Фото 29.12.2012:
Храм святителя Николая в Кленниках
Адрес: г. Москва, ул. Маросейка, д. 5
Церковь Николы в Кленниках построена в 1657 году, колокольня — в 1748 году. Является памятником архитектуры и охраняется государством.
Храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках (по материалам книги "Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил."):
Ничто в этом храме на улице Маросейке не останавливает внимания проходящего мимо или случайно зашедшего внутрь человека: ни внешний вид, ни внутреннее убранство, ни богослужение. Архитектура самая обычная, храм простенький, маленький, каких в Москве великое множество, внутри тесный, с низкими сводами и потолком.
Зато сегодня в храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках очень крепкая приходская община, подобная той, что существовала при храме почти 100 лет назад. (Современная приходская община образовалась сразу же после того, как храм был возвращен верующим.)
Впервые на этом месте храм появился в 1468 году. Это была обетная деревянная церковь в честь Святого Симеона Дивногорца, построенная великим князем Иваном III в благодарность за то, что бушевавший в Москве сильный пожар не перекинулся на Кремль.
В 1657 году вместо деревянной церкви был возведен каменный храм в честь святителя Николая. В 1690 году в храме был надстроен верхний этаж и появился новый престол. Храм стал называться «Богородицы Казанская и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках».
В XVIII веке слово «Блинники» трансформировалось в «Кленники». «Кленники» — кленовый лес, роща. Название церкви говорит о том, что она находилась в кленовой роще или поблизости от нее. А возле ворот Китай-города когда-то торговали блинами. Так что в старину москвичи называли церковь Николая Чудотворца и «в Кленниках», и «в Блинниках».
В 1749 году была возведена колокольня храма и частично переделан фасад.
С1892 по 1923 год настоятелем храма был протоиерей Алексей Мечев — замечательный «московский батюшка».
Община храма в начале XX века являлась одной из самых больших и крепких в Москве. Многие из впервые пришедших в этот храм уже навсегда связывали с «московским батюшкой» всю свою духовную жизнь.
«Христианство есть прежде всего жизнь, и это мы превратили его только в одно учение», — часто говорил отец Алексей.
Большая Маросейская приходская община состояла из прихожан всех сословий, возрастов, профессий и национальностей. Каждый прихожанин этой церкви по-своему и в меру сил участвовал в жизни всей общины. Хотя община не располагала собственной больницей, но многочисленные профессора, врачи и сестры милосердия обслуживали больных, обращавшихся к отцу Алексею за помощью. Хотя не было при храме своей школы, ряд профессоров, писателей, педагогов, студентов и школьников делились своими знаниями с теми, кому нужно было помочь в учебе или в поступлении в университет. Не было при общине приюта, но всех обращавшихся в храм за помощью одевали, обували, кормили.
Члены Маросейской общины своей работой помогали отцу Алексею в деле «разгрузки» многочисленных страждущих, которые шли в храм за помощью каждый день. У общины не было никакой внешней организации, но это не мешало всем ее членам быть объединенными единым духом любви Христовой в деле оказания помощи обездоленным, калекам, нищим и больным.
Алексей Мечев умер от паралича сердца в 1923 году. На панихиду по отцу Алексею неожиданно для прихожан приехал патриарх Тихон, которого накануне выпустили из-под ареста. Толпа верующих забросала цветами и гроб священника, и патриарха.
Незадолго до смерти «московский батюшка» передал руководство приходом своему сыну — Сергею Мечеву. Вести приход ему было очень трудно. Он дважды сидел в лагере, чуть не умер от голода.
В 1932 году храм был закрыт, купола разобраны. В 1941 году отца Сергия Мечева арестовали по подозрению в шпионаже, мучили в тюрьме, затем расстреляли.
В 1990 году храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках был освящен и вскоре полностью восстановлен, в храме установили четыре иконостаса работы местных мастеров.
В 2000 году отец Алексей Мечев Архиерейским Собором был причислен к лику Святых. Священномученик Сергий также был канонизирован, и теперь прихожане вновь действующего старенького храма на Маросейке молятся двум своим Святым.
В сентябре 2001 года были обретены мощи отца Алексея. Торжественным крестным ходом, в котором участвовало около 8 000 человек, мощи были перенесены в храм «московского батюшки» на Маросейке.
Главный престол храма освящен в честь святителя Николая, приделы — в честь Казанской иконы Божией Матери, Всех Святых в земле Российской просиявших, праведного Алексия (Мечева), старца Московского и священномученика Сергия.
Святыни храма: Феодоровская икона Божией Матери, икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей, икона Всех Святых в земле Российской просиявших и икона праведного Алексия, старца Московского.
Кроме литургии в храме по средам совершается молебен с водосвятием перед Феодоровской иконой Божией Матери, в пятницу вечером — молебен Всем Святым в земле Российской просиявшим; по воскресным дням — молебен праведному Алексию и священномученику Сергию.
Московский батюшка Алексей Мечев
Будущий «московский батюшка» родился в семье регента Чудова монастыря и воспитывался под наблюдением митрополита Московского Филарета. Он закончил семинарию, женился, был рукоположен в дьякона, а потом в священника одной из самых маленьких церквей Москвы.
Батюшка Алексей Мечев пришел в храм Николая Чудотворца в 1893 году, когда ему было уже 34 года. Церковный приход был крайне бедным, и маленькая церковь почти всегда пустовала. Жил батюшка вместе с женой и детьми в развалившемся гнилом церковном доме, построенном над ямой, куда стекала вода со всего двора. Ко всему этому еще прибавилась серьезная хроническая болезнь горячо им любимой жены. Так что новому настоятелю храма годами приходилось ухаживать за неподвижно лежавшей женой, заботиться о своих детях и вместе с тем создавать жизнь прихода.
Нужна была огромная вера в свое дело и большая преданность долгу, чтобы ежедневно совершать богослужения (этого от настоятеля храма никто не требовал), которые батюшка проводил без всяких сокращений, в согласии с церковным Уставом.
Но жизнь в церковном приходе долгие годы не складывалась. В Москве в церковь ходить тогда было совсем не в моде. Однако батюшка продолжал служить в храме со всем усердием. Впоследствии он вспоминал: «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме. Один протоиерей говорил мне: „Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Зайду в храм — пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь“».
А батюшка Алексей каждое утро все звонил и звонил в колокола. Он приходил в храм к пяти утра, сам читал и пел заутреню, после которой начинал литургию. С вечера служил всенощную Святому, празднование которого совершалось на следующий день. «Мне хотелось дать Москве один храмик, где каждый верующий именинник при желании мог бы услышать в день своего Ангела величание своему Святому», — объяснял батюшка.
Дважды в неделю отец Алексей читал акафисты чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери (которая и сейчас находится в храме) и святителю Николаю Чудотворцу и каждый день служил панихиду. По воскресеньям и праздникам он обязательно читал проповеди. Во время проповедей и в беседах отец Алексей любил рассказывать жития Святых. И так у него получалось, что Святые в его рассказах казались совсем обыкновенными людьми, со своими слабостями и ошибками. Но из примеров их жизни он выбирал разные полезные практические советы. Свои проповеди батюшка говорил чрезвычайно просто и все время об одном и том же — о любви к Богу и к ближнему.
Параллельно с церковной службой отец Алексей вел работу в Обществе народного чтения, в рамках которого он читал для неграмотных по тюрьмам и столовым. Но и этого «московскому батюшке» казалось мало, он открыл в своей квартире церковную школу для беднейших детей своего прихода.
В 1902 году умерла жена отца Алексея. В страшном горе батюшка обратился за помощью к знаменитому священнику, в будущем канонизированному Святому, — отцу Иоанну Кронштадтскому. Но тот, вместо утешения, ответил: «Ты жалуешься и думаешь, что больше твоего горя нет на свете, так оно тебе тяжело. А ты будь с народом, войди в его горе, чужое горе возьми на себя — и тогда увидишь, что твое горе маленькое и легкое по сравнению с тем горем; тебе и легко станет».
С этого времени отец Алексей весь уходит в чужое горе, в чужие страдания. Он навсегда отказывается от своей личной жизни. «Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе», — многократно повторял батюшка впоследствии, опираясь на опыт собственной жизни.
Отец Алексей начал ходить проповедовать на Хитров рынок, где обитали нищие и воры. Вскоре в храме стали появляться люди, затем верующие пошли в храм толпами. Некоторые уже тогда понимали, что отец Алексей не совсем обычный священник, пусть и очень ревностный.
Теперь «московский батюшка» уже никогда не оставался один. С утра до позднего вечера он всего себя отдавал приходящим. Свою врожденную нежность к семье и к детям он теперь распространял на всех, кто стучался к нему.
И отец Алексей непременно помогал приходящим, которых становилось все больше и больше. Все, кто обращался к нему, чувствовали себя облегченными и обрадованными, несмотря на глубокое горе, которое и привело их к «московскому батюшке». Отец Алексей таинственным актом молитвы переносил их горе на себя, а несчастным и скорбящим передавал свою благодать и радость.
У батюшки был свой взгляд на духовную жизнь и на веру. Он сам простодушно признавался, что Бог даровал ему детскую веру, так что никакой его заслуги в этом нет. Каждый раз во время литургии батюшка плакал, он стеснялся этого, прятал лицо, но справиться с собой не мог и снова плакал.
До наших дней сохранилось множество воспоминаний о прозорливости отца Алексея. Например, когда долго не было известно — жив человек или погиб на фронте, — как в таком случае за него молиться, как за живого или как за усопшего? Но батюшка всегда верно отвечал — жив человек или нет, и никогда не ошибался. Отец Алексей нередко знал, что думает человек, но чаще всего он скрывал свой дар, желая, чтобы человек сам рассказал о своих грехах или о своих заслугах. По молитве «московского батюшки» происходило то, что многие называли чудом: больные получали физическое исцеление, после долгих месяцев поисков работы безработные за один день обретали ее, наилучшим образом устраивалась семейная жизнь. И всевозможных чудес, которые происходили с людьми после молитвенного ходатайства за них пред Богом «московского батюшки», не перечислить.