Елец. Храм Елецкой Божией Матери

Храм во имя Елецкой иконы Божией Матери

Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Октябрьская, д. 26

Храм Елецкой иконы Божией Матери (По материалам книги: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»):

Строительство приходского храма в районе Лучка планировалось ещё в конце XVIII века. В 1791 году жители центральной части города, переселённые в этот район после пожара 1769 года и последовавшего затем принятия первого регулярного плана Ельца, продолжали числиться в приходах теперь уже далёких для них церквей Покрова Божией Матери и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Они подали прошение о строительстве на южной окраине города — Лучке — каменной церкви Богоявления Господня с приделом Знамения Божией Матери. Но далее рассмотрения прошения Орловской духовной консисторией дело по неизвестной пока причине не пошло. Сооружение храма в этом районе города на Лучковской площади предусматривалось и генпланом Ельца 1827 года, но к строительству приступили лишь в самом конце XIX столетия.

В октябре 1890 года восемьдесят пять ельчан подали в городскую думу прошение о сооружении в преддверии 500-летнего юбилея явления в 1395 году в Ельце Богородицы во время нашествия Тамерлана храма-памятника с главным престолом во имя Елецкой иконы Божией Матери. В том же прошении горожане сетовали на удалённость их домов от приходской Сретенской церкви, неустроенность их района и высказывали желание иметь свой приходской храм, для которого уже заготовлены колокола и железо для кровли, а потомственный почётный гражданин Пётр Иванович Ростовцев обязуется пожертвовать под строительство будущего храма два пустопорожних участка в лучковской части города.

Придельные алтари будущего храма инициаторы строительства желали освятить во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и пророка Осии. Прошение ельчан заканчивалось проникновенным воззванием: «Благочестивые сограждане! Эти наименования приделов проектируемой церкви должны побудить в сердцах наших чувства глубокого сознания скорейшего осуществления намеченного дела… Потомки отцов, отвративших своей грудью нашествие иноплеменников в отдалённые времена исторического созидания Русской земли, пусть проникнутся до глубины души сознанием величия Божия и положат первый камень в основание здания, воздвигаемого во славу мудрому Творцу, его Божественной Матери, и святого угодника, и пророка, спасших своими молитвами и заступничеством наш город и весь русский народ от величайших несчастий».

Третьего ноября 1890 года городская дума, рассмотрев это прошение ельчан, поддержала предложение городского головы Н.П. Руднева ходатайствовать перед епархиальными властями о разрешении строительства храма. В том же году архитектору Александру Степановичу Каминскому, только что завершившему строительство Вознесенского собора в Ельце и разработавшему эскиз его иконостаса, заказан проект новой церкви. Выполнен он был уже в следующем 1892 году или начале 1893 года. Весной 1893 года все документы были согласованы и 30 мая т.г. начаты земляные работы.

26 августа 1893 года в Ельце организованы торжества по случаю закладки храма на месте новосозидаемой церкви. При огромном стечении народа из города и уезда совершено благодарственное Господу Богу молебствие. Из всех городских церквей принесены были иконы, и крестный ход сопровождался торжественным колокольным звоном.

Когда стало ясно, что быстро соорудить второй по величине храм Ельца не удастся, ельчане устроили в 1895 г. в деревянном амбаре купца И.Г. Добродеева рядом с новостроящимся храмом молитвенный дом, обращённый в следующем году в церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. В ней предполагалось совершать богослужения и отправлять требы до окончания строительства нового храма.

Главной причиной замедления постройки стал недостаток средств у будущих прихожан, в основном — малоимущих мещан, не способных ежегодно жертвовать большие средства на строительство храма. Не спасала ситуацию и активная деятельность строительного комитета, в который входили именитые и богатые елецкие граждане — Николай Николаевич Петров (председатель строительной комиссии), Иван Григорьевич Добродеев (казначей), Николай Дмитриевич Черников, Митрофан Сергеевич Жаворонков, Николай Иванович Криворотов, Александр Александрович Петров и Алексей Гаврилович Панкратов.

Для сбора пожертвований на строительство из духовной консистории добровольным сборщикам Тимофею Савину и Егору Салькову была выдана шнуровая книга, а в газетах неоднократно публиковались обращения строителей и попечителей с просьбой поддержать возведение храма пожертвованиями. В одном из обращений, опубликованном в 1897 году, говорится: «В 1893 году в г. Ельце Орловской губернии с разрешения местного епархиального начальства совершена закладка столь дорогого для сердец наших трёхпрестольного храма. В настоящую пору сей древний заветный храм выведен до окон, и, к великому нашему прискорбию, дальнейшая постройка его должна приостановиться по скудости наших средств. Христолюбивые Благотворители и Строители храмов Божиих! К Вам обращаемся и просим: уделите нам посильную лепту на сие святое дело! Помогите нам, кто может, на окончание Дома Божия! Каждое и малое пожертвование Ваше будет принято с любовью и благодарностью нами, чем и вмените в обязанность возносить молитвы о Вашем благоденствии и упокоении душ усопших родителей Ваших пред чудною древнею иконою Пресвятые Девы Богородицы Елецкая, в честь которой и предложено освятить 1-й главный придел строящегося ныне храма; а также — св. Алексия, митрополита Московского, посетившего наш город ещё при жизни святого сего, проездом в Татарскую Орду и призвавшего Божие благословение на его процветание, в память которого посвятить намерены 2-й правый придел; и св. Пророка Осии, день памяти которого тесно связан с днём милости Божией, явленной в сохранении жизни ныне в Бозе почившего Государя Императора и его Августейшей семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года, в воспоминание чего мы решили освятить 3-й левый придел нашего храма. Рука дающего не оскудеет». Переводы из других городов высылались на имя казначея строительной комиссии Ивана Григорьевича Добродеева.

Для обеспечения стройки кирпичом в 1895 году за р. Лучком был построен кирпичный завод, который обеспечивал стройку не только строительным материалом, но и деньгами, вырученными от продажи части продукции. Городская дума выделила для завода участок земли, а впоследствии заботилась о прибыльной работе и даже старалась ограждать от конкуренции.

При сооружении храма использовались многие технические новшества того времени: железобетонные перекрытия, гидролитный пол, облицовочная плитка, цемент, система парового отопления… Основание храма сложено из крупных блоков известняка; стены, шатры и декоративный убор — из кирпича. Для покрытия шатров использована разноцветная цементная плитка. Памятник ценен и как образец интересного инженерного решения, применённого в условиях грунтовых вод. Для ограждения фундаментов от влаги, поступающей из находящегося рядом ручья Лучок, проектом Каминского было предусмотрено устройство под зданием котлована, ограждённого несколькими рядами шпунтованных дощатых стенок с глиняными замками, а также укладка блоков известняка в фундамент на свинцовые листы. Это позволило предохранить от воды фундамент и подвал.

В последние годы строительства храма его старостой с 1907 года избирался городской голова, потомственный почётный гражданин Николай Петрович Ростовцев. Своей активной деятельностью и крупными пожертвованиями он продолжил дело отца — почётного потомственного гражданина Петра Ивановича Ростовцева, одного из инициаторов строительства храма Елецкой иконы Божией Матери, известного в Ельце благотворителя. На завершающем этапе строительства крупную сумму внёс владелец табачной фабрики Николай Иванович Романов.

Но, к сожалению, не все горожане радели о строительстве лучковской церкви. Находились и те, кто пытался поживиться из кружки, для сбора добровольных пожертвований на храм. Как-то ночью воры «взломали кружку в столбе около часовни, близ строящейся церкви. Сбили замок и высыпали всё, никто и не видал, последний раз высыпали из этой кружки месяц тому назад».

После избрания ктитором храма Н.П. Ростовцева строительство пошло более быстрыми темпами. К 1911 году основной объём храмовой части уже был закончен постройкой, шло устройство куполов. Местные газеты того времени внимательно следили за ходом работ: «С 10 мая вновь начаты работы на храме Елецкой иконы Божией Матери за Лучком. Разбирают опалубку главного купола, затем приступят к покрытию всех пяти куполов разноцветной цементной плиткой в шахматы, к установке глав и крестов на них… На всё надо 12 тыс. руб., в кассе — 1 тыс.».

Построенная церковь не имеет аналогов в Ельце. Её объёмно-пространственная композиция складывается из кубического объёма односветного храма, соединённого через равновысокий с ним узкий неф с высокой колокольней. Традиционные трапезная и апсида отсутствуют, от чего в общей композиции усиливается вертикальное движение архитектурных объёмов. Храм пятиглавый, шестистолпный, с большим световым восьмигранным барабаном над центральным нефом и четырьмя меньшими, поставленными по углам храмовой части, перекрыт кровлей на четыре ската. Световые барабаны венчают ряды кокошников и кирпичные шатры с луковицами на глухих восьмигранных барабанах. Трёхъярусную колокольню завершает высокий кирпичный шатёр с двумя рядами слуховых окон.

Фасады храма украшены рустом, красивыми наличниками с массивным очельем пилястрами и сложными карнизами. По осям храма над входами и на ризалите, заменяющем алтарную апсиду расположены окна, сгруппированные по три и объединённые тройным кокошником — очелья. Нефы обозначены на фасаде ризалитами и рустованными пилястрами, подчёркивающими членение внутреннего пространства.

Композиция храма, архитектурное оформление наличников, ряды кокошников — всё это свидетельствует о том, что прообразом храма явились древнерусские храмы XVI — середины XVII веков. Сохраняя сам дух построек того периода, архитектор А.С. Каминский мастерски переработал детали декора и внёс в наличники, угловые полуколонки, карнизы свой авторский рисунок. Для облегчения восприятия грандиозного объёма храма проектом предусматривались так и не выполненные в натуре шатровые крыльца-сени над входами в храм.

Строительные и отделочные работы ещё не были завершены, но служить в храме начали уже в 1913 г. Весной 1915 г. был установлен деревянный резной иконостас, написана на холстах часть икон — на горнем месте, стенах и столбах. Самая большая из них — Оранта, изображавшая Богородицу, явившуюся Тамерлану со святителями и небесным воинством. Были определены сюжеты остальных настенных росписей и сделана разметка углём.

Храм, как уже отмечалось, был вторым по величине в Ельце. Длина его составляла 48 арш. (34,5 м), ширина — 38 арш. (27 м), высота до карниза — 40 арш. (28,5 м), с главным куполом — 75 арш. (53,5 м). Под храмом располагался сводчатый подвал размером 45 х 34 арш. (32 х 24 м). Часть его была занята паровым устройством для отопления, смонтированным к осени 1914 г.

Иконостас был отделан под белый мрамор белою эмалевою краской. Высота иконостаса составляла 7 арш. (5 м), длина — 36 арш. (25,6 м). Оценён он был в 6 тыс. руб. Особенно хороша, по свидетельству современников, была живопись местных икон. Стены внутри храма побелили по штукатурке, а полы сделали асфальтовыми — их настелили в 1915 году мастера-итальянцы «из химического гидролита».

Колокольня к 1915 году была возведена в высоту только на 40 арш. Но к моменту освящения престолов на колокольне отсутствовали только кровля и крест, а у храма — крыльца и сени.

Освящение престолов предполагалось совершить 10 июля 1915 года. Ожидался приезд Преосвященного Митрофана (Афонского), епископа Подольского, бывшего епископа Елецкого. Но торжества пришлось по какой-то причине отложить на осень.

Освящение храма совершил 26 ноября 1915 года епископ Елецкий Павел (Вильковский) в сослужении восьми протоиереев и семи иереев. Ещё в 7 часов утра начали собираться прихожане, и к началу чина освящения храм был переполнен верующими. В 9 часов торжественный звон возвестил о приближении архипастыря, встреченного благочинным Д.Д. Некрасовым и ключарём собора Василием Гавриловым. Преосвященный Павел вошёл в храм, где выслушал приветствие настоятеля храма о. Тихона Архангельского, а затем перешёл в алтарь для совершения чина освящения. Главный алтарь храма освящён в честь иконы Благовещения Божией Матери. Приделы — во имя Елецкой иконы Божией Матери и св. пр. Осии (правый) и Иверской иконы Божией Матери и св. Алексия, митрополита Московского (левый). Как видим, главный престол был посвящён не Елецкой иконе Божией Матери, как планировалось с 1890 г., а Благовещению Пресвятой Богородицы. Неизвестна пока причина, по которой принято именно такое решение. Тем не менее для ельчан храм остался и продолжает оставаться сегодня храмом во имя Елецкой иконы Божией Матери.

После крестного хода и возглашения многолетия государю императору, епископу Орловскому и Севскому Григорию и епископу Елецкому Павлу, началось чествование строителей храма. Николаю Петровичу Ростовцеву был преподнесён святой образ-складень древнего письма, которым Преосвященный Павел благословил председателя строительного комитета. Было провозглашено многолетие создателям и благотворителям храма, христолюбивому воинству и всем православным христианам. Торжество закончилось трапезою в доме городского головы, где были приняты и отправлены телеграммы с выражением верноподданнических чувств и пожеланием императору великому князю Михаилу Александровичу полной победы над дерзким врагом. Храм, построенный в память чудесного избавления Руси от нашествия Тамерлана, по своим размерам занял «первое после собора место» в городе.

День 26 ноября 1915 года стал днём рождения последней по времени постройки православной церкви Ельца.

После революции 1917 года храм Елецкой иконы Божией Матери ожидала судьба всех елецких церквей. В 1921 г. прихожан его постигло сразу два несчастья: скончался настоятель храма протоиерей Тихон Архангельский, много сил положивший на его сооружение, а ночью 16 сентября т.г. выстрелом в окно грабителями был убит ктитор церкви Н.Н. Перекалин.

3 марта 1922 года в рамках кампании по изъятию церковных ценностей была составлена опись имущества храма, а затем последовало изъятие тех немногих ценностей, что находились в храме.

В 1929 году в городе началась широкомасштабная кампания по подготовке закрытия православных храмов. Одним из первых в списке на закрытие стояла церковь в Лучке. «Красное знамя» весной 1929 года сообщило о начале работы специальной комиссии по обследованию храма и его колокольни в связи «…со многими техническими дефектами постройки». Так верующих начинали морально готовить к закрытию храма.

В сентябре т.г. начался сбор подписей среди жителей города, прежде всего трудящихся крупных предприятий, под требованием закрыть ряд храмов: «Мы считаем в высшей степени ненормальным наличие в нашем городе обилия церквей при скудности культурно-просветительных учреждений». Среди предлагаемых к закрытию церквей была и лучковская. К этому обращению единогласно присоединились тогда рабочие винзавода и пивзавода.

В том же году договор с общиной храма Елецкой иконы Божией Матери был расторгнут по причине неуплаты с 1923 г. долга, а церковь закрыта в целях «…использования для культурных нужд города».

Судя по документам октября 1937 года, храм к этому времени был приспособлен под зернохранилище, о чём свидетельствует договор продления аренды, датированный 1 декабря 1937 года: «Учитывая наличие находящегося в указанных церквях большого количества хлеба и отсутствие складочных помещений в городе — продлить срок аренды церквей «Преображение» и новой Лучковской сроком до 1 марта 1938 года на тех же условиях договоров от 7 и 23 октября 1937 года». Возможно, лишь это и спасло храм от разрушения, так как в том же 1937 году Елецкий горсовет просил разрешения снести неработающую церковь, занятую конторой Заготзерно, и «отвести участок под строительство соцпосёлка Элементого завода». Площадь церкви составляла 754,1 квадратных метра и в ней хранилось на этот момент 484 т лука, а общая вместимость как зернохранилища составляла 1 096,5 т зерна.

До войны 1941-1945 годов храм использовался конторой «Заготзерно», а с 1948 года — Елецким горторгом. Но ещё во время войны 24 июня 1943 года, верующие обращались в городской Совет с просьбой передать храм для богослужения, но им отказали, объяснив это тем, что церковь занята военным ведомством и к тому же продана городской организации.

После войны лишённый кровли храм ветшал, разрушались карнизы, осыпалась штукатурка. С 1970-х гг. из-за строительства в непосредственной близости многоэтажных домов и прокладки коммуникаций была нарушена гидроизоляция и дренаж, в подвал начали интенсивно поступать грунтовые воды.

Попытка поставить церковь под охрану государства как памятник архитектуры впервые была предпринята Елецким отделением ВООПиК в 1975 году.

Возвращение храма Елецкой иконы Божией Матери верующим состоялось в 1989 году.

А на второй день Пасхи 4 апреля 1991 года в храме прошла первая служба на антиминсе из Вознесенского собора. Очищенный от мусора храм был заполнен верующими, которых не смущали ни натянутая над алтарём полиэтиленовая плёнка, ни капающая с потолка вода от тающего на кровле снега, ни холод и темнота. По свидетельству протоиерея Василия Романова, проводившего ту памятную службу, «хор пел стройно, а галки и голуби вторили хору. Пение было чудесным, потому что радовались и люди, наполнившие Святой храм, — около 300-400 человек, и птицы небесные пели свои сложенные песни, и голуби ходили вокруг престола. Мир человеческий и мир пернатых — все прославляли Христа, Воскресшего из мертвых». Так возобновились в храме регулярные богослужения.

В 1990 году были поставлены леса на храм. Окончены восстановительные работы к 1995 году. Отремонтированы карнизы, восстановлена разрушенная кладка, застеклены окна, подведено паровое отопление, установлен насос для откачки из подвалов грунтовых вод, выполнена мягкая кровля, устроен временный иконостас.

В 1995 году во время торжеств, посвящённых 600-летию чудесного избавления Руси от нашествия войск Тамерлана, состоялся крестный ход с возвращённым незадолго до этого из краеведческого музея списком почитаемой Елецкой иконы Божией матери. Святыня побывала в свежепобеленных стенах посвящённого ей храма, благословив дальнейшее возрождение второго по величине храма Ельца. До настоящего времени храм Елецкой Божией Матери является доминантой и украшением южного района города. Мощная вертикаль церкви уравновешивает панораму, нарушенную в последнее время современной высотной застройкой.

Храмы г. Ельца, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *