Елец. Христорождественский храм
Фото 2006 год (источник фотографий ИСП «Весь Елец»):
Фото 05.12.2012:
Фото 04.05.2014:
Храм Рождества Христова
Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Ярославского, д. 7
Храм Рождества Христова — Спасовский (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»):
Деревянная церковь Рождества Xpистова с приделом Владимирской иконы Божией Матери, «строение попово и мирское», впервые упоминается в писцовых книгах 1628-1629 годов. В то время она находилась на месте современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 м к юго-востоку от существующего сегодня каменного Христорождественского храма, и была одной из самых маленьких в Ельце. В длину с трапезной и папертью церковь, большинство прихожан которой в то время составляли казаки Александровской слободы, имела «4 сажени, а поперек 2 сажени с третью», а «округ той церкви кладбище огорожено вновь».
Храм Рождества Христова неоднократно упоминается в документах XVII столетия — в писцовых и переписных книгах 1646 и 1678 года, окладных книгах Рязанской митрополии 1676 года.
В писцовой и межевой книге стольника Тихона Камынина за 1691-1693 годы даётся наиболее полное описание храма: «Церковь Рождества Христова, что в козачьей Александровской слободе древяная ветхая, да предел Владимерские Богородицы. А в той церкви Царские Двери, и Деисус, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола, строение попово и мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою, и с папертью 4 сажени, поперег 2 сажени с третью. И круг той церкви кладбище огорожено вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 17 сажен, по заподной стороне 14 сажен, а длину по южной стороне 28 сажен бес трети, по северной 26 сажен. А от церкви мерою от олтаря на восток 6 сажен, на юг 5 сажен, на север 8 сажен, на запод 29 сажен. Да той же церкви на церковной земле поп Козма Суфимов, у него дворовый человек Матвейко Волынцев, у него 2 сына Гришка тринатцати, а Лешка двенатцати лет, место дьяконово, место пономарёво, место просвирницыно…».
Вместо первого, пришедшего в ветхость деревянного Христорождественского храма, в конце XVII — начале XVIII века на его месте была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. В 1730-х годах она сгорела по неизвестной причине и около 20 лет не восстанавливалась.
В 1758 году однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы ходатайствовали перед епархиальным начальством о возобновлении их приходского храма. Благословение правящего архиерея было вскоре получено, и 18 апреля 1759 года началось строительство новой деревянной церкви, которое завершилось в феврале 1760 году.
Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского, предписывающий освятить построенный храм присутствующему в Елецкой духовной канцелярии священнику Успенской церкви о. Михаилу, последовал 12 мая 1760 года. К Христорождественскому храму тогда же был определён священник Тимофей Стефанов. Приход его в это время состоял из 32 дворов и 176 душ.
Однако уже через несколько лет прихожане осознали необходимость замены их небольшого деревянного храма на более вместительный и из долговечного материала. Главным поводом к построению каменной церкви послужило установление с 1761 года по прошению прихожан и по благословению епископа Кирилла в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня по ст. ст.) крестного хода из Воскресенского собора в Христорождественский храм, где был устроен «на особливой доске образ во имя Пресвятыя Богоматери Тихвинския». По свидетельству священника храма, в этот день «приходящему народу бывало великое утеснение». Вследствие такого желания прихожан, выразившегося в соответствующем прошении на имя епархиального начальства, им 18 декабря 1767 года был выдан указ на построение каменной церкви с приделом Тихвинской иконы Божией Матери.
Строительство нового храма велось при приходском священнике Тимофее Павлове в 200 саж. от прежней деревянной церкви, которая сгорела во время большого пожара 10 апреля 1769 года. На её месте на Щепной площади впоследствии была построена часовня. При пожаре удалось спасти лишь местночтимую икону Тихвинской Божией Матери, а в обгоревшем остове храма был обретён невредимым образ Нерукотворного Спаса, ставший после этого чудесного события одной из главных святынь Христорождественского прихода.
Вновь лишившись приходского храма, жители Александровской слободы «поспешно» достроили в 1770 году трапезную часть нового каменного храма, в котором освятили с правой стороны придельный алтарь во имя Тихвинской Божией Матери, почитаемый ельчанами, образ которой занял на нём подобающее место.
Строительство храма было завершено в необычайно короткие для того времени сроки. Освящение главного престола его во имя Рождества Христова произошло спустя три года, после пожара в 1772 году. На рубеже XVIII-XIX веков к храму была пристроена каменная колокольня. Но и этот каменный храм простоял недолго, всего семьдесят лет.
О том, каким был в то время Христорождественский храм, можно судить по архивным чертежам 1842 года, когда намечалась его перестройка. Церковь представляла собой характерный для Ельца XVIII века конструктивный тип приходского храма «восьмерик на четверике» с пониженной полукруглой апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней. Окна нижнего яруса храмовой части украшали барочные наличники. В верхнем ярусе — наличники простой формы и расположенные парами угловые пилястры. Восьмерик венчался высоким куполом со световым барабаном. Трапезная, где находился дополнительный престол, имела два окна с северной стороны и четыре с южной. Окна были оформлены простыми наличниками.
Композиционно храм был близок к другим приходским храмам Ельца, выстроенным к этому времени. Однако конструктивной особенностью оформления его храмовой части было отсутствие на фасаде декоративного перехода от четверика к восьмерику в виде треугольного (как у Введенской церкви) или полуциркульного (как у Преображенской церкви) фронтона-тимпана. Такое решение возвращает нас к более древним памятникам — Талицкой церкви или старой Покровской в Ельце. Судя по изображениям храмовой главки и завершения, имевших упрощённый вид, храм на рубеже XVIII-XIX веков потерял своё барочное оформление в виде наличников на восьмерике и световой главке. Тогда же, видимо, была выстроена и колокольня с мощным шпилем, но уже в классическом стиле. Нижний же ярус храма имел барочные наличники, характерные для середины XVIII века и не сохранившиеся к настоящему времени ни на одном из храмов Ельца, за исключением вскрытых при реставрации фрагментов таких наличников на четверике Преображенской церкви. Дальнейшие перестройки середины XIX века не сохранили от древнего храма ни одного фрагмента.
Размеры каменного храма (8х8 м) были невелики, к тому же поспешность в его постройке сказалась, по всей видимости, на прочности здания, отчего в начале 1840-х годов прихожане приняли решение о сооружении нового храма и подали об этом соответствующее прошение епархиальному архиерею.
Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией, после чего епископ Орловский Евлампий (Пятницкий) обратился с ним в Синод, откуда 23 апреля 1841 года запросили дополнительные чертежи.
Тем временем прихожане пытались собрать на постройку храма необходимые средства, но к 1 декабря 1841 года было собрано только 5 749 рублей 71 копейка, кошелькового сбора — 2 297 рублей. Кроме того, среди прихожан стало преобладать нежелание начинать постройку всей церкви, что привело бы к прекращению службы на длительное время. В приходе тогда числилось 448 душ мужского пола. Земли под храмом — 31 саж., пашни, сенокоса и неудобной — 55 дес.
В результате 15 декабря 1841 года прихожане решили ограничиться строительством новой колокольни и трёхнефной трапезной с двумя дополнительными престолами. С правой стороны городской голова Матвей Кириллович Горшков планировал устроить собственным иждивением придел в честь Нерукотворного образа Господня Иисуса Христа. Второй придельный алтарь Тихвинской Божией Матери, «с давних времен с правой стороны находящийся», предполагалось перенести на левую сторону.
Вследствие нового желания прихожан Христорождественского храма потребовалось переделать прежний проект, который и был представлен в новом виде в 1842 году, а уже 17 февраля 1843 года утверждённый проект был отправлен в Орловскую духовную консисторию, после чего в том же году колокольня и трапезная храма были разобраны, и началось строительство, оконченное вчерне без штукатурки в 1845 году. В 1848 году в законченной постройкой трапезной части храма освящены придельные алтари. Более других о Христорождественской церкви в это время имели попечение елецкие купцы Никита Иванович Калабин, Афиноген Петрович Чашин и Никита Анисимович Лагутин.
В 1857 году при храме открыт второй штат священнослужителей и к его приходу отчислена от Покровской церкви часть Александровской слободы.
В 1858 году епископ Орловский Поликарп (Радкевич) доносил Священному Синоду: «В 1845 году при Христорождественской церкви г. Ельца по одобренному в 1842 г. проекту устроены трапезная и колокольня … храм по ветхости своей и старинной архитектуре решительно не соответствует новоустроенным … и чрез то безобразит всю церковь…» Поэтому Преосвященный просил рассмотреть прилагаемый проект на перестройку храмовой части и сообщал о том, что на строительство «имеется … до 8 тысяч рублей серебром».
24 декабря 1858 года проект, выполненный елецким городским архитектором В. Графом, был препровождён в канцелярию обер-прокурора Синода для последующей отсылки в Главное управление путей сообщения. А 7 февраля 1859 года Орловская духовная консистория получила заключение: храм спроектирован слишком большим, и размеры его необходимо уменьшить. Кроме того, рекомендовалось строить храмовую часть отдельно от ранее существующей трапезной ввиду возможной неравномерной осадки и образования трещин.
Прихожане согласились несколько изменить проект храма в сторону уменьшения его размеров, но решительно настаивали на пристройке его к трапезной, поскольку «залежи природного известняка подходят в этом месте близко к поверхности и служат лучшим основанием для постройки». Новый проект перестройки храмовой части, выполненный елецким городским архитектором Н. Ефимовым, рассматривался 24 августа — 11 сентября 1859 года и был утверждён 7 января 1860 года. Утверждённый проект 18 января 1860 года был отправлен в Орловскую епархию.
Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца первой гильдии Никиты Анисимовича Лагутина и других прихожан. Вклад Н.А. Лагутина в виде пожертвований и трудов в возведение приходской церкви был столь значителен, что в 1867 году он был высочайше награждён золотой медалью на Станиславской ленте.
К 1869 году работы были окончены, и в том же году в храме был освящён левый придел во имя св. Пантелеимона. Главный престол во имя Спаса Нерукотворного образа был освящён 6 июня 1871 года, правый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня — 7 июня 1871 года.
Бывший главный престол в честь Рождества Христова стал отныне придельным с правой стороны в трапезной церкви, с левой стороны которой находился придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Отныне храм по главному престолу стал официально именоваться Спасовским, но по-прежнему часто назывался Христорождественским.
Так храм принял свой окончательный облик. Причём построенные в разное время колокольню, трапезную и храмовую часть объединяет общее архитектурное решение: во многом чувствуется дух официального русско-византийского стиля. Объёмно-пространственная композиция почти в точности повторяет храмы К.А. Тона и, в частности, Вознесенский собор Ельца: кубовидный двусветный четверик четырёхстолпного пятикупольного храма с ложными закомарами над пряслами стен, разделённых трёхчетвертными колонками. Завершают храм восьмигранный световой барабан с восьмигранной луковицей и четыре ложные главки (ныне утраченные). Углы граней на главке закреплены пучком тройных полуколонок тоскано-дорического ордера. Стены храмового барабана прорезаны окнами с полуциркульными завершениями, стены собственно храма — прямоугольными окнами, в центральной части — сдвоенными и обрамленными наличниками в виде полуколонок, завершёнными треугольными сандриками. С юга и севера в храм устроены входы в виде каменных крылец. В целом в оформлении храмовой части ярко прослеживаются и классические элементы: отголоски ордерной системы в виде полуколонок, антаблемента, украшенного триглифами и сухариками карниза. То же — в оформлении второго и третьего яруса трёхъярусной колокольни, венчаемой такой же восьмигранной луковицей, покоящейся на восьмерике с проёмами, прорезаными по сторонам света. Второй ярус колокольни — квадратный в плане. Его углы закреплены гранёными трёхчетвертными колонками. Оформление первого яруса колокольни и трапезной отличаются лишь в деталях: антаблемент трапезной проходит по завершению первого яруса колокольни. Вход в колокольню устроен с западной стороны, с южной и северной — полуциркульные окна. Фасад трапезной членится на три прясла пилястрами с двойными по бокам и тройным в центре окнами, соединяемыми полуциркульным наличником. Завершение пилястр на двускатной кровле выполнено в виде парапетных столбиков.
Спасовская церковь, кроме важной градостроительной роли — удержание композиции северной части городского центра, представляет архитектурный интерес и как памятник русско-византийского стиля, несущий черты классицизма.
В 1879 году в Тихвинском приделе Спасовской церкви сделан новый иконостас, а в 1899 году вся церковь была отремонтирована. 18 марта 1912 года Преосвященный Митрофан (Землянский), епископ Елецкий, освятил новый иконостас Спасовской церкви.
По страховым оценкам 1913 года, ширина трёх иконостасов в храмовой части составляла 25 арш., а максимальная высота — 12 арш. В трапезной было два иконостаса высотой 8 арш. и шириной каждый по 18,5 арш., считая боковые с севера и юга. Оценены иконостасы в 15 тысяч рублей. Стоимость всего храма составила 64 200 рублей.
Главной достопримечательностью и святыней Спасовского храма являлась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая с 1761 года жителями Ельца и соседних уездов. У иконы с 1887 года совершались чудеса: с 13 июня 1887 года по 1891 год зафиксировано было 60 чудесных случаев. В 1895 году Тихвинскую икону украсила сребропозлащённая риза весом 2 пуда 10 фунтов, венцы Богородицы и Младенца на ней были украшены бриллиантами. Размеры иконы — 2,5х2 арш., стоимость ризы оценивалась в 6 017 рублей 37 копеек. С 1888 года икону разрешали брать в дома прихожан. Для перевозки её по городу были пожертвованы два экипажа — зимний и летний — и особо устроенные носилки. Пред иконой ежедневно в храме совершались молебны с акафистом после литургии и вечерни.
Другая икона — Нерукотворного Спаса — была тем чудотворным образом, который уцелел в огне пожара 1769 года, спалившего старый деревянный храм. Размер иконы — 8х5 верш. Украшала его серебряная риза. Согласно легенде, священник сгоревшей церкви отправился за утешением в Задонский Богородицкий монастырь к святителю Тихону, который сказал ему: «Храм сгорел — Спаситель остался. Возьми Спасителя — и иди с Ним по сбору пожертвований для сооружения нового храма». Священник тогда понял сказанное угодником Божиим лишь в переносном смысле, но, вернувшись на пепелище храма и найдя среди пепла и углей икону Спаса Нерукотворного, повесил её на грудь и стал собирать средства на строительство новой церкви.
Третья храмовая святыня — икона св. великомученика Пантелеимона с частицей мощей святого — была прислана в храм в 1869 году с Афона. Икона покрыта сребропозлащённою ризой с эмалью. Размеры её — 5 четвертей х 1 арш.
Ещё одной достопримечательностью храма были красивые Царские Врата с резными фигурами евангелистов и Благовещения в одном из иконостасов. Согласно преданию, пожертвованы они были царём Петром Великим елецкому купечеству, жертвовавшему на постройку судов для русского флота. В послереволюционное время они демонстрировались в Елецком антирелигиозном музее.
В 1903 году приход Спасовского храма составляли 3 655 жителей пригородных слобод — Александровской, Подмонастырской и Прокопной Поляны. По штату в церкви служили два священника, диакон и два псаломщика.
При храме с 1864 года действовала церковно-приходская школа в одноэтажном кирпичном здании размером 24х15 арш., высотой 4,5 арш., с 14 окнами и сенями размером 15х6 арш. Школу эту, одну из первых в Ельце, выстроил староста Никита Лагутин, а сын его — Николай Лагутин — долгое время состоял попечителем церковно-приходской школы при Спасовской церкви. Заведующим и законоучителем школы в первые годы её работы был настоятель Спасовской церкви о. Алексей Васильевич Звягинцев, с 1872 по 1891 годы — о. Василий Васильевич Феноменов. Преподавал законоучитель безвозмездно, а двум учителям школы платил жалование попечитель — Николай Лагутин.
Решением прихожан Спасовской церкви от 30 ноября 1880 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство под председательством губернского секретаря Митрофана Элпифидоровича Трофименко, а членами его стали елецкие купцы Николай Никитич Лагутин, Николай Палладьевич Чашин, Иосиф Ираклиевич Моссолитинов, а также причт храма и многие приходские жители — дворяне, мещане и крестьяне. Активным членом попечительства стал староста храма надворный советник Иван Михайлович Сомов, которому в 1881 году объявлена благодарность епархиального начальства за пожертвование 1 500 рублей на исправление ветхостей Спасской церкви.
К храму была приписана кирпичная часовня на Манежной улице, «против театра», построенная в 1770 году на месте сгоревшего храма, стоявшего на Щепной площади, а также столб-голубец с иконой Божией Матери и неугасимой лампадой, находившийся в 300 саженях западнее храма, на пустоши, на территории, называемой Винные подвалы, или «убогим домом».
После революции 1917 года Спасовская церковь разделила судьбу большинства елецких храмов. В 1922 году в ней происходило изъятие художественных и исторических ценностей — серебряной утвари общим весом 89 золот. Последний раз в том году из храма изъяли 10 декабря 1922 года «резной деревянный барельеф с изображением бюста Христа работы XVIII столетия с киотом, за стеклом».
Храм прекратил действовать в первой половине 1930-х годов, скорее всего, после ареста и ссылки священника Николая Иоанновича Преображенского, служившего в храме с 1904 года. В 1937 году «инвентарь Рождественской церкви, за исключением вещей антикварного значения», передали местному театру, что было прямым нарушением инструкции НКЮ 1918 года и постановления ВЦИК: «…иконы, облачения, хоругви и др., имеющие специальное освящение, не могут быть изъяты для клуба, театра и т.п., но должны изыматься из молитвенного здания самими верующими».
Затем последовал приказ «об изъятии из ликвидированной церкви «Рождество» иконостасов, рам и других предметов, имеющих позолоту для … смывки золота представителем московского завода обработки металлов т. Полосиным … не позднее 14 декабря 1937 г.». Впоследствии здание Спасского храма много лет использовалось как складское помещение. В это время были утрачены четыре малые главки на храмовой части.
В начале 1990-х годов в храме находился реставрационный участок, который безуспешно ввиду различного рода причин пытался привести здание в порядок.
В 2005 году в Спасовском-Христорождественском храме, переданном общине Знаменского женского монастыря, возобновились богослужения. Храм уже обновлён внутри — поштукатурены стены, промыты фрагменты сохранившихся росписей, установлены три иконостаса, готовятся реставрационные работы фасада и восстановление четырёх главок по имеющимся архивным чертежам середины XIX века.
Добавить комментарий