Фото 27.05.2015:
Фото 24.03.2016:
Зимний дворец (бывший императорский дворец)
Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 2 / Дворцовая наб., д. 38
Зимний дворец построен в 1754-1762 гг. (архитектор Ф.-Б. Растрелли) как официальная царская резиденция. Является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения. Входит в главный ансамбль музейного комплекса Государственного Эрмитажа.
Трёхэтажное здание Зимнего дворца занимает целый квартал и вместе с Дворцовой площадью образуют красивейший архитектурный ансамбль, являясь одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.
На здании дворца размещена мемориальная доска:
В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года Зимний дворец — резиденция царей, местопребывание последнего правительства буржуазии, — был взят штурмом красногвардейцами и революционными частями армии и флота.
Зимний дворец (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
Место расположения главной резиденции российских императоров — Зимнего дворца, — как и многих других сооружений Санкт-Петербурга, определил основатель города Петр Великий.
Самый первый дом «для зимнего пребывания царя» был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом «голландской» архитектуры — первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный — с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название Зимней канавки — по дворцу.
Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к Адмиралтейству. Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем Эрмитажного театра — она сохранилась до наших дней.)
По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец — появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, насчитывалось около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.
Царица затеяла новое строительство — четвертого по счету Зимнего дворца. Получивший название Анненского, он был спроектирован и возведен в 1732-1736 гг. придворным архитектором Б.Ф. Растрелли. Трехэтажное здание, в нарушение петровских предписаний, смотрело не на Неву, а на Адмиралтейство. Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.
Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Растрелли предложил императрице проект нового дворца, а так как строить его предполагалось на месте Анненского, то он всего за семь месяцев 1755 г. создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу Невского проспекта и реки Мойки со 156 комнатами также было роскошно отделано.
После смерти императрицы дворец пришел в запустение, его убранство растащили, а еще не ветхое здание разобрали.
Строительство шестого по счету Зимнего дворца, сохранившегося до наших дней, велось в 1755-1762 гг. Работы начались со сноса Анненского дворца, после чего тысячи строителей возводили стены, устраивали лестницы, перекрытия; отделочники — штукатуры, маляры, резчики по камню и дереву, позолотчики, стекольщики — придавали фасадам и внутренним помещениям облик, строго соответствующий проекту Б.Ф. Растрелли. Наконец, в апреле 1762 г. только что вступивший на престол император Петр III переехал в новую резиденцию.
Это четырехэтажное здание по сути своей — целый квартал с внутренним крестообразным в плане двором. Каждый из его фасадов имеет свое неповторимое оформление.
Главный фасад обращен в сторону Дворцовой площади. Он прорезан в центре трехарочными воротами с узорчатыми решетками. Это главный въезд во внутренний двор, ведущий к парадному подъезду.
Западный фасад, направленный на Адмиралтейство, разделен на три части выдвинутыми вперед боковыми крыльями.
Фасад, выходящий на Неву, гармонирует с ее спокойной водной гладью. Он не имеет такого ярко выраженного членения, как все остальные, — боковые выступы-ризалиты выдаются вперед всего на 5 м, благодаря чему гигантская фронтальная протяженность дворца производит со стороны реки особенно яркое впечатление своей сдержанной величавостью.
Восхищает декоративное оформление здания. Многочисленными колоннами, установленными в два яруса, архитектор подчеркнул необычную для того времени высоту дворца. Вертикаль колонн как бы продолжена 176 скульптурами и вазами, расставленными на балюстраде, — ограждении крыши в виде перил на уровне кровли.
Особую роль в облике здания играют 1945 окон. Отличающиеся разнообразием в размерах и оформлении проемов, они сами по себе служат украшением здания. Гений Растрелли-скульптора ярко проявился при создании проектов лепных украшений.
Большое внимание архитектор уделил окраске фасадов дворца. Изначально она была трехцветной: стены окрашивались в розово-желтые тона (сейчас зеленые), колонны, наличники, балюстрада в белые, лепнина покрывалась позолотой. Все это создавало поразительный эффект — дворец буквально светился даже в пасмурную погоду, а солнечные лучи вызывали потрясающую игру света и тени на его стенах.
Исключительно логично были размещены главные внутренние помещения дворца. Они находились в угловых его выступах: в юго-западном — дворцовый театр, в северо-западном — тронный зал, в северо-восточном — парадная лестница, в юго-восточном — дворцовая церковь. Между ними располагались залы, жилые комнаты, подсобные помещения, галереи, которых в XVIII в. насчитывалось более 460.
Отделка велась лучшими русскими и иностранными мастерами. Полы в большинстве помещений были покрыты паркетом из ценных пород дерева. Живописные плафоны иллюзорно увеличивали высоту залов. Огни сотен светильников отражались в полированном мраморе, привезенном из Италии, в позолоте декоративных украшений, стеклах дверей и зеркалах, доставленных из Парижа…
К 1762 г. удалось завершить отделку лишь части покоев, остальные оформлялись без Растрелли. Проектируя Зимний дворец, зодчий ставил перед собой цель воздвигнуть его «для одной славы России». Эта задача была выполнена: грандиозный дворец стал олицетворением величия и силы государства Российского.
К сожалению, первоначальное убранство дворца сохранилось не полностью. В декабре 1837 г. в нем произошел пожар. Попытки пожарных справиться с огнем не увенчались успехом. Во дворец бросились поднятые по тревоге гвардейские полки. Рискуя жизнями, солдаты, под руководством императора Николая I, выносили ковры и картины, кухонную посуду и драгоценности, мебель и резные двери, одежду из гардеробов императорской семьи и сундуков прислуги. Все сваливали у подножия Александровской колонны. Дворец выгорел дотла. Героическими усилиями гвардейцев удалось не допустить распространения огня на здания Эрмитажа. Погибли 13 человек из числа пожарных и солдат.
Николай I распорядился немедленно начать восстановительные работы. Фасады и часть внутренних помещений возрождали по чертежам Растрелли. Проект восстановления разработали архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов. Трудились от 6 до 8 тысяч строителей. Ценой титанического напряжения сил Зимний дворец, погибший, казалось бы, навсегда, возродился за 15 месяцев, к марту 1839 г. Так удалось спасти лучшее архитектурное произведение русского барокко середины XVIII в., которому не было равных в мире, — дворец площадью 10 441 кв. м имеет 1 050 помещений и 117 лестниц.
К Зимнему дворцу примыкают соединенные с ним переходом четыре здания Эрмитажа. В переводе с французского слово «эрмитаж» означает «уединенный уголок». Такие сооружения при дворцах европейских монархов и знати украшались произведениями искусства. Инициатором строительства Эрмитажа при Зимнем дворце выступила императрица Екатерина II. В 1764-1767 гг. по ее велению возвели Малый Эрмитаж (арх. Ж.Б.М. Валлен-Деламот), в который поместили коллекцию картин европейских художников. Вскоре шедевров искусства в коллекции императрицы оказалось столько, что пришлось строить еще одно здание — Старый Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен, 1771-1778). А в 1783-1787 гг. на месте Зимнего Дворца Петра I возник Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Наконец, в 1839-1852 гг. построили Новый Эрмитаж (арх. Л. фон Кленце).
Здесь, а также в Зимнем дворце со времен Екатерины II размещается собрание произведений искусства и культуры, исторические экспонаты и реликвии, которые сегодня вошли в сокровищницу одного из крупнейших музеев мира, именуемого Государственным Эрмитажем. В его восьми отделах — первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включающего дворцовые интерьеры, Военную галерею и бывший Меншиковский дворец), нумизматики, западноевропейского искусства и др. — выставлены тысячи бесценных картин, гравюр, скульптур, редких книг, античных древностей, произведений декоративно-прикладного искусства, коллекции оружия, монет, медалей. Экспозиция музея занимает более 350 залов, а посещаемость Эрмитажа — около 3,5 млн. человек в год.
Люблю это рассказывать снова и снова … В 1985 году, отработав один год в Днепровском районо после окончания 129 Киевской школы, я поехала поступать в техникум г. Ленинград (Санкт-Петербург) в Россию. Аттестат у меня был без трое, но поступить без экзаменов можно было в Трамвайно-троллейбусный техникум, который находился в центе города в старом, царском здании на Неве. Меня поселили в том же здании в студенческом общежитии. В августе, когда ещё студенты не приехали, а денег возвращаться домой не было, я днём пошла гулять по центральной части города. Прошлась по Невской набережной и завернула в жилой массив, непроизвольно повернула голову направо и обомлела от неописуемой красоты. Это был Зимний дворец, который я узнала по документальной киноленте «Взятие Зимнего дворца», где пролетариат перелазит через ворота с двумя чёрными, литыми кругами. Написать, что он моментально поражает своей сказочной красотой — это ничего не написать. Но за секунду я словила себя на мысли от другого увиденного; «Здесь не ступала нога человека! Такого не может быть!» Ни света в окнах, ни единого человека, ни единой машины, ни единого следа .. Я была такой наивной .. Через несколько месяцев я поступила одна в государственный Народный театр недалеко от «Гостиного двора», в центре Ленинграда. Никто больше не поступил. Я зашла на сцену и первым вопросом у меня был: — А где родилась ваша мама? — В Черниговской губернии — ответила я. После 2015 г. моя «мать» подменила Свидетельство о рождении моей матери на Черниговскую область, подложив мне «объедки со стола», причём моя родословная по актовым записям в государственном реестре и архиве до 1934 года на моё имя, без «имён» моих «родственников». Как оказалось у меня редкий отрицательный резус-фактор крови, которой нет ни у одного из моих родственников, а моя «мать», которую я знала никогда не имела Свидетельство о браке с моим отцом и «менять» документы у неё не было ни единого права. И так, я одна поступила в государственный (в СССР все театры были государственные) Народный театр. Именно в ту осень умер мой отец, который уже давно не жил в семье. Техникум я не закончила и вернулась домой в Киев, закончив там другой техникум. В 1999 году развернулись странные и ужасающие события к моему возрасту Иисуса Христа. И я начала вспоминать своё детство, когда мой отец жил в семье: — Доця, ты будешь видеть картинки … Зимний дворец ты возьмёшь с собой и перенесёшь его .. ..» В 2019 году я получила скромный красный диплом профессиональной переподготовки Московского Института: «Актриса театра и кино» с бессрочной лицензией, сбив оскомину .. С возрастам анализируя реальность, понимаешь насколько тебя обманули на образовании. В магии есть слово «Абракадабра», а у Гарри Поттера Адабра Кедабра, а действительность гениальности очень проста: «Век живи — век учись».