Усмань. Богоявленский собор
Соборный храм Богоявления Господня
Адрес: Липецкая обл., г. Усмань, Соборная пл.
Соборный храм Богоявления Господня (по материалам книги «Усмань: прогулки с краеведом / А.С. Китаев, А.С. Нарциссов. — Липецк, 2016. — 84 с.»):
Храм этот, ставший на многие годы центром духовной жизни усманцев, был построен в давние времена первооснователями города-крепости, для которых существование без храма Божьего было немыслимо. И поэтому, по благословенной грамоте архиепископа Рязанского Моисея, в 1645 года под руководством воеводы Степана Михайловича Вельяминова жители города Усмани воздвигли внутри городских стен свой первый и главный храм во имя Богоявления Господня. В состав Соборного прихода вошли жители всех усманских слобод. Так было до постройки других церквей.
В новом веке строились новые церкви, старые поправлялись и украшались. Богоявленский собор стал уже каменным (к 1777 г.) — и на новом месте, за пределами крепости, к западу от неё, на площади. В 1784 году к собору была пристроена придельная церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Позже, после 1787 года, освящён придельный престол в честь Иоанна Крестителя. В 1804 году главная церковь была разобрана «за теснотою», а на том же месте заложена новая, оконченная строительством в 1812 году. Колокольня при ней закончена в 1818 году.
…С 1854 года в жизни Богоявленского собора начался чудесный период. Он подробно описан в книге о Корсунской иконе Божьей Матери очевидцем, нашим выдающимся земляком, общественным и церковным деятелем митрофорным протоиереем Василием Ивановичем Никольским (1831-1914 гг.), более пятидесяти лет прослужившим в Богоявленском соборе. Вот как он пишет в своей книге:
«…Собор был темен и мрачен внутри, обновления не было никакого, он по чистоте своей и убранству мало превосходил сельскую церковь (красив был всегда одною внешнею формою)…
В 1858 году в настоящем храме ветхий иконостас заменен новым, дорогим иконостасом… В 1863 году трапезная церковь внутри украшена богатым убранством, при этом два иконостаса переустроены вновь за дорогую цену и весьма красиво; стены по местам облицованы мрамором, стенная и в куполе роспись великолепная, окна распространены, и сделаны новые рамы с разноцветными стёклами… В 1870 году устроена блестящая киота на горнем месте в настоящем храме и написан образ Воскресения Христова на полотне в 5 аршин высоты…, киот с образом в 1 000 рублей.
…К 1877 году, при помощи почтенного гражданина города Усмани Григория Дмитриевича Сукочева (своих денег он употребил десять тысяч), весь наш храм принял совсем другой вид внутри: возвышена и расширена арка из трапезного храма в настоящий, весь храм устроен тёплым. Настоящий храм великолепно расписан живописью и анфрельными орнаментами, для певчих устроены хоры. С внешней стороны надстроены трапезный храм и колокольня. Вся эта работа стоит 27 тысяч рублей».
«…В 1863 году по мысли моей и желанию прихожан правый придельный святой престол переименован из Тихвинского в Корсунский; …5 октября было совершено освящение Корсунского престола…»
А 27 сентября 1878 года «был крестный ход из Собора за город для встречи 2-го Фанагорийского гренадерского, Генералиссимуса Князя Суворова полка, по случаю возвращения его с поля Турецкой битвы, во главе крестного хода была Корсунская икона Богоматери. …Почётными гражданами, с протоиереем собора, поднесена была полку копия с иконы Корсунской…»
Помимо внешнего великолепия величие собора дополнялось чудным звоном знаменитого соборного колокола… Из воспоминаний Веры Архангельской-Боридько («Новая жизнь» за 24.09.1994): «…В центре города стоял собор необычайной красоты. Звон его колоколов вливал в души людей, а также и в наши детские души радость, доброту и благодарность Богу за то, что мы ходим по русской земле…».
Интересна и трагична история пятисотпудового колокола-великана.
«1 марта 1881 года Россия ужаснулась трагической гибелью любимого Царя-освободителя Александра II… В этот же день был готов для благовеста наш колокол, пожертвованный собору почтенными купцами города Усмани А.А. Склядневым и А.Ф. Филатовым…» 29 марта, на Соборной площади, при стечении до трёх тысяч горожан и слободских жителей, совершено было торжество освящения колокола…»
В честь тридцатилетия первого обретения здесь Корсунской иконы — путеводной звезды Богоявленского собора — на богослужении было 13 священников и до 5 тысяч богомольцев. Была и Мавра Саввина из Воронежа (которой в 1854 году и была впервые явлена Усманская святыня).
События 1917 года круто изменили жизнь усманцев. Наступили времена богоборчества… Наш край не был исключением. В канун Рождества Христова в 1931 году собрание табачников потребовало закрытия Богоявленского собора и Пятницкой церкви…
По воспоминаниям Д. Комякова, собор был разрушен в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Он не сразу поддался взрывам, ведь строили его наши предки добротно, на века… Разрушение его продолжалось в течение трёх-четырёх лет.
Из воспоминаний В. Архангельской-Боридько: «…Самое горькое пришло в нашу жизнь, когда закрыли собор и начали сбрасывать колокола. Самый большой колокол два раза перевернулся в воздухе, упал и не разбился. Под ним образовалась глубокая яма. От колокола полетело яркое облачко, как будто его душа и душа народа улетели в небеса. Люди на площади и мы, дети, плакали, прощаясь с малиновым звоном нашего колокола…»
Добавить комментарий