Москва. Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля
Адрес: г. Москва, Кремль, ул. Дворцовая, д. 1Б
Главный храм русских царей (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.»):
Почти три столетия главным храмом православной Руси являлся Успенский собор (собор Успения Божией Матери) в Московском Кремле.
В этом соборе венчались на царство все русские цари, начиная с Ивана IV Грозного. Сюда приходили помолиться, собираясь в военный поход, великие московские князья, а затем цари. В Успенском соборе избирались главы Русской православной церкви — митрополиты и патриархи. И здесь же они чаще всего и были захоронены (всего в соборе захоронено 19 православных митрополитов и патриархов).
Но после Октябрьской революции 1917 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, служба во всех кремлёвских соборах, и в том числе в Успенском, была запрещена. На Пасху 1918 года с особого разрешения В.И. Ленина в храме была совершена последняя церковная служба.
Прошли десятилетия, и в 1990 году Успенский собор в Кремле был возвращён Русской православной церкви, хотя в нём до сих пор сохраняется существовавший многие годы музей.
Успенскому собору более восьми веков. В глубокой древности (в конце XII века) на месте нынешнего Успенского собора русские мастера впервые срубили маленькую деревянную церковь. 145 лет спустя после основания церквушки московский князь Даниил построил на этом месте самое первое каменное строение Москвы — Успенский храм, названный так в честь церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы (окончания земной жизни Божией Матери).
Спустя годы московский князь Иван Калита (Иван I) возвёл здесь новое, более роскошное здание храма. Но к концу XV века выстроенный при Иване Калите храм так обветшал, что его стены пришлось подпирать брёвнами. Тогда великий московский князь Иван III — государь Московской Руси — повелел возвести на том же месте новый, невиданно огромный храм, по образцу Успенского собора в городе Владимире. Причём собор в Кремле должен был превосходить владимирский по высоте и ширине.
Возведение храма было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, которые в 1472 году начали строительство. Но через два года случилось несчастье — уже почти законченный собор внезапно рухнул. Причиной обрушения был слишком жидкий раствор, которым мастера скрепляли камни.
Тогда в столицу решено было пригласить знаменитого итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, которому поручили заново отстроить рухнувший собор, но непременно придерживаясь при строительстве традиций русского национального зодчества.
Зодчий Аристотель Фиораванти
Итальянский мастер из города Болоньи Аристотель Фиораванти был зодчим с большим практическим опытом. Ко времени отъезда из Италии ему было около 60 лет. У себя на родине он прославился как умелый литейщик, инженер и выдающийся архитектор. Фиораванти доставал тяжести со дна моря, выпрямлял покосившиеся колокольни и построил замок в Милане. Он даже передвинул высокую каменную башню, не разбирая её, на несколько десятков метров.
В 1475 году Фиораванти вместе с сыном Андреем и своим помощником Пьетро приехал в Москву. За строительство собора Фиораванти было положено огромное по тем временам жалованье — 10 рублей в месяц. А в ту пору на Московской Руси хороший боевой конь стоил 2-3 рубля и за 100 рублей можно было купить большое село с десятками крестьянских дворов.
Вскоре после прибытия в Москву Фиораванти отправился в путешествие по русским северным землям, знакомясь с архитектурой старинных соборов Владимира, Суздаля и Новгорода Великого. И, вернувшись в столицу, зодчий сразу же приступил к строительству собора.
Во время строительства Фиораванти использовал множество новшеств, которые затем прочно вошли в практику русского зодчества. Фундамент нового Успенского собора был сильно углублен, затем в землю были забиты дубовые сваи. Стены складывались из кирпича, а снаружи их облицовывали блоками из белого камня. И раствор для скрепления кирпичей и камней Фиораванти использовал особенно прочный.
После окончания строительства наружный вид собора удивил и поразил москвичей своей строгостью и величием. Храм о пяти золочёных куполах смотрелся «яко един камень». Все линии его были очень чёткие, а полукруглые завершения стен — закомары — казалось, будто вычерчены по циркулю.
Крестовые своды собора скрепили металлические связи (до Фиораванти на Руси использовались деревянные), это позволило сделать столбы внутри храма, поддерживающие кровлю, круглыми и тонкими, «подобно деревам». Таким образом получилось огромное, почти в 40 метров высотой, внутреннее пространство храма, освещённое двумя этажами окон.
Внутри Успенского собора
Строительство собора шло быстро и заняло меньше трёх лет. 12 августа 1479 года Успенский собор был освящён. Великий князь Иван III раздал в тот день нищим богатую милостыню, и целую неделю на княжеском дворе шёл пир горой.
Много раз собор изнутри расписывали лучшие иконописцы Руси, в том числе знаменитый Дионисий с учениками. Иконописец Дионисий в 1481 году расписал в соборе иконостас, который до нашего времени не сохранился. Наверняка он был прекрасным, так как летописец того времени записал: «Мняшеся на небесах стояти», то есть люди в соборе чувствовали себя словно на небесах от окружающей их красоты.
Уже в древности Успенский собор превратился в подлинную сокровищницу. В него были перенесены самые почитаемые иконы из присоединённых к Московскому государству городов. В соборе хранились редкие книги, множество драгоценных сосудов, золотые кресты и царские венцы, которыми государи венчались на царство. Также в соборе издавна находился Гвоздь Господень, которым, по церковному преданию, был прибит к кресту Иисус Христос, и до сих пор эта реликвия хранится в храме.
Многие столетия в соборе пребывала одна из главных святынь православной Руси — Владимирская икона Божией Матери, перевезённая в Москву в 1395 году из города Владимира.
В тот тяжёлый год татаро-монгольские полчища под предводительством полководца Тамерлана (Темир-Аксака) двинулись к Москве. Но как только Владимирская икона была доставлена в Москву, в тот же день «Темир… убояся и устрашися… и к Руси тыл показуеши, аки некими гонимы быша», — то есть он повернул восвояси, будто за ним кто-то гонится.
По церковному преданию эта чудотворная икона — защитница Москвы — была написана самим евангелистом Лукой (автором одного из четырёх Евангелий). Сейчас Владимирская икона Божией Матери под надёжной охраной находится в храме (примыкающем к Государственной Третьяковской галерее) святителя Николая Чудотворца в Толмачах.
В 1551 году при царе Иване Грозном резчики по дереву изготовили и установили в Успенском соборе «Мономахов трон» — это царское место, где во время богослужения сидели цари. Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя. Вверху, поддерживаемый фигурными столбиками, возвышается над троном резной шатёр.
С Успенским собором связаны и трагические страницы Отечественной войны 1812 года. Войдя в Москву, французы устроили в соборе конюшню. А перед бегством из Москвы они вывезли из собора многие тонны серебра и около 300 килограммов золота. Серебро у отступавших французов удалось отбить, и после окончания войны из него была отлита центральная люстра храма.
Подвиг Патриарха Гермогена
В Успенском соборе, в месте захоронения русских патриархов и митрополитов, покоятся мощи священномученика, патриарха Московского и всея Руси — Гермогена (Ермогена).
Будущий патриарх в миру служил в донских казаках и звали его Ермолаем. В 49 лет Ермолай стал священником одной из церквей города Казани. В 53 года он овдовел и постригся в монахи с именем Гермоген. Скоро он стал игуменом (настоятелем) казанского Спасо-Преображенского монастыря и в 1589 году — митрополитом города Казани.
Тогда было очень трудное, Смутное время для Московской Руси, которую постоянно осаждали польско-литовские захватчики. Вступив в патриарший сан в 1606 году, Гермоген много раз обращался к русским людям с призывом к восстанию против поляков, исповедующих католичество, чтобы защитить отечество и веру православную от захватчиков.
В конце 1610 года Гермоген разослал по российским городам многочисленные грамоты, в которых просил создавать в городах народные ополчения для освобождения Москвы от польского гарнизона, засевшего в Московском Кремле.
И во многом благодаря призыву патриарха Гермогена в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение под руководством гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Вскоре после создания ополчение двинулось на Москву.
Поляки, узнав о приближении народного ополчения, потребовали от Гермогена, чтобы тот написал грамоту, запрещавшую Минину и Пожарскому идти на Москву. Но патриарх Гермоген ответил полякам решительным отказом:
— Да будет ополченцам от Бога всякая милость! А на вас, захватчики родины, пусть изольется гнев Божий!
Тогда поляки заточили патриарха Гермогена в темницу и стали его морить голодом, надеясь, что патриарх скоро переменит своё решение. И много месяцев Гермогену давали лишь воду и очень редко маленький кусочек хлеба.
Восьмидесятилетний патриарх Гермоген умер от голода, но так и не согласился написать письмо против ополчения Минина и Пожарского (которое через восемь месяцев после гибели патриарха освободило Москву от поляков). Московский летописец тогда записал: «…И умре от глада в 1612 году февраля в 17 день…»
Успенский собор (по материалам книги «Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил.»):
Именно здесь, на Боровицком холме, некогда стояла крепость, давшая начало городу. Сохранившиеся до наших дней кремлёвские строения охватывают период с XV по XIX столетие, т.е. практически всю эпоху расцвета русской архитектуры. Почти все памятники XV-XVI вв. сосредоточены на Соборной площади в религиозном центре Москвы и «всея Руси» допетровской эпохи. Древнейший из них — Успенский собор.
Главный храм Москвы освятили в 1479 году (церковь — сперва деревянная, потом каменная — стояла здесь с XIII века). Глядя на Успенский собор, трудно поверить, что его строил иноземец. Воздвигая храм, А. Фиораванти отрешился от конструктивных форм итальянских соборов и сделал то, чего требовал царь: исконно русский пятиглавый собор, выдержанный в характерных архитектурных формах эпохи и в то же время в новом стиле.
Храм стоял внутри крепости, и мастер сознательно придал постройке характер крепостной твердыни. Это читается и в пропорциях, и в облицовке фасада, и в основательности цоколя, и в мощи глав, и в скромности декора здания. Никаких скульптур и живописных фрагментов, как на владимирских храмах, здесь нет. Только с запада смело пристроен торжественный вход-паперть по типу итальянского крыльца-лоджии (позже он был переделан в крытый подъезд-тамбур).
С первых лет своего существования Успенский собор стал главным храмом России. Именно здесь оглашали важные государственные акты и приносили присягу на верность новым государям, венчались на царство все русские цари и императоры. Здесь приняли православную веру герцог Гольштейн-Готторпский, впоследствии ставший императором Петром III, и принцесса Анхальт-Цербстская — Екатерина II. Здесь благословляли перед началом войны знамёна и назначенных полководцев, а потом торжествовали победу. В соборе избирались митрополиты и патриархи, он был также местом последнего упокоения московских первосвятителей.
Успенский собор (по материалам книги «500 мест Москвы, которые нужно увидеть / Автор-составитель В.В. Потапов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Мартин, 2016. — 464 с.: ил.»):
Главный алтарь России
На Соборной площади Кремля поднялся белый храм с пятью золотыми главами, редкий по своим гармоничным и строгим формам. Успенский собор (1479), построенный архитекторов А. Фиораванти, на протяжении столетий считался центральным храмом русского государства. Здесь до 1547 года венчались на царство великие князья, в XVI-XVII веках — цари, с XVIII века короновались императоры.
Успенский собор поражает грандиозностью и вместе с тем соразмерностью. Гладь белокаменных стен создаёт ощущение покоя и силы. Упругие силуэты куполов выражают уверенность и мощь, пояс накладных аркад на точёных столбах смягчает суровую простоту архитектуры и в то же время подчёркивает масштаб сооружения. Внутри четыре столба — не крестообразные и не квадратные, как в прежних храмах, а круглые. Пятиярусный иконостас придаёт пространству сходство с квадратным залом для торжественных церемоний. В древности, когда свет символизировал истину, Успенский собор был самым светлым из русских храмов. В 1482 году Успенский собор расписали «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня». В 1642-1643 годах собор был расписан заново группой мастеров под началом И. Паисеина. В пяти куполах, уподобляемых христианской символикой небу, размещены изображения Бога, в световых барабанах (цилиндрах с прорезанными в них окнами; на них ставятся купола) — архангелов, библейских праотцев и пророков. На сводах — сцены из жизни Христа. Два яруса росписей на северной и южной стенах отданы сценам из жития Богородицы, которой посвящён собор. На столбах — образы христианских мучеников, уподоблявшихся опорам церкви. Западная стена по традиции отдана Страшному суду. Не зря выдающийся художник В. Суриков, увидев собор Святого Марка в Венеции, решил, что Успенский собор «сановитее» — от него веет таящейся в нём, вобранной внутрь, вросшей в землю грозной богатырской силой, ждущей своего часа.
После революции реликвии Успенского собора были частично переданы в музеи, а остальное расхищено. Долгое время собор играл роль «этнографического заповедника». Но пришли иные времена, и снова в храме горят свечи: сейчас это кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси.
Москва, музей, православие, собор, храм
Добавить комментарий