Москва. Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор Московского Кремля

Адрес: г. Москва, Кремль, ул. Дворцовая, д. 1В

Царский домовый храм (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.»):

Благовещенский собор раньше являлся домовым (домашним) храмом русских царей. Сюда они приходили помолиться, исповедаться, здесь происходило крещение новорожденных наследников престола и венчание царей на брак.

Очень давно, ещё на рубеже XIII-XIV веков, на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь, построенная на каменном основании, названная в честь церковного праздника Благовещение Пресвятой Богородицы.

В конце XIV века вместо деревянной церкви был возведён небольшой белокаменный храм с подклетом, где когда-то хранилась великокняжеская казна. (Подклет — первый подсобный этаж храма или крестьянского дома.)

В 1405 году стены нового Благовещенского храма и его иконостас стала расписывать группа иконописцев под руководством Феофана Грека. Среди этих мастеров был великий русский иконописец, Святой преподобный Андрей Рублёв — монах московского Спасо-Андроникова монастыря.

Ещё при жизни он почитался как выдающийся мастер, однако подлинная слава пришла к нему лишь после смерти (умер Андрей Рублёв в 1430 году). Имя Андрея Рублёва уже в старину стало синонимом идеального иконописца — таким оно остается и поныне. Андрей Рублёв написал для Благовещенского собора икону «Архангел Михаил» и ещё семь больших икон «праздничного чина» — каждая высотой более двух метров и шириной более метра.

В 1484 году этот собор был разобран из-за грандиозной перестройки Кремля, затеянной великим князем Иваном III. Затем собор был возведён заново мастерами из Пскова. Иконостас и иконы старого храма были бережно сохранены и перенесены в новый.

Когда в 1489 году с заново отстроенного собора сняли строительные леса, все увидели высокий, стройный, белоснежный храм с тремя куполами. Полукружия закомар и порталы входов заканчивались вверху острыми «килевидными» гребнями. Эта деталь потом будет часто встречаться во многих московских церквах. С трёх сторон собор окружила двухэтажная крытая галерея, по которой княжеская семья могла попасть из своего кремлёвского дворца, не выходя на улицу, прямо в домовый храм.

Внутри Благовещенский собор темноват, но уютен. На стенах в полный рост «стоят» многочисленные изображения прославленных византийских императоров и выдающихся русских князей: Владимира Мономаха, Святого Александра Невского, Святого Даниила Московского, Ивана Калиты, Святого Дмитрия Донского, Ивана III.

Интересной особенностью настенных росписей Благовещенского собора являются также изображения древних мудрецов — Аристотеля, Фукидида, Плутарха, Платона, Сократа со свитками в руках, а на свитках записаны философские изречения, близкие к христианскому учению. У Сократа написано такое изречение: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

В 1563-1564 годах собор вновь был перестроен по повелению царя Ивана Грозного. На четырёх углах собора были выстроены одноглавые приделы, и сам собор был переделан в пятиглавие. В результате храм увенчала целая горка из девяти золочёных куполов (пять в центре и четыре по углам, над приделами). Наличники окон и столбы галерей украсила белокаменная резьба, и пол был выложен узорчатым камнем яшмой.

Благовещенский собор (по материалам книги «Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил.»):

Второй по времени создания кремлёвский собор — Благовещенский, первоначально являвшийся домовым храмом московских государей. Его строили в 1480-х годах псковские зодчие на месте, где с конца XIII века стояло несколько церквей, поэтому в декоре храма имеются традиционно псковские детали — нишки под куполами и пояски «бегунка» и «поребрика», выложенные из кирпичей. Псковичи остроумно развили такой архитектурный приём, как закомары (полукруглые завершения наружных стен, повторяющие очертания расположенного за ними свода). Они придали закомарам новые, чисто московские очертания заострённой сверху арки. Эта архитектурная форма в дальнейшем сохранялась, совершенствуясь в кокошниках.

Благовещенский собор (по материалам книги «500 мест Москвы, которые нужно увидеть / Автор-составитель В.В. Потапов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Мартин, 2016. — 464 с.: ил.»):

«Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»

Благовещенский собор (1489) — 9-главая домовая церковь при великокняжеском дворце. Здесь великие князья, а затем и цари присутствовали на повседневных богослужениях, здесь крестились и сочетались браком члены царствующего дома. Собор возведён псковскими мастерами из кирпича на белокаменном основании. Внутреннее пространство собора, рассчитанное на великого князя и его ближайшее окружение, невелико. Женской половине великокняжеской семьи отведены хоры (балкон), на которые ведёт лестница в толще стены.

В росписи, идущей по стенам четырьмя ярусами, проводится идея преемственности великого княжества Московского от Византийской империи. Основное место в росписи занимают образы великих русских князей: Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, братьев Бориса и Глеба, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III — строителя Благовещенского собора. Галереи Благовещенского собора, частично сохранившие роспись XVI-XVII веков, ныне используются в качестве выставочных залов. В южной галерее демонстрируются шедевры древнерусской живописи XII-XVI веков, переданные из других соборов. Особое значение имеют выставленные здесь ростово-суздальские иконы XII-XIII веков.

Храмы г. Москвы, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.