Екатеринбург. Крестовоздвиженский храм
Фото 14.06.2013:
Храм Воздвижения Креста Господня (1870-1880-е гг.)
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Карла Маркса, д. 31
Церковь Воздвижения Креста Господня, 1870-1880-е гг. (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Здание Крестовоздвиженской церкви находится в юго-восточной части города, на перекрёстке улиц Луначарского (быв. Васенцовская) и Карла Маркса (быв. Крестовоздвиженская). Архитектура постройки — пример храмов периода эклектики.
Церковь построена в 1880 году на средства купцов В.В. Кривцова и С.Г. Новикова для детского убежища Екатеринбургского городского благотворительного общества. Руководил строительством храма городской архитектор М.Л. Реутов.
После закрытия церкви в 1930 году здание использовалось как клуб, вольер зоопарка, слесарная и скульптурная мастерская. В это время памятник утратил купол, паперть и колокольню.
После возвращения в 1993 году храма Русской православной церкви проведён ремонт фасадов и восстановлен купол.
Подчиняясь строчной застройке улицы, храмовый четверик с полукруглой апсидой, трапезная и нижний ярус колокольни составляли единый объём, подведённый под общий карниз, раскрепованный над храмовым четвериком фронтоном.
Доминантой композиции церкви является купол на высоком гранёном световом барабане, завершённом луковичной главкой. Три восьмигранных яруса колокольни завершал шпиль.
Западный вход в церковь выделяла крытая паперть. Фасады церкви имеют лаконичное, строгое решение, но в рисунке декора одновременно прослеживаются стилизованные мотивы допетровской архитектуры XVII века, элементы угасающего классицизма и кокошники русско-византийского стиля.
Стены прорезает ярус высоких арочных окон с наличниками, завершёнными раскрепованными фронтончиками на манер «московского барокко». Восьмериковые ярусы звона воспроизводят образцы колоколен XVII века.
О приёмах угасшего к 1870-м годам классицизма в облике храма напоминают: простота объёмной композиции, треугольные фронтоны, филёнчатые лопатки на фасадах, а также шпиль над колокольней. В интерьере трапезная, собственно храм и алтарь образуют единое, хорошо освещённое пространство. Купол и световой барабан раскрываются в храмовое пространство.
Образец храмовой постройки конца XIX века с использованием в убранстве стилизованных мотивов древнерусской архитектуры.
М.В. Голобородский
Добавить комментарий