Санкт-Петербург. Крейсер «Аврора»

Фото 21.07.2011:

Фото 26.04.2017:

Ордена Октябрьской революции краснознамённый крейсер «Аврора»

Адрес: г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 8А

Крейсер «Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота, принимавший участие в нескольких войнах XX века и являющийся одним из символов Октябрьской революции. В ноябре 1948 года поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной в городе Санкт-Петербурге. Является объектом культурного наследия Российской Федерации.

На крейсере размещены мемориальные доски:

  • 24 октября 1917 года выполняя распоряжение Петроградского В.Р.К. судовой комитет корабля принял решение о постановке крейсера «Аврора» на боевую позицию у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта).

  • 25 октября 1917 года в 21 час 40 минут из носового 152 мм орудия крейсера «Аврора» по приказу военно-революционного комитета был произведен исторический выстрел — сигнал к штурму Зимнего дворца.

  • В период проведения вооруженного восстания радиостанция крейсера «Аврора» передавала боевые распоряжения военно-революционного комитета 25 октября 1917 года.Радиостанция передала написанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России!», возвестившее о победе Великой Октябрьской Социалистической Революции.

  • Крейсеру «Аврора»:

    Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, с искренним восхищением вспоминая в дни 10-летия Октябрьской Революции борьбу крейсера «Аврора» на передовых позициях революции, НАГРАЖДАЕТ ЕГО, КАК ОТДЕЛЬНУЮ ВОЙСКОВУЮ ЧАСТЬ КРАСНОГО ФЛОТА, ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ — за проявленные им отличия в дни Октября и не сомневается, что и в дальнейшем крейсер «Аврора» будет в первых рядах борцов за Октябрьскую Революцию, за ее завоевания, за Союз Советских Социалистических Республик.

    Москва Кремль 2 ноября 1927 г.
    Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин
    Секретарь ЦИК СССР А.С. Енукидзе

  • Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении краснознаменного крейсера «Аврора» орденом Октябрьской Революции:

    За выдающиеся заслуги военных моряков крейсера «Аврора» в Великой Октябрьской социалистической революции и защите её завоеваний, плодотворную работу по пропаганде революционных и боевых традиций и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота наградить краснознаменный крейсер «Аврора» орденом Октябрьской Революции.

    Москва Кремль 22 февраля 1968 г.
    Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. Подгорный
    Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. Георгадзе

Экскурсионный маршрут «Путь Петра». Крейсер «Аврор» (по материалам сайта petr.spb.ru, аудиогид проекта «Путь Петра», 2024):

Вопросом о том, что снится крейсеру «Авроре», задавались все ленинградские школьники. Эта песня была обязательной к исполнению на уроках пения. Бронепалубный крейсер сошёл со стапелей Адмиралтейской верфи в мае 1900 года, после чего его достраивали ещё три года.

В истории корабля отразились бурные и драматические события первой половины ХХ века. Он участвовал в Русско-японской войне. Холостой выстрел, произведённый в 1917 году, стал символом революции. В годы Великой Отечественной войны корабль находился в Ораниенбауме и входил в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Моряки «Авроры» с честью продолжили традиции их предшественников Петровской эпохи, а сам крейсер стал памятником отечественного военного кораблестроения, основы которого были заложены первым российским императором.

Изначально на Адмиралтейской верфи строили преимущественно небольшие суда. В декабре 1709 года Пётр I «изволил заложить своими руками корабль», получивший название «Полтава» в честь Полтавской баталии, которая стала переломом в пользу России в Северной войне.

«Полтава» — это 54-пушечный линкор 4-го ранга, построенный в Санкт-Петербурге. Царь лично принимал участие в его проектировании. Детище императора торжественно спустили на воду 15 июня 1712 года. На церемонии присутствовали Пётр I, царская семья, иностранные дипломаты и сенаторы. «Полтава» участвовала в шести кампаниях Северной войны.

В 1715 году был спущен на воду «Ингерманланд», построенный по чертежам Петра I и англичанина Козенца. Он стал первым русским кораблём, у которого число пушек превысило шестьдесят, и был одним из любимых у царя. В 1716 году «Ингерманланд» стал флагманом российского флота.

Прошло триста лет, и мы с вами можем воочию наблюдать, как выглядел ветеран петровских морских баталий. Идея воссоздания линкора «Полтава» принадлежит председателю правления ПАО «Газпром» Алексею Миллеру. Корабль был построен в натуральную величину и спущен на воду в 2018 году. Современные корабелы, работавшие в Лахтинской гавани, проделали колоссальную работу. Ведь им нужно было отыскать в архивах чертежи, соблюсти практически все технологии начала XVIII века, адаптировать их к современным требованиям. Уже скоро планируется открыть на судне музей.

При содействии Газпрома Яхт-клуб Санкт-Петербурга планирует воссоздать ещё семь исторических парусников. И тогда наш город станет крупнейшим в мире по числу реплик исторических кораблей.

А мы с вами становимся к «Авроре» спиной, чтобы рассмотреть монумент Морякам и создателям флота России.

Музеи г. Санкт-Петербурга, Памятники г. Санкт-Петербурга, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *