Екатеринбург. Свято-Троицкий собор

Фото июнь 2013 г.:

Свято-Троицкий кафедральный собор (1-я пол. XIX в.)

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 57

Церковь Святой Троицы (Рязановская), первая половина XIX в. (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

Троицкая церковь, чаще именуемая Рязановской, была построена в юго-восточной части города на углу существовавшей тогда Сенной площади и Сибирского проспекта (ныне улица Куйбышева). Здание строилось с 1814 по 1854 год на средства главы екатеринбургской старообрядческой общины купца Я.М. Рязанова.

Один из значительных в городе памятников классицизма, церковь имеет трёхчастную композицию: колокольня, трапезная, сам храм с полукруглой апсидой. Над храмовой частью возвышается массивный барабан, увенчанный куполом с полукруглыми люкарнами. По углам четверика установлены малые декоративные купола.

Центр боковых фасадов храмовой части выделяют входные четырёхколонные портики ионического ордера с фронтонами. Люкарны в основании купола и кубикулы на его барабане вводят дополнительный масштаб, увязывая храм с окружающей застройкой. Главный западный вход устроен в основании колокольни и выделен на фасаде портиком с двумя пилястрами. Трёхъярусная колокольня увенчана куполом.

Объёмно-пространственная композиция здания начала развиваться из кубического объёма старообрядческого молельного дома. Автор проекта М.П. Малахов не только органично вписал новые архитектурные элементы в уже существующий объём дома, но и решил инженерную задачу передачи нагрузки от купола на стены. Массивные пилоны, стоящие по углам храмового четверика, пристроены изнутри к ранее выложенным стенам.

В интерьере паруса зрительно опираются на пилоны, но не являются конструктивным элементом. На самом деле опорное кольцо барабана поддерживают подпружные арки, работающие здесь, как тромпы. Таким способом решена возникшая в процессе изменения архитектурной идеи задача перекрытия куполом прежде построенного молельного дома.

Построенная в 1850-1854 годах архитектором К.Г. Турским колокольня «…не производит резкого диссонанса, но носит следы уже упадка николаевского времени, наивна разделка такого крупного сооружения филёнками.

Совсем худосочен портик входа из пилястр». Выполненные согласно последнему проекту боковые главки, так же, как и детали колокольни, несколько мелки по сравнению с величественным барабаном центрального купола.

В результате приспособления церкви под клуб в 1930-е годы памятник утратил купола и два верхних яруса колокольни. Существующие купольные завершения храма и колокольни, а также новая, не соответствующая масштабу храма алтарная апсида — результат некорректной реставрации и реконструкции памятника, проводившейся в 1990-е годы.

В интерьере здания зал трапезной перекрыт плоским подшивным потолком, закрытым в конце XX века ложным коробовым сводом.

В самом храме сферический купол на декоративных парусах прорезан высокими окнами и ярусом люкарн. Украшающая интерьеры церкви утварь выполнена в конце XX — начале XXI веков.

Характерный образец культовой архитектуры русского классицизма первой половины XIX века.

ГАСО, ф. 24, оп. 12, д. 2736, л. 253; ГАСО ф. 25, оп. 2, д. 7656; Бабыкин К.Т. Архитектура старого Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет. — Екатеринбург, 1923 г. С. 160; О постройке старообрядческой церкви в Екатеринбурге. РГИА, Канцелярия оберпрокурора Синода: ф. 796, оп. 38, д. 533, 1803 г.; О постройке колокольни к Свято-Троицкой единоверческой церкви г. Екатеринбурга по проекту архитектора Турского 1855 г.

M.B. Голобородский

Храмы г. Екатеринбурга, , , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *