Екатеринбург. Всесвятская церковь Ново-Тихвинского монастыря
Фото 12.06.2013:
Храм Всех Святых Ново-Тихвинского женского монастыря (1900 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Зелёная роща, д. 1В
Церковь Всех Святых (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Из всех монастырских построек, появившихся на территории Ново-Тихвинского монастыря во второй половине XIX — начале XX века, наибольший интерес и художественную ценность представляет Всесвятская церковь — редкий для архитектуры Екатеринбурга образец византийского стиля. Здание построено в 1900 году на средства купца М.И. Иванова в центре монастырской территории, к западу от Успенской церкви.
К западному фасаду храма в это же время была пристроена больница. Этот купольный храм, выстроенный на фундаментах разобранной Всесвятской часовни, унаследовал от неё тип объёмной композиции — триконх.
По объёмно-пространственной композиции церковь можно отнести к типу крестово-купольных храмов с обнажённым крестом. Кубический храмовый четверик увенчан двенадцатигранной ротондой со сферическим куполом. Примыкающие с востока, севера и юга ветви креста, пятигранники с неравными сторонами, перекрыты гранёными конхами.
Прямоугольная в плане западная ветвь креста перекрыта двускатной кровлей. К объёму западной ветви креста (притвору) примыкает двухэтажный переход, соединяющий церковь со зданием больницы. В северной стене перехода устроена дверь, ведущая с улицы в храм.
Фасады церкви выполнены из красного лицевого кирпича. Цоколь облицован блоками серого гранита. Металлическая кровля в начале XX века была окрашена в зелёный цвет (малахит). Купол венчали золочёные храмовые кресты на пьедесталах.
Фасадный декор церкви сдержан и восходит к византийским прототипам. С помощью фигурной кладки на глади стен создан лаконичный орнамент карнизов, тяг и наличников. Центр северного и южного фасада выделен полуциркульным окном, разделённым на три части вертикальными перемычками.
Оконные проёмы заглублены в арочную нишу. Их обрамляют четвертные и полуколонны с «кубоватыми» капителями и архивольты с сухариками. По низу подоконников выложен узор в виде зубчатого поребрика. На восточной грани апсиды помещена арочная ниша для храмовой иконы. Одинарные арочные окна, увенчанные кокошниками, освящают помещения алтаря и притвора.
Горизонтальные членения: цоколь, подоконная тяга, фриз из бегунцов и поребриков, карниз с сухариками — соединяют объёмы постройки в единое целое.
Поднимающиеся над уровнем карниза углы храмового четверика выделены приземистыми колоннами с кубоватыми капителями. Колонны этого же романско-византийского стиля попарно приставлены к 12 простенкам ротонды. Опирающиеся на колонны архивольты декорированы рёбрами, имитирующими византийскую полосатую кладку. Карниз ротонды, следуя ритму архивольт, имеет волнообразный силуэт.
Интерьер представляет собой единое пространство. Купол посредством парусов опирается на стены, образующие в плане форму равностороннего («греческого») креста. Опирающиеся на стены цилиндрические своды, завершающиеся гранёными конхами по торцам, окружают купол с четырёх сторон.
Всесвятская церковь Ново-Тихвинского монастыря — памятник архитектуры, относящийся к образцам так называемого «кирпичного» стиля.
Здание с планом в виде равноконечного креста — единственная центрическая постройка среди храмов города. Церковь отличается компактностью, сдержанностью в разработке фасадного убранства и немалой долей художественного вкуса. Решенное в «византийском» стиле, это сооружение в стилистическом отношении не связанно с другими зданиями монастыря, но в известной степени обогащает монастырский ансамбль.
Добавить комментарий