Екатеринбург. Успенский собор
Фото 16.06.2013:
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Кирова, д. 65
Церковь Успения Богородицы построена в 1831-1838 годах (архитектор М.П. Малахов), перестроена в 1887 году (архитектор А. Гартман). В 1912 году церкви присвоен соборный статус. Является объектом культурного наследия областного значения и охраняется государством.
Церковь Успения Богоматери, 1831-1838 гг., архитектор М.П. Малахов (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Церковь Успения Богоматери построена на месте деревянного храма с таким же наименованием в повышенной части рельефа, поднимающегося от реки Исети, и выше прибрежной части с постройками Верх-Исетского завода.
В XX веке подверглась полной реконструкции. Однако Успенская церковь и во второй половине XX века в силу своего местоположения продолжала играть значительную роль в предзаводской площади Верх-Исетского металлургического завода (ныне площадь Субботников), занимая её восточную сторону. Крупный объём церкви и узловое положение в застройке уравновешивает здание Дома культуры Верх-Исетского завода и доминирует в пространстве прилегающих кварталов, включая заводские корпуса, главную проходную и селитьбу.
Церковь создавалась по проекту М.П. Малахова. Была перестроена во второй половине XIX века в стиле эклектики. Однако к настоящему времени утрачены портики, колокольня, купол, четыре угловые главки, изменены фасады.
От первоначальной постройки сохранились фрагменты. Самый значительный из них барабан купола. Он прорезан 12 прямоугольными проёмами, которые оформлены пилястрами и сандриками. Подоконные плиты проёмов объединены профилированной тягой. Барабан завершает также профилированный карниз. Его фризовая часть украшена лепным орнаментом.
Другие фрагменты фасадов храма — детали оформления постаментов угловых главок — включены в южную и северную стены.
В плане церковь представляет собой прямоугольник» который охватывает квадратную храмовую часть и алтарь. Центр храма выделен четырьмя крестообразными опорами, несущими паруса, которые поддерживают барабан. Из интерьеров храма частично сохранилось оформление купольной ротонды. Её прямоугольные проёмы продолжены вниз световодами и по сторонам оформлены пилястрами с каннелюрами на пьедесталах.
Образец русского классицизма. Важнейшая постройка предзаводской площади Верх-Исетского завода XIX века.
Н.И. Бугаева
Добавить комментарий