Липецк. Христорождественский храм
Храм Рождества Христова
Адрес: г. Липецк, ул. 9 Января, д. 1А
Храм Рождества Христова бывшего села Студёнки (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007. — 384 с.»):
Христорождественский храм на улице 9 Января был закрыт при советской власти всего лишь несколько лет и первым в Липецке начал действовать в годы Великой Отечественной войны.
Правда, городским храм Рождества Христова стал уже в 30-е годы XX века, а до революции являлся приходской церковью села Студёнки. Причём нынешняя каменная церковь — не первый храм этого древнего села — ровесника Студёнок Липских Малых.
Деревянная церковь Рождества Христова в селе Студёнки Большие построена была, видимо, одновременно с одноимённой церковью в селе Студёнки Малые в начале XVII столетия. Но в документах она также упоминается впервые в 1627-1628 годах. В писцовых книгах Лебедянского уезда «Письма и межевания» писца Григория Фёдоровича Киреевского за эти годы написано: «За Иваном Никитичем сельцо Студёнки Большие на реке на Воронеже <...> а в нём церковь древяна клетцки во имя Рождества Христово, за попом бобылей 5 дворов, за боярином Иваном Никитичем 22 крестьянских двора и 10 дворов бобыльских».
В переписных книгах 1646 года в селе Студёнки, кроме «церкви во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», показаны 126 крестьянских дворов, в которых проживало 269 человек; 7 дворов бобыльских, в них 9 человек, и 20 дворов служилых казаков боярина Никиты Ивановича, в них 46 человек.
По данным окладных книг Рязанской митрополии 1676 года у Христорождественской церкви в селе Большие Студёнки «…двор попа Сафрона, да попа Изота двор, двор дьячков, двор Пономарев, двор просвирницын». Церкви в то время принадлежало 40 четвертей земли в трёх полях, а вот сенных покосов и рыбных ловлей не было. В приходе насчитывалось 142 крестьянских двора, 50 дворов беломестных казаков и 14 дворов бобыльских.
Неизвестно, сколько простоял в Студёнках первый деревянный храм Рождества Христова постройки начала XVII века и был ли он в течение XVII — первой половины XVIII века заменён новым. Неясно пока и то, в каком месте села Студёнки он в то время находился.
Точно известно что в 1778-1779 годах вместо ветхой церкви прапорщиком Николаем Лодыгиным была построена новая деревянная в прежнее храмонаименование. Этот новый храм стоял на правом берегу реки Студёнки, выше по течению от современного моста через русло реки по улице Баумана. Возможно, что построен он был на месте предыдущего или рядом с ним. По данным 1778 года, под Христорождественской церковью и кладбищем вокруг неё было всего 468 саженей земли.
В 1819 году Христорождественский храм был перенесён с прежнего места на «вновь отведённое» около села кладбище. В это время приписной к нему считалась Успенская церковь бывшей Паройской пустыни, находившаяся неподалеку от Студёнок. До 1823 года Христорождественская церковь, по всей видимости, не была закончена отделкой и ещё не освящена после переноса на новое место, поэтому «службы божественныя» производились в приписной Древне-Успенской церкви.
В 1820 году Христорождественскому храму принадлежало 33 десятины земли, в 1823 году — 49 десятин пашенной и сенокосной земли. В 1820 году в приходе храма числилось 242 двора, в которых проживало 754 мужчины и 772 женщины.
В 1838 году в приходе пригородного села значатся отставной капитан Егор Васильев, губернский секретарь Василий Стефанов Осипов, коллежский регистратор Яков Михайлов Осипов, губернская секретарша Анастасия Стефановна Иванова, губернский секретарь Григорий Казмин Павлов с их немногочисленными дворовыми людьми, но в основном прихожанами являлись однодворцы. Всего в это время в приходе Христорождественской церкви значились 260 дворов с 1127 мужчинами и 1157 женщинами.
Существующая ныне в районе Липецка, называемом Ниженка (остановка «Улица Арктическая». — Прим. авт.), каменная с колокольней Христорождественская церковь была построена в 1869 году. В трапезной части храма был устроен и действует ныне придельный престол во имя св. Николая Чудотворца.
Строительство каменного храма шло долго и непросто. Впервые ходатайство причта и прихожан Христорождественской церкви о дозволении построить им «вновь каменным зданием» церковь было подано в 1857 году. Как следует из «приговора» крестьян села, в Студёнках была «одна деревянная кладбищенская, другая каменная приходская» (имелась в виду приписная Древне-Успенская) церкви, и жители ходатайствовали «о разрешении устроить в середине селения более вместительную новую» каменную церковь. Тамбовская духовная консистория в ответ на это прошение 1 марта 1858 года направила запрос в Тамбовскую палату государственных имуществ о разрешении сооружения храма по проекту инженера М. Савицкого. В запросе говорилось, что поверенный государственный крестьянин Тарас Емельянов Власов подал прошение «воздвигнуть новую каменнаго здания во имя Рождества Христова церковь на том самом месте, где прежде существовала кладбищенская деревянная. Грунт земли — чернозём, твёрд и способен к устроению церкви». К прошению были приложены рассмотренные строительной комиссией план с фасадом, составленные инженером палаты государственных имуществ М. Савицким.
Сообщая об источниках финансирования строительства храма, Сокольский волостной голова 29 марта писал, что государственные крестьяне села Студёнки собираются строить храм на «доброхотные пожертвования» жителей села и «сборы на стороне». Кроме того, жители села «мирским приговором предположили отдать в пятилетнее оброчное содержание земли 658 десятин, принадлежащих им <...> чтобы оброк за неё поступал на постройку новой церкви». Приговор был составлен 26 ноября 1857 года, по нему земля была сдана в аренду крестьянину Диконской слободы Кириллу Ефимову Емельянову за 1 505 рублей ежегодно, с уплатой денег за год вперёд.
2 июля 1858 года предполагаемое место строительства было обследовано гражданским инженером, который доложил, что, во-первых, «материк земли твёрдый и к постройке удобный», во-вторых, «место это благовидно к возведению храма», в-третьих, «…по общему желанию крестьян требуется переселение 7 или 6 дворов». 7 февраля 1859 года епархиальное начальство дало разрешение начать постройку храма.
Строительство активно велось в течение лета и осени 1859 года. Был вырыт котлован, велась кладка фундамента, и было решено верхнюю часть цоколя выложить бутом. За ходом строительства наблюдал автор проекта, и по его рекомендациям в ходе работ исправлялись недостатки и упущения. За 1859 год стены были выведены до уровня окон. Подрядчиком строительства являлся государственный крестьянин Яков Прохоров Терпугов. На оплату работ и материалы за это время было затрачено 4 000 рублей серебром. На работы в следующем году предполагалось затратить такую же сумму. В марте 1860 года сельское общество решило для скорейшего завершения строительства взять ссуду из вспомогательной кассы волостного правления, и 28 марта приговор крестьян был зарегистрирован в Сокольском сельском управлении. Согласно приговору, деньги в сумме 500 рублей серебром должен был получить под расписку церковный попечитель государственный крестьянин Иван Сидоров Буев, но в кассе такой суммы не оказалось. Проблема эта стала не единственной: ещё в апреле подрядчик поставил некачественный кирпич, и куратор строительства инженер Савицкий запретил его употребление. 31 декабря 1862 года Савицкий вынужден был даже сообщить об использовании некачественного кирпича в Тамбовскую палату государственных имуществ. 12 мая 1865 года он вновь докладывал об использовании некачественного материала и то же замечание сделал в июне.
К концу 1865 года строительство храма было завершено вчерне: окончена кладка и покрыта крыша, но в ноябре при приёмке работ в столбах, на которые опираются восьмерик и своды храма, были обнаружены трещины. До конца года работали эксперты, и продолжалась переписка по этой проблеме. Было решено: подождать, пока здание храма стабилизируется, осадка его окончится, и только после этого делать окончательные выводы. Интерьеры поэтому решено было оставить без штукатурки до следующего лета. Летом 1866 года часть лесов была снята и стены оштукатурены. Однако работы вновь пришлось приостановить, т.к. лопнула одна из воздушных связей между колоннами, а другая связь изогнулась. 31 июля 1866 года волостное правление решило пригласить техника для осмотра постройки. Инженер Высокорский, осмотревший храм, рекомендовал остановить штукатурные работы и ждать до весны. Между тем возникли новые проблемы. Началась неравномерная осадка недостроенной колокольни. У пяточных кирпичей свода появились трещины, одна из арок изменила свою кривизну. В сентябре 1867 года были обнаружены трещины в стене придела и колокольни.
В октябре того же года была создана комиссия для повторного обследования строящегося храма. Ею установлено, что стена трапезной, прилегающая к колокольне, отклонилась от вертикального положения в сторону колокольни, которая, в свою очередь, осела. В результате образовались трещины, вызвавшие обрушение одного из сводов. Причиной было названо несоблюдение строителями рекомендаций, хотя скорее всего это связано с особенностями грунта. Наконец все возникшие сложности были преодолены, и в 1869 году строительство нового каменного храма завершилось. В том же году церковь была освящена.
Христорождественский храм имеет традиционное трёхчастное деление. Храмовая часть построена в виде кубовидного объёма, увенчанного большой центральной главой в виде восьмерика с высоким гранёным куполом, главкой и крестом. С востока к основному объёму примыкает низкая, 2/3 высоты, полукруглая апсида. С запада — небольшая, в три окна трапезная. Двусветный куб храмовой части украшен по углам пилястрами и карнизами, а южный и северный фасады — ложными закомарами и пилястрами. Окна, в том числе малые круглые окна второго света, декорированы наличниками с килевидным очельем. Большой дверной проём с полуциркульной перемычкой обрамлён пилястрами с опирающимся на них треугольным сандриком.
Восьмигранный барабан, возвышающийся над храмовой частью, имеет на каждой из восьми граней по окну и украшен угловыми пилястрами и карнизами. На стенах трапезной скромный декор в виде лёгких карнизов и наличников с килевидным очельем.
Колокольня храма выстроена в три яруса. Нижние два яруса имеют вытянутые по вертикали пропорции. Декор высокого четверика первого яруса колокольни полностью повторяет декор храмовой части. Третий ярус колокольни — низкий приземистый восьмерик с угловыми пилястрами и круглыми ложными окнами на гранях по сторонам света, перекрыт гранёным куполом с высоким шпилем. На звоннице храма находилось 5 колоколов.
Общая длина храма с колокольней составляла 21 саж. 2 арш., ширина — 9 саж., высота 8 саж.
Иконостас главного алтаря имел в длину 7 саж. 2 арш. 5 верш., высоту — 5 саж. 1 арш. 12 верш. В приделе храма были устроены хоры, а иконостас имел следующие размеры: длина — 5 арш. 2 верш., боковая сторона — 7 арш., высота 3 саж. 10 верш.
В начале XX века вновь дали о себе знать последствия строительных проблем. В стенах и сводах Христорождественского храма появились трещины. Осмотрев здание, губернский архитектор Миролюбов составил акт, в котором гарантировал безопасное служение в храме в течение 3-х лет. В 1907 году церковь была оштукатурена снаружи и внутри, трещины затерты, но вскоре показались вновь, хоть и в меньших размерах. Обеспокоенный этим, причт храма летом 1908 года пригласил епархиального архитектора В.И. Фреймана осмотреть здание. Тот после осмотра не нашёл ничего угрожающего в состоянии церковного здания, но в составленном акте дал гарантии лишь на два года, оговорив, что прихожане в это время должны принять меры либо к устройству нового храма, либо к капитальному ремонту существующего. Однако прихожане отнеслись холодно и с недоверием к заключению архитектора Фреймана, твёрдо веря в «безопасность своего храма, существующего с 1869 года».
Посетивший в сентябре 1910 года села Студёнки Преосвященный Кирилл, епископ Тамбовский и Шацкий, нашел Христорождественскую церковь «…довольно просторной, светлой, отапливается она голландскими печами. В настоящее время церковь пришла в большую ветхость и требует непременного ремонта и поновления; об этом Владыка при посещении храма убедительно просил прихожан. Содержится церковь довольно чисто. Утварь, ризница и библиотека бедны».
В последний раз Христорождественский храм был осмотрен губернским архитектором Чеботаревичем 8 июня 1914 года. В составленном им акте говорилось, что здание церкви в отношении прочности неблагонадёжно и требует немедленного капитального ремонта.
Проводился ли ремонт — неизвестно, но храм благополучно функционирует до настоящего времени.
В приходе Христорождественской церкви села Студёнки в 1910 году было 615 дворов с 2 464 душами мужского и 2 439 женского пола. Христорождественскому храму в начале XX века принадлежало 69 дес. 775 кв. саж. земли (из них 66 десятин пахотной, а остальная под усадьбой и погостом, обнесённым в 1896 году каменной стеной), находящейся в 3 верстах от храма. Земля частично обрабатывалась священниками и церковнослужителями храма исполу, а частично сдавалась в аренду и приносила в итоге в год в среднем 880 рублей дохода. Храму принадлежал также дом с сенями, где жил старший священник, дровяной сарай с ледником и погреб.
При храме действовала учреждённая в 1892 году священником Владимиром Ивановичем Покровским женская церковно-приходская школа. Стараниями В.И. Покровского в 1900 году для школы было построено собственное двухэтажное здание длиной 24 арш. и шириной 17 арш. с квартирой для учителя. В школе в 1916 году обучалось 113 девочек. При школе проводились вечерние воскресные чтения, работала библиотека, действовали уроки рукоделия. Священник Владимир Покровский организовал при церкви «приличный хор певчих, прочно организовал хорошее общее пение».
Настоятель Христорождественской церкви в эти годы Владимир Иванович Покровский обладал богатым педагогическим опытом, поскольку до рукоположения в 1890 году в священника в течение 16 лет преподавал во 2-м Тамбовском духовном училище. Причём, по резолюции Тамбовского епископа Виталия рукоположенный в священника В.И. Покровский был сразу же награждён набедренником «…во внимание к его 16-летней всегда успешной училищной службе». В 1903 году В.И. Покровский был награждён за свои труды в качестве настоятеля храма, заведующего и законоучителя церковно-приходской школы скуфьёй, а в 1906 году — камилавкой.
27 мая 1909 года отец Владимир скончался в возрасте 56 лет, а на его место был назначен священник Пётр Ефимович Троянский, исполнявший обязанности настоятеля Христорождественской церкви села Студёнки и в 1919 году.
В январе 1919 года о. Петру Троянскому пришлось впервые как настоятелю храма вступить в контакт с новыми властями — Сокольский волостной Совет провёл изъятие из церкви метрических книг и исповедальных ведомостей, хранившихся в ней с 1816 года.
В 1922 году новая власть описала достойное её внимания имущество Христорождественского храма. Согласно этой описи, в храме находилось: престолов из дубового дерева — 2, жертвенников — 2, антиминсов из атласа — 2, дарохранительница серебрённая позолоченная — 1, дарохранительница мельхиоровая посеребреная — 1, дароносиц серебряных позолоченных — 2, сосуд для мира медный — 1, чаш серебряных, позолоченных — 3, дискосов серебряных, позолоченных — 3, звездниц серебряных, позолоченных — 3, лжиц серебряных, позолоченных — 3, копиев стальных — 3, тарелок серебряных, позолоченных — 4, Евангелие в серебряном окладе — 1, Евангелий — 5, крестов напрестольных серебряных позолоченных — 3, крестов напрестольных медных — 3, крест запрестольный в медном позолоченном окладе, икона запрестольная Божией Матери в медном позолоченном окладе, крест запрестольный в медном посеребрённом окладе, икона запрестольная Божией Матери в медном посеребрённом окладе, два креста выносных, две иконы Божией Матери выносных, кадильниц серебряных — 2, колоколов медных — 5, ковшей серебряных — 2, семисвечник медный посеребрённый, люстр медных посеребрённых — 2, паникадил медных — 16, лампад медных, посеребрённых — 26, подсвечников — 30, Голгофа.
В иконостасе главного престола пять икон в медных позолоченных ризах на Царских вратах, в алтарной преграде 10 икон на дереве в металлических посеребрённых ризах, икона Спасителя на полотне, 25 икон на дереве без окладов, икона «Моление о чаше» на полотне, 13 икон в киотах, 47 икон в рамах, 64 иконы без киота и без рам, 3 иконы в Царских дверях придела, 14 икон в иконостасе придела. После составления описи вся серебряная утварь так же, как и из других храмов города была изъята.
В апреле 1935 году советская власть предприняла попытку лишить храмовую звонницу «голоса». 8 апреля президиум Липецкого горсовета рассмотрел вопрос о снятии колоколов Христорождественской церкви и постановил: «1. Учитывая значительную потребность страны в цветных металлах, санкционировать снятие колоколов. 2. Обязать депутатскую группу Студёновской пригородной слободы и горфо провести большую подготовительную работу среди населения о необходимости снятия колоколов».
Через два дня на ул. Карьерной села Студёнки состоялось общее собрание прихожан. Присутствовавшие на нём женщины возмущенно говорили представителям власти: «Колокола снять не дадим <...> Снимайте у себя в колхозе…». 10 апреля приехала бригада исполнителей, но староста церкви Акулина Ивановна Титова, забрав ключи от колокольни, скрылась. 19 и 20 апреля были предприняты новые попытки снятия колоколов, но прихожане растаскивали у бригады инструменты и за ночь водружали уже снятые колокола обратно на колокольню. 26 апреля было заведено уголовное дело, по которому было арестовано семь человек, в том числе священник Кирилл Матвеевич Сурнин, диакон Михаил Васильевич Исаев и епископ Липецкой епархии Уар (Шмарин). Кроме них, были арестованы староста храма Акулина Ивановна Титова и наиболее активные прихожанки — Александра Петровна Гончарова, Татьяна Васильевна и Фёкла Ивановна Чернышёвы. После недолгого следствия 11 сентября того же года «самый гуманный суд в мире» приговорил епископа Уара за антисоветскую пропаганду к 8 годам лишения свободы.
Закрытие Христорождественского храма произошло в 1937 году — в документах 1940 года церковь значится как фактически неработающая уже в течение трёх лет. Некоторое время здание церкви использовалось как складское помещение.
В 1943 году по настоятельной просьбе прихожан храм разрешили открыть, и в нём начали совершаться богослужения. Это был первый в Липецке храм, открытый в годы советской власти после многолетней борьбы с Верой и Церковью, и ещё долгое время он оставался единственным, обслуживающим не только весь город Липецк, но и многие районы Липецкой области. Храм был рассчитан на 400 человек и не всегда вмещал всех желающих, приезжающих порой «за 100 и более километров» для того, чтобы принять участие в богослужении. В большие праздники храм посещали до 1 600 человек. Многие люди вынуждены были стоять на улице, так как храм не вмещал всех прихожан. Во время службы Воронежского архиепископа Иосифа 30 мая 1957 года в Христорождественской церкви присутствовало 1 200 человек.
Христорождественский храм действовал и не закрывался даже в 1960-е годы — время новых гонений на Русскую Православную Церковь. Хотя в 1963 году власти планировали снести храм, а его общину объединить с общиной Преображенской церкви.
В 1990-1991 годы Христорождественская церковь, бывшая в это время ещё соборным храмом Липецка, была полностью отреставрирована и обрела свой современный вид. Тогда же начались хлопоты о возвращении здания церковно-приходской школы, стоящего в одной ограде с храмом. В октябре 1991 года администрация города распорядилась о возвращении Христорождественской церкви здания школы, но фактически оно было передано лишь в январе 1993 года: «Домовладение №27а по улице Студёновской передано в бессрочное владение Христорождественскому храму для размещения воскресной школы». Сегодня в бывшем здании школы временно размещается епархиальное управление.
В 2001 году при храме усердием настоятеля протоиерея Василия Бильчука с помощью ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» было построено новое административное трёхэтажное здание.
При Христорождественском храме работает воскресная школа, в которой занимаются более 150 детей. В ней преподаются Закон Божий, основы Православия, проводятся занятия по интересам, семинары для родителей учащихся и всех желающих. За церковью закреплены два детских дома, в которых ведутся занятия по основам Православия. Христорождественский храм постоянно принимает в своих стенах многочисленных участников и гостей клубов, студий и школ епархиального духовного центра «Возрождение», которым руководит настоятель храма, благочинный Липецкого церковного округа протоиерей Александр Зюзя. В настоящее время в храме ведутся активные работы по его ремонту и украшению.
Добавить комментарий