшей колокольней в виде маяка" для Вельяминова в Липецке. И в статье приводится план, фасад и разрез колокольни, спроектированной вместе с храмом Томазо Адамини. Первое чувство, охватывающее при взгляде на проект колокольни — удивление. Потому что, той самой "курьёзнейшей" колокольней для храма в Липецке оказывается звонница в виде минарета или, скорее, маяка, которую и сегодня ещё можно видеть близ полуразрушенной Предтеченской церкви в селе Ивановка Добринского района Липецкой области (когда-то село Ивановское, Лодыгино тож Липецкого уездапоместье Вельяминовых — и Лодыгиных). Но самое интересное, что практически точно такая же колокольня-маяк сохранилась и в селе Арпачёво в Тверской губернии. И все без исключения специалисты, занимавшиеся её изучением, приписывают авторство этого оригинального сооружения знаменитому русскому зодчему Николаю Александровичу Львову, строившему там усадебный комплекс для своего дяди Петра Петровича Львова. Причём колокольня в Арпачево была построена ещё в 1782-1791 гг., то есть значительно раньше строительства и соборного храма Липецка, и колокольни в Ивановке, датируемой по проекту 1796 г., а возведенной в конце XVIII — начале XIX в. Возможно, что Пётр Лукич Вельяминов, приятель Н.А. Львова и адресат его писем с описанием торжеств освящения арпачёвской церкви, подолгу гостивший у архитектора в его Никольском Тверской губернии, заказал Т. Адамини проект соборного храма Липецка с милой его сердцу колокольней-маяком. Однако столь нетрадиционный проект соборной звонницы нашел слишком сильных противников в Тамбовской епархии и провинциальном Липецке. Поэтому постройку колокольни-маяка пришлось Петру Лукичу перенести в Ивановское, где уж он был сам себе хозяин. Впрочем, такой вариант развития событий можно считать пока лишь версией. Так что поле деятельности в решении всех загадок липецкого собора весьма обширно.

Строительство храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено в 1803 г. Но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, а само здание сильно пострадало. К 1805 г. соборная церковь была возобновлена усердием многих благотворителей, среди которых современники особенно выделяли местного помещика — сенатского регистратора Николая Яковлевича Зацепина. С 1805 г., после освящения первого престола, в соборном храме началась служба.

Христорождественский собор построен в классическом стиле, имеет оригинальную двухъярусную объёмно-пространственную композицию. К первому квадратному в плане двусветному ярусу с восточной стороны примыкает полукруглая апсида, а с остальных трёх сторон — равновеликие прямоугольные приделы. В северном и южном расположены два дополнительных престола, а западный, до строительства трапезной, выполнял роль притвора. Северный и южный фасады первого яруса украшены лоджиями с колоннами тосканского ордера, несущими полный профиль антаблемента. Между колонн по центральной оси расположены большие двупольные двери с треугольным сандриком и над ними полуциркульное окно второго света. По нижнему обрезу окон второго света, по периметру храма проходит небольшой карниз. Второй карниз проходит по нижнему обрезу нижних окон. С северной и южной сторон храма было устроено два каменных крыльца: южное с двухмарнювой (по семи ступеней) лестницей и северное — с одномаршевой лестницей.

Под всей храмовой частью устроен подвал с мощными колоннами и толстыми каменными сводами. В него ведут четыре двери, выходящие на фасад в цокольной части храма.

Невысокий второй ярус собора, также квадратный в плане, как бы вырастает из первого, но приделов не имеет. Фасады второго яруса украшают огромные полуциркульные окна и проходящий по нижнему обрезу окна карниз. Переход от четверика к куполу выполнен в виде стереобата. Он перекрыт большим сферическим куполом, увенчанным низким глухим барабаном с маленькой главкой и "осьмиконечным крестом, глава и крест вызлащены".

Здание храма было увенчано куполом с золоченою главою, "обширность размеров придает его наружности величественный вид и при обыкновенной, невеликолепной архитектуре", — писали о нём современники строительства.

20 июня 1805 г. протоиереем Иосифом Сенцовым в северном приделе был освящён первый престол нового храма — во имя Святителя Николая Чудотворца. С этого момента в соборе начались регулярные службы. Одновременно монтировался главный иконостас. Иконы алтарной преграды в храме, а возможно, и росписи на стенах собора были выполнены выпускником Российской Академии художеств, бывшим крепостным графа Воронцова Трофимом Фёдоровичем Дурновым (1765-1833). Известный литератор Степан Петрович Жихарев, посетивший липецкий курорт в 1805 и в 1806 гг., называет одну из его работ — запрестольный образ "Снятие со креста". О стенных росписях "прекрасного собора", по словам другого нашего земляка Петра Ивановича Бартенева, "заботился Пётр Лукич Вельяминов, приятель Державина".

Главный престол в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа был освящён 25 мая 1807 г. протоиереем Иоанном Пановым. Именно с этого времени функция соборного храма Липецка переходит от Вознесенской церкви к Христорождественской. Третий придельный престол (правый — в южном приделе) был освящён 14 августа 1816 г. архимандритом Козловского Троицкого монастыря Анастасием во имя Успения Божией Матери.

На украшение внутреннего убранства соборного храма Липецка жертвовали несколько поколений жителей города и многочисленные посетители курорта Липецкие минеральные воды. Сохранилось описание трёх престолов в храмовой части собора, составленное в 1896 г. Над главным престолом была
«устроена стеклянная сень, утверждённая на четырёх хрустальных шлифованных колоннах, над колоннами на всех четырёх углах устроены по четыре шандала для свечей <...> Самая сень имеет форму свода, в середине вершины ея устроен такой же шандал…

На горнем месте резной из липового дерева Животворящий Крест, утверждён в сделанной под мрамор тумбе, резьба и края Креста вызлащены <...> На лицевой стороне изображено распятие Господа, на оконечностях Креста: предстоящие; на верхней оконечности Бог Отец; на другой стороне изображено страдание Господа во дворе Пилата. Рядом с Святым Крестом икона Божией Матери с Предвечным Младенцем. Утверждена в такой же под мрамор сделанной тумбе; на иконе серебровызлащенный венец. В средине его корона, украшенная набором из страз. Между сими иконами и св. престолом на столике поставлен небольшой бронзовый вызлащенный семисвечник с семью хрустальными лампадами.

Параллельно престолу на стене горнего места <...> Моление Господа в саду Гефсиманском <...> деревянная рама, украшенная изящною резьбою рококо, рама и резьба вызлащены. Рама имеет 7 аршин вышины, 5 аршин ширины. На северной стене алтаря <...> картины <...> на полотне: а) первосвященник Илия и отрок Самуил… б) Святителя Григория Богослова…

На южной стене <...> картины: а) Антоний и Феодосий Печерские; б) Святители Афанасий Александрийский <...> Все 4 картины изящной художественной работы. Размер всех 4 картин одинаковый: 4 аршина в вышину и 2 1/4 аршина в ширину. Пред жертвенником картина «Жертвоприношение Авраамом сына Исаака» <...> рисованная так же на полотне и вставленная в золочёную на полимент раму.

Над Царскими вратами <...> икона Божией Матери и св. апостолов…»

Пред святым престолом Успенского придела «на горнем месте установлен Св. Животворящий Крест и икона Божией Матери. Над Царскими вратами вверху икона Преображения Господня». 6 сентября 1841 г. на престол во имя Успения Богоматери был выдан новый антиминс, освящённый Преосвященным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским.

В алтаре Никольского придела «за престолом крест с изображением распятия <...> и образ Божия Матери с серебряным венцом, в который вделаны три камня. Над Царскими вратами <...> икона Вознесения Господня». 23 января 1850 г. для престола был получен новый антиминс, также выданный епископом Тамбовским Николаем.

В алтарях своды были расписаны разными священными изображениями. В главном алтаре изображён крест, несомый тремя ангелами. В «алтаре Успенском на восточной стороне Господь Саваоф, на южной стене — трёх святителей, на северной — св. митрополита Ионы. В алтаре Святителя и Чудотворца Николая, на восточной стене Нерукотворный образ, несомый двумя ангелами; на южной стороне — ангел Ветхого Завета с скрижалями заповеди, на северной — ангел Новаго Завета с чашею».

В 1822 г. было принято решение о возведении соборной колокольни, а указом Тамбовской духовной консистории от 30 января того же года выдана шнурозапечатанная книга для собрания доброхотных" пожертвований на её строительство. Сооружение колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле, было начато в 1825 г. На плане Липецка 1833 г. колокольня показана как недостроенная. Строительство её завершилось в 1835 г. Колокольня имеет 5 ярусов. Первый — двусветный, квадратный в плане, украшен четырёхколонными портиками ионического ордера с фронтонами.

Второй ярус меньшего сечения и очень низкий, в основании имеет две ступени стереобата и увенчан массивным карнизом. Фасады его украшают лепные дуги полуциркульной формы с имитацией замкового камня и небольшими окнами, занимающими третью (центральную) часть пространства, очерченного дугой. Остальная, не очерченная дутой плоскость стены обработана горизонтальным рустом.

Третий ярус колокольни — ярус звонов, — украшен колоннадой, опирающейся на ступенчатый стереобат и увенчанной массивным антаблементом. Колонны с красивыми капителями коринфского ордера как бы обрамляют проёмы звонов. Простенки между колонн украшены нишами.

Четвёртый ярус на квадратном стереобате выполнен в виде стройного восьмерика с проёмами звонов по сторонам света. Он придаёт колокольне совсем иной вид — лёгкий и воздушный. Ощущение усиливается полуколоннами, обрамляющими звоны, и пилястрами, расположенными между колонн на диагональных гранях восьмерика. Колонны и пилястры украшены капителями коринфского ордера. Над полуциркульными арками звонов расположены треугольные сандрики, соединённые меж собой карнизом по всему периметру восьмерика. Венчает восьмерик ступенчатый карниз.

Пятый ярус колокольни выполнен в виде низкого цилиндра, украшенного по сторонам света квадратными нишами с вписанными в них круглыми проёмами, где размещаются башенные часы. Завершает многоярусную колокольню стереобат с небольшим сферическим куполом и глухим барабаном, увенчанным крестом с подкрестным яблоком.

Высота колокольни до верха карниза составляла 23 сажени, общая "высота её до 90 аршин. Глава и четвероконечный крест вызлащены".

В начале XX в. на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 г., был перелит в 1900 г. Вес его увеличился до 558 пудов 10 фунтов. Второй по величине колокол — полиелейный — весил 141 пуд 24 фунта и был отлит в 1815 г. Вседневный колокол весил 75 пудов и был отлит в 1859 г. Четвёртый — 7 пудов, пятый — 2 пуда 25 фунтов, шестой — 2 пуда 26 фунтов. Малые колокола — седьмой и восьмой, их вес неизвестен.

Под колокольней располагался небольшой подвал, в её первом ярусе с правой стороны от входа находилось помещение для сторожей и звонарей. С левой стороны — дверь на винтовую лестницу, ведущую на второй ярус и в подвал, а рядом — кладовая с выходом на улицу с северной стороны колокольни (в настоящее время дверь заложена). Паперть для «схода вниз» имела десять ступеней.

Одна из отличительных черт соборной колокольни — часы. Первые башенные часы установили ещё в конце 50-х годов XIX в. По крайней мере, договор на их установку был заключён в 1858 г. В документах 1896 г. установленные часы упоминаются уже как поломанные.

Во время ремонта 1957 г. на куполе колокольни установили шпиль высотою 8 метров. В настоящий момент высота колокольни со шпилем‚ не считая креста, составляет 60 метров.

После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора, что связано не с материальными трудностями, а с особенностями технологии: строители предполагали, что колокольня при огромной высоте и весе должна дать осадку. И только когда разные но высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Василий Андреевич Жуковский, сопровождавший путешествовавшего по стране в 1837 г. наследника престола цесаревича Александра Николаевича, во время остановки в Липецке 5-6 июля 1837 г. сделал рисунок недостроенного собора. На нем можно увидеть храм и отдельно стоящую колокольню.

Соединить две части Христорождественского собора должна была трапезная, проект на постройку которой выполнил тамбовский губернский архитектор Шубков в 1838 г. Предварительно зодчему была поставлена задача согласовать стиль трапезной с уже построенными колокольней и храмом. После утверждения чертежей Тамбовским архиереем они были направлены в Святейший Синод, который, в свою очередь, 25 ноября т.г. препроводил их на рассмотрение Главного Управления путей сообщения и публичных зданий.

Рассмотрев проект, Комиссия проектов и смет Совета путей сообщения и публичных зданий МВД вынесла свое заключение: «Комиссия находит‚ что как трапезу сию предположено устроить между существующими церковью и колокольней, не изменяя вида сих последних, то проект оной, как приноровленный к стилю церкви и колокольни, Комиссиею допущен быть может».

На своем заседании 23 февраля 1839 г. Синод принял решение о строительстве трапезной Христорождественского собора и отправил 27 февраля все документы в Тамбов.

Еще в 1838 г. был заготовлен кирпич и выполнено «уравнение вкруг церкви земли» для строительства трапезной. Весной 1839 г., после получения разрешения на строительство, началось возведение трапезной. Воплотить проект в соответствии с этими задачами архитектору и строителям вполне удалось. Подрядчиком на строительстве был крестьянин Скопинского уезда Рязанской губернии Фадей Маркелович Шилов. В мае выкопали траншеи под фундамент и начали кладку. За сезон 1839 г. была выполнена основная часть работ. К июлю мещанином Семёном Каратаевым были откованы решётки, а купеческим сыном Иваном Миловановым поставлено связное железо. В августе укладывались карнизные плиты, в сентябре сооружены крыльца, в октябре-декабре были выполнены плотницкие и даже кровельные работы. Уже в следующем году шли отделочные работы внутри здания. В 1841 г. козловский купец Захар Родионович Ефимов выполнял работы но изготовлению иконостасов, для которых живописцу Ивану Павлову были заказаны «6 образов к Царским вратам». В 1843 г. мещанин Алексей Семёнов занимался позлащением иконостасов, а живописец Адексей Михайлов — написанием «образов для трапезнои».

Усердием соборного протоиерея Андрея Ивановича Калугина и церковного старосты Стефана Ларина, заведовавшего строительными работами, к 1842 г. сооружение было окончено. Обширная трёхнефная трапезная построена в два света, на высоком цоколе. Наружный декор повторяет декор ранее построенных объёмов колокольни и храмовой части. Фасад трапезной украшен пилястрами и карнизами, окна второго света обрамлены полуциркульными дугами, нижние окна — наличниками с треугольным очельем. Размеры трапезной «в длину внутри — 37 аршин, в ширину — 21 аршин, и в высоту 9 аршин». От храмовой части трапезная отделялась перегородкой, в которой были сделаны «стеклянные двойные двери».

Два престола в трапезной церкви были освящены протоиереем Андреем Ивановичем Калугиным: 23 ноября 1841 г. — в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (левый) и 22 ноября 1842 г. — в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (правый).

Украшены придельные престолы в трапезной были с неменьшим вкусом и изяществом, чем в храмовой части. В Воздвиженском алтаре «за престолом на горнем месте резной крест <...> на лицевой стороне в середине изображено распятие Господа, вверху Бог Отец, на оконечностях предстоящие Матерь Божия и <...> Иоанн Богослов; рядом образ Божией Матери в вызолоченной раме. Обе иконы вставлены в деревянные столярной работы тумбы, выкрашенные масляной краской под мрамор. Над жертвенником утверждена икона Спасителя 9 вершков вышины и 6 вершков ширины в серебровызлаченной ризе с таковым же венцом <...> Пред иконою утверждена лампадка <...> из тонкой серебряной проволоки <...> украшенная разноцветными хрустальными шариками».

12 ноября 1885 г. Преосвященным Виталием, епископом Тамбовским и Шацким, был выдан новый антиминс на Воздвиженский престол, который за ветхостью был заменён вновь освящённым епископом Иннокентием в 1904 г. Перед святым, престолом Смоленской иконы Божией Матери находился «крест резной работы, вызлащен <...> и образ Божией Матери <...> Пред жертвенником образ Божией Матери Фёдоровские в серебряной ризе с таковым же венцом». Новый антиминс в этот алтарь был выдан епископом Виталием в 1890 г.‚ а а 1912 г. вновь был заменён Тамбовским епископом Кириллом (Смирновым).

Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма г. Липецка. К 1848 г. в приходе Христорождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами.

Интерьер соборного храма был выдержан в классическом стиле‚ и сохранилось немало восторженных отзывов о его красоте. Величественно выглядела храмовая часть, перекрытая огромным куполом. Нижний ярус храмовой части украшали расположенные попарно колонны. Над ними во втором ярусе с трёх сторон под арками находились хоры. В основании купола по всему периметру устроены вторые хоры.

Иконостасы собора как в настоящей, так и в трапезной церкви были «старинного устройства с колоннами в два яруса с художественной работой и позолотой». Иконостас главного престола был небольшим‚ располагался в арке между колоннами, не закрывая их, что придавало храму ещё более величественный и монументальный вид. Размеры двухъярусного иконостаса главного престола составляли: длина — 8 аршин 8 вершков, высота — 4 сажени 2 аршина 9 вершков. Два иконостаса придельных престолов в храмовой части имели в длину 8 аршин 10 вершков, в высоту — 3 сажени 10 вершков. Размеры двух придельных иконостасов в трапезной: длина — 8,5 аршина, высота — З сажени 4 вершка, боковые стороны по 7 аршин 15 вершков.

Благодаря описанию Христорождественского собора 1896 г. у нас есть возможность воочию представить его внутренний вид и прежде всего иконостасы. Позднее вид их не изменялся, и приводимое здесь столь подробное описание даёт представление о том, как выглядел собор, поражавший и восхищавший своим внутренним убранством не только липчан, но и многочисленных гостей города на последнем этапе своей истории перед закрытием в советское время.

Главный иконостас был выполнен в два става (яруса) из дерева, «…плинтус выкрашен масляною краской под мрамор; тело иконостаса выкрашено белою масляною краскою; карнизы, нижний и верхние, вызолочены червонным золотом <...> Царские врата <...> углублены от местных икон внутрь алтаря на два аршина. В углублении поставлены четыре колонны: с северной стороны две и с южной — две, <...> капители украшены резьбою и все вызлащены… Двери врат деревянные резныя и вызолоченныя червонным золотом на полимент. На них в створе утверждена икона <...> Благовещение Пресвятой Деве. В нижнем ставе по правую сторону врат — образ Господа Спасителя <...> На доске с серебряною вызолоченною ризою 84 пробы <...> вышиною 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 17 фунтов и 77 золотников. Икона вставлена в киот, также вызлащенный. В верху киота резной из дерева наголовник, внизу золочёная арабеска. На южной двери в алтарь на доске нарисован Архистратиг небесных сил Михаил. Между двух резных полуколонн <...> вставлен в золочёную с резьбою раму образ Рождества Господа Иисуса Христа, написанный на полотне. Над ним полукруглый образ Крещения Господня <...> выше образа небольшой фронтон, над вершиною его золочёная резьба. К двум каменным колоннам укреплён <...> в золочёной резной раме образ Господа Иисуса Христа в серебровызлоченной ризе с таким же венцом 84 пробы. Размеры ризы в вышину 1 аршин 12 вершков, ширина 11 вершков. Весом 14 фунтов <...> вверху <...> образ Господа Саваофа. Ниже образа с полу устроено возвышение двухвходное с двух сторон — с северной и южной в три ступени с небольшою квадратною площадкою. Ступени, площадка и решетка <...> чугунные. С левой стороны Царских врат образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем <...> с серебряною вызлаченною ризою и таковыми же венцами, риза в высоту 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 17 фунтов 77 золотников. Образ вставлен в резную из дерева и золочённую на полимент раму. На икону надет золотой наперсный крест на золотой цепи, весом 31 золотник 66 долей <...> На обратной стороне вычеканено: «Соборному Липецкому протоиерею Иоанну Иоанновичу Несмелову». На северной двери в алтарь на деревянной доске нарисован образ Архангела Гавриила. Между резных деревянных полуколонн с базами и капителями золочёнными червонным золотом <...> вставлен в золочёную с резьбою раму образ Рождества Пресвятыя Богородицы <...> над нею полукруглый образ сошествия Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы… Над образом небольшой фронтон с золочёными резными карнизами, над вершиною фронтона золочёная резьба… К двум каменным колоннам <...> в золочёную украшенную резьбою раму вставлен образ Смоленской Божией Матери в золочёной серебряной ризе с таковым же венцом. В венце вделаны 29 камней… В середине венца корона с тремя также разноцветными камнями <...> размер ризы: в вышину 1 аршин 12,5 вершка, в ширину 1 аршин… Выше образа золочёная мелкая резьба и образ Пресвятыя Троицы… Икона признана чудотворною. Пред иконою устроены лампады <...> и возвышение… Во втором ставе над Царскими вратами на полукруглой доске написана «Тайная Вечеря». По правую сторону «Вечери» образ Преображения Господня. По левую сторону — «Вознесение Господне на небо». Над южной дверью в алтарь изображено резьбою из дерева две скрижали… Над северною дверью такою же резьбою изображено: сосуд и Евангелие. Над Царскими вратами и местными иконами утверждён полукруглый, оканчивающийся вверху сводом, утверждённым на четырёх гладких деревянных колоннах, вызолоченных на полимент‚ балдахин, в средине которого вырезано из дерева <...> изображение распятия <...> по обеим сторонам его два коленопреклонённые ангела. На Спасителе венец и опоясание из серебра, весу в серебре 1 фунт 29 золотников. Лицевая арка и свод украшены золочёною резьбою. Над аркою фронтон, к вершине которого прикреплено вырезанное из дерева живописное «Воскресение Господа из гроба», с резными вызолоченными лучами».

В приделе Успения Божией Матери «…иконостас <...> о двух ставах. Царские врата <...> в средине их образ Благовещения Пресвятые Богородицы, живописный. На правой стороне от Царских врат между двух резных деревянных колонн <...> образ Преображения Господня <...> обложенный серебряною незолочёною ризою. Венцы на Спасителе и апостолах вызлащены <...> размер ризы в вышину 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 15 фунтов 69 золотников. Над иконою резные наголовник и внизу арабеска вызолочены… На южной двери в алтарь изображён живописью ангел. К южной стене храма установлен деревянный киот с двумя резными и вызолоченными <...> колоннами, между <...> которыми в резной вызлащенной раме вставлен образ св. мучеников Адриана и Наталии, обложен серебряною незолочёною ризою с вызолоченными венцами <...> размер ризы 2 аршина вышины и 1 аршин ширины. Весу в серебре 14 фунтов. Над иконою вызлащенная на полимент резьба и образ св. апостола Андрея Первозванного; ниже иконы резная вызлащенная арабеска. На левой стороне от Царских врат <...> образ Успения Божией Матери, обложенный серебряною незолочёною ризою, с золочёным венцом; размер ризы вышины 2 аршина, ширины 1 аршин, весу в серебре 14 фунтов 14 золотников. На северной двери в алтарь на доске написан ангел. Во втором ставе над Царскими вратами полукруглая арка с резьбою вокруг ея вызолоченною <...> в вызлащенной же раме утверждена икона «Тайная Вечеря». Над аркою, между двумя резными колоннами вызлаченными, образ Христа Спасителя, сидящего на престоле. С южной стороны Царских врат, над местною иконою, в круглой вызолоченной раме вставлен образ евангелиста Марка. Над южной дверью в алтаре <...> икона евангелиста Матфея. С северной стороны Царских врат над местною иконою и северною дверью в алтарь такие иконы евангелистов Луки и Иоанна».

В приделе св. Чудотворца Николая «иконостас <...> выкрашен белою краскою. Царские врата резной работы, вызлаченные… В средине их образ Благовещения Пресвятая Богородицы. На южной стороне от Царских врат местный образ Христа Спасителя <...> с серебряною незолочёною ризою с серебряным золочёным венцом <...> весу в серебре 13 фунтов, 89 золотников… Риза пожертвована в 1831 г. помещицею Зацепиной. Между двумя резными золочёными полуколоннами в золочёную с резьбой раму вставлен образ Святителя и Чудотворца Николая, обложенный серебряною ризою с золочёным венцом и митрою… Весу в серебре 13 фунтов 89 золотников… На левой стороне от Царских врат местный образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем, обложен таковыми же вызлаченными венцами <...> Вес ризы 14 фунтов 40 золотников. Риза пожертвована помещицею Зацепиной в 1836 г. На северной двери в алтарь написан образ св. Григория Богослова. К южной стене храма прикреплён деревянный киот с двумя резными и вызолочёнными колоннами. Между ними <...> образ св. Александра Невского, держащего в левой руке хоругвь, на которой изображена глава Христа Спасителя. Вверху икона на круглой доске св. апостола Иакова… Во втором ставе над Царскими вратами <...> икона, Положение во гроб Пречистаго тела Христа Спасителя». Выше, «между двумя резными и вызолоченными полуколоннами <...> образ Господа Саваофа <...> наверху <...> четвероконечный крест. С южной стороны от Царских врат в круглых рамах <...> иконы евангелистов Марка и Матфея. С северной стороны врат <...> иконы евангелистов Иоанна Богослова и Луки».

В приделе Воздвижения Честнаго Креста Господня «…иконостас <...> о двух ставах. Царские врата из тоненьких гладких колонок, вызолоченных червонным золотом… В середине их деревянный трёх вершков ширины гладкий вызолоченный <...> крест, в середине его резное, лучами вызолоченными, сияние. На них живописный образ Благовещения, а внизу четыре евангелиста… Над Царскими вратами образ Тайной Вечери… На правой стороне Царских врат образ Воздвижения Креста Господня. Крест серебряный, вызолоченный 84 пробы. Весу в нём 1 фунт 42 золотника. На икону возложена серебряная вызлащенная риза в высоту 1 аршин 9 вершков, в ширину 15 вершков <...> серебровызлащенные венцы весу в серебре 15 фунтов 42 золотника <...> пред иконою <...> серебряная вызлащенная лампадка на серебряных цепочках <...> весу 90 золотников. Риза на икону пожертвована прихожанкою Надеждою Крюковой… На южной двери в алтаре изображён первосвященник Мельхиседек… На левой стороне от Царских врат образ Божией Матери «Всех скорбящих радость», обложен серебряною вызолоченною ризою с таковыми же венцами. Мера ризы в высоту 1 аршин 9 вершков, ширины 1 аршин, весу 15 фунтов… Пред нею <...> серебряная вызлащенная лампадка на серебряных цепочках. Риза и лампадка пожертвованы купцами прихожанами — братьями Хренниковыми <...> Образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1899 г. прихожанином купцом Гаврилом Дмитриевичем Крастелёвым на икону Иоанна Предтечи Крестителя устроена серебряно вызлащенная риза, размер её в вышину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 1 вершок. Весу в ней 16 фунтов… Пред иконою <...> серебряно вызлащенная лампада. На помещённую на аналой икону Скорбящей Божией Матери <...> прихожанкою приложена серебряно вызлащенная икона».

В приделе Смоленской иконы Божией Матери «за левым клиросом икона Божией Матери, св. великомученика Трифона <...> убранные кругом золотою чеканкою… В приделе Воздвижения на аналое <...> икона Воскресения Господня в серебряной вызолоченной ризе. Размер в вышину 5 вершков, в ширину 4 вершка… На другом аналое положена икона «Всех скорбящих радость» <...> на небольшом столике образ Господа Иисуса Христа в серебряной вызолоченноЙ ризе. Размер в вышину 6 вершков, в ширину 5 вершков. В приделе Смоленския Божия Матери в вызолоченной раме святцы… В 1898 г. купцом Михаилом Васильевичем Крюковым на икону Спасителя пожертвована серебряно вызлащенная риза. Размер ризы в вышину 1 аршин 6 вершков, ширины 15 аршин, весом 16 фунтов».

Далее следует описание внутреннего убранства собора. В храмовой части с правой стороны «между двух каменных колонн образ Скорбящей Богоматери <...> над ним полукруглый образ Благовещения Пресвятой Деве <...> на левой стороне <...> образ св. священномученика Харлампия, Власия, св. мучеников Фрола, Лавра, Иоанна Воина, пророка Илии, преподобного Савватия <...> над ним полукруглый образ. В притворе на правой стороне <...> образ Владимирской Божией Матери, обложен серебряною золочёною ризой с таковыми венцами. На венце Богоматери звезда, украшенная набором из страз. На левой стороне параллельно установлен <...> киот, в котором в средине вставлен образ св. великомученика Пантелеймона, в серебряной золочёной ризе с таковым венцом. Риза мерою в вышину 6, в ширину 5 вершков».

В Воздвиженском приделе за правым клиросом «…образ Господа нашего Иисуса Христа <...> в византийском вкусе, поля убраны золотою чеканкою <...> образ Божией Матери <...> с такою же чеканкою… Пред ними укреплена серебряная вызлащенная лампадка… Перед иконою святого Предтечи Господня на аналое <...> икона Воскресения Господня в серебряной вызолоченной ризе, кругом 12 праздников, размер в вышину 5 вершков в ширину 4 вершка. На другом аналое <...> икона «Всех скорбящих радость» в серебряной вызолоченной ризе».

В Смоленском приделе «за левым клиросом икона Божией Матери и св. великомученика Пантелеймона и мученика Трифона, писанные в византийском вкусе и убранные кругом золотою чеканкою, пред иконами <...> серебро вызлащенная лампадка.

По воспоминаниям современников, Христорождественский собор внутри напоминал «картинную галерею с картинами духовного содержания: на стенах развешены картины в массивных золочёных рамах. Эти картины принадлежат кисти более или менее известных художников итальянской школы, и некоторые из них замечательно хороши. Большинство картин — дар помещиков, многие вывезены из Италии». Приводятся размеры самых больших из них — 4×4 аршина и 4×2‚5 аршина. В храмовой части находилось 16 таких икон, в трапезной — 4. Эти картины упоминаются и в документах советского времени — в описях ценностей собора, составленных перед его ограблением: «Большие картины на полотне художественной работы в золочёных рамах с резьбой <...> 29 штук».

Согласно описи 1896 г. на южной стене храма была «укреплена картина «Явление Господа Иисуса Христа по воскресении Марии Магдалине», писана на полотне и вставлена в золочёную раму, убранную резьбою <...> размером с рамою в вышину 4 аршина в ширину 2,5 аршина… На той же стене, по другую сторону выходных дверей, картина «Бегство с младенцем Господом Иисусом в Египет» <...> размером 5 аршин ширины и 4 аршина вышины (в тексте ширина 4 арш., исправлено на 5. — Прим. авт.).

На южной стене храма прикреплён деревянный киот с двумя резными и вызолоченными колоннами, между ними в вызолоченную с резьбою раму вставлен образ св. Александра Невского, держащего в левой руке хоругвь, на которой изображена глава Христа Спасителя…

На параллельной стене картина «Воскресение Господом дочери Иаира» <...> размером 4 аршина вышины и 4 аршина ширины <...> На той же стене картина «12-летний отрок Иисус Христос среди учителей в Иерусалимском храме» <...> 4 аршина ширины и 4 высоты (в 1895 г. перенесена в трапезную на северную стену). Между двух каменных колонн в углублении картина «Царь-священник Мельхиседек‚ встречающий Авраама с пятью хлебами»… По другую сторону колонны <...> св. Григорий Богослов в полном святительском облачении, размер рамы в вышину 4 аршина и 2,5 в ширину <...> Параллельно с нею на другой колонне картина «СВ. Иоанн Златоуст» <...> Между двух колонн — картина «Св. Тихон Задонский» одного размера <...> с картиною «Св. Мелхиседека». На северной стене в приделе Св. Николая картина «Рождество Пресвятыя Богородицы» <...> 4 аршина вышины и 2,5 ширины. На той же стене по левую сторону выходных дверей картина (сюжет её Мф. 19 гл. 1 625 ст) <...> На другой стене параллельно картина «Иисус в синагоге Назарета среди учителей <...> 4×4 аршина… В притворе той же церкви на правой стороне «Проповедь Св. Иоанна Предтечи в пустыне» <...> 4×4 аршина… На параллельной стене… «Иисус Спаситель на Голгофе пред распятием на кресте» … 4×4. Параллельно на левой стороне картина… «Святое семейство» … 4×4. На другой стене параллельно картина — на полотне сюжет ея события при предании Иудою Господа Иисуса Христа в саду Гефсиманском <...> 4×4. Вверху над входною дверью из трапезы… «Вечеря в доме Симона фарисея» <...> 4×4. В трапезной церкви на южной стене картина … «Св. Великомученница Екатерина» размер 4 аршина вышины и 25 ширины. На той же стене между окнами <...> «Благословение Господом Иисусом Христом детей» <...> 4х4. На северной стене параллельно <...> «Двенадцатилетний отрок Иисус в храме Иерусалимском посреди учителей» (перенесена из храмовой части). На той же стене <...> «Св. Великомученица Варвара» <...> 4 аршина высоты И 2,5 ширины.

Храмы г. Липецка, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *