Санкт-Петербург. Главное Адмиралтейство
Фото июль 2011 г.:
Фото 09.05.2015:
Здание Главного Адмиралтейства
Адрес: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр-д, д. 1 — Южный (главный) павильон
Адрес: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейская наб., д. 2 / Адмиралтейский пр-д, д. 2 — Восточный павильон
Адрес: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейская наб., д. 16 — Западный павильон
Здание Главного Адмиралтейства — комплекс построек на берегу реки Невы между Адмиралтейской набережной, Дворцовым проездом и Адмиралтейским проездом. Состоит из трёх, объединённых между собой, построек: Южный (Главный), Восточный и Западный павильоны. Является памятником архитектуры русского классицизма.
На Главном корпусе размещено несколько мемориальных досок:
- Зданiе Главнаго Адмиралтейства построено въ 1811 году по проекту русскаго зодчаго Адрiана Захарова.
- В этом здании в 1909-1917 годах работал видный деятель Российского флота, последний морской министр Российской империи, генерал-адъютант, адмирал Иван Константинович Григорович.
На Восточном павильоне размещена мемориальная доска:
Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Санкт-Петербургская епархия. Храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского.
Адмиралтейство (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
Величественное здание Главного Адмиралтейства — важнейший градообразующий элемент центральной части Петербурга. От него берут начало три расходящиеся веером главные магистрали города: Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Оно участвует в формировании архитектурных ансамблей трёх площадей: Дворцовой, Сенатской, Адмиралтейской. Венчающий здание позолоченный шпиль давно стал одним из главных символов города.
Заложили Адмиралтейство — кораблестроительную верфь и крепость — 5 ноября 1705 года. Место выбрал сам Пётр I, он же составил чертёж-план сооружения. В кротчайшие сроки возвели огромный, П-образный в плане комплекс зданий, соединённых друг с другом. На просторном дворе, раскрытом в сторону реки Невы, устроили стапели и каналы, а в окружавших его с трёх сторон крытых строениях разместили мастерские, склады и другие производственные помещения. В центре самого протяжённого южного фасада построили башню со шпилем.
Оборонительные сооружения Адмиралтейства состояли из земляных валов с пятью бастионами, рва с переброшенным через него подъёмным мостом. Чтобы обеспечить установленным на валу пушкам возможность вести эффективный огонь в случае нападения врага, территорию вокруг верфи-крепости очистили от леса и не застраивали. Позже часть этого пространства и превратилась в главные площади Петербурга — Дворцовую и Сенатскую. В 1706 году верфь построила первый корабль для Балтийского флота.
В 1719 году Пётр I решил переделать здание Адмиралтейства в камне.
Однако работы велись медленно до тех пор, пока руководство ими не поручили только что вернувшемуся после учёбы за границей молодому, но талантливому архитектору И.К. Коробову. Он энергично взялся за дело и в 1732-1738 гг. полностью перестроил здание, сохранив его планировку. Вместо одноэтажного сооружения возник двухэтажный каменный корпус с центральной башней. В её нижнем ярусе был устроен проезд в виде арки, а на завершении — восьмигранный купол с позолоченным шпилем, увенчанным трёхмачтовым корабликом-флюгером (на позолоту потратили почти 16,5 кг драгоценного металла). Высота башни со шпилем — 72 м.
В возведении деревянных конструкций шпиля участвовала артель плотников А. Филиппова, под руководством «шпицных и кровельных дел мастера» голландца Г. ван Болеса, создателя шпиля собора в Петропавловской крепости и первого шпиля Адмиралтейства.
Изящная и стройная башня, созданная Коробовым, явилась подлинным шедевром русского зодчества первой половины XVIII века. Однако в начале XIX века Адмиралтейство — производственное сооружение в центре столицы — уже плохо гармонировало с великолепным Зимним дворцом, зданием Сената и другими пышными строениями. В 1802 году было учреждено Морское министерство, которое и решили здесь разместить.
Реконструкцию поручили А.Д. Захарову — с 1805 года главному архитектору Адмиралтейства. Колоссальный объём работ не остановил энтузиаста, решившего сохранить исторически сложившуюся планировку Адмиралтейства.
Перестройка продолжалась до 1823 года. Столь длительные её сроки были вызваны огромным объёмом работ, отвлечением сил и средств во время войны с наполеоновской Францией, некомпетентным вмешательством чиновников и самого императора.
Проект реконструкции, разработанный Захаровым, предполагал как внутреннюю перепланировку здания (сосредоточение служебных помещений во внешнем корпусе, а производственных — верфей, мастерских, складов — во внутреннем), так и создание новых фасадов. Им зодчий уделил самое пристальное внимание: по его замыслу, они должны были показать величие России и мощь её флота. Протяжённость фасадов Адмиралтейства велика: главный (южный) имеет длину 415 м, а боковые (восточный и западный) — по 172 м!
В первую очередь Захаров взялся за перестройку восточного корпуса, обращённого к Зимнему дворцу. Здесь зодчему пришлось столкнуться с вмешательством в работы Александра I: однажды царь обнаружил, что возводимое здание закрывает обзор на устье Невы из окон его апартаментов, и Захаров был вынужден переделывать уже готовое сооружение.
Затем архитектор приступил к главному фасаду, однако скоропостижно скончался в 1811 году в самый разгар работ. Строительство завершали его помощники — архитекторы А. Бежанов, Д. Калашников, И. Гомзин. Так в центре Петербурга возникло сооружение, внешне не имевшее почти ничего общего с прежней невзрачной и примитивной постройкой.
Сильное впечатление производит главный фасад Адмиралтейства. Захаров разделил его на три части. Центральная — башня со шпилем и прилегающие к ней участки стен. Зодчий сохранил творение своего предшественника Коробова — шпиль; он лишь подвёл под него новое основание, и в результате башня приобрела ступенчатую форму. Над её нижней частью — кубом, прорезанным аркой ворот, — возвышается второй ярус с изящным портиком и плавно изогнутым куполом с вделанными в него круглыми часами, от купола устремляется вверх золотая игла, увенчанная знаменитым корабликом-флюгером. На уровне второго-третьего этажей установлены большие, двенадцатиколонные, завершённые фронтонами, портики. Они обрамлены с двух сторон малыми, шестиколонными, портиками с горизонтальным перекрытием-антаблементом.
В сооружении Захарова архитектура неразрывно связана со скульптурой, придающей зданию особую выразительность и обогащающую его облик. Тематику всех скульптур и рельефов задал сам зодчий. К работам были привлечены лучшие ваятели: Ф. Щедрин, И. Теребенев, С. Пименов, В. Демут-Малиновский, А. Анисимов.
Наиболее насыщенно и содержательно скульптурное убранство центральной башни. Её арочный проём украшают монументальные скульптурные группы и фриз «Заведение флота в России». На нём изображён царь Пётр, принимающий от бога морей Нептуна трезубец — символ власти на море. У подножия портика башни — фигуры четырёх античных героев, а над каждой колонной портика — статуи, аллегорически изображающие стихии и времена года (всего 28 изваяний).
Скульптурные композиции, прославляющие труд, ратные подвиги русского народа, развитие наук в России, украшают четыре фронтона колоннад главного и боковых фасадов.
Безошибочно верно решил Захаров и цветовое оформление здания Адмиралтейства: оштукатуренные стены изначально окрашивались в жёлтый цвет, на фоне которого особенно выразительно выделялись белые колонны, наличники окон, фризы и скульптуры.
Творение А. Захарова — вершина русского классицизма, признанный шедевр национального зодчества.
Добавить комментарий