Задонск. Казанский храм
Храм Казанской иконы Божией Матери
Адрес: Липецкая обл., г. Задонск (на городском кладбище)
Храм Казанской иконы Божией Матери (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I / А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007. — 416 с.»):
Задонское кладбище с конца XVIII века располагалось к северу от городской черты у села Тюнино. А потому выстроенный в 1813 года помещиком Алексеем Фёдоровичем Викулиным на тюнинском колодезе каменный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» считался кладбищенским.
Городское кладбище действительно находилось недалеко от него, на другой стороне лощины, на пути из Тюнино в Задонск.
В 1861 году после учреждения в Тюнине Богородицкой женской монашеской общины окончательно была оформлена принадлежность к обители кладбищенского храма «Живоносного источника». В связи с этим город стал нуждаться в отдельном кладбищенском храме. Но прошла ещё четверть века, прежде чем на средства дворянки Агриппины Васильевны Демидовой в 1886 году была построена каменная кладбищенская церковь. На содержание её А.В. Демидова пожертвовала 25 000 рублей.
Архимандрит Димитрий и иеромонах Геронтий в своих трудах, вышедших в 1886 году, называли кладбищенский храм Задонска церковью во имя Всех святых. При этом в «Указателе храмовых празднеств Воронежской епархии» о. Димитрия приводятся сведения о том, что приделы в церкви предполагается освятить во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского, а строительницей храма ошибочно названа Мария Васильевна Охотникова. Возможно, что в год окончания строительства кладбищенской церкви её главный престол и предполагалось освятить во имя Всех Святых, но в последний момент либо священноначалие, либо та же А.В. Демидова решили иначе. По крайней мере о. Геронтий в издании своего труда о Задонском монастыре 1893 года пишет о кладбищенской церкви как о храме во имя Казанской иконы Божией Матери и Всех Святых. И всё-таки главный алтарь храма посвятили Казанской иконе Божией Матери, а придельный престол в трапезной части освятили во имя св. Агриппины — небесной покровительницы храмоздательницы.
Согласно данным страховых оценок 1910 года, длина Казанской церкви составляла 10 саж., наибольшая ширина — 6 саж., высота до верхнего карниза — 2,5 саж. Окон малых — 13, во втором ярусе (восьмерике) — 4. Иконостас в храмовой части: длина — 11 арш., высота — 10 арш., в трапезной части: длина — 4 арш., высота — 6,5 арш. При храме находился причтовый двухэтажный кирпичный дом размером 6,5х5 и высотой 2 саж., с 20 окнами, каменная сторожка размером 13х7 арш. и высотой 4 арш., с 2 окнами, и дом в Задонске, построенные в 1886 году А.В. Демидовой.
По сведениям на 1911 год, колокольня Казанской церкви ещё не была построена, и звонница была сооружена отдельно стоящей на деревянных столбах.
Штат Казанского храма, не имевшего своего прихода, со дня постройки и по крайне мере до революции 1917 года составляли священник и псаломщик. С 1887 по 1913 годы настоятелем кладбищенской церкви Казанской иконы Божией Матери был священник Николай Никифорович Высоцкий. Родился он в семье псаломщика около 1851 года. По окончании в 1872 году Орловской духовной семинарии был рукоположен к церкви села Варваровское Задонского уезда, затем служил в Новохопёрском уезде, в 1887 году был перемещён к Казанской кладбищенской церкви города Задонска.
По данным на 1911 год, кроме своих прямых пастырских обязанностей, о. Николай много и активно трудился на преподавательском и епархиальном поприщах: с 1887 по 1899 годы преподавал безвозмездно Закон Божий солдатам 1-й роты 71-го резервного батальона, с 1892 по 1897 годы и с 1908 года был членом правления Задонского духовного училища, с 1889 по 1909 годы исполнял обязанности делопроизводителя, а с 1910 года заведующего книжным складом Задонского отделения Воронежского епархиального совета, с 1891 года законоучительствовал в церковно-приходской школе при Богородицком мужском монастыре, с 1896 года был наблюдателем церковных школ Задонского уезда, с 1893 года состоял членом благочиннического совета, с 1907 года состоял председателем родительского комитета при Задонской женской прогимназии. Кроме того, о. Николай Высоцкий активно печатался на страницах «Воронежских епархиальных ведомостей».
За свои труды на благо Церкви иерей Николай Высоцкий был отмечен следующими наградами: набедренником в 1883 году, скуфьей в 1893 году, благословением Святейшего Синода за труды по народному образованию в 1895 году, Библией от Святейшего Синода в 1898 году, камилавкой в 1900 году, золотым наперсным крестом в 1905 году, орденом св. Анны III степени в 1911 году, а также медалями в память императора Александра III и 25-летия церковно-приходских школ.
Перед революцией 1917 года на задонском городском кладбище сохранялись надгробные памятники многих дворянских и купеческих родов. По свидетельству архимандрита Димитрия (Самбикина), до 1886 года «лучшим памятником на этом кладбище» было надгробие задонского купца Богомолова — «мраморный в виде аналоя, на котором положена раскрытая книга». Кроме этого, несохранившегося в настоящее время памятника, в северной части кладбища можно сегодня увидеть мраморное надгробие Софьи Алексеевны Львовой, урождённой Викулиной и бывшей, вероятнее всего, дочерью Алексея Фёдоровича Викулина.
После революции 1917 года Казанский храм продолжал действовать как кладбищенская церковь, не имеющая своего прихода. В апреле 1922 года представителями власти из храма изъято 10 ф. 80 золоти, серебра. А 2 июня дополнительно изъяты четыре серебряные ризы: с икон Богоматери и Николая Угодника, две с икон Спасителя. Всего весом 5 ф. 66 золотн.
В том же 1922 году Казанская кладбищенская церковь оказалась в руках обновленцев и, по данным 1925 года, продолжала находиться в «распоряжении церковного управления и прихода никакого не имела».
Данных о времени закрытия Казанской церкви на задонском городском кладбище пока не обнаружено. Скорее всего, это произошло в конце 1920-х или начале 1930-х годов. Всё последующее время храм использовался как склад или пустовал, постепенно приходя в ветхое состояние.
Постановлением главы администрации Липецкой области №41 от 20.01.1997 Казанская церковь передана Воронежско-Липецкой епархии. К настоящему времени на здании Казанской церкви устроена новая кровля, но полное восстановление ещё впереди. Одной из главных проблем реставрации храма будет заключаться в том, что на протяжении многих лет храмовое здание использовалась для хранения ядохимикатов и для полной его очистки потребуется выполнить большой комплекс специальных работ.
Храм Казанской иконы Божией Матери (по материалам книги «Задонск: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов, Д.А. Нарциссов. — Липецк, 2014. — 84 с.»):
История появления в Тюнино Казанского храма относится ко второй половине XIX века. В 1861 году кладбищенский храм Задонска в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» стал принадлежать Богородице-Тихоновской женской обители. Но только через четверть века на средства Агриппины Васильевны Демидовой была построена каменная кладбищенская церковь. Главный алтарь храма посвятили Казанской иконе Божией Матери, а придельный в трапезной части освятили во имя св. Агриппины. Штат церкви, не имевшей своего прихода, составляли священник о. Николай и псаломщик. По данным на 1911 год, кроме своих прямых пастырских обязанностей, о. Николай (Высоцкий) много и активно трудился на разных поприщах: преподавал безвозмездно Закон Божий солдатам, был членом правления Задонского духовного училища, заведовал книжным складом Задонского отделения Воронежского епархиального совета, преподавал в церковно-приходской школе при Богородицком мужском монастыре и т.д. Кроме того он активно печатался на страницах «Воронежских епархиальных ведомостей».
В начале XX века на задонском городском кладбище сохранялись надгробные памятники многих дворянских и купеческих родов. По свидетельству архимандрита Димитрия, лучшим было надгробие задонского купца Богомолова — «мраморное, в виде аналоя, на котором положена раскрытая книга». К сожалению, памятник ныне не сохранился. Но в северной части кладбища можно сегодня увидеть мраморное надгробие Софьи Львовой, урождённой Викулиной.
После революции 1917 года Казанский храм продолжал действовать как кладбищенская церковь, не имеющая своего прихода. В советское время из храма были изъяты все ценности, и всё последующее время он использовался как склад или пустовал, постепенно приходя в ветхое состояние. И только в конце 90-х годов прошлого столетия Казанская церковь передана Воронежско-Липецкой епархии, а восстановление храма началось в 2006-м.
Добавить комментарий