Фото 10.08.2013:
Железнодорожный вокзал «Воронеж»
Адрес: г. Воронеж, пл. Генерала Черняховского, д. 1
Вокзал Воронеж I (по материалам книги «Воронеж: прогулки с краеведом / А.С. Нарциссов. — Липецк, 2016. — 84 с.»):
Станция Воронеж (ныне — Воронеж-1) была сооружена в 1867-1868 годах как конечный пункт Козлово-Воронежской линии железной дороги. Для её размещения городом был выделен узкий пустырь между территорией Воронежского Михайловского кадетского корпуса и усадьбой Бринкманов «Елизавет-Красовкой». Станционные сооружения в Воронеже возводились «строителем дороги» С.С. Поляковым. В январе 1868 года состоялось торжественное открытие дороги, на которое прибыли гости из Москвы и Петербурга. С февраля началось регулярное грузовое движение, через пять месяцев на станцию стали прибывать и пассажирские составы. Главными сооружениями станции были: вокзал и корпуса железнодорожных мастерских. В начале 1870-х годов были спланированы привокзальная площадь и подъезд к вокзалу.
После сооружения железной дороги Воронеж-Ростов (1871), в связи с образованием в 1873 году единой Козлово-Воронежско-Ростовской линии, на станции Воронеж было размещено её управление. В 1890-е годы станция расширилась на запад, к Задонскому шоссе. В 1891 году в железнодорожных мастерских построили электростанцию. Мастерские и вокзал были первыми сооружениями в городе, получившими электрическое освещение. Сооружение в 1894 году товарной станции Воронеж-Курский увеличило не только грузооборот, но и пассажиропотоки станции Воронеж-1, поскольку пассажирские поезда обеих линий отправлялись только со станции Воронеж-1.
В 1895 году старый вокзал был заменён более вместительным. В годы Великой Отечественной войны станция Воронеж оказалась на оккупированной территории. В боях, развернувшихся в северной части правобережья, постройки станции подверглись интенсивному разрушению. В послевоенные годы пристанционная территория была существенно перепланирована. Расширенная к югу привокзальная площадь получила овальное очертание. Новый вокзал построили в 1954 году по проекту архитектора К.С. Алабяна.