Москва. Симонов монастырь
Симонов монастырь
Адрес: г. Москва, ул. Восточная д. 4
Симонов монастырь (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.»):
В тех местах, где расположен Симонов мужской монастырь, немного печальных, но очень красивых, жила героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В окрестностях монастыря любил бывать и сам автор. Карамзин описал Симонов монастырь, когда тот был временно упразднен, его закрыли в 1771 году из-за «моровой язвы» (эпидемии чумы) в Москве. Монастырь тогда превратился в чумной карантин, но в 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина был восстановлен.
Карамзин писал: «Но всего приятнее для меня то место, над которым возвышаются мрачные готические башни Симонова монастыря… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада… Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь… Иногда вхожу в кельи и представляю себе тех, которые в них жили… Здесь вижу седого старца, преклонившего колени перед распятием и молящегося о скором разрешении от земных оков… Там юный монах — с бледным лицом… смотрит в поле сквозь решетку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха… и проливает горькие слезы из глаз своих… Иногда на вратах храма рассматриваю изображения чудес, в сем монастыре случавшихся, рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ Богоматери обращает неприятеля в бегство… Сие обновляет в памяти… печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы…»
Симонов монастырь основан в 1370 году племянником (по другим сведениям, просто учеником) преподобного Сергия Радонежского — святителем Феодором, который позднее стал архиепископом Ростова Великого. После святителя Феодора настоятелем монастыря был Святой Кирилл Белозерский.
Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Ховрина, пожертвовавшего для монастыря свою землю.
Первоначально Симонов монастырь был основан в честь Рождества Богородицы и назывался Рождественским. Главным монастырским храмом являлась деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Но в 1379 году монастырская обитель была перенесена в другое место, примерно на полкилометра севернее, где останки монастырской обители и ныне находятся. Однако более 300 лет вокруг бывшей монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы хоронили братию из перенесенного Симонова монастыря. А данная местность после перенесения монастыря стала называться — Старое Симоново.
Нынешний каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове выстроен в 1510 году. Главные святыни этого храма — надгробия могил героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Массивные каменные стены и башни монастыря были построены только в XVI и XVII веках. Хотя до 1630 года монастырские стены были деревянными, в 1591 году они успешно отразили набег крымского хана Казы-Гирея.
Монастырские башни раньше выглядели необычно: у них были высокие каменные шатры, покрытые блестящей зеленой черепицей. У тех башен, что сохранились до наших дней, имеются свои названия: «Солевая», «Кузнечная», «Дуло» — с нее когда-то подстрелили татарского предводителя по имени Дуло.
В начале XIX века Симонов монастырь являлся одним из богатейших и славнейших в России. Он владел многими селами с 12 тысячами крестьян. К концу XIX века на монастырской территории, окруженной стеной с двенадцатью башнями, находилось 6 церквей с 11 престолами и громадная колокольня, высотой более 90 метров (а с холмом, на котором она стояла, и того более), перестроенная по проекту архитектора К.А. Тона.
С 1923 года в части закрытого монастыря разместился музей, последний монастырский храм был закрыт в 1929 году. В ночь на 21 января 1930 года, в 6-ю годовщину со дня смерти В.И. Ленина, главный собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны. В 1932-1937 годах на месте большей части бывшего монастыря был построен Дворец культуры автомобильного завода имени И.А. Лихачева. Дворец получился прекрасный, но утраченные исторические памятники очень жаль.
На сегодняшний день от монастыря остался храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, часть южной стены с тремя башнями, очень интересные по архитектуре «старая» и «новая» трапезные; казначейские кельи и небольшая постройка — «сушило», где раньше выделывали меха.
В 1995 году останки монастырского ансамбля были переданы Русской православной церкви, и теперь в обители находятся обширные собрания церковных древностей, старинных книг и рукописей.
С 1991 году на территории Симонова монастыря совершала молебны община глухих и слабослышащих православных верующих. И сегодня в храме Тихвинской Божией Матери проходят единственные в мире службы для глухонемых с сурдопереводом.
Пересвет и Ослябя
Собираясь дать отпор грозному завоевателю Руси Мамаю, князь Дмитрий Донской отправился за благословением к игумену земли русской — Сергию Радонежскому, который предрек князю победу и обещал Божью помощь в битве с Мамаем.
Князь Дмитрий попросил Сергия Радонежского отпустить с ним на битву двух монахов Троицкой обители — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Первый до принятия монашества был боярином Брянским, второй — Любецким. Ранее они прославились в русском воинстве как доблестные богатыри, и князь Дмитрий прекрасно помнил их прежние воинские заслуги.
Пересеет и Ослябя были нужны Дмитрию Донскому не в качестве дополнительных воинов, ведь собранное им воинство насчитывало почти 150 тысяч ратников. В лице двух монахов Троицкого монастыря на битву с Мамаем отправлялся как бы сам настоятель обители — Сергий Радонежский. Иноки с радостью приняли предложение Дмитрия Донского отправиться на битву. Сергий Радонежский постриг их в схиму и вместо шлемов и лат возложил на монахов-воинов схимническое облачение с изображением креста.
Воин-схимонах Александр Пересвет начал Куликовскую битву и стал первой ее жертвой. 8 сентября 1380 года при впадении реки Непрядвы в Дон Александр Пересвет принял вызов на бой татарского богатыря Челубея, славившегося своей небывалой силой. Без лат и шлема с одним копьем наперевес Пересеет вздыбил коня и устремился на противника. То же сделал и Челубей. Они столкнулись друг с другом с неимоверной силой, и оба воина погибли на месте, насмерть пробив друг друга копьями. И началась битва. Но предсказанная Сергием Радонежским победа дорого досталась русскому воинству: погибла едва ли не большая часть войска.
Князь Дмитрий Донской приказал привезти тело Александра Пересвета в Москву. Племянник и ученик Сергия Радонежского — Феодор пожелал похоронить героя в своем Симоновом монастыре. Ослябя же остался невредим в битве. После своей кончины он был погребен рядом со своим соратником.
В 1927 году храм Рождества Пресвятой Богородицы, в Старом Симонове, где покоятся под спудом (в неизвестном, но предполагаемом месте) останки Александра Пересвета и Андрея Осляби, был закрыт.
В 1930-х годах снесли главы храма, до основания разрушили его колокольню. Прилегающая к храму территория была занята заводом «Динамо», разместившем в самом храме компрессорную станцию.
С 1980 года храм начал реставрироваться силами добровольцев, и в 1989 году он был вновь освящен. Сегодня над предполагаемыми могилами Пересвета и Осляби (там, где с 1870 года и вплоть до закрытия храма находились чугунные надгробия воинов) установлены надгробия мраморные.
Александр Пересвет, Андрей Ослябя, монастырь, Москва, мужской монастырь, православие, Симонов монастырь
Добавить комментарий