Данков. Димитриевский храм

Храм святого Димитрия Солунского

Данковский краеведческий музей

Адрес: Липецкая обл., г. Данков, ул. Карла Маркса, д. 3

Храм святого Димитрия Солунского (по материалам книги: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011. — 472 с.»):

Деревянная церковь Св. великомученика Димитрия Солунского в Стрелецкой слободе города Данкова впервые упоминается в писцовых книгах 1628-1629 годов. Но построена она, по всей видимости, сразу после основания города. Об этом свидетельствует документ 1621 года, в котором говорится следующее: «130 году октября в 26 день данковский стрелец Ермачко Махаев звал к себе праздновать на Дмитриев день Солунскаго полкового казака Клёнку Черкашенка», — вероятно, речь идёт о престольном празднике данковских стрельцов, а значит, Димитриевский храм в это время уже существовал.

В писцовых книгах 1627-1628 годов даётся описание храма: «В Донкове слобода Стрелецкая, а в ней церковь во имя Дмитрея Селунского древена клецки, а церковь и в церкве Божье милосердие: образы, и книги, и всякое церковное строенье мирское и попово, да на церковной земле: двор поп Максим, двор пономарь Емельян Петров, двор просвирница Христинка, да у той же церкви нищие питаютца от церкви божии: двор Гурко Фёдоров, двор Мишутка Миронов, двор Пашутко Михайлов, двор Янко Никифоров; а земли под церковью и под кладбищем — вдоль 70 сажен, поперег — 30 сажен, пашни церковные паханые добрые земли 10 чети, да дикого поля на пашню 10 же чети в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен, а пашня церковная и сенныя покосы с Донковскими стрельцы. Да в той же слободе пятидесятников и десятников и рядовых стрельцов 62 двора».

По окладным книгам 1676 года при Димитриевской церкви значатся «на посаде в Стрелецкой слободе … двор попа Никиты, двор попа Димитрия, двор дьячков, двор пономарёв. Церковные земли двадцать четвертей, сенных покосов и рыбных ловель нет. Да в приходе к той церкви сорок один двор стрельцов, три двора бобыльских. И всего сорок деветь дворов». Через 40 лет, в ландратских книгах 1716 года, при храме значились: «1 двор попов и 2 двора дьячковых, стрелецких 18 дворов и 10 дворов вдовьих». В 1734 году кроме пахотной церковной земли Димитриевскому храму принадлежала и луговая — в количестве «20 копен, а в приходе насчитывалось 49 дворов».

В середине XVIII столетия в приходе храма Св. Димитрия Солунского Стрелецкой слободы состояло 46 дворов, в которых проживало 113 душ мужского пола и 91 женского. К этому же времени относится построение вместо старой деревянной церкви каменного тёплого храма прежнего храмонаименования. Датой окончания строительства и о. Иоанн Добролюбов, и В.И. Ермаков называют 1760 год. Однако в соответствии с клировыми ведомостями храма св. Димитрия Солунского это произошло в 1770 году. Последняя дата представляется более вероятной и потому, что в 1760 году была окончена постройкой каменная соборная Рождество-Богородицкая церковь, а возведение одновременно двух каменных церквей в небольшом и довольно бедном городе, каковым был Данков в это время, маловероятно. К тому же на плане Данкова 1779 года рядом с каменной Димитриевской церковью показана старая «деревянная ветхая» церковь, которая вряд ли бы простояла около 20 лет после освящения нового храма. Отметим, что на том же плане города указана площадь новой Димитриевской церкви, которая составляла 40 кв. саж. При храме был погост площадью 789 кв. саж. и 925 кв. саж. причтовой земли. Колокольни в то время у церкви ещё не было.

Во время сильного пожара 29 августа 1791 года на Димитриевской церкви сгорела крыша, но «иконостас выбран», а «святый антиминс и книги вынесены».

По сведениям 1804 года в приходе Димитриевской церкви Стрелецкой слободы насчитывалось около 100 дворов, в которых проживали 300 мужчин и 350 женщин.

В 1807-1808 годах при Димитриевском храме строится каменная колокольня, заменённая в начале XX века новой. Изображение старой звонницы сегодня можно увидеть только в проекте 1859 года и на одной из фотографий конца XIX века.

Указом Святейшего Синода от 14 февраля 1818 года «удостоены ношения на узкой ленте ордена Святого Владимира бронзовых крестов, устроенных для духовенства в ознаменование эпохи 1812-го года, г. Данкова … Дмитриевской церкви священник Пётр Игнатов». В это время штат храма состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе Димитриевского храма насчитывалось 115 дворов, в которых проживали 360 мужчин и 390 женщин.

По данным на 1859 года в Стрелецкой слободе — приходе храма св. Димитрия Солунского — состояло 109 дворов с 261 мужчиной и 265 женщинами. Несмотря на уменьшение количества прихожан жители слободы приняли в этом году решение расширить трапезную своего храма на север и юг и заказали для этого проект, который был рассмотрен и утверждён Рязанской губернской строительной и дорожной комиссией 30 марта 1859 года. Проект предусматривал строительство новой трёхнефной трапезной с размещением в ней двух придельных престолов. При этом предполагалось растесать новые оконные проёмы в храмовой части.

Проект, одобренный священноначалием Рязанской епархии, был направлен в Святейшего Синод, где 25 мая 1859 года слушалось доношение Преосвященного Смарагда (Кржижановского), архиепископа Рязанского, коим он испрашивал разрешение на распространение каменной Димитриевской церкви города Данкова путём пристройки тёплого придельного храма. Из Синода проект был передан в Департамент искусственных дел Главного управления ПСиПЗ, где в августе 1859 года «по рассмотрении этого проекта, выполнение которого предположено произвести иждивением прихожан с помощью церковной кошельковой суммы, не одобрив в техническом отношении изображенное на нём предположение», было признано необходимым несколько изменить проект.

К 22 октября 1859 года проект исправили, и 29 октября того же года он был утверждён императором Александром II по докладу главноуправляющего ПСиПЗ Чевкина, в котором сообщалось, что расходы на выполнение проекта в сумме до 6 тысяч рублей серебром принимают на себя прихожане, при помощи имеющейся церковной кошельковой суммы до 1 750 рублей ceребром. Одобренный императором проект 6 ноября 1859 года вернулся в Святейший Синод, откуда 12 ноября того же года был отправлен Преосвященному архиепископу Рязанскому для исполнения.

Однако утверждённый проект распространения трапезной, перестройки Димитриевского храма и колокольни не был воплощён в жизнь полностью. Возможно, не хватило средств, ввиду начавшегося сооружения нового соборного храма на Хлебной площади. В 1860 году были выполнены только работы по распространению трапезной, в которой устроен левый придельный престол во имя св. Николая Чудотворца. В 1863 году попечением данковских купцов Степана Желудкова и Степана Чижова, бывших в 1860-1870-х годах старостами храма, при содействии о. Михаила Молчанова с правой стороны новой трапезной был устроен придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Святые образа в приделы были написаны даровитым живописцем, государственным крестьянином Порфирием Алексеевым Люльчевым.

В 1908-1909 годах вновь была распространена храмовая трапезная и начата постройкой новая колокольня. В 1910 году причт получил разрешение переделать престол в главном алтаре и устроить новые иконостасы в приделах. После этого 29 ноября 1910 года вновь освящён придельный престол в трапезной во имя свт. Николая Чудотворца и св. Василия Блаженного. Второй престол в трапезной остался посвящённым Боголюбской иконе Божией Матери. Окраска внутри храма была произведена на средства скопинского купца Ивана Николаевича Мухина.

На ремонт и содержание Димитриевского храма в 1910 году причтом и прихожанами было потрачено 6 655 рублей 30 копеек. Страховая опись 1910 года оставила нам следующее его описание: церковь «кирпичная на каменном цоколе, покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской, снаружи оштукатурена цементом, внутри оштукатурена и расписана. Длина церкви, считая с колокольней 19 саженей, наибольшая ширина 7 1/3 саж., высота до верха карниза 3 2/3 саж. На церкви одна большая главка. Больших окон 22 штуки, малых 4, дверей наружных створчатых 3 шт. Иконостас в церкви длиной 8 1/2 аршина, высотой 11 аршин, оценён в 3 000 рублей. В трапезной два иконостаса, каждый длиной 15 аршин, высотой 5 арш., оценён в 1 000 рублей. Церковь отапливается 5 голландскими печами. Церковь построена в 1770 году. Трапезная расширена в 1909 году. Колокольня постройкой не окончена. Церковь вместе с иконостасом и колокольней оценена в 16 000 рублей. Ближайшая к церкви постройка — земский амбар с юго-восточной стороны в 40 саженях».

17 октября 1911 года благочинный 1-го Данковского округа о. Пётр Игумнов освятил иерейским чином новоустроенный престол в главном алтаре Димитриевского храма. Вскоре были закончены работы и по возведению новой колокольни в псевдорусском шатровом стиле.

В 1913 году Димитриевский храм посетил Преосвященный Димитрий (Сперовский), епископ Рязанский и Зарайский. К этому времени церковь была «расширена перестройкою трапезной части и постройкою новой колокольни. Храм этот стал неузнаваем. Он обширен, светел и весьма благолепен». Посещение правящего архиерея всегда становилось событием в жизни прихожан, которых в 1914 году насчитывалось мужчин — 674 и женщин — 688. Проживали они в 265 дворах: 2 — духовных, 5 — дворян, 43 — мещан, 215 — крестьян. Храму Стрелецкой слободы в это время принадлежало 43 дес. 1 200 кв. саж. земли. В храме была библиотека в 250 томов.

После революции 1917 года Димитриевский храм продолжал действовать. В 1919 году представителями власти была составлена опись серебряной утвари храма. Утвари было не так уж много, видимо она не вся вошла в опись. Вес её составлял 39 ф. 88 1/2 зол. В описи значились: «дискос с его прибором — 5 ф. 37 зол., дарохранительница — 42 зол., дароносица — 26 1/2 зол., крест 1 ф. 8 зол., крест — 43 зол., риза на иконе 1 ф. 1/2 зол., риза на иконе 7 ф. 68 зол., риза на иконе — 7 ф., риза на иконе — 7 ф. 85 зол., риза на иконе — 2 ф. 30 зол., мирница — 37 зол. Итого: 39 ф. 88 1/2 зол.»

В октябре 1919 года скончался настоятель церкви протоиерей Иоанн Панаретов, прихожане долго не могли определиться с новым священником. 8 февраля 1920 года благочинный 1-го Данковского округа о. Феодор Коленский подал рапорт Преосвященнейшему Митрофану, епископу Михайловскому, управляющему Рязанской епархией, в котором сообщал, что «до настоящего времени место священническое при названной церкви остаётся вакантным. Назначались выборы кандидата во священники 6 и 9 декабря 1919 года и 1-го января 1920 года. Кандидаты, намеченные гражданами, отказались занять сие место, мотивируя свой отказ тем, что прихожане, где они до сего времени проходили своё служение, не дают им перевезти постройку и имущество, предлагая уходящим взять с собою только жён и детей; граждане же Димитриевской церкви кандидатов своих обеспечить постройкою не могут… Служба, а равно и требы в приходе по сие время отправлялись очередными иеромонахами Покровского Данковского монастыря, а нередко и самим настоятелем о. архимандритом Василием. Не имея возможности найти достойного кандидата во священники к своей церкви, граждане и решили остановить свой выбор на настоятеле монастыря о. архимандрите Василии…» Благочинный просил разрешить о. архимандриту совершать таинство венчания. К рапорту прилагалось прошение самого о. Василия (Цветкова) об определении его на свободное место к Димитриевской церкви «впредь до восстановления вновь монастыря». Так бывший настоятель Покровской обители 15 марта 1920 года был командирован к Димитриевской церкви и получил разрешение совершать таинство венчания «без участия в брачных торжествах». Через некоторое время архимандрит Василий (Цветков) покинул Данков и служил в разных приходах Рязанской епархии. В 1937 году он был расстрелян на Бутовском полигоне, и ныне прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских.

После о. Василия настоятелем Димитриевского храма несколько лет был о. Сергий Иоаннович Златоверховников. В сложное время борьбы с обновленчеством о. Сергий продолжал твёрдо держаться «тихоновской» ориентации. Как позже признавали на допросе псаломщик храма Мамонт Фаддеев и староста Иван Ерёмин, приход храма св. Димитрия Солунского всегда «держался тихоновского направления и в приход священников-обновленцев не принимают», и «в нашем храме за весь революционный период никогда священники-обновленцы не служили». Такие же настроения господствовали среди всех активных прихожан. Показательным в этом отношении стал эпизод с арестом в 1929 году настоятеля церкви о. Сергия Златоверховникова, которого власти обвинили в произнесении антисоветской проповеди во время престольного праздника Димитриевского храма 8 ноября. Никто из прихожан, привлечённых в качестве свидетелей, не оговорил своего батюшку, всячески отводя от него обвинения в антисоветчине. Следователям пришлось закрыть дело и освободить о. Сергия, содержащегося в Козловском домзaкe. Правда, больше он в Димитриевском храме не служил, и на должности настоятеля его сменил священник Иоанн Димитриевич Раковский, арестованный весной 1933 года и высланный в июне месяце того же года в Северный край сроком на 5 лет.

Вскоре после этого, по воспоминаниям старожилов, Димитриевская церковь была закрыта, а иконы и церковная утварь постепенно разворованы. Позднее разобрали верхние ярусы колокольни и главку на самом храме. Не смог спасти храм от частичного разрушения и статус памятника архитектуры, который был ему присвоен постановлением Президиума Рязанского губисполкома от 28 июля 1925 года.

И быть бы Димитриевскому храму вовсе разрушенным, если бы не мудрость бывшего председателя Данковского райисполкома С.И. Коротеева, который решил отремонтировать здание под музей. О передаче храма, в котором находился склад продовольственных товаров горторга, в т.ч. склад соли, под музей и картинную галерею ходатайствовали данковские краеведы. Храм был приведён в порядок, и в нём 1 августа 1969 года открылись Данковский районный краеведческий музей и «Малая Третьяковка». Решением Липецкого облисполкома №874 от 02.11.1971 Димитриевская церковь вновь была поставлена под государственную охрану как памятник архитектуры.

В настоящее время в стенах Димитриевского храма продолжает действовать краеведческий музей, по сути спасший здание от разрушения. Но сегодня музей достоин более просторного и приспособленного помещения, а здание церкви св. Димитрия Солунского ждёт своего возрождения как действующего храма и памятника архитектуры, два с половиной века служившего украшением города.

Церковь Дмитрия Солунского (по материалам книги «Данков: прогулки с краеведом / И.Ф. Малюков, П.И. Усов. — Липецк, 2015. — 84 с.»):

Рядом со старым собором на базарной площади находилась церковь великомученика Дмитрия Солунского. Церковь была построена на средства помещика Авраамия Спешнева в 1760 году. В 1862 году на деньги местных купцов Чижова и Желудкова, и при содействии священника Михаила Молчанова в храме был устроен придел во имя иконы Боголюбской Божией Матери.

После прихода к власти большевиков храм был закрыт в 1933 году. Его имущество было разворовано, церковная живопись уничтожена. Сломали и колокольню. От полного уничтожения церковь спасло мудрое решение тогдашнего председателя райисполкома С.И. Коротеева разместить в её здании Данковский краеведческий музей. Таким образом, данный памятник архитектуры получил своё второе рождение. Сегодня храм представляет собой печальное зрелище и нуждается в полном восстановлении.

О некогда славной военной истории города Данкова напоминают названия подгородних слобод: Стрелецкая, Пушкарская, Сторожевая и Казацкая. Любопытно, что эти топонимы используются и сегодня. Каждая слобода имела свою церковь: Христорождественская в Сторожевой слободе, Пятницкая в Пушкарской, Никольская (впоследствии Георгиевская) и Иоанна Богослова — в Казачьей, Димитрия Солунского — в Стрелецкой. Первоначально они все были деревянные. Первая каменная церковь — Димитриевская, как уже отмечалось, — строится в Стрелецкой слободе в 1760 году.

Данковский краеведческий музей (по материалам книги «Данков: прогулки с краеведом / И.Ф. Малюков, П.И. Усов. — Липецк, 2015. — 84 с.»):

Любой город имеет право на память, право на то, чтобы писалась и не забывалась история жизни этого города и живущих в нём людей. И где, как не в музее, эту историю фиксировать и хранить. Этому учреждению культуры отводится сейчас почётная роль главного хранителя национального достояния, вменяется функция социального института, ответственного за формирование среды, за процессы воспитания, образования и культурного обогащения общества, — будь то в областном центре или маленьком провинциальном городке с населением в 20 тысяч человек. Данковскому краеведческому музею выпала судьба родиться в прекрасном городе, богатом историей, знатными людьми и архитектурными памятниками. В одном из таких памятников истории и культуры — бывшей церкви Дмитрия Солунского, 1760 года постройки — и разместился (с 1 августа 1969 года) наш музей.

Однако появлению этого учреждения предшествовало создание одной из старейших областных общественных организаций, которая активно работает и по сей день. Это Данковское районное общество краеведения.

2 февраля 1958 года преподаватель истории средней школы №1 Котов Николай Иванович на собрании учителей выступил с докладом на тему: «История г. Данкова». Доклад вызвал большой интерес у слушателей, оживлённо обсуждался. По предложению преподавателя математики Ивана Андреевича Прaсaлoвa на этом собрании было принято решение об организации Данковского районного общества краеведения. В начале апреля этого же года общество краеведения было зарегистрировано исполкомом Данковского районного Совета депутатов трудящихся. Председателем правления единогласно избрали Лукина Василия Лукича — учителя биологии Данковской средней школы №1.

С первых дней своего функционирования музей развернул обширную работу по обслуживанию населения. (Только за первые 20 месяцев в нём побывало 23 тысячи данковчан, по экспозиции проведено 133 экскурсии.) Люди, возглавившие в те годы музей, являвшиеся инициаторами его создания — Лукин Василий Лукич, Прасалов Иван Андреевич, Соседов Василий Павлович, — будучи на пенсии, исправно, изо дня в день приходили в музей как на работу, по крупицам собирая всё, что имело какую-либо художественную или историческую ценность, не получая за это никакого материального вознаграждения. Они отдали краеведческой деятельности более четверти века, и этот гражданский подвиг был по достоинству оценён земляками. В 1971 году основателям музея было присвоено звание почётных граждан города Данкова. На здании сегодняшнего музея установлена мемориальная доска в память о Лукине В.Л., Прaсaлoве И.А. и Соседове В.П.

Общая площадь музейной территории составляет 0,7 га. В небольшом сквере разместились крупногабаритные экспонаты музея под открытым небом: разновидности известняковых монолитов с различных месторождений Липецкой области, противотанковый ёж, мельничные жернова, пулемётный дoт времён Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В здании музея стационарно в 9 залах функционируют несколько отделов: природы, истории края, художественный (картинная галерея).

В музее и картинной галерее осуществляется комплектование, изучение, демонстрация предметов старины, изобразительного искусства. Научно-исследовательская, собирательская, научно-просветительская деятельность позволяет сотрудникам ежегодно оформлять до 23 выставок, читать лекции, проводить экскурсии по 24 темам.

Картинная галерея представляет в музее особенную ценность. Её здесь называют «малой Третьяковкой». Экспозиция представлена в трёх залах, в которых одновременно выставляются 100-200 произведений изобразительного искусства.

История создания этого очага культуры начинается в далёких шестидесятых годах. Однажды музей посетил художник из Москвы, уроженец д. Верхне-Павловка Данковского уезда Андрей Иванович Плотнов, Заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР, портретист, пейзажист, автор ряда произведений на историко-революционные темы, произведений о космонавтах, общественный деятель. Поговорив с краеведами, он загорелся идеей создать в Данкове картинную галерею. Художник сумел заинтересовать этим своих товарищей из Москвы, Ленинграда и других городов. В дар городу от известных советских художников стали поступать первые картины.

Сам Андрей Иванович подарил свою работу «За блок коммунистов и беспартийных».

Благородный почин живописцев поддержал Союз художников РСФСР. Секретариат Союза принял решение передать безвозмездно в дар Данкову большое Количество произведений живописи, графики и скульптуры известных мастеров изобразительного искусства. В музей поступило свыше шестидесяти живописных полотен, графических листов и скульптур. Позднее в Данковскую галерею направили художественные произведения Союза художников СССР и Министерства культуры РСФСР. Её фонды пополнили работы более чем двухсот крупнейших советских живописцев и ваятелей: Н.М. Ромадина, Е.Ф. Белашовой, А.И. Лактионова, П.Ф. Судакова, В.Е. Цигаля, Л.Е. Кербеля, В.П. Ефанова, А.М. Грицая, Кукрыниксов, Е.А. Кибрика, В.К. Нечитайло, Н.Н. Жукова, Д.А. Налбандяна, С.П. Ткачёва, Д.К. Мочальского, и других авторов. Конечно, всем этим «богатством» город обязан в первую очередь своему именитому земляку, заслуженному художнику РСФСР А.И. Плотнову, ибо передача картин проходила при его непосредственном содействии.

19 февраля 2015 года в залах Данковской картинной галереи состоялось открытие выставки графических работ из фондов Липецкого областного художественного музея под названием «День Победы». Организаторы посвятили это мероприятие 70-летию Великой Победы. Собрались представители общественности города, преподаватели школ Данкова, педагоги дополнительного образования школы искусств имени А.И. Плотнова, члены районного общества краеведения, работники культуры. Все в очередной раз смогли убедиться в особых выразительных возможностях одного из самых древних видов изобразительного искусства — графики и её печатных техник — офорта, цветной и чёрно-белой линогравюры. На выставке были представлены произведения известных в нашей стране художников Шальнева В.П., Косенкова С.С., Берга Р., Ахунова М.Ф., выполненные в 70-90-е годы ХХ века, мастеров, в той или иной мере уже вписавших себя в контекст современного русского изобразительного искусства.

Храмы г. Данкова, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.