Воронеж. Проспект Революции, дом 18 лит. Е (Художественный музей)

«Воронежский дворец» (кон. XVIII в.)

Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

Адрес: г. Воронеж, просп. Революции, д. 18, лит. Е

Воронежский дворец, кон. XVIII в. (по материалам сайта vrn-heritage.ru, от 21.08.2021):

Объект культурного наследия «Воронежский дворец», поставленный под государственную охрану одним из первых в городе, входит в число старейший и ценнейших зданий г. Воронежа. Под разными наименованиями он вошел во все списки памятников архитектуры г. Воронежа: 1926 г. («Здание Госмузея»), 1943 г. («Здание, занимаемое Госмузеем»), 1947 г. («Здание краеведческого музея, т.н. Путевой дворец»), 1948 г. («Б. Екатерининский Путевой дворец»). В постановлении Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 от №1327, которым памятнику был присвоен статус объекта культурного наследия республиканского значения, указано наименование — «Здание Путевого дворца, XVIII в.». В настоящее время произошло уточнение названия объекта — «Воронежский дворец».

Здание построено в 1777–1779 гг. В стиле барокко по проекту губернского архитектора Николая Никитовича Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика Ивана Алексеевича Потапова (1722–1791, губернатор в 1775–1791 гг.). Перед главным фасадом был устроен курдонер, фланкированный аркадами и одноэтажными каменными службами. За домом находился обширный двор, дальше парк.

Иван Алексеевич Потапов родился в 1722 г. В 1737 г. он вступил в военную службу, до 1745 г. пребывал в унтер-офицерских чинах. В августе 1745 г. произведен в аудиторы (чиновник военно-судебного ведомства), в 1747 г. — в поручики, в апреле 1755 г. — в капитаны. В ноябре 1756 г. И.А. Потапов был назначен генерал-аудитор-лейтенантом, в сентябре 1758 г. — генерал-провиантмейстер-лейтенантом. В январе 1760 г. Потапов произведен в полковники. В марте 1763 г. Екатериной II Потапов произведен в генерал-майоры. В июле 1775 г. указом императрицы И.А. Потапов был назначен воронежским губернатором, 9 августа он прибыл в Воронеж. 22 сентября 1777 г. Иван Алексеевич был произведен в генерал-поручики и в этом чине оставался до конца жизни.

С домом №18, получившим за свою выразительную архитектуру название «дворец», связано несколько легенд. Долгое время в краеведческой литературе бытовала версия, что он был построен для отдыха Екатерины II во время ее поездки в Крым, отсюда название памятника, указанное в постановлении Правительства в 1960 году — «Здание Путевого дворца, XVIII в.», а также название «Бывший Екатерининский Путевой дворец». Однако маршрут императрицы не проходил через город Воронеж и здание с Екатериной II никак не связано. По другой версии дворец был построен для последнего крымского хана Шагин-Гирея, который после присоединения Крыма к России жил вместе со своим гаремом и многочисленной челядью в Воронеже с 1784 по 1786 г. Однако обе версии оказались ошибочными. Только в 1980-е годы, благодаря исследованиям воронежского историка А.Н. Акиньшина, удалось точно установить владельца и дату постройки здания, кроме того, А.Н. Акиньшин со значительной долей уверенности определил автора проекта — губернского архитектора Иевского Н.Н.

Иевский Николай Никитович (1740-1797)

Архитектор. Из дворян. Учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского в Москве. В 1754–1771 гг. служил в Москве, работал в «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы«, Гоф-интендантской конторе, принимал участие под руководством В.И. Баженова в проектировании Кремлевского дворца, создании его модели. В январе 1771 г. ушел в отставку. После пожара в Воронеже в 1773 г. возвратился на службу и выполнил проект генерального плана восстановления сгоревшего города. После доработки петербургским зодчим И.Е. Старовым, генеральный план Воронежа был утвержден Екатериной II. В 1773–1781 гг. занимал должность Воронежского архитектора, в 1781–1797 — асессор губернской палаты уголовного суда. Занимался реализацией генерального плана: проектировал улицы, отводил участки под строительство домов. Работал в стиле барокко. Н.Н. Иевский разработал типовые проекты уездных присутственных мест (канцелярия, казначейство, кладовая и т.п.) для городов Воронежской губернии. По проекту Н.Н. Иевского, помимо дома губернатора И.А. Потапова, в Воронеже был построен особняк наместника Е.А. Щербинина (не сохранился), он руководил строительством крупных городских «хозяйственных» построек — «Круглых рядов» и «Соляного амбара» (утрачены).

В 1803–1810 гг. по проекту архитектора В.Б. Белокопытова проводится капитальный ремонт дома: ремонт конструкций крыши, замена деревянной тесовой кровли на железную, на главном фасаде на уровне второго этажа сделан балкон «на железных консолях с чугунной балюстрадой», аттик главного фасада был декорирован гербом с военной символикой, заменены полы, окна, двери.

Одновременно с капитальным ремонтом главного дома в 1803–1810 гг. по проекту архитектора В.Б. Белокопытова производилась перестройка дворовых служб.

На протяжении XIX в. службы постоянно перестраивались, их количество увеличивалось. Перестраивался неоднократно и сам дом. Согласно исследованиям А.Н. Акиньшина, один из таких ремонтов проходил между 1844 и 1859 гг. На чертеже главного фасада 1859 г. имеется ряд отличий от фасада 1844 г. — очертания окон первого этажа вместо прямоугольных стали лучковыми, вместо двух входов остался один, несколько иная форма аттика, фасады здания на высоту первого этажа были оформлены линейным рустом.

В конце 1818 — начале 1819 г. В здесь неоднократно бывал прапорщик конноартиллерийской роты поэт, декабрист К.Ф. Рылеев (1795–1826), обращавшийся в Комиссариатскую комиссию по служебным делам. В 1820-е гг. Комиссариатскую комиссию возглавлял Д.А. Вольховский, отец декабриста и приятеля Пушкина В.Д. Вольховского, здесь служил Н.О. Ге — отец художника Н.Н. Ге. Позднее Комиссариатскую комиссию возглавляли генералы, участники войны 1812 г. П.К. Арнольди (1788-1855), Д.И. Халютин (ок. 1793-1862).

В ведении Военного министерства здание находилось до 1901 г., а 16 декабря 1901 г. оно было передано ведомству императрицы Марии для организации Ольгинского института. Институт так и не был открыт, и четыре года здание пустовало.

12 октября 1905 г. дом был передан городу и в нем разместились казармы кавалерийских частей. По ходатайству Воронежской ученой архивной комиссии в 1911 г. дворец был передан под помещение губернского музея, открывшегося в Воронеже в 1894 г. и размещавшегося в то время в здании Магистрата (ныне ул. Плехановская, 3). Со дня открытия музея, с 1894 г., им руководил краевед, священник Стефан Егорович Зверев (1861–1920). По легенде, закрепившейся в краеведческой литературе, передаче здания под музей, способствовал дар, преподнесенный воронежскими властями императору Николаю II — скифский серебряный сосуд 4 в. до н.э., обнаруженный в 1911 г. во время археологических раскопок в урочище Частые курганы.

При Воронежской Ученой Архивной Комиссии (ВУАК), стоявшей у истоков воронежского краеведения, в 1910 г. был создан специальный комитет, который выпустил «Вестник постройки Воронежского губернского музея» с целью сбора средств на реставрацию здания. Проект реставрации с приспособлением здания под размещение экспозиций музея выполнил член ВУАК, первый в Воронеже архитектор-реставратор В.И. Гайн.

Гайн Вячеслав Иванович (1876–1943)

Воронежский архитектор. Окончил реальное училище в Воронеже (1896), Институт гражданских инженеров (СПб, 1901). Сверхштатный техник (1905–1915 гг.), младший инженер строительного отделения губернского правления (1915–1918 гг.). Одновременно служил техником в Воронежском Михайловском кадетском корпусе (1913–1918 гг.). Коллежский секретарь инженер-архитектор отдела городского и сельского строительства губернского совнархоза. С 1924 по 1928 гг. — губернский архитектор. По проектам В.И. Гайна в Воронеже построены «Казанская церковь» (ул. Суворова, 79), «Здание среднетехнического училища им. Петра I» (пр. Революции, 8), «Училище А.В. Шпольского» (ул. Володарского, 60) и др. В.И. Гайн интересовался историей воронежской архитектуры. В 1918 г. он с золотой медалью закончил Московский археологический институт, защитив выпускную работу «Древнерусское деревянное зодчество».

Проект реставрации был утвержден Императорским Московским археологическим обществом. Реставрация проводилась в 1912-1914 гг., было затрачено 50 тыс. рублей, окончить ее помешала I Мировая война. При разработке проекта В.И. Гайном как оптимальный был выбран первый строительный период — 1777–1779 гг. — 1810 г. В процессе реставрационных работ были демонтированы поздние наслоения: балкон 1810 г. и входной тамбур середины XIX века, восстановлена первоначальная конфигурация окон первого этажа.

За ходом реставрационных работ наблюдал искусствовед Г.К. Лукомский, архитекторы П.П. Покрышкин, И.А. Фомин, приезжавшие в Воронеж из Петербурга. В работах участвовало также Московское Археологическое общество. П.П. Покрышкин считал, что Гайн при ремонте допускает неточности, в результате которых происходит «искоренение старых форм». Петербургский профессор Г.К. Лукомский так оценивал реставрационные работы: «при ближайшем ознакомлении с ремонтом обнаруживалось, правда, некоторые отступления, которые позволил себе сделать архитектор. Конечно, выпрямление и укрепление просто искривившейся тонкой колонки выступающих частей фасада и для ее прочности полезно, и для ее вида не вредно. Но изменение профилей карнизов ничем не оправдано и является плодом вольнодумства, прихоти, личного вкуса и усмотрения автора реставрации… Итак, капители были сорваны — для изготовления новых по образцу старых; некоторые детали (волюты и ионики) сделаны суше; колонки выпрямились, видимо, из конструктивных соображений… карнизы между первым и вторым этажом, а также базы капители протянуты были неправильно; правда, сохранены их формы, откос, свес, измельчены детали профилировки…». Однако, в целом реставрация здания В.И. Гайном оценивалась современниками «если не как идеальная, то во всяком случае в достаточной степени тщательная».

В 1914 г. музей переехал в отреставрированное здание. В годы 1-й Мировой войны два этажа здания были переданы медико-санитарными и хозяйственными военными учреждениями.

После революции 1917 г. здесь находились Губархивбюро, Истпарт и губздравотдел со своими вещевыми складами. Окончательно музей занял помещение лишь в середине 1920-х гг. В 1920–30-х гг. В музее работали известные воронежские краеведы Н.В. Валукинский, С.Н. Введенский, С.Н. Замятнин, В.В. Литвинов, М.К. Паренаго, Ю.И. Успенский, Т.М. Олейников, многие из которых были репрессированы в 1930–1931 гг. по так называемому «воронежскому делу».

В музее издавна накапливались живописные и скульптурные произведения. Много работ поступило в послереволюционные годы из брошенных или реквизированных новой властью помещичьих усадеб. Значительно обогатились фонды музея после слияния с ним Музея древностей и изящных искусств Императорского Юрьевского университета, который оказался эвакуированным в Воронеж в 1918 г. Перешла в музей и часть предметов искусства и мебели из усадьбы Ольденбургских (пгт Рамонь).

В 1920–1930-е гг. был уничтожен дворцовый парк и некоторые служебные постройки. В 1930-х гг. в связи с началом строительства «Здания Управления Юго-Восточной железной дороги» была разрушена ограда, часть дворовых флигелей, уровень двора поднят до одного метра, а само здание, ранее открытое для кругового обзора, от проспекта Революции и Университетской ул. (с 1964 г. — ул. Феоктистова) скрыто объемом здания ЮВЖД.

Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от пожара: сгорела крыша, обрушились карнизы, частично утрачена лепнина на фасаде. В 1944 г. при ремонте конструкций крыши на 1,4–1,5 м была понижена ее высотная отметка. В центральном зале первого этажа были уничтожены два сводчатых с арками прохода, соединявшие зал с другими помещениями. После освобождения Воронежа от немецкой оккупации, здание заняла Воронежская дистанция связи ЮВЖД. В 1947 г. решением Исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 18.10.1947 г. Воронежскому музею изобразительных искусств был «… передан «Путевой дворец», размером 1200 м2, имеющим девять экспозиционных залов».

В ходе послевоенного восстановления по предложению академика Л.В. Руднева в южной части «Здания Управления Юго-Восточной железной дороги» были прорезаны арки, через которые с проспекта можно увидеть памятник хотя бы частично.

С 1948 по 1959 гг. во дворце находилось два музея: краеведческий музей и музей изобразительных искусств. По решению Исполкома областного Совета депутатов трудящихся №123 от 03.02.1948 г. первый этаж здания и флигель принадлежал краеведческому музею, второй этаж — музею изобразительных искусств, третий этаж был отведен под фонды обоих музеев с выделением им по две комнаты. До 15 августа 1948 г. три комнаты оставались заняты дистанцией связи ЮВЖД и четыре комнаты отделом Культпросвета.

В 1951 г. была снесена часть сохранившихся служебных построек, окружавших здание дворца. В 1952–1953 гг. под наблюдением архитектора Германа Владимировича Здебчинского был восстановлен архитектурный декор фасадов, восстановлены также паркетные полы на всех этажах, укреплены металлическими скобами некоторые колонки. Здание до войны было покрашено в розовый и желтый цвет. В 1954 г., впервые после 1912 г., его перекрасили в зеленый и белые цвета.

С 1959 г. памятник полностью был отдан музею изобразительных искусств, а краеведческий музей переведен в другое здание — бывшую Школу слепых, где он размещается и в настоящее время (ул. Плехановская, 29).

В 1978-1979 г. согласно проекту реставрации дворца были снесены последние служебные постройки, окружающие дворец с момента его строительства.

В 1982 г. по проекту архитектора реставрационной мастерской Ю.В. Грачева была восстановлена на прежнем уровне кровля. В 1984 г. к тыльной стороне северного ризалита здания был пристроен выставочный зал. В 1983-1985 гг. Воронежской реставрационной мастерской была проведена реставрация фасадов здания.

Здание занимает Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.

Художественный музей им. И.Н. Крамского (дом губернатора И.А. Потапова) (по материалам книги «Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам. / В.А. Мальцев — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. — 211 с.: 685 ил.»):

Через арки здания управления Ю.-В.ж.д. просматривается здание Художественного музея имени И.Н. Крамского.

Он основан в 1933 г. на базе городского художественного собрания и «музея изящных искусств и древностей» Юрьевского университета, эвакуированного в Воронеж в 1918 г.

В музее экспонируются живописные и скульптурные работы русских, советских и зарубежных мастеров.

Музей им. И.Н. Крамского занимает грандиозное по красоте и размерам, единственное в Воронеже дворцовое здание в стиле барокко. Какие красивые легенды связывали с ним! Одна легенда гласила, что это один из Путевых дворцов, выстроенных для императрицы Екатерины II.

Другая утверждала, что дворец создан для последнего крымского хана Шагин-Гирея, который отказался от престола и поселился в Воронеже. Современные исследователи нашли бесспорные документальные свидетельства того, что здание, возведенное во второй половине 1770-х годов, принадлежало губернатору генерал-поручику И.А. Потапову.

По всей вероятности спроектировал его губернский архитектор Николай Никитич Иевский, ученик известного зодчего Д.В. Ухтомского. Впрочем должность губернатора сама по себе всегда считалась временной, и остается загадка: что подвигло Потапова рисковать и вкладывать деньги в столь зыбкую недвижимость?

В 1818-1819 годах в этом здании, занятом уже Комиссариатской комиссией, бывал по воинской службе поэт-декабрист К.Ф. Рылеев.

В 1911 г. «Воронежская ученая архивная комиссия» преподнесла императору Николаю II редчайшую находку — скифскую вазу, выкопанную под Воронежем, и в ответ на «взятку» царь велел передать именно этот дворец под Губернский музей Воронежа. С 1959 года дворец отдали другому музею — изобразительных искусств.

Коллекция музея содержит произведения известнейших мастеров — Крамского, Репина, Серова, Саврасова, Коровина, Борисова-Мусатова, Добужинского, Ге, Бучкури и др.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Выдающийся русский художник, замечательный портретист, один из руководителей товарищества передвижных художественных выставок, родился и провел детство в городе Острогожске Воронежской губернии. Не раз бывал в Воронеже. Его именем назван переулок в Левобережном районе города.

Бучкури Александр Алексеевич (1870-1942)

Известный воронежский художник, уроженец слободы Бутурлиновки, ученик И.Е. Репина, замечательный живописец и педагог, создатель ярких образов русских женщин. В Воронеже жил с детских лет. Существует несколько версий о его смерти во время немецкой оккупации города. Главное предположение, основанное на рассказах очевидцев: художник расстрелян фашистами.

Здания г. Воронежа, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *