Владимир. Дмитриевский собор
Дмитриевский собор
Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 60
Дмитриевский собор (по материалам книги «100 самых красивых мест России, которые необходимо увидеть / Т.Л. Шереметьева. — Минск: Харвест, 2010. — 288 с.: ил.»):
Дмитриевский собор был построен в 1194-1197 гг. при князе Всеволоде III Большое Гнездо как дворцовый храм в честь его Небесного покровителя Дмитрия Солунского и по случаю рождения у князя сына Дмитрия. Храм несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого князя Всеволода. Изначально собор входил в комплекс построек княжеского двора. Это был один из самых величественных соборов Древней Руси.
Храм построен в технике полубутовой кладки и в пропорциях золотого сечения, благодаря чему простая конструкция отличается гармонией и прочностью всего сооружения. Снаружи собор имеет изысканное, поистине царственное убранство из резного камня. Все детали собора несут смысловую и функциональную нагрузку. Даже укрепленный на кресте голубь, являясь символом Святого Духа, выполняет роль флюгера.
В скульптурных украшениях храма насчитывается около 1500 резных, каменных деталей, развивающих сложную философию жизни. Мотивы резьбы разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей. Все сюжеты подчинены единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного Всевышним по законам гармонии. Внутренние стены и своды собора в древности были покрыты прекрасной фресковой живописью, выполненной греческими мастерами и частично сохранившейся до наших дней.
В результате многочисленных городских пожаров первоначальный облик собора со временем был утрачен. Во второй половине XIX в. были уничтожены примыкавшие к нему древние галереи и лестничные башни с входами на хоры, являвшиеся частью дворцового ансамбля. Собор был действующим до 1918 г. В феврале 1919 г. здание передано музею. В 1958-1974 гг. здесь размещалась экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству. Крупные реставрации памятника проводились в 1974 и 1999 гг.
Дмитриевский собор (по материалам книги «500 мест Золотого кольца, которые нужно увидеть / Автор-составитель С.М. Михня. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мартин, 2016. — 384 с.: ил.»):
Дмитриевский собор знаменит белокаменной резьбой: его стены украшают около 600 рельефов.
Построен в 1194-1197 гг. при князе Всеволоде III Большое Гнездо как дворцовый храм в честь небесного покровителя князя — Дмитрия Солунского и по случаю рождения у князя сына Дмитрия (такое же имя в крещении носил и сам Всеволод). Изначально собор входил в комплекс построек княжеского двора. Это был один из самых величественных и оригинальных храмов Древней Руси.
Собор богато украшен рельефами, не все из них дошли до наших дней в первозданном виде. По мнению некоторых исследователей, рельефы не несут смысловой нагрузки, а играют декоративную роль. Другие видят в них отражение народной мифологии, указывая на связь изображений с «Голубиной книгой», главное действующее лицо которой — царь Давид, добрый заклинатель природных сил и их вдохновенный певец. Г.К. Вагнер считал, что на рельефах Дмитриевского собора изображен не Давид, а его сын Соломон, почитавшийся как идеал мудрого правителя. Возможно, поэтому Всеволод стремился украсить его изображениями свой храм. Со временем первоначальный облик собора был утрачен. Во второй половине XIX в. были уничтожены древние галереи и лестничные башни с всходами на хоры, являвшиеся частью дворцового ансамбля.
Собор являет собой образец развитого стиля владимиро-суздальского зодчества. Простая конструкция храма отличается гармонией и прочностью всего сооружения. Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней, все детали несут на себе смысловую и функциональную нагрузку. Так, укрепленный на кресте голубь — символ Святого Духа — выполняет роль флюгера. Мотивы резьбы по камню разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей. В древности стены и своды собора внутри были покрыты живописными фресками, выполненными греческими мастерами и частично сохранившимися до наших дней.
Собор был действующим до 1918 г., в феврале 1919 г. передан музею. В 1958-1974 гг. в нем размещалась музейная экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству; действует и в настоящее время. Храм внесен в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО; памятник федерального значения.
Информация
Адрес: ул. Б. Московская, 60.
Проезд: тролл. 5 до ост. «Соборная площадь».
Добавить комментарий