Данков. Покровский храм
Фото 03.07.2013:
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Адрес: Липецкая обл., г. Данков, ул. 8 Марта, д. 1
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (по материалам книги: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011. — 472 с.»):
История Покровской церкви города Данкова, которую в настоящее время большинство данковчан и гостей города знают как Богословскую, началась в 1880-х годах, когда жители Пушкарской и Богословской слобод решили объединить свои приходы. 26 июля 1886 года священники и прихожане Богословской и Пятницкой церквей подали архиепископу Рязанскому Феоктисту (Попову) следующее прошение: «Существующие в наших смежных слободах, отделяющиеся одною проездною дорогою, два деревянные храма Пятницкий и Богословский, на расстоянии один от другого около 100 сажен, построенные в конце XVIII столетия, оба приходят в ветхость, и по неимению средств, за малочисленностью прихожан в той и другой слободах (в Богословской 458 душ, в Пушкарской с деревнею Куликовкою 598 душ.) на устройство новых отдельных храмов, мы и все прихожане наши согласились устроить на общия средства обоих слобод и деревни Куликовки вместо двух деревянных один каменный храм на земле, принадлежащей той и другой слободе; для чего и составлен в апреле сего года прихожанами обоих церквей один общий приговор с употреблением на построение одного новаго каменнаго храма добровольных пожертвований и обязательнаго взноса, начиная с текущаго года на всё время постройки его, от каждаго прихожанина по одному снопу от копны всякаго хлеба, и с тем, чтобы по постройке новаго храма все прихожане отдельно существующих ныне деревянных храмов принадлежали уже к одному сему храму, в ведении имеющего быть при нём одного причта… Имеем честь нижайше просить Архипастырскаго Вашего благословения разрешить нам начало постройки…» В будущем объединённом приходе Пушкарской и Богословской слобод должно было быть 333 дома и 1 056 душ мужского пола.
Проект нового храма был выполнен рязанским губернским архитектором Яковом Васильевичем Кривцовым и в декабре 1886 года представлен на утверждение, а 8 января 1887 года утверждён Строительным отделением Рязанского губернского правления. Наблюдение за строительством взялся вести автор проекта, архитектор Я.В. Кривцов. Для ведения стройки нового храма в Пушкарско-Богословской слободе был создан попечительский совет, который возглавил священник Георгиевской церкви города Данкова Николай Малютин. В течение 1887 года закупался строительный материал, а в июне следующего 1888 года началась постройка храма.
Прихожане Пушкарской и Богословской слобод никогда не отличались особым достатком, а потому строительство каменной церкви шло неспешно. Для увеличения темпов стройки в 1890 году было создано церковно-приходское попечительство, которое стало собирать с жителей Пушкарской и Богословской пригородных слобод по снопу с копны, что давало не менее 1 500 рублей в год на строительство храма. Однако кардинально решить ситуацию с нехваткой средств на строительство всё равно не удавалось, а в 1892 году «по случаю несчастнаго неурожайнаго года» было и вовсе приостановлено. Впрочем заготовка материала в виде кирпича и извести продолжалась и в это время.
К октябрю 1902 году окончилось только сооружение трапезной, где один из приделов был готов для освящения. Младший губернский инженер, осматривавший постройку, в своём акте отметил: «Всё сооружение трапезной исполнено согласно утверждённому плану, прочно и ничем не угрожает общественной безопасности, вследствие чего к освящению и отправлению Богослужений препятствий не встречается».
Подготовив придел к освящению, 6 ноября 1902 года причт, церковные старосты и почётные прихожане Пушкарской и Богословской слобод города Данкова подали прошение на имя Преосвященного Владимира (Благоразумова), епископа Михайловского, викария Рязанской епархии: «Прилагая при сем архитекторский акт об осмотре новостроющейся Покровской церкви при Пушкарской и Богословской города Данкова слободах и опись самой церкви в двух экземплярах, осмеливаемся просить всепокорнейше Вас, Ваше Преосвященство, благословите и разрешите местному благочинному соборной г. Данкова церкви протоиерею Михаилу Сперанскому в течении месяца ноября сего 1902 года освятить придел во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, на что и ожидаем Вашей милостивой Архипастырской резолюции. 1902 года ноября 6 дня. Пушкарской г. Данкова слободы священник Николай Перехвальский. Богословской г. Данкова слободы священник Феодор Коленский…» К прошению прилагалась подробная опись строящейся церкви. Отметим, что уже тогда причт и прихожане будущего храма определили наименование будущего главного престола — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Связано это было, по всей вероятности, с договорённостью прихожан Богословской и Пятницкой церквей престольным для их слобод праздникам посвятить придельные престолы в трапезной части, а в качестве наименования главного престола выбрать новый для обоих приходов праздник Покрова, — чтобы никому не было обидно.
После освящения в 1902 году Богословского престола и перехода в него причта из церкви св. Иоанна Богослова постройка каменного храма совсем остановилась: средства «были очень скудны, так что приходилось прибегать к займам… Средства истощились. Прихожане … обессилели и ничего не могли дать на продолжение постройки. Храм стоял недоложенный и раскрытый до 1909 года, хотя в трапезной части совершалась служба Божия». Для продолжения строительства прихожане собирали по 50 коп. с приходской души. Но крестьяне обеих слобод и деревни Куликовки были бедны по причине малоземелья, многие жили исключительно извозом, повлиял на их благосостояние и ряд неурожайных лет. Поэтому только к осени 1910 года прихожане окончили отделку трапезной и 13 октября подали прошение о разрешении «освятить местному благочинному священнику Сторожевой г. Данкова слободы о. Петру Игумнову — престол во имя Святыя мученицы Параскевы 18 октября сего года и выдать Святый Антиминс для означеннаго престола».
Пятницкий престол был освящён 18 октября 1910 года, после чего причт деревянной церкви Пушкарской слободы перешёл в каменный храм, который впредь стал именоваться Покровским. Однако до освящения главного престола было ещё далеко, средств по-прежнему не хватало. В 1911 и 1912 годах прихожанам выдавалась просительная книга.
Помощь жителям Пушкарско-Богословской слободы в устройстве главного Покровского престола пришла неожиданно со стороны благотворителя. 26 ноября 1912 года получено разрешение устроить на средства купеческой вдовы данковского городского головы Александры Ивановны Поповой иконостас в церкви Пушкарской и Богословской слобод. Желая увековечить память своего покойного мужа, родственников и себя А.И. Попова предложила прихожанам Покровского храма помощь, поставив непременным условием ежегодно совершать литургии в день ангела покойного её мужа 7 марта, в этот день совершается память в честь святого великомученика Василия, епископа Херсонского, и 23 апреля — в день святой мученицы царицы Александры, день Ангела жертвовательницы, и совершать вечное поминовение на ежедневной службе при жизни о здравии, после смерти об упокоении. На устройство иконостаса А.И. Попова пожертвовала 7 000 рублей. К октябрю 1913 года иконостас был установлен. На средства А.И. Поповой приобретены также утварь и облачения.
12 октября 1913 года Покровский приход подал прошение епископу Рязанскому Димитрию (Сперовскому) об освящении главного престола: «Покорнейше просим Ваше Преосвященство разрешить и благословить освятить новоустроенный престол и иконостас в честь Покрова Пресвятыя Богородицы благочинному 1-го Данковскаго округа Священнику о. Петру Игумнову».
Предполагалось совершить торжество освящения 23 октября 1913 года.
В это время в церковной библиотеке насчитывалось 150 томов. При храме действовала церковно-приходская школа, в которой обучались 40 мальчиков и 20 девочек.
Освящение новой каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Пушкарско-Богословской слободе города Данкова совершил 23 октября 1913 года благочинный 1-го Данковского округа священник Пётр Игумнов.
В 1914 году доктор медицины, коллежский советник Иван Иванович Знаменский завещал в церковь 700 рублей в пользу причта на вечное поминовение рабов Божиих Иоанна и Анны, диакона Иоанна, Феодосии и Агриппины и 1 000 рублей на устройство тёплой церкви.
По сведениям на тот же 1914 года, Покровской церкви принадлежало усадебной земли с погостом 2 дес., пахотной — 80 дес. Причт храма составляли два священника, диакон и два псаломщика. Священно- и церковнослужители проживали в собственных домах, построенных на собственной земле. В Пушкарско-Богословской слободе в это время насчитывалось 369 дворов, в них 1 207 мужчин и 1 254 женщины. В приходе д. Куликовка 86 дворов, в них 275 мужчин и 292 женщины. С шестью дворами духовенства, в которых проживали 11 человек мужского пола и 11 женского, всего в приходе Покровской церкви насчитывался 461 двор, в них 1 493 мужчины и 1 557 женщин.
С началом Первой мировой войны приход Богословской слободы активно включился в движение за трезвость. На сходе прихожан было постановлено активно бороться с этим пороком: «Всех лиц, замеченных в пьянстве, а тем паче в шинкарстве, ни в какия должности по общественному управлению не выбирать и доводить о них до сведения местного кредитного товарищества и земской кассы мелкого кредита для отказа в ссудах … Не допускать больше распития вина на сходах и при всяких мирских делах… Ходатайствовать перед начальником губернии об оказании возможного содействия к сокращению в Данкове казённых винных лавок и ренсковых погребов, закрытию пивных и трактиров… воспрещению торговать спиртными напитками не только в праздничные, но и в базарные дни и во время ярмарок».
Посетивший 29 июля 1915 года недавно освящённую Покровскую церковь Преосвященный Амвросий (Смирнов), епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии, осмотрел храм и «выразил пожелание о скорейшей достройке её колокольни».
Однако звоннице у Покровской церкви так и не суждено было появиться. Грянула революция, и о всяком храмоздательстве пришлось забыть на долгие десятилетия.
В 1922 году из Покровской церкви изъята была серебряная утварь, а в 1929 году храм лишился оставшейся металлической утвари. Согласно описи тогда были изъяты 2 колокола медные, один весом 2 пуда, второй — 15 фунтов, купель белого железа … 3 креста медные — 1 фунт в каждом в первых двух и 1 крест весом 1/2 фунта.
Осенью 1932 года власти ставили вопрос о «закрытии церкви слободы Пушкари» и переделке её под Дом культуры, но тогдашний председатель церковного совета Сергей Павлович Гудков «яро агитировал против закрытия и сагитировал женщин голосовать против, и вопрос был сорван».
Закрытие Покровской церкви, которую многие жители Данкова продолжали по привычке называть либо Богословской, либо Пушкарской, состоялось после ареста в апреле 1933 года священника Симеона Александровича Волотова и псаломщика Егора Алексеевича Минакова. В июне того же года Волотов и Минаков были осуждены на пять лет лагерей, каждый за антисоветскую агитацию.
После закрытия Покровского храма в нём было организовано зернохранилище, потом склад, керосиновая лавка, магазин. В 1944 году, после «потепления» отношений между церковью и государством церковный приход в Пушкаро-кладбищенской слободе был вновь зарегистрирован. Прихожан тогда насчитывалось 200 человек. В храме служили 3 священника и 1 псаломщик. Но во время хрущёвских гонений конца 1950-х — начала 1960-х годов. Покровский храм вновь был закрыт и теперь уже на несколько десятилетий.
В 1994 года жители бывших Пушкарской и Богословской слобод города Данкова зарегистрировали приход Богословского храма, ибо за долгие годы безбожного лихолетья память о главном Покровском престоле стёрлась в памяти людей. Однако в здании церкви по-прежнему работали склад и магазин продовольственных товаров, убрать которые потребовали прихожане в 1995 году. В том же году, 9 октября, в храме состоялось первое богослужение. А в 1997 году бывший Покровский храм передали Русской Православной Церкви.
Существующий каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Пушкарско-Богословской слободе был восстановлен в 1990-х годах, но ошибочно главный престол освящён в честь Иоанна Богослова.
Постоянные службы в Богословском храме стали проводиться с августа 2003 года. Главный престол храма до сих пор не освящён. В настоящее время силами прихода продолжается постепенное восстановление былой красоты внешнего и внутреннего убранства церкви. И хочется верить, что вскоре храм будет окончательно восстановлен и после освящения главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы вернётся память и традиция правильного храмонаименования.
Богословская церковь (по материалам книги «Данков: прогулки с краеведом / И.Ф. Малюков, П.И. Усов. — Липецк, 2015. — 84 с.»):
История Покровской церкви города Данкова, которую в настоящее время большинство данковчан и гостей города знают как Богословскую, началась в 1880-х годах, когда жители Пушкарской и Богословской слобод решили объединить свои приходы. 26 июля 1886 года священники и прихожане Богословской и Пятницкой церквей подали архиепископу Рязанскому Феоктисту (Попову) следующее прошение: «Существующие в наших смежных слободах, отделяющиеся одною проездною дорогою, два деревянные храма Пятницкий и Богословский, на расстоянии один от другого около 100 сажен, построенные в конце XVIII столетия, оба приходят в ветхость, и по неимению средств, за малочисленностью прихожан в той и другой слободах (в Богословской 458 душ, в Пушкарской с деревнею Куликовкою 598 душ.) на устройство новых отдельных храмов, мы и все прихожане наши согласились устроить на общий средства обоих слобод и деревни Куликовки вместо двух деревянных один каменный храм на земле, принадлежащей той и другой слободе».
В 1994 году жители бывших Пушкарской и Богословской слобод города Данкова зарегистрировали приход Богословского храма, ибо за долгие годы безбожного лихолетья память о главном Покровском престоле стёрлась в памяти людей. Однако в здании церкви по-прежнему работали склад и магазин продовольственных товаров, убрать которые потребовали прихожане в 1995 году. В том же году, 9 октября, в храме состоялось первое богослужение. А в 1997 году бывший Покровский храм передали Русской Православной Церкви. Постоянные службы в Богословском храме стали проводиться с августа 2003 года.
Храм выполнен в русском стиле с элементами эклектики и имеет в плане форму латинского креста. В основе конструкции лежит четверик с примыкающими к нему: с востока — пятигранным алтарем, с запада — небольшой папертью, с севера и юга — боковыми притворами. Храмовая часть завершается восьмигранным барабаном, венчающимся лучковой главкой. В эклектичной отделке фасадов использована декоративная кирпичная кладка, различные комбинации элементов которой украшают здание: рустованные лопатки барабана, ступенчатый карниз, фигурные нишки, оформляющие углы приделов и зеркала с сухариками на гранях апсиды. Декор фасадов выполнен в формах, частично заимствованных из древнерусского зодчества. Это килевидные сандрики над полуциркульными окнами, стилизованные под закомары аттики, венчающие грани барабана, фигурные фронтоны северного и южного фасадов. Художественную выразительность придаёт выделение цветом архивольтов.
Добавить комментарий