Екатеринбург. Вознесенский храм

Фото июнь 2013 г.:

Храм Вознесения Господня

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Клары Цеткин, д. 11

Вознесенская церковь, 1789-1792 гг. (1792-1818 гг.), архитекторы М.П. Малахов, К.Г. Турский, Н. Шулаев (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

Здание Вознесенской церкви стоит на одной из самых высоких точек Екатеринбурга, так называемой Вознесенской горке, в квартале улиц Карла Либкнехта (быв. Вознесенский пр.), Мамина-Сибиряка (быв. Водочная), Клары Цеткин (быв. Вознесенский пер.) и Шевченко.

Строительство каменной Вознесенской церкви началось в 1792 году, это одна из немногих хорошо сохранившихся культовых построек Екатеринбурга. Колокольня храма продолжает оставаться одной из главных вертикалей в силуэте северо-восточной части городского центра.

Объёмно-пространственная композиция церкви имеет подчёркнуто продольную ориентацию «кораблём» и относится к распространённому на Урале типу двухэтажных храмов.

К восточной стене храмового четверика примыкает полукруглая апсида. Объём западного притвора и двух нижних ярусов колокольни поглощены расширительными пристройками с четырьмя придельными храмами крытой папертью и двумя лестницами. В облике восточной части памятника преобладают черты петербургской архитектуры первой трети XVIII века. Западная часть церкви — пример эклектики второй половины XIX века.

Ведущей темой в оформлении фасадов являются соответствующие каждому ярусу рустованные пилястры. Барочного рисунка плоские наличники имеют такие детали, как пилястры, плоские аппликативные рамки, замковые камни и лучковые фронтоны.

Верхний ярус храмового четверика трактован как самостоятельный полуэтаж. Четверик завершает пологий четырёхгранный купол с восьмигранной луковичной главкой на барабане. Скошенные грани барабана украшают волюты и килевидные кокошники в русско-византийском стиле. Окрашенный в белый цвет штукатурный декор контрастно выделяется на голубом фоне стен. Формам декора храмовой части вторит оформление многоярусной колокольни. Лопатки и рустованные пилястры закрепляют раскрепованные или срезанные углы её четвериков. Завершение колокольни подобно завершению храмовой части — восьмигранная луковичная главка на барабане, окружённом кокошниками с раковинами у их основания.

Перестройка здания велась под руководством местных архитекторов Н. Шулаева и К. Турского с 1847 по 1890 год. Возведение пристроек значительно повлияло на композицию здания и создало некоторые несоответствия в деталях оформления старой (восточной) и новой (западной) части.

Фасадам кубовидной западной части церкви придано крупное трёхчастное членение посредством накладных килевидных арок и филёнчатых лопаток. В фасадные схемы, трактованные в «русско-византийском» стиле, помещён штукатурно-лепной декор, свойственный архитектуре классицизма. При этом, хотя западная часть здания и диссонирует с более старой восточной частью, ей нельзя отказать в оправданной для масштаба города монументальности и качестве исполнения лепных деталей. Основная часть церкви всё же не подверглась предполагавшейся в проекте глубокой реконструкции.

Не считая главок на колокольне и куполе, получивших непременную для русско-византийского стиля луковичную форму, а также кокошников, храмовый объём сохранил прежний облик с типичными для архитектуры барокко декоративными деталями.

Внутреннее пространство церкви расчленено на отдельные помещения, соединённые арочными проёмами и дверями.

В главном храме первого этажа уложен чугунный пол с рельефным рисунком. В остальных помещениях церкви полы деревянные.

Помещения первого этажа в основном перекрыты лотковыми сводами с распалубками над окнами. На лотках свода и в простенках фонаря сохранились фрагменты церковной живописи.

Характер внутреннего пространства второго этажа главного храма определяет сомкнутый свод, завершённый световым фонарём. Алтарная апсида перекрыта конхой с распалубками. Остальные помещения второго этажа имеют плоские перекрытия. Иконостасы и прочая церковная утварь выполнены в конце XX века.

Образец культового здания с использованием форм позднего барокко; приделы решены в «русско-византийском» стиле с отдельными элементами классицизма.

ГАСО ф. 25, оп. 2, д. 7652.

М.В. Голобородский

Храмы г. Екатеринбурга, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *