Воронеж. Введенский храм
Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Адрес: г. Воронеж, ул. Освобождение труда, д. 20
Введенская церковь (по материалам книги «Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам. / В.А. Мальцев — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. — 211 с.: 685 ил.»):
Первая деревянная Введенская церковь строилась в начале XVIII века по инициативе посадских жителей. Нынешний каменный храм в стиле барокко с чудесной, красивейшей колокольней, которой восхищаются многие поколения воронежцев, сооружен в 1770-х годах; главная храмовая часть была завершена и освящена в 1780 году. В формах колокольни чувствуется школа великого зодчего Бартоломео Растрелли; есть схожесть с чертами знаменитого Андреевского собора в Киеве. Во Введенской церкви в 1831 г. был крещен художник Н.Н. Ге.
Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (по материалам книги «Возрожденные святыни. Памятники церковной архитектуры Воронежской и Борисоглебской епархии. / под общей редакцией архимандрита Андрея (Тарасова) — Воронеж: издательский отдел Воронежской и Борисоглебской епархии, 2011. — 216 с., илл.»):
Весной 1700 года из прихода Успенской церкви, где развернулось кораблестроение, переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре 1700 года они обратились к находившемуся в Воронеже Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели также посвятить Успению Божией Матери. Храм вскоре был построен, но освятили его в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Внешний облик небольшой по размерам деревянной церкви неизвестен. Впоследствии деревянный храм заменили на каменный двухпрестольный, строительство которого было начато в 1770 году. Несомненна близость неизвестного архитектора к школе Растрелли, которую отмечал историк архитектуры Юрий Успенский, находивший сходство этого храма с Андреевской церковью в Киеве, возведенной по проекту этого известного зодчего. 10 ноября 1771 года был освящен придел во имя святого мученика Иоанна Воина. Главный храм был полностью завершен к июню 1780 года. В середине XIX века в трапезной части храма появился еще один придельный алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.
Весь комплекс состоит из храма, трапезной и колокольни. Храмовая часть представляет собой изящную конструкцию — восьмерик на четверике. Внутреннее пространство храма завершается восьмигранным сводом со световым кольцом. Храм выполнен в традициях барокко. В этом же стиле выполнена и трехъярусная колокольня, сложенная из четвериков с колоннами. Архитектурные детали выделены цветом. Серьезным перестройкам церковь не подвергалась. В конце XIX века к южному входу в храм была пристроена крытая паперть, аналогичная северной, но в духе византийской архитектуры. При Введенской церкви с 1887 года существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года — первая в епархии женская приходская школа с рукодельными классами. В ограде церкви хоронили богатых купцов.
После революции погост был уничтожен. В середине 1930-х годов Введенский храм был закрыт. До войны в здании размещалась артель промысловой кооперации. В 1943 году оно использовалось под жилье, после войны в нем находилось ремонтно-строительное управление. В 1970-х годах в церкви решили открыть археологический филиал краеведческого музея, после чего началось восстановление храма. Реставрация, затянувшаяся на десять лет, ощутимых перемен в облике здания не произвела. В 1990 году церковь была передана епархии. В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания. Была благоустроена и вся прилегающая территория, церковный двор вновь обрел ограду. Внутренняя отделка храма длилась еще пять лет. После длительной реставрации Введенская церковь была освящена 4 декабря 1999 года и приписана к Алексиевскому Акатову монастырю.
Добавить комментарий