Москва. Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Адрес: г. Москва, просп. Андропова, д. 39, ст. 1
Церковь Вознесения в Коломенском (по материалам книги "Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил."):
Церковь Вознесения в Коломенском (церковь Вознесения Господня) — выдающийся памятник русской архитектуры. Это первая каменная (кирпичная с белокаменными деталями) шатровая церковь в России.
Одни историки считают, что церковь была заложена великим князем Василием III, когда он обратился к Богу с просьбой о даровании ему сына. Другие полагают, что Василий III заложил храм в 1530 году, в год рождения своего сына Ивана (будущего царя Ивана Грозного) в знак благодарности Богу за дарование долгожданного наследника. Церковь была возведена на крутом, правом берегу Москвы-реки в 1532 году. Предположительно ее построил итальянский архитектор Петрок Малый, строивший в Москве стены Китай-города. Но это всего лишь предположение. До сих пор имя того гениального зодчего, создавшего этот прекрасный храм, доподлинно неизвестно.
Василий III очень любил свою загородную резиденцию Коломенское. После окончания постройки церкви Вознесения в Коломенском три дня шли торжества, на которых присутствовал великий князь Василий III и митрополит Московский.
Деревянные церкви с высокими кровлями-шатрами строились в России издавна. Но в каменной архитектуре господствовали сводчатые покрытия византийской традиции крестово-купольного храма. До церкви Вознесения еще никто не решался соорудить шатер из камня, слишком сложна была эта задача.
Своеобразие, красота и необычность церкви ошеломила современников. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде всего на Руси», — писал летописец. Непревзойденная по своей красоте и изяществу форм, церковь Вознесения стоит в первом ряду выдающихся произведений мировой архитектуры.
Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском, был потрясен: «Ничто меня не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском… Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».
Высота шатра Вознесенской церкви составляет 28 метров, высота всей церкви — 62 метра. По своей конструкции церковь является единым столпообразным объемом без внутренних опор. Обычного для большинства церквей выступа алтарной апсиды у храма Вознесения нет.
На восточной стороне опоясывающей храм галереи сохранился белокаменный трон. Его ножки выполнены в виде львиных лап, а подлокотники украшены резным орнаментом. С этого места московские цари некогда любовались бескрайним простором, открывавшимся за Москвой-рекой.
Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление вверх. Могучее основание, неторопливый ритм лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема восьмигранного шатра, украшенного легкой сеткой из белокаменных бусин, с небольшой плоской главой, и всего храма в целом.
Узкие пилястры, стреловидные обрамления окон, 3 яруса килевидных кокошников, спокойный ритм каменных аркад лестниц и галереи-гульбища (весь нижний ярус храма словно вырастает из берега реки) — все подчеркивает устремленность ввысь этого редкого по красоте сооружения. Удачно найденное архитектурное решение создает зрительное впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает монолитность здания. В каждой детали храма прослеживается мысль зодчего: придать всей постройке легкость и впечатление вертикального взлета.
В церкви нет ничего лишнего. Храм кажется очень легким — и это при толщине стен от 2 до 4 метров. Внутри храм наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет устройства окон. Снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. По площади храм невелик — 8,5 на 8,5 метра, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора. Внутри церкви стены белые, без росписей, и так было с самого начала.
У церкви Вознесения в старину была еще одна важная функция: ее высокий шатер служил наблюдательным пунктом. С его верха хорошо был виден расположенный в 14 километрах от Коломенского ниже по Москве-реке другой такой же наблюдательный пункт — шатровая церковь в дворцовом селе Остров. Из Острова наблюдатели следили за вершиной огромного Боровского кургана, расположенного возле Москвы-реки у села Чулкова, откуда открывались совершенно бескрайние дали вплоть до Бронниц. Цепь подобных наблюдательных постов непрерывно тянулась к южной границе Московской Руси. И если наблюдатели замечали внезапное появление татар, они сразу же давали об этом знать соседним постам, зажигая костры, от которых в небо уходили высокие столбы дыма. Так тревожная весть за очень короткое время долетала до Москвы.
Специально для такого наблюдателя, прямо под главой церкви Вознесения в барабане купола, существовало небольшое помещение. В него можно было попасть по лестнице, проложенной в толще стен к основанию шатра, оттуда наверх вела металлическая лестница-стремянка, спускающаяся от креста.
Церковь Вознесения в Коломенском внесена в список исторического наследия ЮНЕСКО.
В 1917 году в храме удивительным образом была обретена икона Божией Матери «Державная».
Обретение иконы «Державная»
13 февраля 1917 года жительница слободы Перерва Евдокия Андрианова во сне услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Евдокия стала усердно молиться о разъяснении сновидения. И 26 февраля она увидела во сне красивую высокую белую церковь, внутри церкви — женщину с короной на голове. 2 марта 1917 года Евдокия отправилась в Коломенское. Увидев церковь Вознесения, она сразу же узнала в ней белый храм из своего сна.
Вместе с настоятелем церкви Вознесения отцом Николаем Лихачевым Евдокия стала повсюду искать большую икону. И в подвале, среди старых досок был найден почерневший от времени образ. Когда изображение очистили от пыли, Евдокия узнала на иконе женщину в короне, явившуюся ей во сне. На этой иконе Божия Матерь написана со знаками царской власти — в красной порфире, царской короне, со скипетром и державой в руках.
Икона получила название «Державная». Что самое удивительное, день ее обретения совпал с днем отречения от власти последнего российского царя — Святого страстотерпца Николая II, как бы в знак того, что Божия Матерь взяла теперь на себя опеку над Россией.
В день обретения иконы 2 марта (15 по новому стилю) 1917 года Николай II подписал Манифест об отречении от власти в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Последний тоже отказался от верховной власти. Так царская власть в России прекратила свое существование. 17 июля 1918 года Николай II вместе с семьей был расстрелян в городе Екатеринбурге.
Юбилейным Собором Русской православной церкви 2000 года Николай II и его семья были причислены к лику Святых.
Всю православную Россию облетела в 1917 году весть об обретении иконы «Державная». Желающих поклониться образу было так много, что икону пришлось возить по заводам и фабрикам, только в праздничные дни она оставалась в Вознесенском храме. Новопрославленной иконе были написаны церковная служба и акафист, в составлении которых принимал участие патриарх Тихон.
После Октябрьской революции 1917 года богослужения в Вознесенском храме прекратились. Икона «Державная» многие десятилетия находилась в запасниках Государственного Исторического музея. Только 27 июля 1990 года она была возвращена в Коломенское, в Казанский храм, где пребывает и поныне. Празднование иконы «Державная» совершается 2 (15) марта, в день ее обретения.
Добавить комментарий