Ливны. Свято-Сергиевский собор
Фото 13.10.2013:
Свято-Сергиевский кафедральный собор
Адрес: Орловская обл., г. Ливны, пл. Сергея Булгакова, д. 15
Сергиевская церковь сооружена в 1670 году. Является памятником архитектуры XVII века. Это бывший мужской Свято-Сергиевский монастырь с 1664 по 1766 годы. Охраняется государством.
История храма (по материалам сайта sobor-livny.cerkov.ru, информация от 01.09.2022):
Первые сведения о существовании монастыря относятся к 1592 году, когда государь Фёдор Иванович пожаловал монастырю реку Тим. Через 26 лет гетман Сагайдачный с запорожскими казаками ограбил Ливны и поживился монастырским добром. В 1647 году монастырь сгорел до тла, с этого момента начинается строительство каменной церкви. В начале XVIII века была предпринята попытка устранить монастырь, но горожане сохранили его. В 1739 году на должность настоятеля монастыря был назначен архимандрит Алексий (Щеглов), на личности которого я остановлюсь подробнее. Это был один из самых выдающихся настоятелей монастыря, такой популярностью славился также и протоиерей Леонид (Илькевич).
Среди насельников Ливенского Сергиевского монастыря бывали самые разные люди: крестьяне и дворяне, уроженцы дальних мест и жители Ливенского уезда. Но особое место среди них по праву принадлежит Алексию Щеглову. Отчества его теперь никто не узнает, известно только, что архимандрит Алексий был родом из крестьян села Лютое (Георгиевское тож, — добавляет монастырская летопись), что пришёл в монастырь в юношеском возрасте после смерти своих родителей, чтобы выучиться грамоте. Выучился и остался в монастыре рядовым монахом. Но большие и постоянно пополняемые знания, хозяйственная сметка, свойственные ему, заставили братию обители предложить его кандидатуру на пост настоятеля монастыря.
Редкий это был настоятель. Ни при ком другом обитель так много не строила. Именно Алексий Щеглов закончил монастырскую каменную ограду, расширил в 1746 году придел преподобного Сергия Радонежского в Успено-Сергиевской церкви, построил на реке Кшени монастырскую мельницу о четырёх поставах. Устроил на колокольне «боевые часы» (т.е. часы с боем).
При Алексии, большом любителе книг и любознательном человеке, устроена в монастыре «Русская школа» — училище для детей духовенства и ливенских мещан. Обучение в ней продолжалось сначала пять, затем семь лет. Мальчики осваивали чтение, письмо, счёт, церковное пение, ирмологию, иконопись. После окончания школы её ученики становились дьячками в церкви, приказчиками у купцов, мелкими чиновниками.
Но не в этом оказалась слава Алексия. Бог одарил этого необычного во многом человека не только умом, талантом и разумением, но и великим даром любви ко всем и вся, которая проявлялась в самых разных чертах его характера. Щедрый, он преподнёс родному селу необыкновенный подарок. По его инициативе и на средства монастыря была построена в Лютом в середине XVIII века каменная церковь.
«Нрава же он был такого кроткого, что некоторые из подчинённых ему монахов делали ему великие досады, но он всё это сносил терпеливо. Перед кончиною воспринял образ схимонашеский с именем Авраамий, умер в 1764 году и погребён подле большой церкви на правой стороне, на гробе его лежит большой брусовый камень».
Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Эту кротость и незлобие оценила братия монастыря, похоронив Алексия-Авраамия на самом почётном месте — вплотную к стене храма. Но спустя двадцать лет оказалось, что милостивый Алексий умеет быть и грозным, что Господь не даёт в обиду своего праведника. Легенду о могиле Алексия записал в 1915 году священник Василий Понятовский.
«Житейская рассеянность, неверие и нечувствие, — пишет о. Василий в своей «Истории Ливенской пещеры» — холодность и окаменение сердца не дали места должному вниманию к монастырской усыпальнице… Построили в этом месте обыкновенный дом, а усыпальницу превратили в погреб, чтобы не тратиться на копанье. Снесли, надо думать, бывшие надгробные камни, подобные одному, чудесным образом оставшемуся в ограде Сергиевской церкви на могиле архимандрита Алексия. В ту ночь, когда его (камень) перенесли на порог одного дома, хозяину этого дома было такое страшное видение, что он немедленно утром возвратил камень на прежнее место».
Так и лежит этот камень по-прежнему на могиле. Только теперь он скрылся под новым нарядным надгробием, возведённым в память Алексия Щеглова заботами отца Леонида Илькевича. Достойный дар принесён памяти незаурядного человека в 80-е годы нашего века.
Следует также отметить, что при проведении раскопок на территории церкви в 1777 году было найдено нетленное тело в священническом облачении.
Но есть в истории нашего храма не только выдающиеся личности, но древние строения монастыря, привлекающие к себе внимание.
В середине XIX века в Ливнах произошли события, которые вновь привлекли внимание к Сергиевскому монастырю, упразднённому задолго перед этим. Большое внимание и интерес к ним, не ослабевавшие в течение всего последующего времени, привели к возникновению в Ливнах знаменитой Сергиевской пещеры, над которой в 1885 году была возведена часовня. В нескольких небольших публикациях 1860-х — 1880-х годов излагается история появления пещеры и часовни. Обобщенно она сводится к следующему: в доме купца Тюпина (в погребе этого дома), расположенном около Сергиевской церкви, в 1857-1858 годах произошло несколько особых случаев. Сначала хозяйка дома, а затем квартировавший в доме офицер услышали голоса, исходившие из погреба, офицер имел при этом видение монаха, который сообщил ему, что в погребе находятся старинные монашеские погребения. Слух об этом распространился по всему городу, а затем достиг многих других мест России, в результате чего «в Ливны стали притекать люди, с просьбой в означенной пещере служить молебны… а по молебне отправлять панихиду по покойникам… предположительно почивающим в той пещере.»
Авторы XIX века описывают исцеления, происходившие в «пещере старцев Ливенских» (так стали называть домашний погреб Тюпина). «… христиане со всех сторон нашего отечества толпами, начиная с последних дней весны и во всё лето, приходят … в преславный город Ливны. … По приходе они охотно и скоро стремятся к Сергиевской пещере для поминовения покойников монастырских, предварительно обращаясь при молебном пении к святым иконам Спасителя, Божьей Матери и пр. угодников…»
В 1882-1885 годы над пещерой была выстроена часовня, названная Александровской (в честь Александра II).
В 1915 году была сделана ещё одна попытка поднять исторический авторитет пещеры. Священник В. Понятовский на юбилее, посвящённом Сергиеву монастырю, произнёс речь «Духовное и религиозно-нравственное для Ливенского края значение бывшего Сергиева монастыря и сохранившейся от него пещеры». В этой речи автор провёл параллель между ливенской пещерой и пещерами Киево-Печерской лавры, связывая само происхождение монастыря с выходцами из Лавры.
Одна из фотографий показывает, что пещера, если она действительно существовала в древности, могла быть расположена на территории монастыря вблизи от монастырских стен, об этом же говорит и план монастыря. Хотя монашеские захоронения в маленьких монастырях обычно располагались в непосредственной близости от церквей, не исключено, что они могли быть и в ином месте (как в данном случае). Ясность в этот вопрос внести трудно, но в известной мере этому помогает материал раскопок, производившихся около Сергиевской церкви в 1890 году, во время которых были найдены остатки старых фундаментов городских строений, возведённых после упразднения монастыря, древние стены монастыря, часть очень загадочной древней кладки, каменная стенка под домом упомянутого ранее купца Тюпина, а также древний ход под пещеру.
Построенные в разное время, Сергиевская и Тихвинская церкви представляют собой целостный архитектурно-художественный комплекс. Главная монастырская церковь и надвратная церковь-колокольня в период существования монастыря были объединены в общую композицию.
Оба памятника — Сергиевская и Тихвинская церкви — являются яркими образцами русской культовой архитектуры ХVII-ХVIII веков. Богатое декоративное убранство Сергиевской церкви, кирпичное узорочье её фасадов позволяют говорить о ней, как о замечательном творении мастеров XVII века. Что касается Тихвинской церкви, то она представляет собой один из немногих сохранившихся образцов церквей-колоколен, которые своей сложной и оригинальной композицией раскрывают интересные приёмы архитектуры XVII века, преломлённые в позднейшую эпоху.
Подвергшиеся разрушению во время войны, Сергиевская и Тихвинская церкви были восстановлены в 1948-1951 годах и взяты под охрану государства (постановление Сов. Мин. РСФСР от 22.05.1948). Однако, неоднократные перестройки памятников в ХVIII-ХIХ веках выдвигают вопрос об их научной реставрации. Большой историко-архивный материал, представленный в данной работе, позволяет успешно браться за его разрешение.
Расположенные в историческом центре города, оба храма являются важнейшей частью его древней застройки и развёрнутой береговой панорамы. Они доносят до нас облик замечательного архитектурного комплекса — Сергиевского монастыря, современника основания города Ливен.
Добавить комментарий