Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы
Адрес: г. Москва, ул. Таганская, д. 58
Свято-Покровский «Матронушкин» монастырь (по материалам книги "Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил."):
В наши дни нескончаемым потоком идут православные верующие в Свято-Покровский женский монастырь к святым мощам блаженной старицы Матроны Московской. В народе ее ласково называют Матронушкой, и монастырь этот все знают не иначе как «Матронушкин».
Могила блаженной Матроны на Даниловском кладбище еще с начала 1990-х годов стала святым местом православной Москвы, к ней приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.
8 марта 1998 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены останки подвижницы благочестия XX века — блаженной старицы Матроны Московской. Гроб с частными останками Матроны был препровожден в Свято-Покровский женский монастырь.
Там, где сегодня стоит «Матронушкин» монастырь, несколько веков назад находилось кладбище для бездомных, утонувших, убитых, казненных, замерзших и всех других, умерших без церковного покаяния людей. Называлось это кладбище Божедомским.
В Смутное время сюда был привезен и зарыт труп лжецаря Лжедмитрия I (Григория Отрепьева). Вскоре труп таинственным образом исчез и был обнаружен на другом кладбище. После этого было решено его сжечь, как колдуна. После сожжения пеплом Лжедмитрия I зарядили пушку и выстрели в ту сторону, откуда самозваный царь пришел на Русь.
Покровский монастырь был основан у Покровской заставы как мужской, произошло это в 1655 году по постановлению царя Михаила Федоровича.
Но строительство монастыря началось двадцатью годами позже на так называемые «комнатные» деньги царя Алексея Михайловича, поэтому монастырь раньше назывался «комнатным». На месте обветшавшей кладбищенской Покровской церкви был выстроен соборный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, с приделами во имя апостолов Петра и Павла, Николая Чудотворца; Святого Ионы, митрополита Московского; преподобных Иллариона Великого и Нила Столобенского (в 1806 году храм был отстроен заново).
В 1682 году в монастыре был построен каменный храм во имя Всех Святых (перестроенный в 1798-м). После перестройки храм был переосвящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме). В 1799 году в монастыре поднялась трехъярусная колокольня в псевдоготическом стиле.
Многие века главным источником доходов Свято-Покровского монастыря являлось монастырское кладбище, где хоронили московское купечество, настоятелей и насельников московских и подмосковных монастырей, священников храмов, находившихся в центре города (погребения на кладбищах в тогдашней черте Москвы с 1771 года были запрещены).
Под Покровским храмом покоятся останки Грузинского митрополита Иона и архиепископа Пафнутия, здесь захоронены дети грузинского царя Георгия XII: Илия, Окропир, Ираклий; дочь Имеретинского царя Соломона — Дария.
Под Воскресенским собором захоронен митрополит Илиопольский и Ливанский Неофит.
Монастырь был закрыт в 1920 году, правда его храмы продолжали действовать до 1926-го. В конце 1920-х годов было уничтожено монастырское кладбище, его территорию занял Парк культуры и отдыха Ждановского района Москвы.
Свято-Покровский монастырь возродился в октябре 1995-го как женская обитель. Из всех монастырских строений до наших дней уцелели: храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Воскресения Словущего и первый корпус колокольни, которая сегодня полностью восстановлена.
В левом приделе Покровского собора находится главная монастырская святыня, почитаемая всей православной Россией, рака с мощами блаженной Матроны Московской. Ежедневно к ней тянется длинная очередь верующих и паломников, желающих приложиться к раке, многие приехали издалека. Очередь эта год от года становится все длиннее, сегодня Свято-Покровский монастырь является самым посещаемым монастырем Москвы.
На сегодняшний день засвидетельствовано великое множество чудесных исцелений, произошедших после того, как верующие приложились к мощам блаженной Матроны и попросили ее о помощи.
Вот лишь четыре записанных свидетельства, из многих тысяч существующих.
«Мой сын Дмитрий был болен неврозом и тиками. Лечились у врачей, но ничего не помогало. Помогла святая праведная блаженная Матрона.» Саблина Н.С.
«По молитвам святой праведной блаженной Матроны у меня прошла многолетняя головная боль.» Людмила.
«Я просила матушку Матрону помочь мне сдать сложный экзамен, необходимый для повышения квалификации в профессиональной сфере. Через два дня я сдала его легко и быстро, в отличие от моих коллег. Ни минуты не сомневаюсь, что это помощь Матронушки. Спасибо ей!» Татьяна.
Матрона Московская
Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Тульской губернии. Девочка была четвертым ребенком в семье благочестивых крестьян. Матрона была от рождения слепой, у нее вообще не было глаз, глазные впадины всегда были закрыты плотно сомкнутыми веками. Но Святая обладала удивительным внутренним зрением. Матрона впоследствии признавалась: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»
Матронушка являлась богоизбранной девочкой, и мать очень любила свое несчастное дитя. На груди девочки от рождения имелась выпуклость в форме креста — нерукотворный «нательный крестик». Когда девочке исполнилось шесть лет, мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — ответила тогда девочка.
О том, что родился непростой ребенок, первым догадался крестивший Матрону сельский священник — отец Василий. Когда во время крещения священник опустил ребенка в купель, над купелью поднялся столб благоухающего легкого дыма. Отец Василий чрезвычайно удивился и сказал: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят».
С малых лет Матрона очень любила церковь. Если девочки нигде не было видно, мать всегда знала, где ее искать, — в церкви. И, наверное, еще с раннего детства у Матроны появился дар непрерывной молитвы.
С семи-восьмилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Близкие начали замечать, что девочке известно, о чем думает человек, какие тайные грехи он совершил. И вскоре к ней стали ходить и ездить посетители из окрестных сел и деревень. Матрона читала над ними молитвы и многих исцеляла. Все приходившие получали от нее утешение в своих скорбях. Привозили к Матроне и лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.
На 17-м году жизни Матрона сама лишилась возможности ходить. У нее внезапно отнялись ноги и до конца своих дней она была «сидячей», это ее сидение продолжалось более пятидесяти лет.
Для церкви Успения Божией Матери, в которую Матрона ходила с малых лет, она просила написать икону Божией Матери «Взыскание погибших» и благословила соседских женщин собирать деньги на икону по деревням. Этот образ скоро стал главной святыней храма и прославился многими чудотворениями. Когда грянула революция, церковь была закрыта, икона «Взыскание погибших» оказалась у Матроны, и с этой иконой она не расставалась всю свою жизнь. Где бы Матрона в дальнейшем ни жила, если позволяли обстоятельства, у нее всегда было очень много икон.
Помощь, которую Матрона оказывала приходящим к ней больным и находящимся в трудных обстоятельствах, не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, народным целительством, экстрасенсорикой и магией. История православной церкви знает много примеров, когда не только священнослужители или монахи, но и живущие в миру праведники своей молитвой врачевали нуждающихся в помощи.
Днем блаженная Матрона принимала людей, а ночью молилась. Спать она никогда не укладывалась по-настоящему, лишь дремала. Так проходили годы. Матрона всегда предчувствовала приближение опасности. Она предвидела пожары, стихийные бедствия и значимые общественные события. Октябрьскую революцию 1917 года Матрона предсказала задолго до ее начала, как грядущее страшное бедствие: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».
В 1925 году Матрона перебралась в Москву, где жила до конца своих дней. Начались ее скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам. Она стала бездомной странницей. Множество раз Матрону хотели арестовать, но всегда она предвидела арест, чем спасала не только себя, но и приютивших ее хозяев.
Предвидела блаженная Матрона и Великую Отечественную войну 1941 года: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется… Народу много погибнет, но наш русский народ победит».
В Москве. великое множество православных верующих и неверующих людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями, как к последней надежде. И молитвенное служение старицы Матроны отвращало от гибели доверившихся ей людей и приводило ко спасению. С чем шли к Матронушке люди? С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства… И подавляющему большинству приходивших Матрона удивительным образом могла помочь, при этом она говорила: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает!»
До последних дней своей жизни она исповедовалась и причащалась у приходящих к ней священников. 2 мая 1952 года Матрона скончалась. Незадолго до смерти она сказала: «После моей смерти на могилку мою мало будут ходить… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу… Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
2 мая 1999 года состоялось давно ожидаемое событие: в лике Святых была прославлена блаженная старица Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова). И ныне нескончаемый поток людей со всех уголков России тянется в Свято-Покровскую обитель, чтобы поклониться пред мощам блаженной, веря в удивительную силу ее благодатного заступничества пред Богом. И удивительная помощь Бога в трудных обстоятельствах по молитвам к Матроне Московской (о которой год от года узнает все большее число людей) не прекращается.