Санкт-Петербург. Дворцовая площадь

Фото июль 2011 г.:

Фото май 2015 г.:

Дворцовая площадь — главная площадь города Санкт-Петербурга. Возникла во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Является одним из известнейших архитектурных ансамблей мира.

Дворцовую площадь образуют:

Дворцовая площадь (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

Дворцовая площадь Санкт-Петербурга — один из известнейших архитектурных ансамблей мира. Неповторимый и величественный ее облик сложился благодаря комплексу зданий: Адмиралтейства, Зимнего дворца, Главного штаба, штаба Гвардейского корпуса, а также возвышающейся в центре Александровской колонны.

Место расположения главной резиденции российских императоров — Зимнего дворца, — как и многих других сооружений Санкт-Петербурга, определил основатель города Петр Великий.

Самый первый дом «для зимнего пребывания царя»; был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом «голландской» архитектуры — первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный — с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название Зимней канавки — по дворцу.

Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к Адмиралтейству. Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем Эрмитажного театра — она сохранилась до наших дней.)

По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец — появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, насчитывалось около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.

Царица затеяла новое строительство — четвертого по счету Зимнего дворца. Получивший название Анненского, он был спроектирован и возведен в 1732-1736 гг. придворным архитектором Б.Ф. Растрелли. Трехэтажное здание, в нарушение петровских предписаний, смотрело не на Неву, а на Адмиралтейство. Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.

Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Растрелли предложил императрице проект нового дворца, а так как строить его предполагалось на месте Анненского, то он всего за семь месяцев 1755 г. создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу Невского проспекта и реки Мойки со 156 комнатами также было роскошно отделано.

После смерти императрицы дворец пришел в запустение, его убранство растащили, а еще не ветхое здание разобрали.

Строительство шестого по счету Зимнего дворца, сохранившегося до наших дней, велось в 1755-1762 гг. Работы начались со сноса Анненского дворца, после чего тысячи строителей возводили стены, устраивали лестницы, перекрытия; отделочники — штукатуры, маляры, резчики по камню и дереву, позолотчики, стекольщики — придавали фасадам и внутренним помещениям облик, строго соответствующий проекту Б.Ф. Растрелли. Наконец, в апреле 1762 г. только что вступивший на престол император Петр III переехал в новую резиденцию.

Это четырехэтажное здание по сути своей — целый квартал с внутренним крестообразным в плане двором. Каждый из его фасадов имеет свое неповторимое оформление.

К Зимнему дворцу примыкают соединенные с ним переходом четыре здания Эрмитажа. В переводе с французского слово «эрмитаж» означает «уединенный уголок». Такие сооружения при дворцах европейских монархов и знати украшались произведениями искусства. Инициатором строительства Эрмитажа при Зимнем дворце выступила императрица Екатерина II. В 1764-1767 гг. по ее велению возвели Малый Эрмитаж (арх. Ж.Б.М. Валлен-Деламот), в который поместили коллекцию картин европейских художников. Вскоре шедевров искусства в коллекции императрицы оказалось столько, что пришлось строить еще одно здание — Старый Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен, 1771-1778). А в 1783-1787 гг. на месте Зимнего Дворца Петра I возник Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Наконец, в 1839-1852 гг. построили Новый Эрмитаж (арх. Л. фон Кленце).

По проекту Б.Ф. Растрелли перед южным фасадом Зимнего дворца надлежало разбить главную площадь столицы империи. Однако замысел не сразу удалось воплотить в жизнь, и почти 20 лет у стен царской резиденции простирался обширный луг, а из окон открывалась неприглядная панорама задворков. Наконец, в 1779 г. был проведен конкурс на лучший вариант устройства площади. Победитель — архитектор Ю.М. Фельтен — предложил оформить ее двумя полукруглыми зданиями с портиками-колоннадами. В 1780-х гг. по его проекту построили три трехэтажных жилых дома для высших государственных сановников. Здания тесно примыкали друг к другу. Имея общий фасад, они смотрелись как единое целое, но прикрыли лишь часть окружающей застройки.

После победоносного завершения войны с Наполеоном, когда Россия превратилась в ведущую европейскую державу, Александр I распорядился возвести напротив Зимнего дворца здание Главного (Генерального) штаба. Император желал украсить центр столицы монументальным сооружением, подчеркивающим военную мощь империи.

Разработку и осуществление проекта поручили К.И. Росси. Архитектор создавал его с 1819 по 1829 г. Он по достоинству оценил замысел своего предшественника и развил его: перестроил фельтеновские дома в один корпус, возвел симметричное ему здание Министерства финансов и Министерства иностранных дел. В результате возникли два огромных строения с фасадом длиной более 500 м, полукругом охвативших Дворцовую площадь. Чтобы этот фасад не выглядел монотонно, архитектор смело расчленил его колоннадами, установленными на уровне второго-третьего этажей. Теперь все сооружение производило впечатление нескольких построек, стоящих тесно одна близ другой. Эти же колоннады позволили Росси соединить в ансамбле площади здания, принадлежащие к разным архитектурным стилям. Оставшийся между Главным штабом и Министерствами проезд шириной 17 м зодчий оформил в виде триумфальной арки высотой 28 м. Парадный, торжественный вид арке придали скульптурные композиции и рельефные орнаменты из бронзы, изображающие предметы вооружения античной эпохи: мечи, копья, щиты, доспехи и шлемы. По сторонам арки, между крайними колоннами, Росси поместил скульптуры античных воинов с копьями и лавровыми венками победителей в руках. Над огромным проемом — летящие гении Славы. Они были призваны осенять победоносное войско, проходящее под сводами триумфальных ворот. Завершена арка эффектной скульптурной группой: шестерка коней, направляемая двумя воинами, влечет колесницу с крылатой богиней Победы, которая увенчана лавровым венком и подняла вверх штандарт с двуглавым орлом. Высота скульптурной группы 10 м, а разворот по фронту — 15 м. Создатели композиции — скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский сделали фигуры полыми, чтобы уменьшить нагрузку на арку (их вес 16 т). Многие специалисты-архитекторы сомневались в прочности ее конструкции. Но Росси был уверен в своих расчетах и в мастерстве каменщиков, ведущих кладку; он заявил: «Если арка упадет, я готов упасть вместе с нею». И когда снимали строительные леса, он действительно стоял на самом верху, над сводом.

Арка Главного штаба — гениальное произведение Росси. Это, по сути, не одна, а целых три арки, расставленные на повороте как бы веером, одна за другой. Арка служит зрительным центром полукилометрового строения. Огромная по размерам, она превосходит подобные римские сооружения богатством скульптурного убранства и выразительностью.

Здание Главного штаба с самым длинным в мире фасадом венчает главную площадь города — место проведения военных смотров, парадов и народных торжеств. Окончательную завершенность Дворцовая площадь приобрела после установления Александровской колонны и постройки в 1837 г. здания штаба Гвардейского корпуса (арх. А.П. Брюллов).

Другим памятником победы над Наполеоном по замыслу императора Николая I должна была стать колонна, установленная на Дворцовой площади. Чтобы подчеркнуть величие этого исторического события, император велел соорудить гранитный обелиск высотой более 30 м. Так была задумана Александровская колонна.

Создание монумента поручили Огюсту Монферрану. Перед архитектором стояла сложнейшая задача — в мире еще не существовало колонн таких размеров, высеченных из цельного камня. Впрочем, Монферран имел опыт установки гранитных колонн Исаакиевского собора (пусть и вдвое меньших по размеру и в пять раз — по весу).

Работы начались в 1830 г. В каменоломне Пютерлакс, близ Выборга, в течение двух лет трудясь по 15 часов в сутки, каменотесы под руководством техника-самоучки Василия Яковлева откалывали гранитную глыбу длиной 30 м и толщиной 7 м. Когда громадина весом 3 754 т отделилась от скалы, ее уложили на грунт и приступили к обработке. Одновременно В. Яковлев вырубил гранитный блок под пьедестал весом 410 т.

Место для установки монумента Монферран выбрал в центре Дворцовой площади. Здесь выкопали котлован под фундамент, в основание которого вбили 1250 сосновых просмоленных свай длиной более 6 м каждая. На них уложили гранитные блоки толщиной 0,5 м, в один из них вставили бронзовую шкатулку со 105 золотыми, платиновыми, серебряными монетами и медалями, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 г.

Началась доставка обоих монолитов на площадь. Первым транспортировали пьедестал. Глыбу подтащили к берегу Финского залива и погрузили на специально построенную баржу, которую благополучно отбуксировали к пристани, возведенной между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Восемь дней потребовалось для того, чтобы передвинуть камень на расстояние в несколько десятков метров к месту установки. С помощью блоков, лебедок и воротов его приподняли и уложили на фундамент.

Сложнее оказалось перевезти колонну. Хотя каменотесы и придали ей проектные размеры — 25,58 м в длину, диаметр 3,66 м в основании и 3,19 м вверху, — ее вес составил 650 т! Когда колонну стали грузить на баржу, подломились опоры пристани… Спасти монумент удалось благодаря хладнокровию и смекалке В. Яковлева, самоотверженности работников, бросившихся укреплять трещавшие под чудовищной тяжестью опоры, и своевременной помощи солдат, примчавшихся на подмогу.

Установку колонны назначили на 30 августа 1832 г. Для этого устроили леса сложной конструкции высотой 30 м, где подвесили полиспасты — подъемные устройства из блоков с пропущенными через них канатами; вокруг разместили 60 лебедок; канаты сплели специально для этой операции из лучшей пеньки. При стечении огромного количества народа 400 рабочих и 2000 солдат — ветеранов войны с Наполеоном по сигналу — ударам колокола — начали установку колонны. Руководил ими В. Яковлев. Многие из зрителей с ужасом ожидали катастрофу — при таком весе колонны она казалась неизбежной. Но через 1 час 45 минут колонна встала на место, а на ее вершине взметнулся государственный флаг. Площадь огласилась громовым «Ура!». Утверждают, что потрясенный увиденным Николай I сказал Монферрану: «Этим вы обессмертили свое имя…»

Последующие пять месяцев 200 работников шлифовали и полировали колонну, затем установили на ней фигуру Ангела с крестом, попирающего змею — символ победы над неприятелем. Скульптор Б.И. Орловский придал лику Ангела портретное сходство с лицом императора Александра I — победителя Наполеона. Основание ее украсили барельефами, прославляющими подвиги русских воинов, а на лицевой стороне пьедестала сделали надпись: «Александру I благодарная Россия».

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 г. Колонна, названная в народе Александрийским столпом, украсила Дворцовую площадь, придала ей совершенный и неповторимый вид. Она — крупнейшее в мире сооружение, созданное из цельного камня. Ее уникальность еще и в том, что колонна никак не закреплена и держится только благодаря силе своей тяжести, тщательности обработки и точности установки на пьедестал.

Дворцовая площадь (по материалам книги «Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с.»):

В первой половине XVIII века перед Зимним дворцом (еще не тем, который существует сейчас) располагался обширный Адмиралтейский луг, который тянулся вдоль Адмиралтейства до современной площади Декабристов. Название известно с 1736 года, иногда его именовали Большим лугом или Адмиралтейским полем.

В 1762 году Бартоломео Растрелли закончил возведение последнего, шестого по счету Зимнего дворца. А в 1766-м площадь перед ним стала называться Дворцовой. В октябре 1918 года Дворцовую площадь переименовали в площадь Урицкого.

Моисей Соломонович Урицкий (1873-1918) был активным участником Октябрьского вооруженного восстания, а после переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года был назначен председателем Петроградской чрезвычайной комиссии. В августе того же года прямо на площади, при входе в здание Главного штаба, он был убит эсером Леонидом Канегиссером. Убийство носило характер личной мести — Канегиссер мстил за товарища, расстрелянного чекистами.

Помимо площади, в честь Урицкого были названы Зимний дворец, поселок Лигово и множество проездов. Даже сейчас в Петербурге и окрестностях насчитываются четыре улицы и один павильон Урицкого. Дворцовой площади, однако, историческое имя вернулось 13 января 1944 года. Название «дворец Урицкого» исчезло как-то само собой.

Площади г. Санкт-Петербурга, , Permalink

Комментарии

  1. Дмитрий:

    Добавлю пару красивых фотографий Дворцовой площади.

    • Дмитрий, присылайте фото на нашу эл.почту rus-towns@yandex.ru (с указанием автора фографий и даты съёмки), разместим на этой странице. Дополнительно сообщаем, что на сайте размещаются фото размером не более 1280 пикс. по большой стороне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *