Данков. Христорождественский храм

Храм Рождества Христова

Адрес: Липецкая обл., г. Данков, ул. Чкалова, д. 15

Храм Рождества Христова (по материалам книги: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011. — 472 с.»):

Деревянная церковь во имя Рождества Христова с приделом св. Николая Чудотворца в Сторожевой слободе города Данкова впервые упоминается в писцовых книгах 1627-1628 годах «В Донкове ж на посаде, на берегу реки Везовенки слобода сторожевых казаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова, да предел Николы Чудотворца, древена клецки с папертью, а церковь и в церкве Божье милосердье образы, и книги, и всякое церковное строенье мирское, да на церковной земле: двор поп Тимофей, двор дьячек Васка Тимофеев, двор пономарь Фролко Феодоров, двор просвирница Настасьица, да на церковной земле за попом нищих питаютца от церкви Божия: двор Омельянки Яковлев, двор Офонько Костентинов; пашни церковные добрые земли, и перелогу, и дикого поля дватцеть чети в поле, а в дву потомуж, сена тритцеть копен, а пашня и сено в межах сторожевых козаков. Всего 117 дворов, а людей в них тож, да у них же братьи и детей и племянников 101 человек, всего 218 человек».

Деревянный Христорождественский храм с Никольским приделом значится в Сторожевой слободе и в переписных книгах И.Д. Милославского 1646 года.

По окладным книгам 1676 года, «Церковь Рождество Христова на посаде в Сторожевой слободе у тое церкви двор попа Ивана, двор попа Алексея, двор попа Бориса, два двора дьячковых. Церковныя земли дватцать четей, сенного покосу на сорок копен. Да в приходе к той церкви Сто два двора детей боярских, да их же половинщиков сорок шесть дворов. И всего сто пятьдесят три двора».

В начале XVIII столетия прежний деревянный храм, по всей видимости, был заменён новым. Ландратские книги 1716 года дают следующую информацию о приходе Сторожевой слободы: рейтарских дворов — 14, солдатских — 4, городовых — 33, той же слободы пушкарей 1 двор, драгунских и солдатских жён — вдовьих 12 дворов. Сверх переписи прибыло 6 дворов. По данным 1734 года в приходе Христорождественской церкви насчитывалось 105 дворов, в том числе и д. Аннин Верх.

В 1745 году в приходе Христорождественского храма 108 дворов, в которых проживали 296 мужчин и 307 женщин, всего 603 души. Но в 1748 году при Христорождественском храме осталось 39 дворов. Приход уменьшился — с открытием самостоятельного прихода в д. Аннин Верх, где была построена деревянная церковь. Лишь с упразднением в 1799 году древней церкви Успения Пресвятой Богородицы бывшей Данковской Успенской женской обители приход Сторожевой слободы вырос и составил 87 дворов. Тогда же в Христорождественскую церковь передана чтимая икона Казанской Божией Матери упразднённого Успенского женского монастыря, ставшая на долгие годы главной святыней приходского храма Сторожевой слободы.

В 1801 году прихожанин храма, титулярный советник Ф.И. Варсанофьев, с общего согласия прочих прихожан просил дозволения епархиального начальства расширить Христорождественскую церковь за счёт постройки северного придела во имя Успения Божией Матери из материалов разобранной Успенской церкви с прибавлением новых. В том же году храмозданная грамота была выдана, а в 1802 году благочинный дoнёс в консисторию, что работы не начаты, и 3 сентября 1802 года строительство было запрещено на основании царского указа о запрещении строительства деревянных церквей как недолговечных.

По данным 1803 года, в приходе Христорождественской церкви значилось уже 100 дворов с 350 мужчинами и 360 женщинами. В 1852 году прихожане «означенной церкви» в количестве 416 мужчин и 484 женщин проживали в 99 дворах. В штате храма в это время состояли священник, дьячок и пономарь. Причт Христорождественской церкви проживал в собственных деревянных домах. Существовавшая ранее диаконская вакансия была упразднена в 1833 году ввиду малочисленности прихожан. Колокольни при храме не было, и колокола висели рядом с храмом на столбах. Писцовой церковной земли насчитывалось 33 дес. В 1857 году приходскую церковь Пушкарской слободы посетил Высокопреосвященный Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский.

К концу XIX века Христорождественская церковь Сторожевой слободы пришла в очень ветхое состояние. По описанию 1887 года: «деревянная старинная» церковь, квадратная, обита тёсом, фундамент кирпичный. Храм высотой в 12 арш. венчали «фонарь глухой, на нём шея гладкая и главка. Крест железный четырёхконечный». Дверей в церкви три и паперти с трёх сторон. В алтаре три окна. Церковь была построена «в виде квадратной палаты, трапеза в виде палаты, отделяется от храма полустенками. Внутреннее помещение имело длину 28 арш., ширину — 8 арш. Престол шириной 1 1/2 арш., длиной и высотой 1 1/2 арш. Иконостас из липового дерева в 4 яруса. Над царскими дверьми в сиянии Святой Дух. Стены не расписаны. Колокольни нет. На столбах 4 колокола». Из достопримечательностей в это время отмечался хранящийся в ризнице серебряный с позолотой крест на дереве 1659 года, а так же ведущийся с 1849 года синодик. В это же время благочинный Данковского округа докладывал в РУАK, что в храме было Евангелие издания 1694 года, «деревянный кипарисовый крест с резным изображением распятого Спасителя и, как надписано внизу первых листов упомянутого Евангелия, с мощами под правою ручкою Меладия Чудотворца и Иеремии Прозорливаго, а под левою — Феофана постника, 1696 г. вклада монаха Йосафа Бетина из обители св. Сергия, а так же другой деревянный, обитый листовым серебром крест, с надписью внизу: «Лета 7166 августа в день построен сей честный крест в церковь Рождества Христова, что в Донкове на посаде», — и две древние в сей церкви иконы — Знамения Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии». Все эти святыни были особо почитаемы прихожанами.

Понимая, что древний деревянный храм Сторожевой слободы уже «отжил свой век», его прихожане вначале 1890-х годов приняли решение о постройке новой каменной церкви. В отчёте благочинного за 1891 год новый храм упомянут как строящийся. Заложена церковь 14 июня 1890 года, «построение ея идёт безостановочно и доведено в истекшем году до второго этажа».

В 1892 году близ церкви был поставлен каменный столб с углублением, где стояла кружка для сбора пожертвований в пользу строящегося нового каменного храма. Старая деревянная церковь продолжала действовать как минимум до 1899 года.

Постройка каменной, богато декорированной и похожей на древний теремок кирпичной церкви Рождества Христова в Сторожевой слободе окончилась в 1900 году. Освящение двух престолов нового храма совершил 12 и 13 ноября 1901 года. благочинный 1-го Данковского округа протоиерей Михаил Сперанский. В тёплом, нижнем храме — во имя Рождества Христова, в летнем, верхнем — в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1902 году решался вопрос о строительстве вокруг Христорождественской церкви каменной ограды.

Старая деревянная церковь после освящения нового храма перестала поддерживаться приходом и пребывала в ветхом состоянии. По сведениям из страховых описей 1910 года древний храм выглядел следующим образом: церковь на кирпичном цоколе, снаружи обитая тёсом, внутри холстом, окрашенным клеевой краской. Церковь стояла под железной кровлей, окрашенной красной краской. Длина церкви составляла 8,5 саж., наибольшая ширина 2 1/3 саж. На церкви одна большая главка, больших окон — 7, дверей створчатых — 3. Иконостас один длиной 7,5 арш., высотой 7 арш. Колокольни нет. Церковь ветхая и была оценена всего в 1 000 рублей. Ближайшая к церкви постройка — дом с северо-западной стороны на расстоянии 10 саж.

В том же 1910 году застрахована была и новая Христорождественская церковь — кирпичная на каменном цоколе, двухэтажная, покрытая железом, окрашенным зелёной масляной краской. Внутри храм оштукатурен. Длина церкви, считая с колокольней 11 саж., наибольшая ширина 6 саж., высота до верха карниза 5 саж. На церкви одна большая главка. В нижнем этаже больших окон 12, одна двустворчатая дверь. В нижнем этаже иконостас один, длина 10 1/4 арш., высота 3 1/4 арш., оценён в 1 000 рублей. Нижняя церковь отапливалась тремя голландскими печами. В верхнем этаже окон больших 10 штук, малых — 6 над боковыми дверями и 12 в главке. Дверей наружных створчатыx 3 штуки. Иконостас один, длиной 10 1/4 арш., высотой 8 арш., оценён в 1 000 рублей. Храмовая колокольня в два яруса, высотой до верха карниза 6 саж. Оценён храм в 10 000 рублей. Ближайшая к храму постройка — жилой купеческий дом с юго-восточной стороны в 20 саж.

В приходе Сторожевой слободы была церковно-приходская школа, размещавшаяся в 1910 году в кирпичном здании на каменном фундаменте, крыта железом, окрашенным красной масляной краской. Длина постройки 7 саж., ширина — 4 саж., высота 5 1/2 саж. Всех окон 16 штук шириной 1 1/4, высотой 2 арш. Здание школы построено в 1902 году, оценено в 300 рублей. В школе в 1914 году обучалось 38 мальчиков и 24 девочки. Церкви принадлежал также каменный дровяной сарай длиной 14 арш., шириной 8 3/4 арш. и высотой 3 арш., построенный также в 1902 году.

Освящённый в 1900 году каменный храм на протяжении нескольких лет продолжали отделывать и обустраивать. Осмотревший его 27 июня 1913 года епископ Рязанский Димитрий (Сперовский) нашёл его не до конца достроенным. «В верхний храм ведёт железная и довольно крутая лестница, ничем не прикрытая, даже зонта нет. Да нет и колокольни». В 1914 году стены нижнего храма окрашены под серый мрамор, но отделка всего храма ещё продолжалась.

В это время Христорождественской церкви принадлежало 1 дес. 1 200 кв. саж., находящихся под погостом, 66 дес. земли пахотной, из которых половина ранее принадлежала Успенской церкви, а также два огорода по 1/2 деc. каждый. В приходе Сторожевой слободы насчитывалось 152 двора, в которых проживали 492 мужчины и 485 женщин. Штат Христорождественского храма составляли один священник и один псаломщик. В церковной библиотеке насчитывалось 40 томов.

Серебряной утварью Христорождественский храм богат не был, что подтверждается описью, составленной в 1919 году — всего три креста, потир, два ковчега и два Евангелия в серебряных окладах.

Храм Сторожевой слободы был действующим до начала 1930-х годов. Один из последних его священников Матфей Пеликанов упоминается в документах 1931 года. Закрыта церковь, по воспоминаниям старожилов, около 1933 года. Косвенным подтверждением данного факта может служить то, что священник М. Пеликанов в 1933 году упоминается уже в качестве священника с. Требунки. По другим сведениям, закрытие церкви произошло в 1935 году, когда в здании Христорождественского храма разместились ремонтные мастерские ATX.

Прослужив складом и мастерской гаража более 70 лет, Христорождественская церковь вновь открыла свои двери верующим в 2005 году. В настоящее время обустроен нижний храм, престол которого 12 февраля 2011 года освящён в честь Рождества Христова Высокопреосвященнейшим Никоном, архиепископом Липецким и Елецким.

Церковь Рождества Христова (по материалам книги «Данков: прогулки с краеведом / И.Ф. Малюков, П.И. Усов. — Липецк, 2015. — 84 с.»):

В 2005 году возобновились богослужения в ещё одном храме, закрытом советской властью в 1930-е годы. Вот что повествуют писцовые книги XVIII века о церкви Сторожевской слободы Данкова: «В Данкове на посаде, на берегу реки Вязовёнки, слобода сторожевых казаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова, да придел Николы Чудотворча, древяна клецки с папертью…». 3 сентября 1802 года вышел царский указ с запрещением делать деревянные храмы. Данное решение и послужило толчком к началу строительства в 1873 году каменной церкви Рождества Христова. Воздвигли её за 37 лет: строительство было окончено в 1910 году. До XIX века в храме находилась чудотворная икона Божией Матери, написанная в середине XVI века.

По сообщениям старожилов, данный приход перестал существовать около 1933 года. Однако здание, к счастью, сохранилось. И уже в 2006 году Христорождественская церковь стала постоянно действующей. В этом же году возведён крест на её главный купол.

Церковь построена на средства прихожан. Компактный объём крестовокупольного храма, с пятигранной алтарной апсидой увенчанный цилиндрическим световым барабаном шлемовидного купола поставлен на высокий рустованный подклет. Короткая, в один световой проём трапезная соединяет церковь с шатровой колокольней. Центральные ризалиты северного и южного фасадов венчают треугольные фронтоны. В богатом архитектурном декоре здания (перспективные наличники, декоративные пояса поребрика, зубцов, наборные архивольты, мотив аркатурного пояса в оформлении тройных окон в верхней части ризалитов северного и южного фасадов, светового барабана, арочных проёмов звона колокольни) широко использованы формы т.н. кирпичного стиля.

Храмы г. Данкова, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *