Санкт-Петербург. Исаакиевский собор
Фото 19.07.2011:
Фото 15.05.2015:
Собор Преподобного Исаакия Далматского
Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 4
Исаакиевский собор — один из крупнейших православных храмов города Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.
Исаакиевский собор (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
С южной стороны Сенатской площади расположен великолепный храм с портиками из мощных гранитных колонн и позолоченным куполом — Исаакиевский собор, шедевр национального зодчества, замечательный памятник русского классицизма.
Существующее ныне здание — четвёртая церковь, построенная в Санкт-Петербурге в честь святого Исаакия Далматинского. Основатель города Пётр I выразил желание увековечить память о святом Исаакии, день почитания которого, 30 мая, совпадал с днём рождения царя.
Первую Исаакиевскую церковь, небольшую и деревянную, соорудили в 1707 году близ Адмиралтейства. Здесь в 1712 году состоялось венчание Петра I и Екатерины I. Скромное здание не соответствовало своему назначению, и в 1717 году по проекту архитектора И. Маттарнови на берегу Невы, в том месте, где сейчас находится «Медный всадник», заложили вторую — каменную Исаакиевскую церковь. Однако в её стенах и сводах вскоре образовались трещины из-за подвижки грунта в сторону Невы, и в 1763 году церковь разобрали.
Третье здание начали возводить в 1768 году по проекту архитектора А. Ринальди. Был задуман собор с пятью куполами и высокой колокольней, с богатой мраморной отделкой снаружи и внутри. Но строительство затянулось на долгие годы, и архитектор В.Ф. Бренна спешно завершил его лишь в 1802 году, значительно изменив проект: уменьшив высоту здания и колокольни, сделав собор однокупольным и ограничившись неполной мраморной облицовкой фасадов.
Наспех сооружённый, с незавершённой отделкой и приземистой колокольней, собор не гармонировал с окружающей парадной застройкой, что заставило правительство задуматься о перепланировке здания.
В 1818 году состоялся конкурс на новый проект храма. Непременным условием, выдвинутым императором Александром I, стало требование сохранить алтарную часть прежнего собора. Победителем конкурса оказался малоизвестный архитектор О. Монферран, недавно приехавший в Россию из Франции.
Возведение нового Исаакиевского собора началось в 1819 году. Оно продолжалось почти 40 лет и стало настоящим трудовым подвигом огромного коллектива архитекторов, инженеров и рабочих — 400 тыс. человек!
Новое здание должно было иметь ширину прежнего, но стать длиннее и выше, от старого сохранили лишь южную и северную стены. Под новые стены и портики стали сооружать фундамент. Чтобы не допустить осадки тяжёлой постройки на болотистом грунте, её установили на свайном основании — так строились многие крупные здания в Петербурге. Сваи — просмоленные сосновые брёвна длиной 6,5 м и 26-28 см в диаметре — забивали в землю чугунными бабами, которые поднимались воротами, приводимыми в движение шестёркой лошадей. Расстояние между сваями равнялось их диаметру, благодаря этому фунт уплотнялся настолько, что в него с трудом втыкался железный прут. Забивка свай, очень трудоёмкий процесс, затянулась на годы. Летом в день вбивали по пять свай, а осенью только две. Всего же их потребовалось 10 762.
Завершив устройство фундаментов, Монферран приступил к установке гранитных колонн. Выломка гранитных монолитов велась в каменоломне Пютерлакс, близ Выборга. Руководил артелями каменотёсов талантливый мастер каменных дел Самсон Суханов.
Для установки колонн возвели специальные леса. Подъём был тщательно продуман и рассчитан. Обшитую войлоком и циновками колонну весом 114 тонн, высотой 17 м и 1,8 м в диаметре вкатывали в пролёт лесов и поднимали канатами, пропущенными через систему блоков с помощью 16 воротов, которые вращали по 8 человек каждый. Малейшая ошибка могла обернуться несчастьем. На установку первой колонны явились посмотреть император Николай I с семьёй, министры, дипломаты, архитекторы и тысячи горожан, заполнивших площадь и крыши близлежащих домов. Установка колонны заняла около часа и привела в изумление всех очевидцев. Метод, выбранный Монферраном, и расчёты себя оправдали: во время подъёма всех 48 колонн конструкции лесов не издали даже скрипа! Возведение портиков Исаакиевского собора не имело аналогов в истории мирового строительного дела, а всего собор украсили 112 колонн различной величины.
Решение сооружать портики до возведения стен противоречило существующим тогда правилам строительства и стало новаторством Монферрана, впрочем, не единственным при работе над Исаакием. При кладке стен зодчий применил железные связи, а когда возведение стен и пилонов закончилось, использовал металлические конструкции в качестве стропил для кровли.
Кирпичные своды собора опираются на шесть пилонов, четыре из которых стали основанием для барабана купола. Барабан с аркообразными оконными проёмами окружают 24 гранитные колонны, каждая весом 67 тонн и высотой 13,22 м. К месту установки их доставляли по наклонному настилу на специальных тележках. Никогда ещё в России колонны не устанавливали на такой высоте. (Сейчас колоннада барабана используется как смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на центр Петербурга.)
Первоначальный проект предполагал возведение купола из кирпича. Монферран предложил заменить кладку металлической конструкцией, состоящей из трёх частей: нижней — сферической, средней — конической и наружной — покрытой плотно прилегающими друг к другу позолоченными медными листами. Это позволило сэкономить средства и время. На изготовление конструкций купола пошло 490 т железа, 990 т чугуна, 49 т меди и 30 т бронзы. Диаметр наружного купола — 25,8 м. Между куполами заложено 100 тыс. (!) пустых гончарных горшков, их применение облегчило всё сооружение, создало хорошую теплоизоляцию, улучшило акустику. Окружают купол четыре невысокие колокольни, украшенные гранитными колоннами.
В 1841 году основные строительные работы завершились и началась отделка собора. Наружные стены его облицевали серыми мраморными плитами, что в сочетании с красными гранитными колоннами портиков придало сооружению строгий и монументальный облик. В создании художественного образа здания, по замыслу Монферрана, важную роль должна была сыграть скульптура. Известные скульпторы И. Витали, Н. Пименов, А. Логановский, П. Клодт, И. Герман создали изваяния и барельефы на темы из Священного Писания, украсившие углы здания, барабан купола, бронзовые двери, ниши в стенах, углы фронтонов и сами фронтоны.
Поразительно внутреннее убранство собора. Богатую цветовую гамму создаёт сочетание различных пород камня, применённого при отделке интерьера: розовый, серый, белый, зелёный, жёлтый и красный мрамор, тёмно-вишнёвый порфир, малахит и лазурит, которым облицевали колонны. Декоративное убранство дополняют детали из позолоченной бронзы: капители и основания колонн, балюстрады, ажурные решётки со сложным узором; на всё это было затрачено 1000 т бронзы и 400 кг золота.
Стены и своды покрыты многочисленными живописными и мозаичными картинами. Общий проект росписей и картин с указанием сюжетов составил Монферран, а воплотили его в жизнь видные русские художники Ф. Бруни, П. Басин, В. Шебуев. Самая большая роспись — плафон купола (площадь более 800 кв. м) — выполнена К. Брюлловым с удивительной выразительностью и лёгкостью. В центре — эффектная картина звездного неба, созданная на окрашенных в голубой цвет медных листах конического купола, на фоне которого парит серебряный голубь — символ Святого Духа.
Особое место в оформлении интерьера занимает мозаика. К ней прибегли из-за высокой влажности и низкой температуры в соборе. Работы велись с 1851 по 1914 год. Мозаичными картинами заменили ряд живописных произведений и росписей. Чтобы передать богатство красок, художники использовали смальты (сплав стекла с металлическими красителями) более чем 12 тыс. оттенков!
Уникальность художественного оформления Исаакиевского собора и в том, что здесь, едва ли не единственный раз в православном храме, установлен в главном алтаре витраж площадью 28,5 кв. м, изготовленный немецким мастером Г. Кюлем. На нём изображен Христос.
На протяжении четырёх десятилетий жители Петербурга наблюдали за невиданным доселе строительством. Наконец, 30 мая 1858 года состоялось освящение Исаакиевского собора, который стал главным в столице. После революции 1917 года он действовал ещё 10 лет, а в 1931 году стал музеем. Несколько лет назад здесь возобновились богослужения. Сегодня Исаакиевский собор — важнейшая доминанта центра Петербурга и символ города. Это колоссальное здание длиной 111,5 м, шириной 97,6 м и высотой 101,5 м, способное вместить до 14 тыс. человек. Со времени его возведения прошло почти 150 лет, но и сейчас это творение рук человеческих не может не вызвать удивления и восторга.
Добавить комментарий