Архангельск. Петровский парк, дом 1 (Драмтеатр)
Фото март 2012 г.:
Фото 19.08.2012:
Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова
Адрес: г. Архангельск, Петровский парк, д. 1
На здании размещена мемориальная доска:
В театре драмы им. М.В. Ломоносова были поставлены спектакли по произведениям Фёдора Абрамова.
Большой драмтеатр (по материалам книги «Путеводитель по Архангельску или нескучная прогулка по любимому городу с ироничным дилетантом / Н.Н. Харитонов. — Архангельск: ООО «АрхПресс», 2010. — 271, [1] с.»):
Первый театр был в доме с церковной маковкой. Дилема Луначарского: Кирха, Гостиные Дворы и кафедральный собор — что снести? На чужом горе своего не построишь. Артиста затравили, и он повесился. Строили три года, ремонтировали пять, восстанавливали девять. Кудрин. Зачем самодеятельности космическая ракета.
Если мы познакомили Петра I и всю Россию с мореходством, построили нашему Отечеству первые русские корабли, то длинный царь первым познакомил наш Архангельск… с театром. В третий приезд Петра на Русский Север завезли на Северную Двину первый спектакль. Царь любил европейские потехи. «Архангельский немец» Иван Антонов имел двухэтажный дом в центре, неподалёку от Троицкого храма. Строение было слегка несуразно, поскольку завершалось, как церковь, «маковкой».
Здесь в июне 1703 года и была сыграна первая комедия. Кукольное представление. Так что, как бы ни хорохорились драматические актёры, первым наш город увидел театр кукол. Порученец Петра I, Ян, актёр-кукольник и капитан армии (!), привёз на Северную Двину труппу из иностранцев. С тех пор архангельские градоначальники не переставали баловаться театральными забавами и даже получили от столичного сената деньги на каменный театр. Дело было уже при Екатерине II. Правда, театр задумывался не совсем драматическим.
В Архангельске стояло деревянное театральное здание. Увы, для модной в екатерининские времена оперы не годилось. Принялись возводить специальное строение. С него Екатерина начала на месте огромного архангельского пожарища плановую застройку города на Северной Двине. А площадь назвали Театральной. Да бес попутал, не дал достроить. Неслучившийся театр императрица велела превратить в… хлебный магазин! А что, хлеба и зрелищ! Не вышло со зрелищами, поторгуем хлебушком. Какая разница. Особенно цинично звучало переименование по этому поводу Театральной площади в Оперную. Насмешка над провалившимся проектом.
Театр кочевал по самым экзотическим зданиям Архангельска. Им занимались губернаторы, разнокалиберные попечители, купцы — все, кому не лень. Под северной белой ночью иногда ставили летние театральные балаганы.
Ранней зимой, с 8 декабря 1846 года, в нашем городе начались постоянные регулярные, сезонные театральные постановки. На углу Дворянской и Аптечной, то есть Троицкого и Вологодской, построили специальное здание. Через пять лет оно сгорело, следующие пять лет город видел спектакли от случая к случаю. Но хозяевам той архангельской жизни, купцам-промышленникам стало скучно, и городская Дума купила дом купца Ермолина, что стоял на углу набережной и Театральной (Володарского). Театральные сезоны возобновились.
Под занавес последнего, царского века на восемьдесят тысяч архангелогородцев театров оказалось немеряно. Каменный — на Северной Двине, летний — макаровский — в Петровском парке, любительский — Архангельского общества трезвости — в Александровском саду, самый роскошный — в Немецком клубе, свой — в клубе приказчиков, соломбальский — в Народном доме. Большевики внесли циничную лепту. Революционный ТРАМ выбрал сценой алтарь Кирхи.
В будущий день космонавтики, 12 апреля 1920 года неутомимый апологет пролетарской культуры Анатолий Луначарский предложил открыть в Архангельске первый на Севере стационарный советский театр. Зимний вариант разместился в привычном уже здании Немецкого клуба. Заодно переименовали Троицкий проспект по имени сына приказчика, штурмовавшего Зимний Дворец, расстреливавшего Шенкурских крестьян, что не давали выгрести амбары в продразвёрстку, Виноградова.
Не приглядевшись, сразу и не поймёшь, что областной драмтеатр занимает едва ли не самое красивое положение в городе. Постоянное место для Архангельского БДТ — большого драмтеатра советские власти выбирали скрупулёзно. Под это дело хотели снести то Кирху, то Гостиные Дворы. А снесли шикарный Архангельский кафедральный собор, место для коего присмотрел и выбрал сам Пётр I. Собор начат стройкою в 1709 и окончен в 1743 году. Двухэтажный, с пятью главами… 3 пушки, пожалованные Петром в 1701 году со взятых под Архангельском шведских фрегата и яхты. Справа — поддерживаемый в человеческий рост двумя резными ангелами шестиаршинный крест, сделанный собственноручно Петром. Около креста — штандарт и Палестинский флаг с корабля, на котором Пётр плыл от Вологды до Архангельска. В ризнице — саккос зелёного бархата, шитый из плаща Петра, облачения, жалованные Екатериною, серебряный крест с мощами, принадлежавший Меньшикову. Прежний деревянный собор дважды посещён Петром. Нынешний, каменный посетили 30 июля 1858 года в 12 часов ночи император Александр I и 19 июля 1858 года император Александр II. В 1929 году большевики снесли Архангельский кафедрал и начали строительство Архангельского БДТ.
Кафедрал развалили нимало сумнящеся. Исчезли не только старинные иконы, но и кафтан Петра. Нигилисты, что с них взять. Чихать хотели на народную мудрость: на чужом несчастье счастья не построить. Театрального, в том числе. Построили, что сумели. Из неровных, неодинакового размера камней соорудили здание, кое с тех пор перестраивают не переставая. Каждый раз ремонт длится не год-другой, а многие лета. Последний, что завершили в 2009 году, точь-в-точь, по спирали закономерности, повторил начало стройки 1929 года. В 1931 году Архангельский областной театр играл первый спектакль в недостроенном здании. Театр был, здания толком не было. Спектаклик для премьеры выбрали с названием, глупее не придумаешь: «На дне». Как пароход назови, так и поплывёт. У театра всегда была проблема с качеством труппы. Не блистал никто. Разве на краткий миг. Имена архангельских актёров навсегда ушли в архивы. В народе они не держатся. Сколько-то помнили Плотникова, поскольку был задействован в советских фильмах, большей частью среднего уровня. Но и эта фамилия канет в лету, как только умрёт поколение журналистов, писавшее о нём хвалебные газетные развороты. Труппу во все времена сотрясали невероятные скандалы. Даже на фоне известной в театрах атмосферы интриг, в архангельском был вечный перебор. Апофеозом оказалась трагедия. Затравленный актёр в знак протеста повесился прямо в театре. Это случилось под занавес прошлого века. Театр тут же захирел, горожане прекратили ходить на спектакли, премьеры шли в пустых залах. В новом капиталистическом времени труппа вообще учудила: в ней появились… картавящие актёры, с серьёзными дефектами речи. Их ставили на главные роли!
Перестраивали театр при хрущёвской оттепели. Опять долго и нудно, до 1965 года. На стыке тысячелетий всё повторилось на наших с вами глазах. Министр финансов капиталистического правительства путинского периода, господин А. Кудрин, окончивший школу в Архангельске, для областного театра благодетель и отец родной. Здание приобрело начинку, какую и мечтать не смело. Звуковую студию монтировала та же компания, что делала в Питере президентскую студию и студию театра «ДДТ». Погодозависимое автоматическое управление и независимое горячее водоснабжение. Система воздухоочистки подразумевает индивидуальное обслуживание каждого из 1280 театралов, оказавшихся в зале. Скрыта от глаз трёх с половиной километровая оцинкованная «анаконда» воздуховода, смонтированного «Архпромкомплектом». Но именно она будет подавать двадцать персональных кубометров чистого воздуха в час под каждое театральное кресло. Говорят, такого нет ни в одном театре страны.
Понимая, сколь грандиозный ремонт сотворён тут не без попечительства министра-земляка, ловишься на мысли: какого же высоченного уровня должна оказаться театральная труппа в архангельском храме Мельпомены, буквально нашпигованном техническими новинками мировой индустрии массовых зрелищ?
А вот городу счастье. В распоряжении Архангельска площадка, коя не одно десятилетие может принимать масштабные гастрольные постановки, концертные программы исполнителей мирового уровня. Послушайте, а ведь по-настоящему качественных современных зрелищ на Северной Двине не видели четверть века, не меньше.
Архангельск, Архангельская область, драмтеатр, Михаил Васильевич Ломоносов, театр, Фёдор Александрович Абрамов
Добавить комментарий