Чаплыгин. Троицкий собор

Фото 03.07.2013:

Соборный храм Святой Троицы

Адрес: Липецкая обл., г. Чаплыгин, Соборная пл., д. 1

Троицкий собор построен в 1806-1848 гг. (архитектор Андрей Никифорович Воронихин). Является объектом культурного наследия Федерального значения и подлежит государственной охране.

Соборный храм Святой Троицы (По материалам книги: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Чаплыгинский район. Лев-Толстовский район / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2013. — 512 с.»):

Троицкий собор — грандиозное архитектурное сооружение для небольшого уездного городка. Спустя 200 лет после строительства он всё ещё остаётся архитектурной доминантой и главной достопримечательностью Чаплыгина!

История строительства собора началась в 1806 г., когда в своём прошении к рязанскому архиепископу от 20 марта священник деревянного Архангельского собора Исидор Дмитриев и раненбургский купец Матвей Павлов сообщили, что своим «усердием желают помощью на сие благотворителей состроить вновь соборную каменную церковь с двумя этажами, отступя вправо от прежней церкви не более как на два саженя. В нижнем этаже церковь во имя Архистратига Божия Михаила, a в верхнем Сошествия Святаго Духа», a также просили учинить доверенность об утверждении назначенного к построению новой соборной церкви места и выдать храмозданную грамоту. К прошению были приложены план и фасад нового соборного храма, которые архиепископ Рязанский Амвросий (Орлин) вскоре и утвердил. Известный исследователь архитектуры Липецкой области Г.И. Гунькин считал, что «автором проекта … собора является замечательный архитектор Иван Григорьевич Сулакадзев» (1741-1821), который в 1782-1806 гг. был рязанским губернским архитектором.

16 мая 1806 г. раненбургский городничий докладывал, что «граждане города приготовили к тому строению все материалы и более сорока чeловeк мастеровых и рабочих людей» ожидают землемера и отвода участка. 20 мая указом Рязанского губернского правления в Paненбург был назначен землемер Семён Максимов, который и осуществил отвод участка для постройки собора, «отступая от прежней церкви вправо не более как два саженя». Наконец, 22 мая было оформлено всё необходимое для начала строительства. Одновременно решался вопрос об отводе мест под частное строительство на Хлебной площади, где по планy нa мeстe деревянных лавочек должны быть построены каменные дома по образцовым проектам, a также мест для строительства частных домов по ул. Haбережной вдоль берега Ягодной Рясы.

Начатая в 1806 г. постройка нового соборного храма продолжалась успешно, пока в 1810 г. в Раненбурге не случился сильный пожар, во время которого сгорело 185 дворов со всем их имуществом. После этого наступил перерыв в строительстве собора на 5 лет.

Лишь в 1815 г. горожане решили возобновить строительные работы‚ но собственных средств им по-прежнему нe хвaтaло. B связи с этим они просили apхиепископа Рязанского и Зарайского Феофилакта (Русанова) ходатайствовать за них перед Комиссией духовных училищ в Петербурге о выделении им кредита. Владыка Феофилакт, поддержавший их прошение, отправил соответствующее доношение в Cв. Синод: «г. Раненбурга городской голова Григорий Фёдоров Шестаков, гласные Тимофей Лаврентьев Варакин и Дорофей Васильев Богданов, a также мещанин Лука Петров Павлов в присланном к нему 10 августа 1815 г. с приговора всего раненбургского общества прошении изъяснили, что дозволено им вместо ветхой деревянной устроить вновь каменным зданием соборную церковь по сделанному для сего плaнy — двухэтажный, пространный и довольно великолепный о двух пpeстолaх, в верхнем этаже во имя Святой Троицы, a в нижнем — святого Архистратига Божия Михаила (храм). Созидание сего собора продолжалось с 1806 до 1810 годов безостановочно и уже стены по верхний кapниз выведены, но в 1810 г. случился в оном городе пожар, от коего большая часть домов их сгорела. Меж тем, как они имели попечение о построении для себя жилищ, новое и всеобщее несчастие всех постигло нашествием врага в 1812 году, a государственные повинности почти совceм их расстроили и почему и чувствуют себя не в состоянии собственным капиталом в скором времени построить собор, a чтобы вновь каменному зданию не последовало повреждения, то нужно нaчатый ими каменный собор докончить, на докончание которого по огромности и по нынешней на все дороговизне потребно не менее 30 тыс. рублей, a с течением времени нынешний деревянный собор пришёл в большую ветхость. Поэтому просители просили ходатайствовать мeня пред комиссией духовных училищ об отпуске им на достройку каменного собора хотя бы взаимообразно 20 тыс. руб., разложив всю сумму на них на 10 лет, то есть по 2 тыс. руб. в год с причитающими на них процентами».

По рассмотрении просьбы жителей Раненбурга в Комиссии духовных училищ решено было отпустить 20 тыс. руб. на постройку собора в Раненбурге «… взаимообразно нa 10 лет, с тем, чтобы каждый год по 2 тыс. руб. возвращались в Комиссию». Ha данное решение последовала резолюция императора Александpa I от 29 февраля 1816 г.: «Быть посему».

Получив из Петербурга 20 тыс. на продолжение строительства раненбургского собора, Рязанская духовная консистория отправила их 6 мая 1816 г. через почту в Раненбург в адрес городской думы. Та, в свою очередь, 20 мая т.г. донесла, что «деньги получены и по распоряжению купеческого и мещанского общества нужное их количество выдано попечителю достройки собора тамошнему мeщанину Луке Петрову сыну Павловy, a остальныe по надобности их отосланы нa хранение в Раненбургское уездное казначейство». Отметим, что уплата городским обществом Раненбурга долга с процентами в Комиссию духовных училищ через Рязанскую духовную консисторию завершилась только в 1829 г.

K осени 1818 г. закончилась отделка первого этажа новопостроенного собора и по указу духовной консистории от 28 октября т.г. строитель Раненбургской Петропавловской пустыни иеромонах Паисий 7 ноября совершил в нём чин освящения пpeстолa во имя Архистратига Божия Михаила.

В 1819 г. пока ещё как Архангельский соборный храм упоминается в документах о борьбе Церкви с расположением близ храмов питейных заведений: «… Близ онаго собора нa Хлебной площади состоят питейные домы, называемые: Красной в разстоянии 31-го саженя на север, 2-й Угольной под домом в 41-ом нa северо-запад, 3-й Тычковской в 260-ти у градскаго вала: от пьяных людей нередко во время отправления Богослужения производимы бывают шумства‚ неблагопристойности и тем причиняются соблазны, более во время бывающих базаров…»

В 1825 г. главный престол на верхнем этаже собора ещё не был освящён, о чём свидетельствует состaвлeннoe в том году А. Ибердусовым описание: соборная церковь на Хлебной площади «огромная, окончена строением в 1818 г., в коем и освящён в нижнем этаже настоящий престол во имя Архистратига Михаила. С того времени устрояется довольно великолепный и красивый иконостас в верхнем этаже. Всё сие производится иждивением граждан и других благотворителей. В нижнем этаже три престола все освящённые. При соборе три священника”.

«Великолепный иконостас» летнего храма в вeрхнeм этаже собора был «устроен в виде триумфальных врат с двумя арками — одна над другою, поддерживаемыми осьмью колоннaми коринфскаго ордена, отделанными под мрамор, с золочёными капителями и базисами».

Освящение главного престола соборного храма во имя Святой Троицы произошло между 1825 И 1835 гг. В клировой ведомости Троицкого собора г. Раненбурга за последний год главный Троицкий престол значится как освящённый. Там же упоминается каменная колокольня, выстроенная «пред из давних лет». А в 1836 г. был составлен проект новой колокольни и трапезной для раненбургского собора, на котором стоят подписи рязанского губернского архитектора Николая Ильича Воронихина (1812-1877) — племянника знаменитого зодчего А.Н. Воронихина — и его предшественника архитектора Александра Егоровича Биндемана. Проект этот был утверждён 2 января 1837 г. Рязанской губернской строительной комиссией. Общая сметная стоимость его составила 57 645 руб. 10 коп. В наличии же у священнослужителей и прихожан Троицкого собора к этому времени было только 6 217 руб.

17 марта 1837 г. Рязанская духовная консистория согласовала разборку старой колокольни на материал. Впрочем, древняя звонница простояла как минимум до 1850 г. 26 апреля 1837 г. в Священном Синоде слушали прошение Рязанского Преосвященного о разрешении строительства новой колокольни в Paненбурге, в котором говорилось, что собор в Раненбурге «… без колокольни … Оная стоит теперь при соборе не нa своём месте, т.е. не против западных дверей собора, а уклонилась в левую от оных сторону и против собора низка, притом приходит в ветхость». 21 мая 1837 г. разрешение на строительство было подписано, и раненбуржцы приступили к постройке новой соборной колокольни.

Закончилось строительство колокольни в 1850-х гг. Причём архитектор Н.И. Воронихин изменил её завершение: был увеличен в высоту четвёртый ярус, выполненный в виде глухого барабана с пилястрами и люкapнaми, и увенчан внушительным шпилем. Высота колокольни со шпилем составила 72 м. Окончание постройки соборной колокольни легло «нa плечи» настоятеля, каковым в эти годы являлся о. Михаил Васильевич Левитов — будущий Преосвященный Василий, епископ Тобольский.

Родился будущий архиерей в семье причётника (впоследствии диакона) с. Старый Келец Скопинского уезда Рязанской губернии. Первоначальное образование получил в Скопинском духовном училище, в 1838-1844 гг. учился в Рязанской духовной семинарии, a зaтeм в Московской духовной академии. Oкончив академию по первому разряду, 11 октября 1848 г. он определён был учителем богословских наук по 2 классу высшего отделения Костромской духовной семинарии. Однако успешно складывающуюся педагогическую службу М.В. Левитов вскоре оставил, избрав пастырскую деятельность, «которая была ему более по сердцу». Поэтому по ходатайству Преосвященного Гавриила (Городкова)‚ архиепископа Рязанского, он был определён в священника к Троицкому собору г. Рaненбург, a 31 мая 1850 г. тем же архиереем посвящён в иерея. Вскоре о. Михаил назначен нa должности законоучителя приходского и уездного училищ, а также благочинного городских храмов. В 1850 г. ему присвоена степень магистра, B 1852 г. о. Михаил награждён набедренником, 30 октября 1857 г. возведён в сан протоиерея, a в 1861 г. «за отличную ревностную и усердную службу» Всемилостивейше пожалован скуфьей”.

Здесь же, в Раненбурге, Господь судил ему перенести тяжёлое горе — батюшка лишился своей супруги, a вскope и детей. Переживая семейное горе, о. Михаил с ещё большей самоотверженностью предался пастырскому служению, которого не оставлял почти 20 лет, в течение которых соборный протоиерей и прихожане взаимно полюбили друг друга. «Да и как было не полюбить о. протоиерея. Со всеми он был прост, лaсков и обходителен; для каждого доступен, для богатого и бедного, был справедлив, добр и отзывчив на все нужды прихожан — все эти качества невольно привлекали к нeмy симпатии, как прихожан, так и всего городского общества». В 1869 г. протоиерей Михаил Левитов определён смотрителем Рязанского духовного училища, где в 1870 г. он принял монашеский постриг с именем Василий. Вернуться в Раненбург и наверняка посетить Троицкий собор ему суждено было лишь в 1886 г., уже в архиерейском сане и как управителю Петропавловской пустыни.

Впрочем, главный храм Раненбурга мог похвастаться постоянным вниманием со стороны рязанских Преосвященных, обязательно посещавших его во время обозрений епархии или каких-либо торжеств. Так, ещё при протоиерее Михаиле Левитове в соборе нe paз бывал архиепископ Гaвриил, a 30 июня 1859 г. его посетил архиепископ Смарагд (Кржижановский).

Троицкий собор пользовался огромной любовью со стороны прихожан, кaковых по данным 1861 г. числилось в 282 дворах 1 339 душ мужского пола и 1 400 женского. Так, в 1872 г. раненбургская мещанка Евдокия Варакина пожертвовалa Троицкому собору 100 руб., в 1875 г. раненбургский купец Сергей Распопов пожертвовал в собор серебряную с позолотой ризу на икону Успения Божией Матери‚ в 1882 г. раненбургский купец Семён Чесалин — 500 руб.‚ в 1891 г. мeщанка Анна Петрова пожертвовала на нужды соборного храма 100 руб.

Благотворительные деяния раненбуржцев позволяли священнослужителям при необходимости поддерживать внешний вид Троицкого собора в надлежащем состоянии. В 1891 г. было потрачено 500 руб. на исправление шпиля на колокольне‚ в 1893 г. — 1 500 руб. на peмонт стен и цоколя‚ в 1907 г. оштукатурены наружные стены собора, в 1911 г. возобновлены иконостасы алтарей нижнего этажа. В 1914 г. концессионер Раненбургской центральной электрической станции Николай Михайлович Мазаев пожертвовал 50 лампочек с полным оборудованием для освещения соборной Троицкой церкви электричеством. В том же году раненбургский мещанин Василий Петрович Троицкий «110 духовному завещению от 29 января 1914 г. завещал продать всё принадлежащие ему нeдвижимыя имения и … одну часть употребить на сооружение серебряной ризы нa образ Трёх святителей — Василия Beликого, Григория Богослова и Иоанна 3лaтoyстa, находящийся в правом приделе нижнего этажа Раненбургского Троицкого соборного храма, a остальные три части внести вечным вкладом в раненбургское казначейство» с тем, чтобы проценты с них шли причтам соборной и кладбищенской церкви г. Раненбурга и Раненбургской Петропавловской пустыни «зa вечное поминовение Василия, Пелагеи‚ Петра, Варвары, Михаила, Анатолия, младенца Екатерины».

Описание Троицкого собора г. Раненбург, сделанное в 1910 г. для страховой оценки здания, позволяет наглядно представить результат долгих лет строительства и благоукрашения главного городского храма: «Означенный собор весь кaменный, стены прочные, толщины 3 apшина, кроме сего снаружи к стенам приложены очень толстые выступы, соединённые одновременною связанною кладкою, на сих выступах установлены колонны, поддерживающие карнизы и фронтоны… Высота 20 саж. до карниза. Длина церкви внутри 18 саж. ширина 16 саж. Собор имеет 5 глав, которые … покрыты белым железом, под главами в восьмигранных фонарях с четырёх сторон имеются очень высокие окна, пропускающие обильный свет во внутрь собора, кресты на главах вызолоченные. Собор двухэтажный: в нижнем этаже церковь тёплая, отапливается двумя печами, одна изразцовая кафельная‚ другая в алтаре, духовая, три одноярусных иконостаса, все три вызолоченные. Ширина среднего иконостаса 15 арш. 8 верш.‚ боковые по 11 арш. 8 верш.‚ высоты 5 арш., оценены в пятнадцать тысяч рублей.

В нижнем соборе следующие двери: с северной стороны наружная дверь створчатая деревянная обита толстым железом‚ которое окрашено медянкою. Внутренняя дверь стеклянная, таковыя же двери с южной стороны: обе двери с обеих сторон ведут на паперть, отсюда ход на колокольню, первая входная в колокольню лестница вся каменная — высоты 6 арш., входная дверь цельная — нeстворчатая, обита железом, под железом подложен волосяной войлок; дверь входная в самый собор с западной стороны створчатая железная‚ под железом подложен волосяной войлок, внутри собора двое дверей с южной и северной сторон, наружные двери сделаны из толстого брусового железа — решётчатые для пропуска света (потому, что нижний собор тёмен), внутренние двери деревянные со стёклами.

B верхнем этаже церковь холодная, один иконостас, весь вызолоченный, трёхъярусный, высота 15 аршин, ширина 26 1/2 арш., оценён в пятнадцать тысяч рублей. Для входа в собор лестница вся каменная с тремя площадками. В верхний собор ведут трое створчатых дверей и все с одной западной стороны, все обшиты железом: 1-я дверь наружная, 2-я в паперти, 3-я входная в самый собор. Полы как в верхнем соборе, так и в нижнем деревянные. Всех окон в обоих этажах 38. B верхнем соборе рамы в нижней части сего собора сделаны из толстого железа с мелкими четыреугольными для вставки стёкол просветами, прочия рамы деревянные… Колокольня каменная четырёхэтажная; в третьем этаже висят колоколa, которых девять: первый в 560 пудов, второй в 260 пуд. и проч., все оценены в 7 000 руб. Шпиль на четвёртом этаже весь железный и самый сей этаж связан железом… Весь собор окружён следующими строениями: с северной стороны в 18 саж. находятся жилые каменные строения, с прочих трёх сторон окружён торговыми лавками, из коих один ряд лaвок каменный, прочие мелкие — деревянные — в 20 саж. Весь же собор вместе с иконостасами, полами, колоколами и крышею оценён в пятьдесят тысяч руб.»

Кроме самого большого колоколa весом в 560 пудов, считавшегося достопримечательностью Троицкого собора, главный раненбургский храм был знаменит своими древними святынями, пожертвованными ещё кн. А.А. Меншиковым при устроении города, a именно: «иконы Господа Саваофа, Воскресения Христова, Взятие Божией Матери на небо и 11 апостолов; в последней иконе вложены частицы св. мощей свт. Николая, муч. Екатерины, влм. Димитрия, Марии Магдалины, прп. Сергия, еванг. Матфея, свт. Никиты, еп. Новгородского, прп. Антония и Феодосия Печерских, кн. Владимира‚ свт. Петра, Ионы И Филиппа, части от Гроба Господня и Богоматери, от гроба Лазаря и св. Иоанна Богослова и др.»

Впрочем, Троицкий собор отличался не только внешним и внутренним благолепием, о чём красноречиво свидетельствовал Преосвященный Иустин (Полянский): «По получении указа о моем назначении нa Рязанскую кафедру, в воскресенье 18 декабря (1895 г. — Прим. авт.), служил в раненбургском соборе и нашёл там всё в порядке, даже имеется порядочный хор певчих, особенно обращает на себя внимание соборный диакон из окончивших курс семинарии Левитов, который нeмaлo уже служил нa этом мeсте безупречно и заслуживает сана священника».

Отметим, что причт Троицкого собора со времени введения штатов 1873 г. и вплоть до 1917 г. составляли настоятель собора в сане протоиерея, священник, диакон и два псаломщика.

Среди священнослужителей, кроме упоминаемого выше о. Михаила Левитовa, было нeмaлo достойных пастырей, пользовавшихся заслуженной любовью со стороны раненбуржцев. Достаточно вспомнить протоиерея Николая Гавриловича Садовникова, бывшего настоятелем Троицкого собора в 1872-1887 гг. Будучи выпускником Московской духовной академии, он сразу же был назначен и учителем русского языка Раненбургского духовного училища, a в 1873 г. съездом духовенства раненбургского учебного округа был выбран и смотрителем училища. На этом поприще о. Николай Садовников снискал уважение своих сослуживцев и учеников: «И действительно, братская любовь к подчинённым сослуживцам, кроткая снисходительность к их ошибкам, полнейшее незлобие‚ мир, отсутствие начальнического самомнения, — всё это, свидетельствующее, какое нежное, доброе сердце он имел, слишком ярко выдавалось в о. смотрителе».

После о. Николая настоятелем Троицкого собора был назначен протоиерей Михаил Ильич Дядьков, прслуживший в этой должности до 1913 г. и оставивший послe себя в Раненбурге добрую память. Родился он в 1835 г. в с. Вышгороде Рязанского уезда в ceмьe псаломщика. По окончании в 1860 г. Рязанской духовной семинарии был рукоположен в священника к церкви с. Урусово Раненбургского уезда, где с 1866 г. состоял и законоучителeм в устроенной своими трудами церковно-приходской школe, a с 1875 г. проходил должность благочинного по З-ему Раненбургскому церковному округу. После назначения в 1887 г. настоятелем Троицкого собора г. Раненбурга о. Михаил много лет исполнял обязанности блaгочинного, председателя отделения епархиального училищного совета, члена правления духовного училища, депутата от духовенства в городской думе и уездном земском собрании, a также Комитета попечительства о народной трезвости. Трудами протоиерея Михаила Дядькова в 1899 г. былa построена соборная церковно-приходская школа — деревянное на каменном фундаменте здание размером 12х11 арш. с 11 окнами. Находилась она на просторной площади близ Успенской кладбищенской церкви, в 50 саж. от неё. Протоиерей М. Дядьков до самой своей смерти, наступившей в 1913 г., исполнял в соборной школe обязанности законоучителя. За время своей службы о. Михаил был отмечен многими церковными наградами: благодарностью епархиального начальства в 1867 г., набедренником в 1869 г., скуфьей в 1872 г., благословением Св. Синода в 1875 г., камилавкой в 1876 г., наперсным крестом в 1882 г., caном протоиерея в 1887 г., орденом св. Анны III степени в 1889 г., орденом св. Анны II степени в 1897 г., орденом св. Владимира IV степени в 1903 г., палицею в 1910 г.

В конце ХIХ — начале ХХ вв. в Троицком соборе служил и другой любимый прихожанами пастырь — протоиерей Димитрий Васильевич Левитов. Родился он в семье диакона, окончил Рязанскую духовную семинарию в 1864 г., после чего был рукоположен в священника к церкви с. Пиковых Ряс Раненбургского уезда. За содействие делу народного образования в 1866 г. получил архипастырское благословение. B 1872 г. награждён набедренником. С 1873 г. исполнял обязанности законоучителя в сельской школe. B 1879 г. по собственному прошению переведён нa должность помощника настоятеля к Троицкому собору Раненбурга. С 1879 по 1889 г. «проходил должность учителя» чистописания в Раненбургском духовном училище. Состоял благочинным по 4-му Раненбургскому церковному округу. В 1883 г. награждён камилавкой. B 1884 г. — наперсным крестом. В 1890 г. объявлено ему «особенное одобрение от Высокопреосвященнейшего Феоктиста за усердие и порядок во всём». В 1899 г. награждён орденом св. Анны III степени. В 1900 г. о. Димитрий Левитов возведён в сан протоиерея. 17 апреля 1906 г. протоиерей Димитрий Левитов скончался на 68 году жизни от чахотки.

Причт собора был хорошо обеспечен. Священно — и церковнослужители Троицкого собора г. Раненбург пользовались доходами от кружечного сбора, который, к примеру, в 1910 г. составил 3 473 py6. 97 коп., a также доходами от неприкосновенного капиталa в сумме 9 236 руб. и 52 1/2 дес. пахотной земли, находящейся в 5 верстах от соборной церкви.

В начале ХХ в. приход Троицкого собора насчитывал 367 дворов, в которых проживали 1 252 мужчины и 1 303 женщины. К собору была приписана каменная часовня, построенная в 1869 г. на месте деревянного Архангельского храма в память избавления императора Aлeкcaндра II от опасности при покушении на нeго в 1866 г.

Последними яркими событиями в жизни Троицкого собора накануне революции 1917 г. стали посещения его епископом Рязанским и Зарайским Димитрием (Сперовским). Так, 28 и 29 июня 1912 г. Преосвященный Димитрий, выслушав в соборе вечерню‚ «изволил служить молебен с акафистом Живоначальной Троице». 27 апреля 1914 г., возвращаясь из Задонска, Владыка после вечерни в соборном городском храме «служил молебен Пресвятой Троице… Сказал нaзидательное слово: «Берегитесь, кто бы нe прельстил вас. При кончине мира у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергшись исцелившаго их Господа, нaвлeкyт сами нa себя скорую погибель». Из собора епископ Димитрий посетил квартиру соборного протоиерея П.И. Перова и вскоре отбыл в Рязань«. 27 июня 1915 г. Владыка Димитрий вновь посетил раненбургский собор «для служения всенощного бдения, которое и совершено было с литиею и вeличанием Чудотворной Зимаровской иконы Божией Матери, которая в это время пребывала в соборе. На следующий день 28 июня … Преосвященнейший изволил совершать и Божественную литургию в соборе … По окончании литургии отслужен молебен». После осмотра нижнего тёплого храма Преосвященный Димитрий посетил протоиерея собора П.И. Перова.

Указанному выше протоиерею Петру Иоанновичу Перову выпало настоятельствовать в Троицком соборе в трагические и переломные времена — накануне и сразу после революции 1917 г. Oн pодился в семье священника, окончил Рязанскую духовную семинарию в 1877 г., послe чего два с половиной года состоял в должности помощника классного наставника Рязанской мужской гимназии. В 1880-1912 гг. о. служил в Димитриевской церкви с. Остапово Раненбургского у. и в эти же годы состоял в должности законоучителя при местной церковно-приходской школе. В 1902-1912 гг. он законоучительствовал и в двухклассном железнодорожном училище при станции Астапово. В 1886-1893 гг. состоял помощником благочинного и членом благочиннического совета. В 1912 г. о. Пётр Перов перемещён к Николаевской церкви г. Раненбург, a в следующем году вначале был назначен членом благочиннического совета, затем исполняющим обязанности благочинного города Раненбурга, a 18 сентября т.г. указом епископа Рязанского Димитрия — настоятелем Троицкого собора. За время своего служения в духовном сане о. Пётр Перов удостаивался следующих наград: в 1887 г. — благословения правящего архиерея, в 1888 г. — набедренника‚ в 1895 г. — скуфьи, в 1900 г. — кaмилaвки, в 1903 г. — наперсного креста и ордена св. Анны III степени, в 1913 г. — сана протоиерея.

Летом 1919 г. настоятелю о. Петру Перову вместе с другими священно- и церковнослужителями Троицкого собора довелось на себе испытать последствия гражданского противостояния. По свидетельству старожилов, 14 августа во время боёв за Раненбург казачьей дивизии генерала Мамонтова и стрелков Красной армии под началом Я.Ф. Фабрициуса один из снарядов бронепоезда красных попал в северо-западный угол трапезной части собора, оставив заметный след на стене.

В 1922 г. Троицкий собор был ограблен в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. Начался этот процесс в начале апреля, а до 23 апреля т.г. из главного храма Раненбурга было изъято 38 предметов церковной утвари общим весом 3 пуда 8 фунтов 52 доли! Были изъяты: «1. Один серебряный с прибором потир 2 ф. 60 зол. 2. Шесть серебряных лампад 4 ф. 72 зол. 3. Одно серебряное кадило 1 ф. 12 зол. 4. Один серебряный ковш 24 зол. 5. Одна серебряная риза 1 ф. 39 зол. 6. Один серебряный крест 44 зол. 7. Два серебряных креста 2 ф. 42 зол. 8. Один серебряный с прибором потир 3 ф. 11 зол. 9. Один серебряный ковчег 4 ф. 42 зол. 10. Одна серебряная лампада 1 ф. 11. Один серебряный ковш 18 зол. 12. Одна серебряная риза 76 зол. Серебряный венец 48 зол. 14. Пять серебряных звезд. 13 зол. 15. Два серебряных венца 7 зол. 16. Одна серебряная риза 10 ф. 66 зол. 17. Две серебряных ризы 4 ф. 30 зол. 18. Одна серебряная риза 13 ф. 70 зол. 19. Одна серебряная риза 3 ф. 60 зол. 20. Одна ceребряная риза 11 ф. 54 зол. 21. Одна серебряная риза 8 ф. 92 зол. 22. Одна серебряная риза 17 ф. 24 зол. 23. Одна серебряная риза 9 ф. 24. Пять серебряных риз 9 ф. 12 зол.

В 1929 г. властями готовился новый этап ограбления церквей — изъятие теперь уже не драгоценных, а цветных мeтaллов для нужд индустриализации. Для того был составлен акт о выявленном в Троицком соборе «негодном и ненужном» имуществе, подписанный священником П.В. Покрововым: «Негодный чёрный и цветной металлический лом: подсвечники латунные 5 — 30 кг, то же среднего размера 2 — 35 кг, купели мед. лaтунные 2 — 60 кг, разный лом латунный — 20 кг, колокол лопнувший — 255 кг, то же с отбитым краем 1 — 1 008 кг, то же разбитый 1 — 40 кг, подсвечники 7 — 40 кг, то же средние 2 — 10 кг, то же малые 3 — 6 кг, имущество излишнее против нормальной потребности … колокол 1 — 4 176 кг, то же 1 — 112 кг, серебряная дарохранительница 1, Евангелие большое с серебряной крышкой, серебряная тарелкa, ковшик серебряный».

12 января 1930 г. Раненбургский горсовет подготовил материалы для закрытия трёх церквей Раненбурга и снятии колоколов со всех городских церквей. «Под культурные нужды города» предполагалось закрыть соборный Троицкий, Вознесенский и Успенский кладбищенский храмы, оставив лишь Никольский. В том же году в Троицком соборном храме Раненбурга прекратились службы, a в 1931 г. с него были сняты колоколa, в том числе и знаменитый колокол весом 560 пудов, один лишь «язык» которого весил 13 пудов.

После закрытия собора в его помещениях размещался склад местной швейной фабрики и керосиновая лaвкa в колокольне.

Пока Раненбург был в составе Рязанской области, Троицкий собор был поставлен на охрану как памятник архитектуры. Но это не помешало властям во времена хрущёвских гонений на Церковь предпринять несколько попыток с целью разрушения Троицкого собора. И нужно признать, что сохранился храм только чудом! Сначала 14 июля 1961 г. было принято решение Липецкого облисполкомa №Р-713: «B соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 23 июня 1961 г. №546 исполком облaстного Совета депутатов трудящихся peшил: 1. Исключить из списков памятников культуры, подлежащих охране кaк памятники местного значения, здание собора Троицы, постройки 1805 г., находящееся в г. Чаплыгин, в связи с нереальностью обеспечения содержания его как
памятника и нецелесообразностью вложения нa эти цели средств, учитывая, что это здание нe относится к числу выдающихся памятников. 2. Произвести полную фиксацию памятника, фотографирование и обмер…» После этого была предпринята попытка свалить тремя тракторами шпиль с соборной колокольни, но тросы порвались, a шпиль согнувшись, устоял.

В 1965 г. над Троицким собором вновь навислa опасность. Тогда о сохранении собора и всего архитектурного комплекca бывшей Хлебной площади хлопотал живший в Москве Владислав Павлович Шлыков. В 1966 г. он обратился с письмом к первому секретарю Липецкого обкома партии Г.П. Павлову: «… Весьма и весьма маловероятно‚ что когда-либо в будущем в этом местечке будет возведено что-нибудь подобное Троицкому собору, монументальное и величественное, являющее собой организующий градостроительный центр, исторический символ и эмблему города… Если есть собор — есть город. Без собора архитектура города рассыплется». Это письмо было подписано и профессором архитектуры П.П. Ревякиным, писателями В.А. Солоухиным и Л.М. Леоновым, народным apтистом СССР И.С. Козловским. Сохранились письма В.П. Шлыкова 1967 г., в которых он проводит параллель: «Как здание адмиралтейства является визитной карточкой Ленинграда, так и стремительная игла Троицкого собора г. Чаплыгина является его лицом и гордостью». Там же он сообщает, что на первом этаже собора в 1967 г. «абсолютно полностью сохранилась вся роспись стен».

В письме председателю Чаплыгинского исполкома депутатов трудящихся Bлaдислав Павлович говорил о том, что не хотели признавать тогдашние идеологи‚ как известно потерпевшие фиаско! «На памятниках истории и культуры воспитывается самое большое чувство человекa — любовь к Родине, к родной земле‚ к мeстy, где человек родился и за которое без клебаний люди отдали и отдают свои жизни…»

Соратник В.П. Шлыкова — известный исследователь архитектуры Георгий Иванович Гунькин — обследовал в это время Троицкий собор и доказал его архитектурную и историческую ценность: «По своим архитектурно-композиционным достоинствам собор, безусловно, заслуживает того, чтобы взять его под государственную охрану и в самое ближайшее время провести в нём неотложный peмонт… Занимая выгодное положение на стрелке рек Становая и Ягодная Ряса, он своими массами «удерживает» весь город, открывая взору с дальних расстояний изумительную картину… Соборная старая площадь в г. Чаплыгине (Раненбурге) была создана в начале XIX столетия в период высокого расцвета национальной градостроительной культуры России. Её историческое, архитектурное и градостроительное значение имеет большую ценность ещё и потому, что она является одним из редких примеров ансамблей зaстройки наших провинциальных городов, … главным центральным объектом этого живописного архитектурного ансамбля является здание собора».

В результате решением Липецкого облисполкома №874 от 02.11.1971 г. и последующим Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. Троицкий собор г. Чаплыгин был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения. Таким вот нетипичным для советского времени итогом зaкончилась борьба общественности за сохранение этого уникального памятника архитектуры.

А 1984-1988 гг. были проведены исследования института «Спецпроектреставрация» (г. Москва) с целью обследования технического состояния собора, выполнения обмерных чертежей, подготовки проектно-сметной документации для его реставрации, в т.ч. восстановления барабанов и крестов храма.

Часть работ в рамках обследования здания собора с целью выявления помещений, расположенных ниже нулевой отметки, выполнена сотрудником ЛОКМ А.Ю. Клоковым. В результате удалось установить, что Троицкий собор стоит нa старом кладбище. В центре храмовой части были выявлены следы старого перекопа. На месте его заложен шурф размером 1,5×1,5 м. B верхней части был рыхлый слой суглинка с включениями строительного мусора. На глубине 60 см началась прослойка чернозёма мощностью более метра с перемешанными костями нескольких скeлeтов и обломками колод. Глубина погребений, вероятно, не превышала 80 см от старой дневной поверхности, которую проследить не удалось: при рытье траншей под фундаменты чернозём выбрасывали нa площади будущего храма, а слой был перемешан перекопом. Материк — плотный слой глины — находился на глубине 2 м 20 см от уровня пола. Под колокольней был расчищен зaложенный и засыпанный мусором вход на второй этаж храма. В мусоре найден красивый кованый кронштейн для подвески фонаря или лампады. Находка передана в Чаплыгинский краеведческий музей.

К востоку от алтаря собора было найдено полузасыпанное помещение котельной, перекрытое кирпичным сводом. Его ширина вдоль восточного фасада собора достигала 2,5 м, длина сохранившейся части — свыше 6 м. Вход, вероятно, находился с восточной стороны и был засыпан кирпичным боем. Внутри котельной обнаружился старый клёпаный резервуар. В южной стене котельной нaходился воздуховод сечением 40х50 см, идущий под прямым умом на 70 см, a зaтем поворачивающий под углом 45 градусов к собору. Сечение его 30×25 см на
длину 1 200 см; после этого он расширяется и делится на два рукава. Один идёт прямо — параллельно восточному фасаду собора, другой поворачивает под углом 90 градусов и заканчивается вертикальной железной трубой, выходящей между колоннами второго этажа собора в алтарной части. В юго-западном и северо-западном углах котельной расположены ещё два воздуховода сечением 60х60 см, уходящие под прямым умом под восточную стену собора. На расстоянии 140 см воздуховоды поднимаются вверх под углом 30-40 градусов и разветвляются: вверх идёт металлическая труба, выходящая в алтаре первого этажа, второй pyкaв поворачивает направо — на север, его сечение уменьшается до 25х40 см, протяженность воздуховода 4 м, и затем он под прямым углом поворачивает на зaпад. Это остатки гипокаустной системы отопления алтарей собора. По каналам — воздуховодам из котельной в алтари шёл подогретый воздух.

На основании разработанной мастерской №1 института «Спецпроектреставрация» проектной документации в 1986 г. были начаты реставрационные работы на Троицком соборе. Восстановление храма совпало с изменением политики советского государства по отношению к Русской Православной Церкви. Самым наглядным воплощением в этом плане стало возвращение православных храмов верующим. В 1989 г. вернуть им Троицкий собор попросили местные власти жители Чаплыгина П.М. Мозгунова, В.М. Рябова, А.В. Бессонов, В.А. Денисов, Н.П. Кузовлева и др. В своём письме №793 от 22.09.89 г. Чаплыгинский райисполком сообщим, что здание Троицкого собора будет передано верующим после регистрации религиозного общества. В результате Представления исполкома Липецкого областного Совета народных депутатов от 30.08.1989 №06-1466 и предложения Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР №1687 от 20.10.1989 г. о регистрации религиозного общества Русской Православной Церкви в г. Чаплыгин соборный храм Святой Троицы вновь открыл свои двери верующим 9 ноября 1989 г. А 15 марта 1990 г. зарегистрирован приходской совет Троицкого собора.

Тем временем продолжались в Троицком соборе реставрационные работы‚ нa продолжение которых Распоряжением главы администрации Липецкой области №796 от 17.09.1993 г. администрации Чаплыгинского района было выделено из областного бюджета 5 млн. руб.

Работы по реставрации собора вeлa бригада известного в Чаплыгине специалиста — Юрия Александровича Завьялкина. Ему помогали С.Ю., А.Ю. и Л.Д. Завьялкины, М.С. Фролов, А.Н. Языкова, E. Жердев, М. Кузнецов, И. Черных, А. Щукин, Н. Попов. Тогда же реставраторами был выпрямлен шпиль собора и выполнен иконостас Архангельского храма.

В 2004 г. начались работы по внутренней отделке летнего Троицкого соборного храма, был устроен иконостас. Главный престол собора освящён 7 июня 2005 г. Престол в честь Архангела Михаила — 30 октября 2011 г.

Храмы г. Чаплыгина, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *