Липецк. Христорождественский собор
Фото 14.05.2012:
Фото 28.03.2015:
Кафедральный собор Рождества Христова
Адрес: г. Липецк, Соборная пл., д. 4
На храме размещена мемориальная доска:
Храм сей во имя Рождества Христова созижден в 1791 году октября 20 дня повелением Благостивейшей императрицы Екатерины Алексеевны, а освящен 1801 года мая 25 дня, при Благоверном императоре Александре Первом.
(Установлена 2 ноября 1991 года, в день 200-летия сооружения)
Соборный храм Рождества Христова (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007. — 384 с.»):
Кафедральный собор Рождества Христова по праву считается духовным центром Липецка, одним из его символов, архитектурной жемчужиной и доминантой. Занимая вершину Соборной горы, он возвышается над центральной частью города и позволяет любоваться своими величественными классическими формами со многих точек Липецка. Став визитной карточкой города, местом паломничества тысяч православных верующих и всех его гостей, соборная церковь Рождества Христова продолжает оставаться главным храмом Липецка, объединяя в соборной молитве прихожан, чьи предки почти четыре столетия назад строили и украшали деревянную Христорождественскую церковь — предшественницу современного собора.
Согласно традиционной точке зрения, постройка каменной соборной церкви Рождества Христова была начата в 1791 году. Это же следует из надписи, сохранявшейся до середины 1950-х годов на хорах собора: «Сей храм Бог Отец созда, Сын утверди. Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Нашея Императрицы Екатерины Алексеевны Благословением же Святейшаго Правительствующего Синода и Преосвященнаго Иннокентия, епископа Воронежского, храм сей во имя Рождества Христова созижден в 1791-м году октября 20-го дня, а освящён 1807-го года мая 25-го дня, при благословенном Государе императоре Александре Первом». То же самое читаем и во многих изданиях и документах. Казалось бы, все ясно. Однако в архивном документе 1797 года храм упомянут как «вновь зачетая нынешним летом немалой обширности церковь». Такую же датировку мы находим в клировой ведомости собора 1918 года, описании храма и прихода за 1919 год. Кроме того, известный знаток и любитель искусств А. Бенуа в одной из своих статей упоминает проект этого храма, датированный 1796 годом. Возможно, причина такого разногласия кроется в неправильном прочтении надписи на хорах — спутать в ней цифры 1 и 7, особенно после неоднократных «поновлений» в XIX — начале XX века, не так уж и сложно.
Встречаются разночтения и относительно заказчика и строителя Христорождественского собора. Так, князь Н.М. Кугушев, побывавший в Липецке в 1804 году, называет его строителем помещика Липецкого уезда капитана Петра Лукича Вельяминова, который «старанием своим и суммою доброхотных дателей по плану и работе одного италианца привёл почти к концу сие великолепное здание — имея в сердце веру, усердие, а в виду благодарность и славу. Господин Вельяминов соорудил себе тем вечный памятник в сердцах добрых граждан Липецка». Восторгаясь почти построенным храмом, князь Кугушев писал: «Не токмо в степном городке, каков сей, но и во всяком другом большом городе, может обратить всегда на себя внимание эта постройка, выполненная с таким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей подобных».
В книге «Путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 г.», изданной в Москве в 1804 году, неизвестный автор, говоря о церкви, вторит князю Кугушеву: «Она построена с толиким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей подобных… представляется как изнутри, так и снаружи древним греческим храмом… Липецк обязан сим украшением здешнему дворянину П.Л.В., руководством которого и пособием доброхотных дателей она строится». Деньги на построение храма собирали у моста через реку Воронеж. Особенно активно во время проходивших здесь ярмарок.
В упоминаемой уже статье А. Бенуа, работавшего с архивом семьи Адамини в Италии, приводится надпись на проекте храма, выполненного архитектором Томазо Адамини для «illustro signore Pietro Veliaminoff» и построенного в Липецке Тамбовской губернии. Из чего также следует, что П.Л. Вельяминов заказал проект храма и был организатором его сооружения.
Между тем, в других источниках, датируемых 1812 годом, строителем храма называется другой липецкий помещик — Николай Иванович Лодыгин. Можно лишь предполагать, что Н.И. Лодыгин, женатый к тому же на сестре П.Л. Вельяминова Елене Лукиничне, много жертвовал на новый соборный храм и активно помогал своему родственнику в его постройке. Кроме того, Пётр Лукич Вельяминов подолгу бывал в отъездах по делам других своих имений, да и скончался он в 1804 году, не дождавшись освящения собора. А если принять во внимание, что Николай Иванович Лодыгин постоянно проживал невдалеке от Липецка, а значит, мог часто бывать здесь на заключительном этапе строительства и контролировать ход работ, то нет ничего удивительного в том, что именно Лодыгин наравне с Вельяминовым упоминается как главный храмоздатель липецкого собора.
Рано пока ставить окончательную точку и в вопросе, кто является архитектором — автором проекта собора, его храмовой части и колокольни. В литературе сложилось устойчивое мнение, что Христорождественский собор проектировал известный итальянский зодчий Томазо Адамини. Основано оно, вероятно, на утверждении Г.К. Лукомского, что Томазо Адамини строил в Липецке в 1796 году. Однако неизвестно, на чём основывал своё утверждение сам Лукомский. Может быть, на словах того же Кугушева, писавшего, что Вельяминов строит храм «по плану итальянца» (без упоминания всякого имени. — Прим. авт.), или на статье в журнале «Старые годы» в 1909 году. Впрочем, сам Бенуа не утверждал, что Адамини проектировал именно Христорождественский собор в Липецке, а всего лишь храм «…с курьёзнейшей колокольней в виде маяка» для Вельяминова в Липецке. И в статье приводится план, фасад и разрез колокольни, спроектированной вместе с храмом Томазо Адамини. Первое чувство, охватывающее при взгляде на проект колокольни — удивление. Потому что, той самой «курьёзнейшей» колокольней для храма в Липецке оказывается звонница в виде минарета или, скорее, маяка, которую и сегодня ещё можно видеть близ полуразрушенной Предтеченской церкви в селе Ивановка Добринского района Липецкой области (когда-то село Ивановское, Лодыгино тож Липецкого уездапоместье Вельяминовых — и Лодыгиных). Но самое интересное, что практически точно такая же колокольня-маяк сохранилась и в селе Арпачёво в Тверской губернии. И все без исключения специалисты, занимавшиеся её изучением, приписывают авторство этого оригинального сооружения знаменитому русскому зодчему Николаю Александровичу Львову, строившему там усадебный комплекс для своего дяди Петра Петровича Львова. Причём колокольня в Арпачево была построена ещё в 1782-1791 годах, то есть значительно раньше строительства и соборного храма Липецка, и колокольни в Ивановке, датируемой по проекту 1796 года, а возведённой в конце XVIII — начале XIX века Возможно, что Пётр Лукич Вельяминов, приятель Н.А. Львова и адресат его писем с описанием торжеств освящения арпачёвской церкви, подолгу гостивший у архитектора в его Никольском Тверской губернии, заказал Т. Адамини проект соборного храма Липецка с милой его сердцу колокольней-маяком. Однако столь нетрадиционный проект соборной звонницы нашёл слишком сильных противников в Тамбовской епархии и провинциальном Липецке. Поэтому постройку колокольни-маяка пришлось Петру Лукичу перенести в Ивановское, где уж он был сам себе хозяин. Впрочем, такой вариант развития событий можно считать пока лишь версией. Так что поле деятельности в решении всех загадок липецкого собора весьма обширно.
Строительство храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено в 1803 году. Но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, а само здание сильно пострадало. К 1805 году соборная церковь была возобновлена усердием многих благотворителей, среди которых современники особенно выделяли местного помещика — сенатского регистратора Николая Яковлевича Зацепина. С 1805 года, после освящения первого престола, в соборном храме началась служба.
Христорождественский собор построен в классическом стиле, имеет оригинальную двухъярусную объёмно-пространственную композицию. К первому квадратному в плане двусветному ярусу с восточной стороны примыкает полукруглая апсида, а с остальных трёх сторон — равновеликие прямоугольные приделы. В северном и южном расположены два дополнительных престола, а западный, до строительства трапезной, выполнял роль притвора. Северный и южный фасады первого яруса украшены лоджиями с колоннами тосканского ордера, несущими полный профиль антаблемента. Между колонн по центральной оси расположены большие двупольные двери с треугольным сандриком и над ними полуциркульное окно второго света. По нижнему обрезу окон второго света, по периметру храма проходит небольшой карниз. Второй карниз проходит по нижнему обрезу нижних окон. С северной и южной сторон храма было устроено два каменных крыльца: южное с двухмарнювой (по семи ступеней) лестницей и северное — с одномаршевой лестницей.
Под всей храмовой частью устроен подвал с мощными колоннами и толстыми каменными сводами. В него ведут четыре двери, выходящие на фасад в цокольной части храма.
Невысокий второй ярус собора, также квадратный в плане, как бы вырастает из первого, но приделов не имеет. Фасады второго яруса украшают огромные полуциркульные окна и проходящий по нижнему обрезу окна карниз. Переход от четверика к куполу выполнен в виде стереобата. Он перекрыт большим сферическим куполом, увенчанным низким глухим барабаном с маленькой главкой и «осьмиконечным крестом, глава и крест вызлащены».
Здание храма было увенчано куполом с золочёною главою, «обширность размеров придает его наружности величественный вид и при обыкновенной, невеликолепной архитектуре», — писали о нём современники строительства.
20 июня 1805 года протоиереем Иосифом Сенцовым в северном приделе был освящён первый престол нового храма — во имя Святителя Николая Чудотворца. С этого момента в соборе начались регулярные службы. Одновременно монтировался главный иконостас. Иконы алтарной преграды в храме, а возможно, и росписи на стенах собора были выполнены выпускником Российской Академии художеств, бывшим крепостным графа Воронцова Трофимом Фёдоровичем Дурновым (1765-1833). Известный литератор Степан Петрович Жихарев, посетивший липецкий курорт в 1805 и в 1806 году, называет одну из его работ — запрестольный образ «Снятие со креста». О стенных росписях «прекрасного собора», по словам другого нашего земляка Петра Ивановича Бартенева, «заботился Пётр Лукич Вельяминов, приятель Державина».
Главный престол в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа был освящён 25 мая 1807 года протоиереем Иоанном Пановым. Именно с этого времени функция соборного храма Липецка переходит от Вознесенской церкви к Христорождественской. Третий придельный престол (правый — в южном приделе) был освящён 14 августа 1816 года архимандритом Козловского Троицкого монастыря Анастасием во имя Успения Божией Матери.
На украшение внутреннего убранства соборного храма Липецка жертвовали несколько поколений жителей города и многочисленные посетители курорта Липецкие минеральные воды. Сохранилось описание трёх престолов в храмовой части собора, составленное в 1896 году. Над главным престолом была «устроена стеклянная сень, утверждённая на четырёх хрустальных шлифованных колоннах, над колоннами на всех четырёх углах устроены по четыре шандала для свечей <...> Самая сень имеет форму свода, в середине вершины ея устроен такой же шандал…
На горнем месте резной из липового дерева Животворящий Крест, утверждён в сделанной под мрамор тумбе, резьба и края Креста вызлащены <...> На лицевой стороне изображено распятие Господа, на оконечностях Креста: предстоящие; на верхней оконечности Бог Отец; на другой стороне изображено страдание Господа во дворе Пилата. Рядом с Святым Крестом икона Божией Матери с Предвечным Младенцем. Утверждена в такой же под мрамор сделанной тумбе; на иконе серебровызлащенный венец. В средине его корона, украшенная набором из страз. Между сими иконами и св. престолом на столике поставлен небольшой бронзовый вызлащенный семисвечник с семью хрустальными лампадами.
Параллельно престолу на стене горнего места <...> Моление Господа в саду Гефсиманском <...> деревянная рама, украшенная изящною резьбою рококо, рама и резьба вызлащены. Рама имеет 7 аршин вышины, 5 аршин ширины. На северной стене алтаря <...> картины <...> на полотне: а) первосвященник Илия и отрок Самуил… б) Святителя Григория Богослова…
На южной стене <...> картины: а) Антоний и Феодосий Печерские; б) Святители Афанасий Александрийский <...> Все 4 картины изящной художественной работы. Размер всех 4 картин одинаковый: 4 аршина в вышину и 2 1/4 аршина в ширину. Пред жертвенником картина «Жертвоприношение Авраамом сына Исаака» <...> рисованная так же на полотне и вставленная в золочёную на полимент раму.
Над Царскими вратами <...> икона Божией Матери и св. апостолов…»
Пред святым престолом Успенского придела «на горнем месте установлен Св. Животворящий Крест и икона Божией Матери. Над Царскими вратами вверху икона Преображения Господня». 6 сентября 1841 года на престол во имя Успения Богоматери был выдан новый антиминс, освящённый Преосвященным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским.
В алтаре Никольского придела «за престолом крест с изображением распятия <...> и образ Божия Матери с серебряным венцом, в который вделаны три камня. Над Царскими вратами <...> икона Вознесения Господня». 23 января 1850 г. для престола был получен новый антиминс, также выданный епископом Тамбовским Николаем.
В алтарях своды были расписаны разными священными изображениями. В главном алтаре изображён крест, несомый тремя ангелами. В «алтаре Успенском на восточной стороне Господь Саваоф, на южной стене — трёх святителей, на северной — св. митрополита Ионы. В алтаре Святителя и Чудотворца Николая, на восточной стене Нерукотворный образ, несомый двумя ангелами; на южной стороне — ангел Ветхого Завета с скрижалями заповеди, на северной — ангел Новаго Завета с чашею».
В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, а указом Тамбовской духовной консистории от 30 января того же года выдана шнурозапечатанная книга для собрания доброхотных пожертвований на её строительство. Сооружение колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле, было начато в 1825 году. На плане Липецка 1833 года колокольня показана как недостроенная. Строительство её завершилось в 1835 году. Колокольня имеет 5 ярусов. Первый — двусветный, квадратный в плане, украшен четырёхколонными портиками ионического ордера с фронтонами.
Второй ярус меньшего сечения и очень низкий, в основании имеет две ступени стереобата и увенчан массивным карнизом. Фасады его украшают лепные дуги полуциркульной формы с имитацией замкового камня и небольшими окнами, занимающими третью (центральную) часть пространства, очерченного дугой. Остальная, не очерченная дутой плоскость стены обработана горизонтальным рустом.
Третий ярус колокольни — ярус звонов, — украшен колоннадой, опирающейся на ступенчатый стереобат и увенчанной массивным антаблементом. Колонны с красивыми капителями коринфского ордера как бы обрамляют проёмы звонов. Простенки между колонн украшены нишами.
Четвёртый ярус на квадратном стереобате выполнен в виде стройного восьмерика с проёмами звонов по сторонам света. Он придаёт колокольне совсем иной вид — лёгкий и воздушный. Ощущение усиливается полуколоннами, обрамляющими звоны, и пилястрами, расположенными между колонн на диагональных гранях восьмерика. Колонны и пилястры украшены капителями коринфского ордера. Над полуциркульными арками звонов расположены треугольные сандрики, соединённые меж собой карнизом по всему периметру восьмерика. Венчает восьмерик ступенчатый карниз.
Пятый ярус колокольни выполнен в виде низкого цилиндра, украшенного по сторонам света квадратными нишами с вписанными в них круглыми проёмами, где размещаются башенные часы. Завершает многоярусную колокольню стереобат с небольшим сферическим куполом и глухим барабаном, увенчанным крестом с подкрестным яблоком.
Высота колокольни до верха карниза составляла 23 сажени, общая «высота её до 90 аршин. Глава и четвероконечный крест вызлащены».
В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году. Вес его увеличился до 558 пудов 10 фунтов. Второй по величине колокол — полиелейный — весил 141 пуд 24 фунта и был отлит в 1815 году. Вседневный колокол весил 75 пудов и был отлит в 1859 году. Четвёртый — 7 пудов, пятый — 2 пуда 25 фунтов, шестой — 2 пуда 26 фунтов. Малые колокола — седьмой и восьмой, их вес неизвестен.
Под колокольней располагался небольшой подвал, в её первом ярусе с правой стороны от входа находилось помещение для сторожей и звонарей. С левой стороны — дверь на винтовую лестницу, ведущую на второй ярус и в подвал, а рядом — кладовая с выходом на улицу с северной стороны колокольни (в настоящее время дверь заложена). Паперть для «схода вниз» имела десять ступеней.
Одна из отличительных черт соборной колокольни — часы. Первые башенные часы установили ещё в конце 50-х годов XIX века. По крайней мере, договор на их установку был заключён в 1858 году. В документах 1896 года установленные часы упоминаются уже как поломанные.
Во время ремонта 1957 года на куполе колокольни установили шпиль высотою 8 метров. В настоящий момент высота колокольни со шпилем‚ не считая креста, составляет 60 метров.
После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора, что связано не с материальными трудностями, а с особенностями технологии: строители предполагали, что колокольня при огромной высоте и весе должна дать осадку. И только когда разные но высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Василий Андреевич Жуковский, сопровождавший путешествовавшего по стране в 1837 году наследника престола цесаревича Александра Николаевича, во время остановки в Липецке 5-6 июля 1837 года сделал рисунок недостроенного собора. На нём можно увидеть храм и отдельно стоящую колокольню.
Соединить две части Христорождественского собора должна была трапезная, проект на постройку которой выполнил тамбовский губернский архитектор Шубков в 1838 году. Предварительно зодчему была поставлена задача согласовать стиль трапезной с уже построенными колокольней и храмом. После утверждения чертежей Тамбовским архиереем они были направлены в Святейший Синод, который, в свою очередь, 25 ноября т.г. препроводил их на рассмотрение Главного Управления путей сообщения и публичных зданий.
Рассмотрев проект, Комиссия проектов и смет Совета путей сообщения и публичных зданий МВД вынесла свое заключение: «Комиссия находит‚ что как трапезу сию предположено устроить между существующими церковью и колокольней, не изменяя вида сих последних, то проект оной, как приноровленный к стилю церкви и колокольни, Комиссиею допущен быть может».
На своем заседании 23 февраля 1839 года Синод принял решение о строительстве трапезной Христорождественского собора и отправил 27 февраля все документы в Тамбов.
Ещё в 1838 году был заготовлен кирпич и выполнено «уравнение вкруг церкви земли» для строительства трапезной. Весной 1839 г., после получения разрешения на строительство, началось возведение трапезной. Воплотить проект в соответствии с этими задачами архитектору и строителям вполне удалось. Подрядчиком на строительстве был крестьянин Скопинского уезда Рязанской губернии Фадей Маркелович Шилов. В мае выкопали траншеи под фундамент и начали кладку. За сезон 1839 года была выполнена основная часть работ. К июлю мещанином Семёном Каратаевым были откованы решётки, а купеческим сыном Иваном Миловановым поставлено связное железо. В августе укладывались карнизные плиты, в сентябре сооружены крыльца, в октябре-декабре были выполнены плотницкие и даже кровельные работы. Уже в следующем году шли отделочные работы внутри здания. В 1841 году козловский купец Захар Родионович Ефимов выполнял работы но изготовлению иконостасов, для которых живописцу Ивану Павлову были заказаны «6 образов к Царским вратам». В 1843 году мещанин Алексей Семёнов занимался позлащением иконостасов, а живописец Адексей Михайлов — написанием «образов для трапезнои».
Усердием соборного протоиерея Андрея Ивановича Калугина и церковного старосты Стефана Ларина, заведовавшего строительными работами, к 1842 году сооружение было окончено. Обширная трёхнефная трапезная построена в два света, на высоком цоколе. Наружный декор повторяет декор ранее построенных объёмов колокольни и храмовой части. Фасад трапезной украшен пилястрами и карнизами, окна второго света обрамлены полуциркульными дугами, нижние окна — наличниками с треугольным очельем. Размеры трапезной «в длину внутри — 37 аршин, в ширину — 21 аршин, и в высоту 9 аршин». От храмовой части трапезная отделялась перегородкой, в которой были сделаны «стеклянные двойные двери».
Два престола в трапезной церкви были освящены протоиереем Андреем Ивановичем Калугиным: 23 ноября 1841 года — в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (левый) и 22 ноября 1842 года — в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (правый).
Украшены придельные престолы в трапезной были с неменьшим вкусом и изяществом, чем в храмовой части. В Воздвиженском алтаре «за престолом на горнем месте резной крест <...> на лицевой стороне в середине изображено распятие Господа, вверху Бог Отец, на оконечностях предстоящие Матерь Божия и <...> Иоанн Богослов; рядом образ Божией Матери в вызолоченной раме. Обе иконы вставлены в деревянные столярной работы тумбы, выкрашенные масляной краской под мрамор. Над жертвенником утверждена икона Спасителя 9 вершков вышины и 6 вершков ширины в серебровызлаченной ризе с таковым же венцом <...> Пред иконою утверждена лампадка <...> из тонкой серебряной проволоки <...> украшенная разноцветными хрустальными шариками».
12 ноября 1885 года Преосвященным Виталием, епископом Тамбовским и Шацким, был выдан новый антиминс на Воздвиженский престол, который за ветхостью был заменён вновь освящённым епископом Иннокентием в 1904 году. Перед святым, престолом Смоленской иконы Божией Матери находился «крест резной работы, вызлащен <...> и образ Божией Матери <...> Пред жертвенником образ Божией Матери Фёдоровские в серебряной ризе с таковым же венцом». Новый антиминс в этот алтарь был выдан епископом Виталием в 1890 году‚ а а 1912 году вновь был заменён Тамбовским епископом Кириллом (Смирновым).
Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма города Липецка. К 1848 году в приходе Христорождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами.
Интерьер соборного храма был выдержан в классическом стиле‚ и сохранилось немало восторженных отзывов о его красоте. Величественно выглядела храмовая часть, перекрытая огромным куполом. Нижний ярус храмовой части украшали расположенные попарно колонны. Над ними во втором ярусе с трёх сторон под арками находились хоры. В основании купола по всему периметру устроены вторые хоры.
Иконостасы собора как в настоящей, так и в трапезной церкви были «старинного устройства с колоннами в два яруса с художественной работой и позолотой». Иконостас главного престола был небольшим‚ располагался в арке между колоннами, не закрывая их, что придавало храму ещё более величественный и монументальный вид. Размеры двухъярусного иконостаса главного престола составляли: длина — 8 аршин 8 вершков, высота — 4 сажени 2 аршина 9 вершков. Два иконостаса придельных престолов в храмовой части имели в длину 8 аршин 10 вершков, в высоту — 3 сажени 10 вершков. Размеры двух придельных иконостасов в трапезной: длина — 8,5 аршина, высота — З сажени 4 вершка, боковые стороны по 7 аршин 15 вершков.
Благодаря описанию Христорождественского собора 1896 года у нас есть возможность воочию представить его внутренний вид и прежде всего иконостасы. Позднее вид их не изменялся, и приводимое здесь столь подробное описание даёт представление о том, как выглядел собор, поражавший и восхищавший своим внутренним убранством не только липчан, но и многочисленных гостей города на последнем этапе своей истории перед закрытием в советское время.
Главный иконостас был выполнен в два става (яруса) из дерева, «…плинтус выкрашен масляною краской под мрамор; тело иконостаса выкрашено белою масляною краскою; карнизы, нижний и верхние, вызолочены червонным золотом <...> Царские врата <...> углублены от местных икон внутрь алтаря на два аршина. В углублении поставлены четыре колонны: с северной стороны две и с южной — две, <...> капители украшены резьбою и все вызлащены… Двери врат деревянные резныя и вызолоченныя червонным золотом на полимент. На них в створе утверждена икона <...> Благовещение Пресвятой Деве. В нижнем ставе по правую сторону врат — образ Господа Спасителя <...> На доске с серебряною вызолоченною ризою 84 пробы <...> вышиною 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 17 фунтов и 77 золотников. Икона вставлена в киот, также вызлащенный. В верху киота резной из дерева наголовник, внизу золочёная арабеска. На южной двери в алтарь на доске нарисован Архистратиг небесных сил Михаил. Между двух резных полуколонн <...> вставлен в золочёную с резьбою раму образ Рождества Господа Иисуса Христа, написанный на полотне. Над ним полукруглый образ Крещения Господня <...> выше образа небольшой фронтон, над вершиною его золочёная резьба. К двум каменным колоннам укреплён <...> в золочёной резной раме образ Господа Иисуса Христа в серебровызлоченной ризе с таким же венцом 84 пробы. Размеры ризы в вышину 1 аршин 12 вершков, ширина 11 вершков. Весом 14 фунтов <...> вверху <...> образ Господа Саваофа. Ниже образа с полу устроено возвышение двухвходное с двух сторон — с северной и южной в три ступени с небольшою квадратною площадкою. Ступени, площадка и решетка <...> чугунные. С левой стороны Царских врат образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем <...> с серебряною вызлаченною ризою и таковыми же венцами, риза в высоту 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 17 фунтов 77 золотников. Образ вставлен в резную из дерева и золочённую на полимент раму. На икону надет золотой наперсный крест на золотой цепи, весом 31 золотник 66 долей <...> На обратной стороне вычеканено: «Соборному Липецкому протоиерею Иоанну Иоанновичу Несмелову». На северной двери в алтарь на деревянной доске нарисован образ Архангела Гавриила. Между резных деревянных полуколонн с базами и капителями золочёнными червонным золотом <...> вставлен в золочёную с резьбою раму образ Рождества Пресвятыя Богородицы <...> над нею полукруглый образ сошествия Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы… Над образом небольшой фронтон с золочёными резными карнизами, над вершиною фронтона золочёная резьба… К двум каменным колоннам <...> в золочёную украшенную резьбою раму вставлен образ Смоленской Божией Матери в золочёной серебряной ризе с таковым же венцом. В венце вделаны 29 камней… В середине венца корона с тремя также разноцветными камнями <...> размер ризы: в вышину 1 аршин 12,5 вершка, в ширину 1 аршин… Выше образа золочёная мелкая резьба и образ Пресвятыя Троицы… Икона признана чудотворною. Пред иконою устроены лампады <...> и возвышение… Во втором ставе над Царскими вратами на полукруглой доске написана «Тайная Вечеря». По правую сторону «Вечери» образ Преображения Господня. По левую сторону — «Вознесение Господне на небо». Над южной дверью в алтарь изображено резьбою из дерева две скрижали… Над северною дверью такою же резьбою изображено: сосуд и Евангелие. Над Царскими вратами и местными иконами утверждён полукруглый, оканчивающийся вверху сводом, утверждённым на четырёх гладких деревянных колоннах, вызолоченных на полимент‚ балдахин, в средине которого вырезано из дерева <...> изображение распятия <...> по обеим сторонам его два коленопреклонённые ангела. На Спасителе венец и опоясание из серебра, весу в серебре 1 фунт 29 золотников. Лицевая арка и свод украшены золочёною резьбою. Над аркою фронтон, к вершине которого прикреплено вырезанное из дерева живописное «Воскресение Господа из гроба», с резными вызолоченными лучами».
В приделе Успения Божией Матери «…иконостас <...> о двух ставах. Царские врата <...> в средине их образ Благовещения Пресвятые Богородицы, живописный. На правой стороне от Царских врат между двух резных деревянных колонн <...> образ Преображения Господня <...> обложенный серебряною незолочёною ризою. Венцы на Спасителе и апостолах вызлащены <...> размер ризы в вышину 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 15 фунтов 69 золотников. Над иконою резные наголовник и внизу арабеска вызолочены… На южной двери в алтарь изображён живописью ангел. К южной стене храма установлен деревянный киот с двумя резными и вызолоченными <...> колоннами, между <...> которыми в резной вызлащенной раме вставлен образ св. мучеников Адриана и Наталии, обложен серебряною незолочёною ризою с вызолоченными венцами <...> размер ризы 2 аршина вышины и 1 аршин ширины. Весу в серебре 14 фунтов. Над иконою вызлащенная на полимент резьба и образ св. апостола Андрея Первозванного; ниже иконы резная вызлащенная арабеска. На левой стороне от Царских врат <...> образ Успения Божией Матери, обложенный серебряною незолочёною ризою, с золочёным венцом; размер ризы вышины 2 аршина, ширины 1 аршин, весу в серебре 14 фунтов 14 золотников. На северной двери в алтарь на доске написан ангел. Во втором ставе над Царскими вратами полукруглая арка с резьбою вокруг ея вызолоченною <...> в вызлащенной же раме утверждена икона «Тайная Вечеря». Над аркою, между двумя резными колоннами вызлаченными, образ Христа Спасителя, сидящего на престоле. С южной стороны Царских врат, над местною иконою, в круглой вызолоченной раме вставлен образ евангелиста Марка. Над южной дверью в алтаре <...> икона евангелиста Матфея. С северной стороны Царских врат над местною иконою и северною дверью в алтарь такие иконы евангелистов Луки и Иоанна».
В приделе св. Чудотворца Николая «иконостас <...> выкрашен белою краскою. Царские врата резной работы, вызлаченные… В средине их образ Благовещения Пресвятая Богородицы. На южной стороне от Царских врат местный образ Христа Спасителя <...> с серебряною незолочёною ризою с серебряным золочёным венцом <...> весу в серебре 13 фунтов, 89 золотников… Риза пожертвована в 1831 г. помещицею Зацепиной. Между двумя резными золочёными полуколоннами в золочёную с резьбой раму вставлен образ Святителя и Чудотворца Николая, обложенный серебряною ризою с золочёным венцом и митрою… Весу в серебре 13 фунтов 89 золотников… На левой стороне от Царских врат местный образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем, обложен таковыми же вызлаченными венцами <...> Вес ризы 14 фунтов 40 золотников. Риза пожертвована помещицею Зацепиной в 1836 г. На северной двери в алтарь написан образ св. Григория Богослова. К южной стене храма прикреплён деревянный киот с двумя резными и вызолочёнными колоннами. Между ними <...> образ св. Александра Невского, держащего в левой руке хоругвь, на которой изображена глава Христа Спасителя. Вверху икона на круглой доске св. апостола Иакова… Во втором ставе над Царскими вратами <...> икона, Положение во гроб Пречистаго тела Христа Спасителя». Выше, «между двумя резными и вызолоченными полуколоннами <...> образ Господа Саваофа <...> наверху <...> четвероконечный крест. С южной стороны от Царских врат в круглых рамах <...> иконы евангелистов Марка и Матфея. С северной стороны врат <...> иконы евангелистов Иоанна Богослова и Луки».
В приделе Воздвижения Честнаго Креста Господня «…иконостас <...> о двух ставах. Царские врата из тоненьких гладких колонок, вызолоченных червонным золотом… В середине их деревянный трёх вершков ширины гладкий вызолоченный <...> крест, в середине его резное, лучами вызолоченными, сияние. На них живописный образ Благовещения, а внизу четыре евангелиста… Над Царскими вратами образ Тайной Вечери… На правой стороне Царских врат образ Воздвижения Креста Господня. Крест серебряный, вызолоченный 84 пробы. Весу в нём 1 фунт 42 золотника. На икону возложена серебряная вызлащенная риза в высоту 1 аршин 9 вершков, в ширину 15 вершков <...> серебровызлащенные венцы весу в серебре 15 фунтов 42 золотника <...> пред иконою <...> серебряная вызлащенная лампадка на серебряных цепочках <...> весу 90 золотников. Риза на икону пожертвована прихожанкою Надеждою Крюковой… На южной двери в алтаре изображён первосвященник Мельхиседек… На левой стороне от Царских врат образ Божией Матери «Всех скорбящих радость», обложен серебряною вызолоченною ризою с таковыми же венцами. Мера ризы в высоту 1 аршин 9 вершков, ширины 1 аршин, весу 15 фунтов… Пред нею <...> серебряная вызлащенная лампадка на серебряных цепочках. Риза и лампадка пожертвованы купцами прихожанами — братьями Хренниковыми <...> Образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1899 г. прихожанином купцом Гаврилом Дмитриевичем Крастелёвым на икону Иоанна Предтечи Крестителя устроена серебряно вызлащенная риза, размер её в вышину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 1 вершок. Весу в ней 16 фунтов… Пред иконою <...> серебряно вызлащенная лампада. На помещённую на аналой икону Скорбящей Божией Матери <...> прихожанкою приложена серебряно вызлащенная икона».
В приделе Смоленской иконы Божией Матери «за левым клиросом икона Божией Матери, св. великомученика Трифона <...> убранные кругом золотою чеканкою… В приделе Воздвижения на аналое <...> икона Воскресения Господня в серебряной вызолоченной ризе. Размер в вышину 5 вершков, в ширину 4 вершка… На другом аналое положена икона «Всех скорбящих радость» <...> на небольшом столике образ Господа Иисуса Христа в серебряной вызолоченноЙ ризе. Размер в вышину 6 вершков, в ширину 5 вершков. В приделе Смоленския Божия Матери в вызолоченной раме святцы… В 1898 г. купцом Михаилом Васильевичем Крюковым на икону Спасителя пожертвована серебряно вызлащенная риза. Размер ризы в вышину 1 аршин 6 вершков, ширины 15 аршин, весом 16 фунтов».
Далее следует описание внутреннего убранства собора. В храмовой части с правой стороны «между двух каменных колонн образ Скорбящей Богоматери <...> над ним полукруглый образ Благовещения Пресвятой Деве <...> на левой стороне <...> образ св. священномученика Харлампия, Власия, св. мучеников Фрола, Лавра, Иоанна Воина, пророка Илии, преподобного Савватия <...> над ним полукруглый образ. В притворе на правой стороне <...> образ Владимирской Божией Матери, обложен серебряною золочёною ризой с таковыми венцами. На венце Богоматери звезда, украшенная набором из страз. На левой стороне параллельно установлен <...> киот, в котором в средине вставлен образ св. великомученика Пантелеймона, в серебряной золочёной ризе с таковым венцом. Риза мерою в вышину 6, в ширину 5 вершков».
В Воздвиженском приделе за правым клиросом «…образ Господа нашего Иисуса Христа <...> в византийском вкусе, поля убраны золотою чеканкою <...> образ Божией Матери <...> с такою же чеканкою… Пред ними укреплена серебряная вызлащенная лампадка… Перед иконою святого Предтечи Господня на аналое <...> икона Воскресения Господня в серебряной вызолоченной ризе, кругом 12 праздников, размер в вышину 5 вершков в ширину 4 вершка. На другом аналое <...> икона «Всех скорбящих радость» в серебряной вызолоченной ризе».
В Смоленском приделе «за левым клиросом икона Божией Матери и св. великомученика Пантелеймона и мученика Трифона, писанные в византийском вкусе и убранные кругом золотою чеканкою, пред иконами <...> серебро вызлащенная лампадка.
По воспоминаниям современников, Христорождественский собор внутри напоминал «картинную галерею с картинами духовного содержания: на стенах развешены картины в массивных золочёных рамах. Эти картины принадлежат кисти более или менее известных художников итальянской школы, и некоторые из них замечательно хороши. Большинство картин — дар помещиков, многие вывезены из Италии». Приводятся размеры самых больших из них — 4×4 аршина и 4×2‚5 аршина. В храмовой части находилось 16 таких икон, в трапезной — 4. Эти картины упоминаются и в документах советского времени — в описях ценностей собора, составленных перед его ограблением: «Большие картины на полотне художественной работы в золочёных рамах с резьбой <...> 29 штук».
Согласно описи 1896 года на южной стене храма была «укреплена картина «Явление Господа Иисуса Христа по воскресении Марии Магдалине», писана на полотне и вставлена в золочёную раму, убранную резьбою <...> размером с рамою в вышину 4 аршина в ширину 2,5 аршина… На той же стене, по другую сторону выходных дверей, картина «Бегство с младенцем Господом Иисусом в Египет» <...> размером 5 аршин ширины и 4 аршина вышины (в тексте ширина 4 арш., исправлено на 5. — Прим. авт.).
На южной стене храма прикреплён деревянный киот с двумя резными и вызолоченными колоннами, между ними в вызолоченную с резьбою раму вставлен образ св. Александра Невского, держащего в левой руке хоругвь, на которой изображена глава Христа Спасителя…
На параллельной стене картина «Воскресение Господом дочери Иаира» <...> размером 4 аршина вышины и 4 аршина ширины <...> На той же стене картина «12-летний отрок Иисус Христос среди учителей в Иерусалимском храме» <...> 4 аршина ширины и 4 высоты (в 1895 г. перенесена в трапезную на северную стену). Между двух каменных колонн в углублении картина «Царь-священник Мельхиседек‚ встречающий Авраама с пятью хлебами»… По другую сторону колонны <...> св. Григорий Богослов в полном святительском облачении, размер рамы в вышину 4 аршина и 2,5 в ширину <...> Параллельно с нею на другой колонне картина «СВ. Иоанн Златоуст» <...> Между двух колонн — картина «Св. Тихон Задонский» одного размера <...> с картиною «Св. Мелхиседека». На северной стене в приделе Св. Николая картина «Рождество Пресвятыя Богородицы» <...> 4 аршина вышины и 2,5 ширины. На той же стене по левую сторону выходных дверей картина (сюжет её Мф. 19 гл. 1 625 ст) <...> На другой стене параллельно картина «Иисус в синагоге Назарета среди учителей <...> 4×4 аршина… В притворе той же церкви на правой стороне «Проповедь Св. Иоанна Предтечи в пустыне» <...> 4×4 аршина… На параллельной стене… «Иисус Спаситель на Голгофе пред распятием на кресте» … 4×4. Параллельно на левой стороне картина… «Святое семейство» … 4×4. На другой стене параллельно картина — на полотне сюжет ея события при предании Иудою Господа Иисуса Христа в саду Гефсиманском <...> 4×4. Вверху над входною дверью из трапезы… «Вечеря в доме Симона фарисея» <...> 4×4. В трапезной церкви на южной стене картина … «Св. Великомученница Екатерина» размер 4 аршина вышины и 25 ширины. На той же стене между окнами <...> «Благословение Господом Иисусом Христом детей» <...> 4х4. На северной стене параллельно <...> «Двенадцатилетний отрок Иисус в храме Иерусалимском посреди учителей» (перенесена из храмовой части). На той же стене <...> «Св. Великомученица Варвара» <...> 4 аршина высоты и 2,5 ширины.
К достопримечательностям соборного храма относились Синодик 1747 года, Евангелия 1748 года и 1786 года с серебряными крышками, украшенными финифтью, камнями и стразами, размером 11,5 вершка в вышину и 8 вершков в ширину, Евангелие 1815 года, обложенное серебром, размером 11×7 вершков, Толкование на четыре Евангелиста 1703 года. В Воздвиженском приделе находился небольшой серебряный крест, пожертвованный диаконом храма Матвеем, а ему доставшийся по наследству после смерти родного брата — игумена Богоявленского монастыря Рязанской губернии Павлина. В кресте, как было видно из надписи, хранились частицы волос свв. пророков Захарии и Варуха, свв. апостолов Петра и Павла, Прохора, Анания, св. митрополита Филарета, Афанасия, митрополита Александрийского, Климента, Папы Римского; мучеников: Филарета, Арефы, Януария, Меркурия, Иоанна, Симеона, Аникиты, св. Модеста, архидиакона Евпла, Антония и Пимена Великих, Иоанна Нового. Крест хранился в другом серебряном с позолотой кресте весом 138 золотников, пожертвованном храму благотворителями.
Кроме того, в алтарях собора в 1896 году было шесть напрестольных крестов:
1) «четвероконечный крест серебряный 84 пробы вызлащенный, мерою в длину 10 в ширину 5 вершков. Весу в серебре 2 фунта 19 золотников». Крест был украшен финифтью, стразами, жемчугом;
2) «осьмиконечный серебряный вызлащенный 84 пробы <...> весу в серебре 1 фунт 39 золотников». Крест украшен финифтью и чеканкой;
3) «осьмиконечный вызлаченный 84 пробы мерою в вышину 7, в ширину 4 вершка, весу 1 фунт 30 золотников»;
4) «четырёхконечный серебряный вызлащенный 84 пробы мерою в вышину 6, в ширину 4 вершка». Крест украшен чернью;
5) «серебряный без позолоты в длину 6 в ширину 4 вершка 84 пробы. Весу 63 золотника;
6) «четырёхконечный вызлащенный 84 пробы серебряный с гравированными изображениями под чернью».
Среди церковной утвари выделялись 5 серебряных потиров весом соответственно 3 фунта 63 золотника, 1 фунт 43 золотника, 1 фунт 56 золотников и два потира неизвестного веса. К потирам были серебряные приборы: дискосы, звездницы, тарелочки, ковши и лжицы. Кроме того, было 5 серебряных дарохранительниц весом 5 фунтов 7 золотников, 3 фунта 8 золотников, 2 фунта 17 золотников и вес одной не известен, 2 серебряных кадила весом 1 фунт 17 золотников и 1 фунт 11 золотников. В соборе хранились метрические книги с 1800 года.
Были в храме и свои святыни. Ежегодно 28 июля (по ст. ст.) в день празднования Смоленской иконы Божией Матери от Христорождественского собора совершался крестный ход по Липецку с главной святыней храма — иконой Божией Матери «Страстная» (Одигитрия). Он был установлен в память чудесного избавления города от холеры. Эта икона, находившаяся ранее в Христорождественской деревянной церкви, весьма почиталась жителями, которые пред молитвами у неё получали помощь и исцеления, но впоследствии была практически забыта. Лишь в 1831 году, когда эпидемия холеры свирепствовала в Липецке и уезде, липчане вспомнили о чудотворном образе. Не уповая на беспомощных врачей, липчане со слезами обратились к Пресвятой Владычице, прося у неё избавления от страшной болезни. Совершён был крестный ход с иконой, и после нескольких дней поста и домашней молитвы эпидемия прекратилась. Липчане приписывали такое благотворное воздействие чудотворной Страстной иконе Божией Матери. Вот как описывал эти события более ста пятидесяти лет назад первый церковный историк Липецка священник Гавриил Делицын: «Во время свирепствования холеры в памятном году святая икона сия по привидении на память о ней некоторыми старожилами, поднята была благоговейно из церкви, носима по всему городу с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, а по возвращении ея в дом свой — во святой храм почти в каждый дом брали сию икону для служения. С того времени не только горожане, но и приезжающие в город Липецк на минеральные лечебные воды притекают к ней для поклонения с тёплою верою и твёрдым упованием на скорое её заступление и помощь и получают просимое».
В 1833 году по представлению Тамбовского епископа Арсения Святейшим Синодом был официально учреждён крестный ход, с тех пор ежегодно 28 июля после поздней литургии совершающийся из собора при многочисленном стечении народа, икон и хоругвей с других городских храмов. На это торжество собирались и стар и млад. Благодарные липчане со временем украсили чудотворную икону серебряною ризою весом 20 фунтов 65 золотников и многими драгоценными камнями. По свидетельству современника, «эту икону можно отнести к глубокой древности, по надписи на ней и верному изображению орудий Страстей Господних. Лик Матери Господней изображён столь живо и рачительно, что приводит в умиление всякого взирающего на него».
Во время обношения по городу икона вставлялась в богато украшенный балдахин.
После закрытия Христорождественского собора икона исчезла. В последние годы она находилась в Никольском храме села Двуречки Грязинского района, откуда по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия после реставрации была 30 июля 2000 года перенесена в Христорождественский собор. Во главе крестного хода она вернулась на своё первоначальное место, где и установлена для всеобщего поклонения. В отличие от обычного изображения, на Липецкой иконе Божией Матери «Страстная» орудия Страстей Господних изображены в увеличенном виде внизу образа, а крест — наискосок за спиной Богоматери, изображённой без Богомладенца.
Под левым (северным) приделом храмовой части собора находился склеп, где был похоронен в 1898 году преподаватель Липецкого духовного училища и протоиерей его домовой церкви святой Софии Иоанн Михайлович Рождественский. На могиле о. Иоанна его почитателями каждодневно совершались панихиды. Побывать в склепе и помолиться у гроба старца считалось за правило всеми верующими липчанами и посетителями липецкого курорта.
В 1902 году здание соборного храма сделано тёплым — было устроено паровое отопление с паровым насосом. Ещё до 1917 года в соборе устроили водопровод и даже электрическое освещение с 800 лампочками! Дополнительно храм освещался семью паникадилами. Перед главным алтарём находилось медное посеребрённое паникадило в три яруса, такое же — в центре трапезной. Перед алтарём Святителя Николая и алтарём Успения Божией Матери паникадила в два яруса, в каждом ярусе по 10 подсвечников. Перед алтарями Воздвижения Честного креста и Смоленской иконы Божией Матери паникадила в 1 ярус с 10 подсвечниками. Висящее в третьей арке трапезной паникадило — в два яруса, по 9 подсвечников в каждом. В оконных рамах собора были вставлены разноцветные стёкла. В 1909 году на завещанные средства (9 000 руб.) бывшего ктитора собора Ивана Васильевича Хренникова вокруг собора была устроена железная на каменном фундаменте ограда с 2 воротами и 3 калитками.
К Христорождественскому собору были приписаны Евдокиевская кладбищенская церковь (до 1891 г.), церковь святой Софии Липецкого духовного училища, часовни святых апостолов Петра и Павла (на Старобазарной площади) и в память спасения царской семьи при крушении поезда в Борках в 1888 году — в ограде собора со стороны алтаря.
При соборе действовала церковноприходская школа в кирпичном здании, построенном в 1896 году. В начале XX века в ней обучалось 92 мальчика и 89 девочек. В подвале её была квартира учителя. В 1915 году заведующим и законоучителем соборной школы был настоятель храма протоиерей Александр Васильевич Суворов, законоучителями — протоиерей Павел Дионисович Преображенский и псаломщик Василий Васильевич Петровский, учителями — Зинаида и Лилия Семёновны Бобылкины и псаломщик Павел Иванович Кочемировский. Библиотека собора насчитывала 100 томов.
Просфорня собора располагалась в деревянном здании, построенном в 1903 году. Причт храма проживал в собственных домах. Собору принадлежало 34 десятины полевой земли в 6 верстах от города.
В 1896 году в приходе насчитывалось 614 дворов, в которых проживало 1 839 мужчин и 1 964 женщины. В 1910 году в приходе храма — 483 двора с 1 394 мужчинами и 1 549 женщинами, а также пригородная Липецкая слобода с 178 дворами, 714 душами мужского и 737 женского пола.
Заметным явлением в жизни собора и настоящим праздником для прихожан были посещения главного храма города тамбовскими архиереями. 17 августа 1899 года собор посетил Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий. В соборе всем собравшимся им было преподано архипастырское благословение, а 18 августа совершена литургия, по завершению её — молебен Спасителю. Владыка провозгласил: «Мир граду сему и живущим в нём». Затем он осмотрел церковно-приходскую школу, где обучалось на то время до 130 человек.
12 октября 1896 года при обозрении епархии в Христорождественский собор прибыл епископ Тамбовский Александр, где его встретило всё городское духовенство в облачениях. После положенных при архиерейской встрече молитвословий, Владыка обратился к присутствующим с кратким словом, в котором «…по изложении истории возникновения и первоначальной судьбы города указал на особую милость Божию, оказанную городу Липецку, в наделении его красотами природы и растительности с лечебным целительным источником и на то, что жители города в своём поведении должны выражать благодарение Богу за дарованное их городу такое преимущество». На следующий день Преосвященный Александр совершил в Христорождественском соборе при весьма многочисленном стечении молящихся литургию, а по окончании её молебен Спасителю при участии городского духовенства. «Просторный, благоустроенный и благолепный соборный храм с хорами наверху был переполнен молящимися. Торжественное архиерейское служение и стройное пение соборного хора производили на присутствующих в храме умиляющее впечатление».
В 1910 и 1916 годах Липецк посещал Высокопреосвященный Кирилл (Смирнов), архиепископ Тамбовский и Шацкий, всегда торжественно встречаемый городским духовенством и верующими в Христорождественском соборе.
19 мая 1911 года в Липецке побывал великий князь Михаил Александрович. Он посетил собор и присутствовал на молебне, который служил настоятель протоиерей Иоанн Михайлович Серебряков.
В 1917 году в приходе Христорождественского собора насчитывалось 4 930 человек. В 1919 году — 745 дворов, в них мужчин — 2 350, женщин — 2 540.
Со времени своего основания Христорождественский собор был трёхштатным — в клир его входили три священника (настоятель в сане протоиерея) , два диакона и три псаломщика (до 1870-х гг. — два дьячка и два пономаря).
Настоятелями главного храма Липецка всегда были самые уважаемые и заслуженные священники — протоиереи Андрей Иванович Калугин, Иоанн Иоаннович Несмелов, Косьма Иоаннович Чугунов, Иоанн Михайловч Серебряков. Неменьшим почётом в Липецке пользовался и последний настоятель Христорождественского собора протоиерей Александр Васильевич Суворов, на чью долю выпало тяжёлое бремя настоятельства в послереволюционные годы.
Отец Александр родился в 1858 году. По окончании в 1881 году Тамбовской духовной семинарии служил псаломщиком, в 1886 году рукоположен в священника, с 1890 года — клирик Христорождественского собора города Липецка. С 1911 года исполнял должность настоятеля главного храма города. Протоиерей А.В. Суворов пользовался всеобщим уважением со стороны епархиального начальства и прихожан. За время служения он бы награждён набедренником (1890 г.), скуфьей (1894 г.), камилавкой (1900 г.), наперсным крестом (1904 г.), саном протоиерея и орденом св. Анны III степени (1911 г.), орденом св. Анны II степени (1915 г.) и орденом св. Владимира IV степени (1916 г.). Доказательством огромного духовного авторитета о. Александра может служит факт избрания его участником Всероссийского съезда клириков и мирян в Москве в 1915 году и Всероссийского Поместного собора 1917 года.
До революции Христорождвственский собор был не только главным храмом города, но и его подлинным центром, местом притяжения для всех жителей и приезжих. Вот что писал о соборе и своих впечатлениях от него один из посетителей Липецкого курорта в 1885 году: «В 9 ч. утра заблаговестили к поздней литургии. Густые звуки колокола, разносящиеся с соборной колокольни далеко по окрестностям и напоминавшие мирянам о празднике Святой Троицы, невольно манили к себе и вызывали из дому. Дворянская улица, вся утопающая в зелени, имела праздничный вид; по тротуарам, скрываясь под тенью липовых деревьев, всюду виднелись богомольцы, спешащие в храм на молитву <...> К половине обедни соборный храм совершенно наполнился <...> Общество, собравшееся в соборную церковь, по справедливости можно было назвать лучшим, отборным. Посреди храма выставлена была на аналое икона Владимирской Божией Матери для поклонения молящихся. Внутренность храма, вместительного и отменно чистого, бросалась в глаза своим благолепием, дорогим убранством и отделкой алтарей. Служили литургию и молебен два священника, один из них — заслуженный, как можно было судить по облачению. Небольшой хор певчих, стройный и спевшийся, дополнял картину церковного благочиния; во время выходов из алтаря священнослужителям предшествовали псаломщик и два мальчика со светильниками, все трое в светлых и новеньких стихарях. Вся обстановка в храме производила на душу богомольца самое радостное и усладительное впечатление».
Несмотря на всё это после революции 1917 года Христорождественский собор разделил участь тысяч и тысяч православных храмов России, ставших для новой власти на первом этапе лишь источником пополнения государственного бюджета. В 1922 году, в соответствии с секретным протоколом от 23 февраля, в храмах города Липецка проводилась проверка и инвентаризация церковного имущества. Главной целью её было провести учёт принадлежащей храмам утвари из серебра и золота. Сразу же после этого под красивым и благородным предлогом помощи голодающим, а голод, как известно, был создан искусственно, началось изъятие церковных ценностей.
8 марта 1922 года вышло постановление ВЦИК за подписью председателя М. Калинина: «…спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье…» Местному Совету предписывалось «…в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ <...> все драгоценные предметы». По телеграфу срочно передавались инструкции: «…никаких препятствий для изъятия <...> не имеется… Из серебряной и золотой посуды <...> оставлять потребное для богослужения количество <...> за исключением золотых, кои изымлются во всяком случае. Из серебряных и золотых крестов <...> оставлять по одному экземпляру. Золотые с бриллиантами как общее правило подлежат изъятию».
Повинуясь властному указанию Москвы, 14 марта 1922 года Липецкий уисполком принял решение «приступить к изъятию в первую очередь в г. Липецке. Начать с собора как более богатого храма». Согласно описи, в соборной церкви, помимо 10 серебряных вызолоченных и 6 серебряных кованых окладов икон, было 4 серебряных с позолотой дарохранительницы, 5 серебряных напрестольных крестов, 2 Евангелия «опайного серебра», 8 серебряных вызолоченных потиров, 7 серебряных дискосов, 12 серебряных блюд, 6 серебряных звездниц, 2 лжицы, 1 копие стальное с серебряной ручкой, 1 сосуд серебряный для мир, 2 серебряные с позолотой кадильницы, 2 серебряных флакона, 20 серебряных лампад, 1 покров кованого серебра.
Для проведения изъятия церковной утвари была создана специальная комиссия, приступившая к работе 16 марта и явившаяся в первую очередь в Христорождественский собор. Верующие в количестве 200 человек стали протестовать, называя членов комиссии грабителями и антихристами. Комиссия ретировалась и попыталась оказать давление на церковный совет и священника А.В. Суворова с целью склонить их к сотрудничеству. Тщетно. Тогда на помощь грабителям были брошены красноармейцы. Солдаты силой удалили верующих, пытавшихся помешать реквизиции, из храма. В этот раз был изъят 61 предмет из серебра весом 54 фунта 63 золотника 10 долей на сумму 12 960 000 рублей: дарохранительниц — 3, креста — 3, сосудов — 6, дискосов — 5, блюд маленьких — 10, звездниц — 5, кадильниц — 2, лампад — 20, риз икон — 4, верхушек кадил — З.
Реквизиция продолжилась 23 марта: было изъято 17 серебряных риз икон с 14 бриллиантами. Максимальный вес одой из риз — 20 фунтов 84 золотника. Вес конфискованного серебра составил 6 пудов 14 фунтов 22 золотника на сумму 61 960 000 рублей.
Грабёж православных храмов, организованный советской властью в Липецке, жёстко контролировался вышестоящими органами. 6 апреля из губернского Тамбова Липецким укомом была получена телеграмма: «Неполное изъятие будет рассматриваться как нерадение местных органов». Вмае было изъято ещё 6 больших риз и одна маленькая, всего весом 2 пуда 14 фунтов 835 золотников.
Другой серьёзной проблемой, с которой приходилось сталкиваться прихожанам собора эти годы, была деятельность обновленцев, поддерживаемых советской властью в надежде расколоть и дезорганизовать Православную Церковь. Те, в свою очередь, не останавливались перед попытками силой завладеть липецким собором. После очередного заключения в тюрьму настоятеля о. Александра Суворова прихожане 26 мая 1925 года отбили попытку обновленцев захватить храм. Отец Григорий Ястребов по случаю «избавления собора от обновленцев» даже служил молебен и произнёс проповедь, начинавшуюся словами: «Отошла туча от собора». По выходе из тюрьмы, несмотря на отсутствие во время стычки, о. Александр был вновь арестован «за идейную агитацию против революции, за воспитание толпы в этом направлении».
Следующим этапом политики «народной» власти по отношению к Православной Церкви стала кампания по закрытию храмов. В 1925 году этой участи должен был подвергнут и Христорождественский собор. Липецкий уисполком, готовя закрытие главного храма города, организовал комиссию с целью найти предлог для закрытия, но ничего существенного придумать не удалось. Служба в храме велась регулярно. В будничные дни на службу приходило по 100 человек, в «обыкновенные» праздники до 1 000 человек, а в высокоторжественные — до 2 500 человек. Храм, несмотря на трудное время, содержался в полном порядке, и комиссия отметила лишь то, что подвальное помещение, где находится паровое отопление и водопровод, «местами рушится». Также и помещение под алтарями храма, служившее дровяным складом, «местами рушилось». Справедливости ради стоит отметить, что своды эти пережили всё долгое лихолетье и стоят до сих пор — слукавили строители коммунизма. Может, несколько охладило пыл ретивых безбожников, мечтавших о закрытии и уничтожении потом собора то, что в 1926 году Тамбовским обществом краеведения с согласия Главнауки Народного комиссариата просвещения соборный храм Липецка был включён в список памятников, подлежащих охране. К тому же в 1926 году, после открытия Липецкой епархии, Христорождественский собор стал кафедральным, в нём служил первый Липецкий епископ Уар (Шмарин).
В 1927 году власти ужесточали условия «эксплуатации верующими церковных зданий». Общине Христорождественского собора, обременённой высокой ценой и жесткими сроками оплаты за аренду здания, ждать помощи, кроме как от Господа, было неоткуда. Хотя она порой и приходила с самой неожиданной стороны. Так, по воспоминаниям Василия Михайловича Алленых, алтарника Владыки Уара, в 1929 году немцы, обучавшиеся в Липецкой лётной школе и регулярно посещавшие Христорождественский собор, по собственному желанию помогли верующим заплатить налоги за аренду здания.
Но уже в 1930 году на основании волеизъявления «рабочих и бедняцко-батрацкой части города», которые требовали запретить колокольный звон, вышло постановление президиума городского Совета от 28 февраля, согласно которому со всех липецких храмов были сняты колокола. Прихожане попытались жаловаться всесоюзному старосте М.И. Калинину. На пришедший из Москвы по этому поводу запрос Липецкий городской Совет ответил весьма оригинально: «…со всех церквей г. Липецка, за исключением церкви Евдокиевского кладбища, все колокола, не исключая и малых, сняты. В отношении колокольного звона, то таковой не запрещался… «
И всё это время Липецкий горсовет вёл подготовку закрытия собора. Во время предвыборной кампании были собраны «наказы 6 тысяч избирателей» о закрытии городских церквей. Затем была развёрнута политическая кампания на ту же тему, организованная местной газетой «Липецкая коммуна». В ходе неё удалось собрать 4 770 голосов за закрытие кафедрального Христорождественского собора и Вознесенской церкви. А 14 и 21 марта 1931 года соответствующие материалы появились на страницах «Липецкой коммуны». После проведенной властями и прессой подготовки общественного мнения в марте 1931 года было опубликовано постановление Липецкого горсовета о закрытии собора и приспособлении здания под жилплощадь для рабочих «Липецкстроя».
22 мая 1931 года состоялся торжественный пленум Липецкого горсовета, созванный в ознаменование 3-й годовщины ЦЧО, который также принял решение о закрытии Христорождественского собора и Вознесенской церкви. В постановлении говорилось: «Учитывая наличие создавшегося жилищного кризиса, в связи с развёртыванием капитального строительства металлургического комбината, реконструкции завода «Свободный сокол», «Рудстрой», что повлекло за собой приток в город десятка тысяч рабочих и их семей, а отсутствие жилфонда вредно сказывается не только на бытовые условия рабочего класса, но и ходе самого строительства <...> закрыть собор и Вознесенскую церковь, срочно возбудив ходатайство перед облисполкомом ЦЧО об утверждении решений пленума Липецкого горсовета».
4 августа 1931 года комиссия горсовета произвела проверку состояния соборного храма «в порядке проверки договорных условий» аренды от 30 октября 1918 года. Комиссией было отмечено даже то, что выветриваются ступени перед храмом и «подвергся окислению» бездействовавший котёл парового отопления. Власть действовала как всегда решительно и нагло, что подтверждается строками документа: «При тяжелейшем жилищном кризисе <...> при наличии в городе 5 церквей, функционирующих, помимо подлежащих закрытию и могущих полностью удовлетворить религиозные потребности верующих, даёт право на закрытие без лишнего формализма».
Желая получить подтверждение своим действиям, того же 4 августа 1931 года Липецкий горсовет обратился в президиум Липецкого райисполкома с просьбой «утвердить постановление президиума горсовета о закрытии собора». В ответ на это обращение президиум райисполкома постановил: «Констатируя рост культурного уровня и политической активности трудящихся масс города, их настойчивое требование о закрытии» собора, утвердить решение президиума горсовета. После этого последовало постановление президиума облисполкома ЦЧО от 2 сентября 1931 года о ликвидации Христорождественского собора и Вознесенской церкви: «…Считаясь с желанием большинства <...> вместе с этим учитывая неотложную нужду в помещениях для культурных учреждений <...> закрыть Вознесенскую и соборную церкви в г. Липецке, передав здания Липецкому горсовету для переоборудования их под жилища и культурные учреждения для рабочих».
В ответ на решения властей 10 сентября 1931 года прихожане собора, собрав 7 200 подписей, обратились во ВЦИК с ходатайством об оставлении собора в распоряжении верующих и вскоре получили ответ, подписанный М.И. Калининым: «Собор никто не имеет право отобрать до окончательного решения президиума ВЦИКа». Однако надежды верующих в очередной раз были обмануты — 16 марта 1932 года Президиум ВЦИК утвердил все предыдущие решения городских властей и постановление президиума облисполкома ЦЧО от 2 сентября 1931 года о закрытии собора и Вознесенской церкви. Вскоре, 29 марта, представителей общины Христорождественского собора вызвали в горсовет, и секретарь горсовета предложил им сдать здание собора. Все прихожане единодушно выступили против этого, но собор был опечатан, а 31 марта 1932 года в присутствии милиции и агента финотдела с дверей собора без предупреждения «двадцатки», без составления акта и описи было сбито 5 замков и вывезено всё имущество и документы.
Верующим удалось спасти лишь часть икон и распятие на Голгофе. Последнее после Великой Отечественной войны было передано в открывшуюся Преображенскую церковь. Члены «двадцатки» обратились в бюро жалоб Липецкого РИКа и в прокуратуру города Липецка. А 5 апреля уполномоченные от верующих собора Василий Егорович Букреев, Василий Егорович Зайцев, Иван Политович Зайцев и Дмитрий Яковлевич Быков вновь обратились во ВЦИК, но жалобы остались без ответа. Повторное обращение в августе также не принесло результата. Так состоялось закрытие главного православного храма города — Христорождественского собора. И, наверное, немногие из тех, кто всячески способствовал или противился этому, могли тогда предполагать, что пройдёт 60 лет и собор вновь начнёт действовать.
А тогда, в начале 1930-х, власти ломали голову над тем, как использовать здание собора, отобранное у верующих. Сперва его хотели приспособить под общежитие для рабочих, но после подсчёта затрат на перестройку решили, что это дорого и объявили об устройстве в соборе театра. Пролетарский театр так и не создали, собор превратили в склад зерна и овощей. А в трапезной разместился краеведческий музей, находившийся там согласно документам уже 29 января 1933 года. Музей стал как бы обоснованием необходимости свершившегося, так как пустующим собор оставить не могли. Но борьба за него и за права верующих продолжалась. 7 декабря 1932 года в Президиум ВЦИК Калинину поступила жалоба о незаконном изъятии храма у верующих за подписями липчан Букреева, Коростелёва и Зайцева. В марте 1933 года они писали прокурору Вышинскому: «…собор изъят незаконно…» О «неправильном <...> изъятии собора горсоветом» было написано и отправлено письмо М.И. Калинину за подписями 10 тысяч липецких жителей. Лишь начавшиеся репрессии и война заставили приостановить борьбу за Христорождественский собор.
Тяжёлые годы Великой Отечественной войны принесли изменения в отношениях государства и Церкви. Сознавая необходимость в ослаблении жёсткой антицерковной политики государства, 28.11.1943 г. CHK СССР выпустил постановление №1325 «О порядке открытия церквей». Вновь началась борьба за возвращение Христорождественского собора. Верующие обратились по этому поводу в городской Совет, но получили отказ. 8 марта 1943 года они отправили письмо М.И. Калинину. Безрезультатно. Сетуя, что на неоднократные обращения во ВЦИК не получили ответа, 22 января 1944 года липчане в составе 1 200 человек обратились в Священный Синод (письмо подписал уполномоченный церковной «двадцатки» Николай Егорович Голощапов, проживавший в то время по адресу: ул. Нижняя Логовая, д. 34). Последовало прошение Синода в правительство об открытии в Липецке Христорождественского собора. В первых числах мая 1944 года за подписью Фёдора Ивановича Зайцева от верующих было отправлено письмо в CHK СССР на имя уполномоченного по делам Православной Церкви. Верующие писали, что «церковь принесёт пользу государству сбором средств на оборону страны», и что «из большого, до 80 тысяч человек, населения города Липецка все семьи имеют на фронте защитников государства, о которых верующие: жёны, отцы, и матери — желают молиться, находя в этом единственное утешение, которого они лишены». Совет по делам Русской Православной Церкви письмом от 23 июня 1944 года за №1473/15 просил липецкие власти «ввиду большой настойчивости верующих, уполномоченные которых дважды приезжали в г. Москву, в Совет по делам Русской Православной Церкви, ещё раз рассмотреть их просьбу».
Когда читаешь эти письма верующих липчан с просьбами вернуть им храм Божий, ответы-отписки на них, новые просьбы, то понимаешь, что пришлось перенести прихожанам собора, удивляешься их смелости и силе веры. Ведь все эти поездки в Москву, подписание ходатайств, сбор подписей в безбожном государстве, которое незадолго до этого отправило на расстрел и в концлагеря сотни местных священников и простых верующих, — такое проявление инакомыслия могло закончиться печально. Нужно было иметь сильную веру и мужество, чтобы в это трудное время хлопотать об открытии храмов! Тем более что власть упорствовала и никак не хотела идти на уступки.
21 сентября 1944 года на имя Акима Кузьмича Валяева, проживавшего по адресу ул. 1-я Средняя, д. 7 был получен отказ городских властей в открытии соборной церкви. Новое письмо было отправлено верующими в адрес Святейшего Синода и «высшему церковному управлению Москвы» в октябре 1944 года. А 24 декабря 1944 года ревнители Православия в связи с наступлением Рождества Христова вновь обратились в комиссию облисполкома по церковным делам с просьбой открыть собор для 20 000 верующих липчан и вновь получили отказ, несмотря на то, что храмовая часть по-прежнему пустовала и использовалась под ссыпку хлеба.
Не вернула власть собор и в послевоенное время, когда было открыто несколько храмов в городе и на территории нынешней Липецкой области. Лишь в 1949 году Липецкий горсовет подтвердил статус собора как памятника архитектуры. До 1956 года в храмовой части собора действовал склад, а притвор и трапезная использовались под музей.
Решение правительства страны от б января 1954 года о создании Липецкой области стало в какой-то степени судьбоносным и для Христорождественского собора. В связи с формированием на Интернациональной (бывшей Соборной) площади Липецка нового административного центра, присущего областному городу, требовалось решить судьбу здания собора, которое к тому времени сильно обветшало. Было высказано два предложения: отремонтировать собор или, если не найдётся исполнителей, снести его. Волей Божией нашлись люди, заинтересованные в сохранении и восстановлении собора. Руководить реставрацией здания взялся архитектор Леонид Ефимович Рудаков. Ремонтные работы начались в 1957 году и завершились в следующем 1958 году.
В это время одним из рабочих был разрушен и разграблен склеп, где покоились останки о. Иоанна Рождественского. Спустя год, по воспоминаниям очевидцев, мародёр умер.
В ходе ремонта были закрашены сохранившиеся в интерьерах собора росписи. Перед этим фотограф В.П. Малых выполнил их фотофиксацию, и фотографии в количестве 8 единиц поступили в фонды областного краеведческого музея. Позднее, в 1966 году, в музей фотографом Л.Е. Цаплиным были переданы негативы с росписями собора, сделанные до 1917 года. Эти снимки дают возможность наглядно представить и восстановить росписи храма.
К декабрю 1970 года часовой мастер М.Т. Гребёнкин смонтировал на колокольне собора башенные электрические часы с четырьмя циферблатами. Диаметр циферблатов составляет два метра. Часы своим мелодичным боем оглашали площадь. В 1980 году на колокольне собора произошёл пожар, сгорели часы, пострадал вновь позолоченный шпиль. Часы были восстановлены к 1 мая того же года.
В 1989 году на колокольне был сделан ремонт и открыта выставка «Липецк на старых фотографиях». Это была последняя новая выставка в стенах собора, так как назрел вопрос о возвращении храма верующим.
Собравшиеся по инициативе Липецкого областного краеведческого общества жители города потребовали возвращения собора верующим и передачи бывшего Дома политического просвещения областному краеведческому музею. В ответ на это обращение липчан президиум Липецкого областного Совета народных депутатов 20 сентября 1991 года принял решение: «1. Передать здание Христорождественского собора верующим до 1 ноября 1991 года. 2. Поручить облисполкому разместить Липецкий областной краеведческий музей в здании бывшего общественно-политического центра обкома КПСС».
2 ноября 1991 года состоялось освящение Христорождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) и липецкого духовенства.
Первым настоятелем открытого вновь Христорождественского собора был назначен протоиерей Василий Бильчук, который исполняет эти обязанности и в настоящее время, являясь также секретарём Липецкой и Елецкой епархии.
В память 200-летнего юбилея закладки соборного храма на западном фасаде колокольни 2 ноября 1991 года установлена памятная доска с соответствующей надписью, почти повторяющей прежнюю надпись на хорах храма. Вторая памятная доска была установлена 23 октября 1991 года — к 100-летию преставления св. Амвросия Оптинского: «С марта 1838 г. по октябрь 1839 г. преподавал в духовном училище Липецка преподобный Амвросий Оптинский (A.M. Гренков)».
В последующие годы были выполнены настенные росписи собора. Художник В.Д. Подольский расписал купол и алтари, основную часть трапезной и храмовой части, верхний ярус последней — вместе с Н.И. Данышиным. Отдельные росписи удалось воссоздать по сохранившимся фрагментам. Несколько подлинных фресок итальянской работы XIX века сохранилось в алтарях трапезной части собора и над входом в трапезную из притвора.
К 2002 году установлены новые иконостасы, настелены мраморные полы. Почти воссозданные и вновь освящённые престолы Христорождественского собора были посвящены тем же праздникам и святыням, как и прежде. Лишь правый придельный престол в храмовой части собора освящён во имя св. Серафима Саровского.
Среди особых храмовых святынь, находящихся в соборе в настоящий момент, следует назвать раку с 81 частицей мощей Киево-Печёрских чудотворцев из Ближних и Дальних пещер Киево-Печёрской лавры. Рака выполнена из красного дерева и находится под резной дубовой сенью с множеством хрустальных лампад. Но особо почитается липчанами икона Божией Матери Липецкая «Страстная» в позолоченном киоте с резными всходами, находящаяся ныне в храмовой части собора напротив главного иконостаса с правой стороны.
Напротив иконы Божией Матери, с левой стороны, в таком же киоте со всходами расположена икона сщмч. Уара, епископа Липецкого, причисленного к лику святых на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.
На праздник Славянской письменности и культуры в 1994 году возле собора был воздвигнут поклонный крест в память свв. учителей словенских Кирилла и Мефодия.
В течение последних нескольких лет при соборе действует воскресная школа для детей и взрослых (по субботам). Проходят занятия епархиального православного духовного центра «Возрождение». Центр является одним из связующих звеньев между храмом и миром. В центре работают иконописная мастерская, церковно-певческая школа, творческая мастерская, театральная студия, библиотека, аудио- и видеотеки. Для взрослых действуют православный лекторий и семейный клуб «Благочестие».
За последнее время Христорождественский кафедральный собор трудами своего настоятеля протоиерея Василия Бильчука сильно преобразился. В 2004 году купола его засияли золотом — покрытие из нитрида титана, так похожее на драгоценный металл, более доступно и долговечно. В 2005 году фасады соборного храма заиграли яркими красками.
В 2003 году в связи с созданием самостоятельной Липецкой и Елецкой епархии Христорождественский собор вновь стал кафедральным. В нём часто служит Владыка Никон. Архиерейская служба — всегда событие и праздник для верующих липчан.
Продолжается благоукрашение внутренних интерьеров. Но ещё многое предстоит сделать для восстановления былого величия и красоты главного храма города, который и в настоящее время остаётся его архитектурной доминантой, украшением исторической части и духовным центром Липецка.
Христорождественский собор (по материалам книги «Липецк: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов, Д.А. Нарциссов. — Липецк: Традиция, Авантаж Плюс, 2014. — 84 с.»):
Христорождественский кафедральный собор на центральной площади Липецка был возведён по повелению императрицы Екатерины Алексеевны и строился почти полстолетия — с конца XVIII до середины XIX века и большей частью уже был построен, но случился пожар — и многое пришлось начинать сначала. Первый престол нового храма имени Николая Чудотворца освятили уже в 1805 году. С возведением трапезной и освящением престолов в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии и Воздвижения Животворящего Креста Господня строительство было закончено.
В приделе Христорождественского собора хранится икона Божией Матери «Липецкая», считающаяся чудотворной. По преданию, когда в 1831 году в Липецке началась эпидемия холеры, жители обратились с молитвами к иконе Богоматери. И после крестного хода эпидемия пошла на убыль.
В 1902 году здание соборного храма сделано тёплым — было устроено паровое отопление с паровым насосом. Ещё до 1917 года в соборе устроили водопровод и даже электрическое освещение с 800 лампочками. Дополнительно храм освещался семью паникадилами.
Несмотря на огромную популярность храма, после революции 1917 года Христорождественский собор разделил участь тысяч и тысяч православных храмов России, ставших для новой власти на первом этапе лишь источником пополнения государственного бюджета. До 1956 года в храмовой части собора действовал склад, а притвор и трапезная использовались под музей, В связи с формированием нового административного центра требовалось решить судьбу здания собора, которое к тому времени сильно обветшало. Руководить реставрацией здания взялся архитектор Леонид Ефимович Рудаков.
В 1989 году на колокольне был сделан ремонт и открыта выставка «Липецк на старых фотографиях». Это была последняя выставка в стенах собора, так как назрел вопрос о возвращении храма верующим. 1 ноября 1991 года состоялось освящение Христорождественского собора, и в нём возобновилась служба. В последующие годы были выполнены настенные росписи собора, установлены новые иконостасы, настелены мраморные полы.
Продолжается благоукрашение внутренних интерьеров. Но ещё многое предстоит сделать для восстановления былого величия и красоты главного храма города, который и в настоящее время остаётся его архитектурной доминантой, украшением исторической части и духовным центром Липецка.
Решение о возведении соборной колокольни Христорождественского собора было принято в 1822 году. В начале XX века на ней насчитывалось восемь колоколов. Под колокольней располагался небольшой подвал, с левой стороны — дверь на винтовую лестницу, ведущую на второй ярус и в подвал, а рядом — кладовая с выходом на улицу с северной стороны колокольни (в настоящее время дверь заложена). Паперть для «схода вниз» имела десять ступеней. Одна из отличительных черт соборной колокольни — башенные часы, которые установили ещё в конце 1850-х годов.
Добавить комментарий