Воронеж. Улица 9 Января
На улице 9 Января расположены:
- ул. Пушкинская, д. 12 — Дом Протасовой (нач. ХIХ в.)
- ул. Пушкинская, д. 14 — Дом Михайлова (нач. XIX в.)
- дом №35 — Усадьба Елисеева (XIX в.)
- дом №37 — Жилой дом (XIX в.)
- дом №41 — Дом купеческий (кон. XIX в.)
- дом №42
- дом №43 — Дом Харина (1881 г.)
- дом №45 — Дом Харина (флигель, 1881 г.)
- дом №47А
- ул. Свободы, д. 67А — Христо-Рождественский храм
- дом №205/2
- дом №314А — Храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость»
- Сквер Сухомлинова
- Комсомольский сквер
- Заводской сквер
- Сквер Машиностроителей
- Социальный сквер
- Афишная тумба (кон. XIX в.)
- Лесное кладбище
Улица 9 Января (Большая Девицкая) (по материалам книги «Воронеж: История города в названиях улиц / П.А. Попов. — Воронеж: Кварта, 2003. — 447 с., [42] л. ил.»):
27 августа 1918 года горсовет переименовал Большую Девицкую улицу в улицу 9 Января. В последние годы можно было слышать разные мнения об этом «номерном» названии. Одни считали его неуместным, поскольку оно посвящено не праздничной дате, а трагическому дню, «Кровавому воскресенью», которое послужило началом первой русской революции, — 9 января 1905 года расстреляна рабочая манифестация в Петербурге. Другие возражали, что надо помнить и о печальном. Третьи относились к названию равнодушно, считали его типовым, безликим, устаревшим. Можно соглашаться или нет с различными доводами, но в любом случае это наименование неудачно заслонило собой прекрасный старинный топоним — Большая Девицкая. И в 2002 году историческая справедливость восторжествовала: поэтическое имя возрождено (правда, и современное пока не упразднено, чтобы горожане легче привыкали к переменам).
Ещё в XVII столетии существовала дорога, которая вела из Пятницких ворот крепости в сторону реки Девица и села Девица (ныне Семилукского района). Для воронежцев живописные окрестности села были важнейшим источником добычи строительных материалов, особенно после открытия там в начале XIX века каменных известняковых залежей (см. статью «Улица Девицкий выезд»).
С ранней дорогой на Девицу совпадало начало улицы (между современной Университетской площадью и улицей Станкевича), оно появилось до регулярной застройки города. К середине XVIII столетия здешняя дорога застроилась домами, превратилась в улицу. Там, где теперь перекрёсток с улицей Станкевича, путники выезжали из города через Девицкие ворота земляного вала по узкой, ещё не ухоженной, не очень ровной, кривоватой Девицкой улице. Из тех же ворот направлялись и в сторону города Землянска.
Но вот пришло время перемен — время осуществления генерального плана 1774 года. Улицу спрямили, расширили, продлили до нового вала (до современной улицы Кольцовской). Она стала одним из лучей центрального планировочного «трезубца» и получила наименование «Большая Девицкая». В документах 1780-х годов встречаются и такие топонимы, как «Старая Девицкая», «Старая Большая Девицкая» — их употребляли для обозначения «дорегулярного» участка улицы. Иногда всю улицу величали «Большой Прешпективой Девицкой». Однако в это время улица перестала служить дорогой на Девицу, и надолго. В конце XVIII — начале XIX века девицкий путь начинался от новой Острогожской заставы, устроенной на западной окраине города. Откроем карту 1789 года: дорога шла отсюда к Дону, пересекала реку (подобно современному Курскому шоссе) и далее, минуя село Девицу, вела в направлении городов Нижнедевицка и Старого Оскола.
А географическим назначением Большой Девицкой стал путь на Землянск. Правда, этот землянский выезд получился неглавным, побочным и впоследствии заглох (основная дорога отходила от Московской заставы, см. статью «Площадь Застава»). Тем не менее, в конце XVIII — начале XIX века у завершения Большой Девицкой улицы (на пересечении с современной Кольцовской) стояла Землянская застава.
К середине XIX столетия исчезла и застава, однако Большая Девицкая росла в длину, к этому времени она вытянулась около окраинной городской площади (Дровяной, впоследствии Ново-Конной) до земель Ямской слободы, до нынешней улицы Революции 1905 года. В 1874 году по Большой Девицкой впервые пустили водопровод до Дровяной площади и покрыли булыжником часть площадного пространства. С 1874 по начало 1880-х годов вели полное перемощение улицы до этой площади. За площадью немощеная дорога шла между участками пашни. Однако в 1885 году сельское общество слободы закрыло этот путь, сразу вызвав большие недовольства горожан. Вот заявление жителей близлежащей местности, тут же посланное в городскую управу: «С давних времен, так, что не запомнят даже наши предки… существовала проезжая дорога, сверток с Землянского почтового тракта… по направлению к Мало-Московской и Лесной улицам, и при выезде в городе Воронеже существует даже площадь, на которой приезжающие в город жители всего Землянского и Нижнедевицкого уездов останавливались со своими произведениями, хлеб же всех сортов везли, продавали прямо нам в амбары, устроенные при наших домах, и покупали у нас нужные им предметы, не ездя на базар, каковые отношения установились между нами и сельскими жителями благодаря честному ведению дела с обеих сторон; но в июне месяце сего года жители пригородной слободы Ямской перекопали и запахали эту проезжую дорогу на границе городской земли (против Бега) и тем прекратили проезд…».
В конце XIX века Большую Девицкую дотянули до линии нынешней улицы Конструкторов в связи с прокладкой дороги к городской скотобойне. Однако проблема перекрытого выезда за город осталась, так как в 1890-х годах появилась более серьёзная преграда — железнодорожная ветка Воронеж-Курск. Лишь в первые советские годы благоустроили переезд через железную дорогу (немного в стороне, в конце современной улицы Свободы). Но в результате и Большая Девицкая перестала быть тупиковой, название улицы обрело бы первоначальный смысл, не будь оно упразднено. К этому времени сложилось продолжение улицы по другую сторону от железной дороги: в одну линию вытянулись домики, наречённые Подклетенскими выселками, так как в них жили переселенцы из села Подклетного.
История застройки основной части Большой Девицкой характерна для центральных воронежских улиц. На протяжении первой половины XIX века возводится ряд не очень крупных, но добротных каменных особняков в формах классицизма. В конце XIX — начале XX века заметно уплотнение и усложнение застройки, её модернизация, но при этом в ансамбле улицы не теряются и лучшие старые дома. Престижная для жилья улица начиналась у знаменитого Митрофановского монастыря и вскоре вливалась в те кварталы, где традиционно селились многие торговцы и заводчики. На Большой Девицкой имели дома известные купеческие семьи: Михайловы, Москалёвы, Веретенниковы, Харины, Бухоновы, Синицыны, Веневитиновы, Клемешовы, Мещеряковы, Елисеевы. В XIX веке как на этой улице, так и на прилегавших к ней (ныне ул. Кирова, Пушкинская, Никитинская, Ф. Энгельса — она же Малая Дворянская) позади парадных особняков главенствовали хозяйственные дворы с конюшнями, амбарами, «рушками» (крупорушками) и другими небольшими промышленными заведениями. Жизненный уклад здешних горожан определялся их материальными интересами, стремлением заключить выгодные сделки, накопить и приумножить состояние для себя и своих наследников, создать богатую обстановку — этот уклад отражался и на внешнем виде усадеб…
В середине XIX века самым богатым купеческим особняком на всей Большой Девицкой был двухэтажный каменный дом семьи Веретенниковых на углу с Малой Дворянской (теперь №72 по этой соседней улице). Семья получала прибыли от хлебной торговли, от конных заводов, от содержания лошадей на почтовых станциях. В одном квартале, по соседству, она имела три большие усадьбы. По видимому, угловой дом сооружён в 1830-х годах Д.К. Веретенниковым, а в 1858 году перешёл по наследству к внуку первого владельца, городскому голове В.И. Веретенникову. Женившись на дочери этого купца Елизавете, в его доме в 1860-х годах жил известный воронежский врач К.В. Федяевский. В конце 60-х годов собственником особняка стала Мариинская гимназия. Спустя несколько лет родовой дом купил ещё один внук Д.К. Веретенникова — Н.К. Веретенников, но в конце концов разорился и тоже не смог удержать семейное достояние…
В 1893 году дом перешёл к Общине сестёр милосердия, которую создавал местный отдел общества Красного Креста. Это благотворительное начинание овеяно ореолом высокопоставленных имен. Среди организаторов общины были семьи губернатора Е.А. Куровского и городского головы И.В. Титова; кроме того, официальной покровительницей согласилась стать принцесса Е.М. Ольденбургская — внучка Николая I, племянница Александра II, владелица известного имения в Рамони… В 1893-1894 годах здание приспособили под больницу, надстроили его, эффектно увенчали металлическим куполом. Окончание работ совпало с помолвкой наследника царского престола, будущего императора Николая II, и будущей императрицы — и община получила название «Николаевская». В дальнейшем в усадьбе больницы появились новые здания, со стороны Большой Девицкой — одноэтажная амбулатория.
В 1899 году крупнейшим сооружением улицы стала четырёхэтажная паровая мельница купца И.Н. Паньшина. Её построили на участке, расположенном рядом с нынешним зданием игорного дома (кинотеатра «Луч»). В 1912 году мельницу обуял колоссальный пожар. Пламя безуспешно пытались потушить все пожарные силы города, содержимое всех паньшинских этажей проваливалось вниз вслед за обвалами перекрытий. Пожар ошеломил горожан не только масштабом бедствия — ещё до революционных потрясений воронежцы увидели, насколько зыбки жизненные устои, превозносящие богатство.
Во второй половине XIX века на углу с нынешней улицей Революции 1905 года, на границе города, был устроен новый ипподром Общества охотников конского бега. Ипподромную площадь называли Бегом, или Новым Бегом, — в отличие от Старого Бега на Большой Дворянской. Во второй половине 1900-х годов ипподром вновь поменял адрес (его разместили на Чижовке, на линии современной ул. Ворошилова). А территорию Нового Бега в 1914-1915 годах заняли постройками первой городской трамвайной линии: вагонным парком и административно-жилым домом. Но пуску трамвая помешали военные и революционные трудности жизни.
События Первой мировой войны привели к ещё новой крупнейшей стройке на улице. Осенью 1915 года городская управа вошла в переговоры с Антоном Николаевичем Петичевым — единоличным владельцем проволочного и кабельного завода в Петрограде. Он по поручению военного ведомства подбирал место для открытия второго такого же завода в одной из центральных губерний. В мае 1916 года А.Н. Петичеву отмежевали понравившийся ему земельный участок в Воронеже, в конце Большой Девицкой улицы (проданный городу Ямской слободой). В августе участок расширили. В течение 1916-1917 годов А.Н. Петичев построил здесь несколько корпусов и приступил к оборудованию первого в Воронеже предприятия радиоэлектронной отрасли. Однако революция прервала и это начинание, не дала запустить завод.
Быт улицы существенно изменился в 1920-х годах, после Гражданской войны, когда муниципализировали 25 усадеб и в большинстве домов поселили новых квартирантов, советских рабочих и служащих. Характерны названия некоторых жилищных товариществ: «Металлист», «Новый быт», «Труженик», «Красный маслобоец», «Паровоз». Реквизированный дом Николаевской общины продолжали использовать под больницу, но отныне это была больница инфекционная. В 1926 году из ворот трамвайного парка отправились в рейс первые вагоны. Пуск трамвая воспринимался как первый крупный успех города после окончания войны, с него началось победоносное шествие техники в Воронеже XX века.
Вскоре, в течение 1927-1928 годов, на базе неоткрытого завода А.Н. Петичева создали завод «Триер», который впервые в стране стал производить зерноочистительные машины. В следующем десятилетии его преобразовали в дизельный завод, в 1935 году присвоили имя Сталина.
В 1940-1960-е годы сильно удлинили северо-западную ветвь улицы, проходящую за железной дорогой. А вместо переезда в 1959 — начале 1960-х годов соорудили виадук над рельсами, причём примыкающий к нему участок улицы подвергли небольшой перепланировке, чтобы дорога стала удобной.
Позже переделан один из центральных отрезков улицы — между улицами Кирова и Пушкинской. Во второй половине 1970-х годов там перегородили проезжую часть, приступили к сносу старинных особняков и строительству многоэтажных административных зданий. Один из новых домов до 1991 года занимал горком КПСС, а в 1994 году в него вселили областную думу и городской муниципальный совет. В 2001 году совет переименован в городскую думу. В другом здании до 1989-1990 годов помещались областной совет профсоюзов и областной комитет ВЛКСМ, а теперь в нем оборудован медицинский диагностический центр.
В 1990 году наиболее старое начало улицы 9 Января (от Университетской площади до улицы Кирова) переименовано в улицу Платонова. Это — достижение воронежской общественности: ей с трудом удалось увековечить имя крупного писателя-земляка в центре города. Хотя, конечно, нельзя считать это переименование полностью удачным. Историческая Большая Девицкая разорвана теперь на две части, точнее, оторвана от своих истоков, что противоречит общепринятому подходу к проблемам топонимического наследия…
Каковы достопримечательности той части улицы, которая ныне носит двойное название «9 Января — Большая Девицкая»?
На протяжении целого квартала, между улицами Пушкинской и Ф. Энгельса — М. Дворянской, уцелели старинные дома — памятники архитектуры и истории. Среди тех зданий, что пронумерованы по улице 9 Января, наибольшую художественную выразительность имеет крупный дом купца Н.Ф. Харина, выполненный в формах эклектики (№43, 1881 г., ныне Аэроклуб). Любопытно, что семья Хариных, по всей видимости, была единственной семьёй, которая жила в этой части улицы со времени её прокладки и вплоть до революционных лет, до переименования Большой Девицкой и реквизиции дома — в общей сложности почти 140 лет. Ещё в 1780 году купцу А.Ф. Харину, переселённому из прихода Ильинской церкви, был выдан «билет» для строительства деревянного дома на новом месте, «за городовым валом, идучи от оного валу по Большой Девицкой улице на левой стороне в третьем квартале…». Строитель нынешнего дома Н.Ф. Харин доводился А.Ф. Харину правнуком.
Самый же старый каменный свидетель прошлого — это усадьба, которая принадлежала подполковнику Ф.П. Никитенкову, затем перешла на длительный срок к купцам А.Р. и Т.Р. Михайловым и их семьям, а после к купцу Н.В. Елисееву (дом №37, конец XVIII — начало XIX в., и флигель №35, XIX в., перестроен в 1900 г.). В переделанном, искажённом виде дошёл до нас дом мещанки М.Т. Сухоруковой (№47, 1872 г., ныне военкомат Ленинского района). Дом Николаевской общины тоже перестроен в послевоенное время, но сохранил многие старые детали; теперь он — жилой, как и при первых хозяевах Веретенниковых.
Пройдя дальше, минуя перекрёсток с улицей Кольцовской, мы увидим жилые дома начала XX века: №44 (1910-1912 гг.), принадлежавший мещанке М.М. Шапс, и №52. Затем обнаружим старое здание вагонного парка, которое служит городу до сих пор: это трамвайное депо №1, а в угловом корпусе — офис объединения «Воронежгорэлектротранс».
Непроста история Комсомольского сквера, расположенного на другой стороне (см. о бывшей Ново-Конной площади в статье «Кольцовская улица»).
Ближе к виадуку — промышленное предприятие, которое берёт начало от дореволюционного кабельного завода. С 1943 года оно называется «Воронежсельмаш»: после освобождения города от немецких оккупантов здесь открыт новый завод, выпускающий сельскохозяйственную технику. В глубине участка цел один из старых корпусов, сооружённый в 1916-1917 годах и надстроенный двумя этажами (для завода «Триер») в 1927-1928 годах. До 1980-х годов этот памятник промышленной истории использовался под заводоуправление, а затем администрация «Воронежсельмаша» въехала в новый огромный корпус, сооружённый на линии улицы.
За виадуком, на позднем участке улицы, расположены городской Дворец культуры и пивоваренный завод.
Рубеж XX и XXI веков улица встретила с крупными новостройками. В 1996-1998 годах возведено высотное здание Сберегательного банка (№28) — само по себе яркое, но очень неудачно размещённое среди исторической застройки. С 1998 года велось строительство многоэтажного жилого дома с башней на углу с Никитинской улицей (комфортабельные квартиры предназначены для состоятельных покупателей). Стройка заняла и территорию ликвидированной в 1999 году автостанции. Одновременно сооружался и дом на углу с улицей Фридриха Энгельса.
Исчезли одноэтажные строения бывших Подклетенских выселок. В конце 1990-х годов при строительстве крупного здания снесены последние дворики у перекрёстка с проспектом Труда. Несколько многоэтажных жилых домов поднялись и в конце улицы, на выезде из города.
Сегодня это по-прежнему магистральная улица. До виадука она идёт в Ленинском районе, а дальше тянется по границе Коминтерновского и Советского. В своём окончании она превращается в автотрассу, которая пролегает через главную улицу села Подклетного (Советский район) и далее ведёт на правый берег Дона — к селу Семилуки и к дороге на Землянск. Главная улица Подклетного тоже имеет советское название «9 Января». На ней сохранился двухэтажный дом начала XX века, построенный крестьянином А. Жидконожкиным для постоялого двора и чайной (№38). Перед Великой Отечественной войной здесь был клуб, а после размещалась школа, пока для неё не выстроили рядом новое здание.
Добавить комментарий