Воронеж. Проспект Революции, дом 18, литера Е (Художественный музей)

«Воронежский дворец» (кон. XVIII в.)

Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

Адрес: г. Воронеж, просп. Революции, д. 18, лит. Е

Художественный музей им. И.Н. Крамского (дом губернатора И.А. Потапова) (по материалам книги «Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / В.А. Мальцев. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. — 211 с.: 685 ил.»):

Через арки здания управления Ю.-В.ж.д. просматривается здание Художественного музея имени И.Н. Крамского.

Он основан в 1933 году на базе городского художественного собрания и «музея изящных искусств и древностей» Юрьевского университета, эвакуированного в Воронеж в 1918 году.

В музее экспонируются живописные и скульптурные работы русских, советских и зарубежных мастеров.

Музей им. И.Н. Крамского занимает грандиозное по красоте и размерам, единственное в Воронеже дворцовое здание в стиле барокко. Какие красивые легенды связывали с ним! Одна легенда гласила, что это один из Путевых дворцов, выстроенных для императрицы Екатерины II.

Другая утверждала, что дворец создан для последнего крымского хана Шагин-Гирея, который отказался от престола и поселился в Воронеже. Современные исследователи нашли бесспорные документальные свидетельства того, что здание, возведённое во второй половине 1770-х годов, принадлежало губернатору генерал-поручику И.А. Потапову.

По всей вероятности спроектировал его губернский архитектор Николай Никитич Иевский, ученик известного зодчего Д.В. Ухтомского. Впрочем должность губернатора сама по себе всегда считалась временной, и остается загадка: что подвигло Потапова рисковать и вкладывать деньги в столь зыбкую недвижимость?

В 1818-1819 годах в этом здании, занятом уже Комиссариатской комиссией, бывал по воинской службе поэт-декабрист К.Ф. Рылеев.

В 1911 году «Воронежская ученая архивная комиссия» преподнесла императору Николаю II редчайшую находку — скифскую вазу, выкопанную под Воронежем, и в ответ на «взятку» царь велел передать именно этот дворец под Губернский музей Воронежа. С 1959 года дворец отдали другому музею — изобразительных искусств.

Коллекция музея содержит произведения известнейших мастеров — Крамского, Репина, Серова, Саврасова, Коровина, Борисова-Мусатова, Добужинского, Ге, Бучкури и др.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Выдающийся русский художник, замечательный портретист, один из руководителей товарищества передвижных художественных выставок, родился и провёл детство в городе Острогожске Воронежской губернии. Не раз бывал в Воронеже. Его именем назван переулок в Левобережном районе города.

Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)

Известный воронежский художник, уроженец слободы Бутурлиновки, ученик И.Е. Репина, замечательный живописец и педагог, создатель ярких образов русских женщин. В Воронеже жил с детских лет. Существует несколько версий о его смерти во время немецкой оккупации города. Главное предположение, основанное на рассказах очевидцев: художник расстрелян фашистами.

Воронежский дворец, кон. XVIII в. (по материалам сайта vrn-heritage.ru, от 21.08.2021):

Объект культурного наследия «Воронежский дворец», поставленный под государственную охрану одним из первых в городе, входит в число старейший и ценнейших зданий г. Воронежа. Под разными наименованиями он вошёл во все списки памятников архитектуры города Воронежа: 1926 г. («Здание Госмузея»), 1943 г. («Здание, занимаемое Госмузеем»), 1947 г. («Здание краеведческого музея, т.н. Путевой дворец»), 1948 г. («Б. Екатерининский Путевой дворец»). В постановлении Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 от №1327, которым памятнику был присвоен статус объекта культурного наследия республиканского значения, указано наименование — «Здание Путевого дворца, XVIII в.». В настоящее время произошло уточнение названия объекта — «Воронежский дворец».

Здание построено в 1777–1779 годах. В стиле барокко по проекту губернского архитектора Николая Никитовича Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика Ивана Алексеевича Потапова (1722–1791, губернатор в 1775–1791 гг.). Перед главным фасадом был устроен курдонер, фланкированный аркадами и одноэтажными каменными службами. За домом находился обширный двор, дальше парк.

Иван Алексеевич Потапов родился в 1722 году. В 1737 году он вступил в военную службу, до 1745 года пребывал в унтер-офицерских чинах. В августе 1745 года произведён в аудиторы (чиновник военно-судебного ведомства), в 1747 году — в поручики, в апреле 1755 года — в капитаны. В ноябре 1756 года И.А. Потапов был назначен генерал-аудитор-лейтенантом, в сентябре 1758 года — генерал-провиантмейстер-лейтенантом. В январе 1760 года Потапов произведён в полковники. В марте 1763 года Екатериной II Потапов произведён в генерал-майоры. В июле 1775 года указом императрицы И.А. Потапов был назначен воронежским губернатором, 9 августа он прибыл в Воронеж. 22 сентября 1777 года Иван Алексеевич был произведён в генерал-поручики и в этом чине оставался до конца жизни.

С домом №18, получившим за свою выразительную архитектуру название «дворец», связано несколько легенд. Долгое время в краеведческой литературе бытовала версия, что он был построен для отдыха Екатерины II во время её поездки в Крым, отсюда название памятника, указанное в постановлении Правительства в 1960 году — «Здание Путевого дворца, XVIII в.», а также название «Бывший Екатерининский Путевой дворец». Однако маршрут императрицы не проходил через город Воронеж и здание с Екатериной II никак не связано. По другой версии дворец был построен для последнего крымского хана Шагин-Гирея, который после присоединения Крыма к России жил вместе со своим гаремом и многочисленной челядью в Воронеже с 1784 по 1786 годы. Однако обе версии оказались ошибочными. Только в 1980-е годы, благодаря исследованиям воронежского историка А.Н. Акиньшина, удалось точно установить владельца и дату постройки здания, кроме того, А.Н. Акиньшин со значительной долей уверенности определил автора проекта — губернского архитектора Иевского Н.Н.

Иевский Николай Никитович (1740-1797)

Архитектор. Из дворян. Учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского в Москве. В 1754–1771 годах служил в Москве, работал в «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы«, Гоф-интендантской конторе, принимал участие под руководством В.И. Баженова в проектировании Кремлёвского дворца, создании его модели. В январе 1771 года ушёл в отставку. После пожара в Воронеже в 1773 году возвратился на службу и выполнил проект генерального плана восстановления сгоревшего города. После доработки петербургским зодчим И.Е. Старовым, генеральный план Воронежа был утверждён Екатериной II. В 1773–1781 годах занимал должность Воронежского архитектора, в 1781–1797 — асессор губернской палаты уголовного суда. Занимался реализацией генерального плана: проектировал улицы, отводил участки под строительство домов. Работал в стиле барокко. Н.Н. Иевский разработал типовые проекты уездных присутственных мест (канцелярия, казначейство, кладовая и т.п.) для городов Воронежской губернии. По проекту Н.Н. Иевского, помимо дома губернатора И.А. Потапова, в Воронеже был построен особняк наместника Е.А. Щербинина (не сохранился), он руководил строительством крупных городских «хозяйственных» построек — «Круглых рядов» и «Соляного амбара» (утрачены).

В 1803–1810 годах по проекту архитектора В.Б. Белокопытова проводится капитальный ремонт дома: ремонт конструкций крыши, замена деревянной тесовой кровли на железную, на главном фасаде на уровне второго этажа сделан балкон «на железных консолях с чугунной балюстрадой», аттик главного фасада был декорирован гербом с военной символикой, заменены полы, окна, двери.

Одновременно с капитальным ремонтом главного дома в 1803-1810 годах по проекту архитектора В.Б. Белокопытова производилась перестройка дворовых служб.

На протяжении XIX века службы постоянно перестраивались, их количество увеличивалось. Перестраивался неоднократно и сам дом. Согласно исследованиям А.Н. Акиньшина, один из таких ремонтов проходил между 1844 и 1859 годами. На чертеже главного фасада 1859 года имеется ряд отличий от фасада 1844 года — очертания окон первого этажа вместо прямоугольных стали лучковыми, вместо двух входов остался один, несколько иная форма аттика, фасады здания на высоту первого этажа были оформлены линейным рустом.

В конце 1818 — начале 1819 годов здесь неоднократно бывал прапорщик конноартиллерийской роты поэт, декабрист К.Ф. Рылеев (1795-1826), обращавшийся в Комиссариатскую комиссию по служебным делам. В 1820-е годы Комиссариатскую комиссию возглавлял Д.А. Вольховский, отец декабриста и приятеля Пушкина В.Д. Вольховского, здесь служил Н.О. Ге — отец художника Н.Н. Ге. Позднее Комиссариатскую комиссию возглавляли генералы, участники войны 1812 года П.К. Арнольди (1788-1855), Д.И. Халютин (ок. 1793-1862).

В ведении Военного министерства здание находилось до 1901 года, а 16 декабря 1901 года оно было передано ведомству императрицы Марии для организации Ольгинского института. Институт так и не был открыт, и четыре года здание пустовало.

12 октября 1905 года дом был передан городу и в нём разместились казармы кавалерийских частей. По ходатайству Воронежской ученой архивной комиссии в 1911 году дворец был передан под помещение губернского музея, открывшегося в Воронеже в 1894 году и размещавшегося в то время в здании Магистрата (ныне ул. Плехановская, 3). Со дня открытия музея, с 1894 года, им руководил краевед, священник Стефан Егорович Зверев (1861-1920). По легенде, закрепившейся в краеведческой литературе, передаче здания под музей, способствовал дар, преподнесённый воронежскими властями императору Николаю II — скифский серебряный сосуд 4 века до н.э., обнаруженный в 1911 году во время археологических раскопок в урочище Частые курганы.

При Воронежской Ученой Архивной Комиссии (ВУАК), стоявшей у истоков воронежского краеведения, в 1910 году был создан специальный комитет, который выпустил «Вестник постройки Воронежского губернского музея» с целью сбора средств на реставрацию здания. Проект реставрации с приспособлением здания под размещение экспозиций музея выполнил член ВУАК, первый в Воронеже архитектор-реставратор В.И. Гайн.

Гайн Вячеслав Иванович (1876–1943)

Воронежский архитектор. Окончил реальное училище в Воронеже (1896), Институт гражданских инженеров (СПб, 1901). Сверхштатный техник (1905-1915 гг.), младший инженер строительного отделения губернского правления (1915-1918 гг.). Одновременно служил техником в Воронежском Михайловском кадетском корпусе (1913-1918 гг.). Коллежский секретарь инженер-архитектор отдела городского и сельского строительства губернского совнархоза. С 1924 по 1928 гг. — губернский архитектор. По проектам В.И. Гайна в Воронеже построены «Казанская церковь» (ул. Суворова, 79), «Здание среднетехнического училища им. Петра I» (пр. Революции, 8), «Училище А.В. Шпольского» (ул. Володарского, 60) и др. В.И. Гайн интересовался историей воронежской архитектуры. В 1918 году он с золотой медалью закончил Московский археологический институт, защитив выпускную работу «Древнерусское деревянное зодчество».

Проект реставрации был утверждён Императорским Московским археологическим обществом. Реставрация проводилась в 1912-1914 годах, было затрачено 50 тысяч рублей, окончить её помешала I Мировая война. При разработке проекта В.И. Гайном как оптимальный был выбран первый строительный период — 1777-1779 годы — 1810 год. В процессе реставрационных работ были демонтированы поздние наслоения: балкон 1810 года и входной тамбур середины XIX века, восстановлена первоначальная конфигурация окон первого этажа.

За ходом реставрационных работ наблюдал искусствовед Г.К. Лукомский, архитекторы П.П. Покрышкин, И.А. Фомин, приезжавшие в Воронеж из Петербурга. В работах участвовало также Московское Археологическое общество. П.П. Покрышкин считал, что Гайн при ремонте допускает неточности, в результате которых происходит «искоренение старых форм». Петербургский профессор Г.К. Лукомский так оценивал реставрационные работы: «при ближайшем ознакомлении с ремонтом обнаруживалось, правда, некоторые отступления, которые позволил себе сделать архитектор. Конечно, выпрямление и укрепление просто искривившейся тонкой колонки выступающих частей фасада и для её прочности полезно, и для её вида не вредно. Но изменение профилей карнизов ничем не оправдано и является плодом вольнодумства, прихоти, личного вкуса и усмотрения автора реставрации… Итак, капители были сорваны — для изготовления новых по образцу старых; некоторые детали (волюты и ионики) сделаны суше; колонки выпрямились, видимо, из конструктивных соображений… карнизы между первым и вторым этажом, а также базы капители протянуты были неправильно; правда, сохранены их формы, откос, свес, измельчены детали профилировки…». Однако, в целом реставрация здания В.И. Гайном оценивалась современниками «если не как идеальная, то во всяком случае в достаточной степени тщательная».

В 1914 году музей переехал в отреставрированное здание. В годы 1-й Мировой войны два этажа здания были переданы медико-санитарными и хозяйственными военными учреждениями.

После революции 1917 года здесь находились Губархивбюро, Истпарт и губздравотдел со своими вещевыми складами. Окончательно музей занял помещение лишь в середине 1920-х годов. В 1920–30-х годах в музее работали известные воронежские краеведы Н.В. Валукинский, С.Н. Введенский, С.Н. Замятнин, В.В. Литвинов, М.К. Паренаго, Ю.И. Успенский, Т.М. Олейников, многие из которых были репрессированы в 1930–1931 годах по так называемому «воронежскому делу».

В музее издавна накапливались живописные и скульптурные произведения. Много работ поступило в послереволюционные годы из брошенных или реквизированных новой властью помещичьих усадеб. Значительно обогатились фонды музея после слияния с ним Музея древностей и изящных искусств Императорского Юрьевского университета, который оказался эвакуированным в Воронеж в 1918 году. Перешла в музей и часть предметов искусства и мебели из усадьбы Ольденбургских (пгт Рамонь).

В 1920-1930-е годы был уничтожен дворцовый парк и некоторые служебные постройки. В 1930-х годах в связи с началом строительства «Здания Управления Юго-Восточной железной дороги» была разрушена ограда, часть дворовых флигелей, уровень двора поднят до одного метра, а само здание, ранее открытое для кругового обзора, от проспекта Революции и Университетской ул. (с 1964 года — ул. Феоктистова) скрыто объёмом здания ЮВЖД.

Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от пожара: сгорела крыша, обрушились карнизы, частично утрачена лепнина на фасаде. В 1944 году при ремонте конструкций крыши на 1,4–1,5 м была понижена её высотная отметка. В центральном зале первого этажа были уничтожены два сводчатых с арками прохода, соединявшие зал с другими помещениями. После освобождения Воронежа от немецкой оккупации, здание заняла Воронежская дистанция связи ЮВЖД. В 1947 году решением Исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 18.10.1947 г. Воронежскому музею изобразительных искусств был «… передан «Путевой дворец», размером 1200 м2, имеющим девять экспозиционных залов».

В ходе послевоенного восстановления по предложению академика Л.В. Руднева в южной части «Здания Управления Юго-Восточной железной дороги» были прорезаны арки, через которые с проспекта можно увидеть памятник хотя бы частично.

С 1948 по 1959 годы во дворце находилось два музея: краеведческий музей и музей изобразительных искусств. По решению Исполкома областного Совета депутатов трудящихся №123 от 03.02.1948 г. первый этаж здания и флигель принадлежал краеведческому музею, второй этаж — музею изобразительных искусств, третий этаж был отведен под фонды обоих музеев с выделением им по две комнаты. До 15 августа 1948 года три комнаты оставались заняты дистанцией связи ЮВЖД и четыре комнаты отделом Культпросвета.

В 1951 году была снесена часть сохранившихся служебных построек, окружавших здание дворца. В 1952-1953 гг. под наблюдением архитектора Германа Владимировича Здебчинского был восстановлен архитектурный декор фасадов, восстановлены также паркетные полы на всех этажах, укреплены металлическими скобами некоторые колонки. Здание до войны было покрашено в розовый и жёлтый цвет. В 1954 году, впервые после 1912 года, его перекрасили в зелёный и белые цвета.

С 1959 года памятник полностью был отдан музею изобразительных искусств, а краеведческий музей переведён в другое здание — бывшую Школу слепых, где он размещается и в настоящее время (ул. Плехановская, 29).

В 1978-1979 годах согласно проекту реставрации дворца были снесены последние служебные постройки, окружающие дворец с момента его строительства.

В 1982 году по проекту архитектора реставрационной мастерской Ю.В. Грачёва была восстановлена на прежнем уровне кровля. В 1984 году к тыльной стороне северного ризалита здания был пристроен выставочный зал. В 1983-1985 годах Воронежской реставрационной мастерской была проведена реставрация фасадов здания.

Здание занимает Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.

Здания г. Воронежа, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.