Липецк. Троицкий храм
Храм Троицы Живоначальной
Адрес: г. Липецк, ул. Кочеткова, д. 45
Храм Святой Троицы бывшего села Сокольское (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007. — 384 с.»):
При подъезде к Липецку со стороны Тамбова взор привлекают светлые стены храма, стоящего на правом берегу Воронежа, в районе города, известном под названием Сокольское. К сожалению, с 1989 года и по настоящее время здание православного храма используется под молитвенный дом общиной евангельских христиан-баптистов, получивших его по недальновидному решению городских властей. А после ремонта, проведённого новыми хозяевами, и выглядит Троицкий храм как инославный. Все попытки епархии и верующих, предпринятые за эти годы, вернуть храм в лоно Православной Церкви пока оканчиваются неудачно. А ведь сооружён Троицкий храм на средства наших православных предков, в нём крестили, венчали и отпевали несколько поколений жителей бывшего села Сокольское, чьи потомки сегодня по-прежнему остаются без приходского храма.
Деревянная церковь «во имя Живоначальныя Троицы» в вотчине князя Алексея Никитича Трубецкого в селе Соколье упоминается в писцовых книгах «Письма и меры» Григория Киреевского «с товарищи» 1626-1627 и 1627-1628 годах. А «к той церкви церковные земли 25 чети, сена по урочищам 50 копен».
В 1647 году на месте отобранного «на государя» села Соколье был основан город-крепость Белгородской засечной черты — Сокольск. Вместе с пограничной крепостью здесь, на реке Воронеж, появилась крупная верфь, где велось строительство стругов для донских отпусков и Азовской флотилии. Так деревянная Троицкая церковь после основания крепости в селе Соколье стала соборным храмом города Сокольска.
В феврале 1674 года в Разрядный приказ поступило челобитье священнослужителей Троицкой соборной церкви города Сокольска, в котором «попы Иван да Матфей» били челом государю: «Служим мы, государь, богомольцы твои, у престола Живоначальныя Троицы да в пределе Святого великомученика Димитрия у твоего, государева, богомолья лет з двадцать и болши, а твоево, великого государя, денежныя руги и отсыпного хлеба нам, богомольцам твоим, нет». Далее священники жаловались на то, что в соседних сёлах Ярлуково и Кузьминке при приходских церквях числится по 45 четвертей земли «в поле, а в дву потомуж», а при соборной церкви Сокольска всего 25 четвертей. В связи с этим они просили пожаловать им бывшую Семёновскую пустошь князя А.Н. Трубецкого на речке Семёновке «сорок чети в поле, а в дву потому ж», которые «лежат порозжа и никому не отдана и спору о той земле ни от ково не будет… Пожалуй нас, государь, вместо своево великого государя денежного и хлебного жалованья к своему царскому богомольцу к церкви Святыя Живоначальныя Троицы тою Семёновскою пустошью и сенными покосы».
В указе царя Алексея Михайловича в ответ на это челобитье написано:»… и тое б землю велел отказать к соборной Живоначальной Троицы к прежней дачи к двадцати к пяти четям…» В этом документе заслуживает внимание также и то обстоятельство, что священнослужители Троицкой церкви упоминают в своём челобитье придел св. Димитрия Солунского. Видимо, после строительства Сокольской крепости и последовавшего за этим увеличения числа прихожан соборного храма потребовалось расширить существующую церковь путём пристройки к ней придельного алтаря.
В окладных книгах Рязанской митрополии 1676 года при Троицкой церкви показаны «двор попа Ивана, двор попа Матфея, двор Пономарев, двор просвирницын». В приходе храма насчитывалось 92 двора драгунских, 8 дворов рейтар, трубачей и литаврщиков, 30 дворов драгунских и солдатских, 18 дворов пушкарских, 2 двора воротников, 30 дворов «драгунских и пушкарских половинщиков», 25 дворов бобыльских, а всего 210 дворов. Причт храма владел тридцатью шестью четвертями земли в трёх полях, сенными покосами «на пятьдесят копен», а «рыбных ловлей» не было.
В середине XVIII века пришедший к тому времени в ветхое состояние деревянный храм был заменён новым. Согласно документам 1820 года, это произошло в 1769 году, по данным 1838 года — ещё в 1740 году.
В 1820 году в приходе Троицкой церкви было 92 двора, в которых проживало 405 душ мужского и 422 души женского пола. Менее чем через 20 лет, в 1838 году, в приходе начитывалось уже 110 дворов, а прихожан — 485 мужчин и 468 женщин. Интересен документ, подробно расписывающий состав прихода в это время: «…титулярный советник Павел Борисович Плотников, дворовых людей: мужчин 2, женщин 3; помещица девица Варвара Петровна Парамзина, дворовых людей: мужчин 13, женщин 8, крестьян: дворов 2, мужчин 13, женщин 13; вдова прапорщица Надежда Феофилактовна Андреева, дворовых людей: мужчин 4, женщин 6; крестьян: дворов 1, мужчин 4, женщин 3; вдова майорша Мария Григорьевна Колобова, дворовых людей: мужчин 11, женщин 12; коллежский секретарь Андрей Никитович Андреев, дворовых людей: мужчин 6, женщин 7; вдова регистраторша Татьяна Георгиевна Колесникова; губернский секретарь Марк Алексеевич Росляков, дворовых людей: мужчин 7, женщин 7; помещика Павла Павловича Плотникова, который здесь не живёт, крестьян: дворов 3, мужчин 10, женщин 10; мещан: дворов 3, мужчин 16, женщин 10; однодворцев: дворов 94, мужчин 392, женщин 379». Храму принадлежало в это время 33 десятины земли.
Проект на построение вместо деревянной каменной Троицкой церкви был утверждён в 1833 году, но производство работ «за нерадением прихожан» долго не начиналось. Активные строительные работы начались, видимо, в начале 1840-х годов. К 1844 году была закончена трапезная часть и в ней освящён перенесённый из упразднённой обветшавшей деревянной церкви Казанской иконы Божией Матери престол во имя этого глубоко почитаемого русским православным народом образа Богоматери.
Главный престол во имя Святой Троицы был освящён в 1848 году на антиминсе, «священнодействованном» епископом Тамбовским Николаем. Датой окончательного завершения строительства Троицкого храма принято считать 1850-й год, когда, по всей видимости, были полностью закончены отделочные работы.
Благодаря сохранившемуся описанию «вновь отстроенной Троицкой каменного здания церкви», составленному в октябре 1854 года, мы можем сегодня наглядно представить, как выглядел храм полтора века назад. Церковь имела следующие размеры: длина с алтарной апсидой — 48, ширина — 12, а высота — 33 арш. Купол на храмовой части был покрыт железом и выкрашен медянкой, а железный крест «вызлащен».
Колокольню тоже венчала покрытая железом глава с металлическим «вызлащенным» крестом. На каменной трёхъярусной колокольне было пять колоколов. По данным описи 1854 года, первый весил 12 пудов, второй — 5, третий — 3, четвёртый — 2, а пятый — 0,5 пуда. Позднее на деньги, полученные от продажи упразднённой Казанской церкви, был приобретён колокол весом 66 пудов 39 фунтов.
Иконостасы главного и придельного алтарей были выполнены из соснового леса. Составленное описание позволяет наглядно их представить: «В церкви иконостас, выкрашенный белой краской. Царские врата резные, с изображением Св. Троицы вызолочены. В нижнем ярусе иконостаса, с правой стороны от Царских врат: 1 — образ Спасителя, 2 — на южных дверях дьяконника изображение Архангела Михайла, поражающего дракона, 3 — образ Святителя Николая. На клеймах над образом Спасителя — изображение апостола Петра, над южными дверями — апостола Матфея, над образом Николая Чудотворца — апостола Якова.
С левой стороны от Царских врат: 1 — образ Иверской Божией Матери, 2 — на дверях дьяконника изображение Архангела Гавриила, 3 — образ Алексия, Митрополита Московского. На клеймах над иконою Божией Матери — изображение апостола Павла, над северными дверями — Иоанна Богослова, над образом Алексия, Митрополита Московского, — изображение апостола Фомы.
В среднем ярусе иконостаса — в середине изображение Спасителя, сидящего на престоле. С правой стороны от него — образ Иоанна Крестителя, над которым икона с изображением апостолов Иакова Алфеева и Симона Зилота. С левой стороны — образ Марии Магдалины, над которым икона с изображением апостолов Фаддея и Филиппа.
В верхнем ярусе, в середине под аркой, — «Вознесение Господне», по правую сторону — образ апостола Варфоломея, по левую — апостола Андрея. Венчал иконостас Крест Спасителя живописной работы.
Иконостас придела имел резные позолоченные Царские врата. На них иконы «Благовещение» и 4-х евангелистов. С правой стороны Царских врат — образ Спасителя и изображение Алексия, человека Божия. С левой — образ Божией Матери и образ святителя Митрофания Воронежского. Над Царскими вратами — икона «Святое Семейство», по правую — сторону изображение Нерукотворного Образа, по левую — «Усекновенной главы Иоанна Предтечи».
В ризнице Троицкого храма хранилась следующая серебряная утварь: «три креста позолоченных весом 1,5 фунта, 3/4 фунта и 1/2 фунта, 2 дарохранительницы весом по 1/2 фунта, 2 потира весом 1 фунт и 3/4 фунта 4 золотника, 2 дискоса по 1/2 фунта и 27 золотников, 2 звездницы по 1/4 фунта и 12 золотников, четыре тарелочки весом 44 золотника, 2 ковшика в 19 золотников и 21 золотник, 2 лжицы по 5 золотников, 2 ковчега, один из которых (из придела) весом 1 фунт, два кадила одно в 1/8 фунта и второе в 90 золотников». Кроме того, Евангелия 1694 (два простых), 1751, 1782 годов — с серебряными накладками, а также 4 Библии 1818 и 1819 годов, Псалтырь 1764 года и два Устава 1773 и 1781 годов.
В 1876 году приход Троицкого храма бывшего города Сокольска составлял 800 душ мужского и 880 душ женского пола, храму принадлежало 100 десятин удобной земли и 4 — неудобной. В 1902 году в приходе насчитывалось 347 дворов, в которых проживала 1 121 душа мужского пола.
С ростом прихода Троицкая церковь стала тесна и 16 февраля 1902 года по ходатайству прихожан Тамбовская духовная консистория отправила на рассмотрение в Строительное отделение Тамбовского губернского Правления «план на распространение каменной церкви в селе Сокольское Липецкого уезда с пояснительною к нему запискою» Тамбовского губернского архитектора Миролюбова. План был рассмотрен и утверждён 25 февраля того же года.
По данным 1910 года, в приходе уже 387 дворов с 1 336 душами мужского и 1313 женского пола. Церкви принадлежало 100 десятин полевой земли и 2 церковные усадьбы. В 1914 году Троицкой церкви принадлежало 103 десятин 1 969 саженей земли и 1 десятина 1 200 саженей было под усадьбой.
При Троицкой церкви с 1892 года действовала церковно-приходская школа, для которой в 1898 году было построено собственное деревянное здание. В 1902 году в ней обучалось 34 ученицы.
В сентябре 1910 года Троицкий храм посетил Преосвященный Кирилл, епископ Тамбовский и Шацкий. Владыка нашёл его «благолепно украшенным», а самих прихожан «…несмотря на близость к городу <...> религиозными и отличающимися преданностью к храму. При храме существует хороший хор певчих». Успехи 76 девочек, обучающихся в церковной школе, были найдены хорошими. Собравшимся для встречи Владыки многочисленным прихожанам Преосвященный Кирилл сказал тогда следующее поучение: «Ваш храм посвящен событию сошествия Святого Духа на апостолов. При входе в храм ваш есть изображение Сошествия Святого Духа <...> Храм самим существованием своим указывает, что мы, живущие на земле, имеем надежное руководство в Святом Духе, как водимые Святым Духом, мы должны являть в своей жизни те плоды, какие он производит в людях <...> Поэтому мы всячески должны стараться не препятствовать Святому Духу подойти к нам. Насильно Господь никого не спасет. От нас требуется желание принять Дары Божий; прежде всего это желание выражается в усердии к посещению храма. А затем, получивши Дары Божий, нужно оберегать полученное. Уходя домой, не нужно оставлять у порога церковного полученные в церкви Дары, а нести домой и сохранять их. Призвать вас к постоянному хранению сокровищ веры мы и пришли к вам».
Штат служителей Троицкой церкви включал священника, диакона и псаломщика. Более 40 лет прослужил в Троицком храме протоиерей Клавдий Дмитриевич Орлов, пользовавшийся огромным уважением и любовью своих прихожан. Сын протоиерея Вознесенской церкви Липецка, он родился в 1834 году, окончил Тамбовскую духовную семинарию и 22 октября 1855 году был рукоположен в священника. В 1871 году, после смерти священника Алексея Поспелова, назначен настоятелем Троицкой церкви бывшего города Сокольска. За долгое время беспорочной службы в этом храме о. Клавдий был награждён набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, саном протоиерея и орденом св. Анны III степени.
Последнее подробное описание храма относится к советскому периоду и связано с проведением учёта церковного имущества. В составленной в марте 1922 года описи имущества Троицкой церкви значатся: трёхъярусный иконостас, в котором размещалось 18 икон в металлических ризах за стеклом, 4 иконы правого и левого клиросов с изображением Божией Матери в металлических ризах, шесть простых живописных с позолотой икон, двадцать икон с изображениями разных святых, бронзовая люстра в 24 свечи и металлическая в 12 свечей, 12 больших подсвечников, два паникадила, шесть лампад. Из церковной утвари достойны упоминания серебряный позолоченный крест, серебряная дарохранительница, два серебряных потира, две звездницы и дискос.
Изъятие серебряной церковной утвари по этой описи 64 золотников 72 долей состоялось в марте и 2 фунтов 13 золотников — 28 апреля 1922 года. После этого верующие обратились в комиссию по изъятию ценностей с просьбой заменить церковную утварь равноценными серебряными предметами домашнего обихода, но получили такой ответ: «В просьбе верующих отказать, считая подобные явления антисоветскими, так как церковные советы и духовенство будут отыгрываться на тёмной и бедной массе, некоторые в силу религиозных убеждений отдадут последнее».
Закрытие Троицкого храма состоялось в начале 1930-х годов.
В 1959 году село Сокольское вошло в черту города Липецка. Неизвестно, как использовалось здание Троицкого храма после его закрытия, но 11 августа 1989 года решением Правобережного райисполкома города Липецка №921 пустовавшее здание церкви было передано общине евангельских христиан-баптистов. Произошло это несмотря на то, что данное решение так и не было утверждено Липецким облисполкомом.
Новые хозяева отремонтировали здание Троицкого храма на свой лад, исказив архитектурный облик памятника, перестроили внутренние помещения под свои цели, а православные жители бывшего села Сокольское, предки которых строили и украшали Троицкий храм, продолжают совершать крестные ходы и молиться о том, чтобы он скорее возвратился в лоно Православной Церкви.
Решение Правобережного райисполкома о передаче Троицкого храма было отменено распоряжением главы администрации города Липецка №296-р от 08.06.1993, но возвращение храма православной общине так до сих пор и не состоялось. Есть надежда, что последние шаги, предпринятые Липецкой и Елецкой епархией в лице её правящего архиерея Преосвященного епископа Никона будут с пониманием встречены городскими властями и федеральными службами, отвечающими за сохранение и использование памятников истории и культуры, каковым является Троицкий храм бывшего села Сокольское. И уже в ближайшее время после необходимого ремонта и освящения поруганного храма он вновь соберёт на молитву своих прихожан.
Добавить комментарий