Павловск. Казанский храм
Храм Казанской иконы Божией Матери
Адрес: Воронежская обл., г. Павловск, просп. Революции, д. 25
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (по материалам книги «Возрождённые святыни. Памятники церковной архитектуры Воронежской и Борисоглебской епархии. / под общей редакцией архимандрита Андрея (Тарасова) — Воронеж: издательский отдел Воронежской и Борисоглебской епархии, 2011. — 216 с., илл.»):
В 1711 году, через два года после основания Павловска, казанские купцы, которых Пётр I сначала перевёл в Азов и Таганрог, были переселены в Павловск. Они привезли с собой приходской деревянный Казанский храм, который немедленно установили в своей слободке и в том же году освятили. Будучи в Таганроге, они получили от Казанского митрополита Тихона икону казанских чудотворцев святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Кроме нее в храме хранилась копия с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1766 году деревянный храм сгорел, и в нескольких метрах к югу от него было начато возведение нового Казанского храма с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Это было первое каменное здание в городе, сохранившееся до наших дней. В 1767 году был освящён главный престол. Однако весь храм освятили только в 1776 году. В 1843 и 1901 годах храм перестраивался. В советский период он был закрыт, купол храма и верхние ярусы колокольни были разобраны, а в здании разместилась спортивная школа. В начале 2002 года храм был возвращён епархии. В 2004-2007 годах проводились работы по его восстановлению и благоустройству. Храму были пожертвованы 11 колоколов, которые освятили 4 ноября 2008 года, в престольный праздник, а 4 сентября 2009 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение крестов. Храм восстановлен в том виде, в котором он сохранился на фотографиях начала XX века.
В архитектуре храма были использованы элементы классицизма и русского стиля. Архитектура первого периода строительства (XVIII в.) сохранилась лишь в трёхъярусной, несколько массивной, колокольне, увенчанной шатром и луковичной главкой. Объёмная композиция и декор остальных частей церкви характерны для русского стиля середины XIX века. К небольшому четверику храма, увенчанному световой главой, примыкают двухсветные приделы с полуфронтонами в завершении фасадов. Прямоугольные алтари приделов обрамляют полукружие средней апсиды. С запада композицию замыкают длинная трапезная и колокольня. Гладь фасадов прорезают арочные проёмы с килевидными архивольтами. В интерьере храма чудом уцелели конструктивно-пространственные элементы барочного периода.
Добавить комментарий